Форум » Интернет-журнал "Эйдос" » Существует ли дополнительное образование? » Ответить

Существует ли дополнительное образование?

eidos: Продолжение дискуссии по проблеме обозначенной в заметке А.В.Хуторского - http://khutorskoy.ru/be/2006/0313/index.htm

Ответов - 31

Хуторской А.В.: - Вот это всё должны все ученики усвоить! Это главное, что им надо дать. Стандарты, короче. Пусть все учат. И потом проверим! - А как же с их желаниями, может они чего другого хотят? Как бы не забунтовали. Может чего-нибудь им позволим по собственному желанию изучать? - Ну, ладно. Давайте им сделаем дополнительно что-нибудь. Пусть кроме обязательного, ещё кто что хочет изучает. Но главное - все должны усвоить то, что положено. Такой или примерно такой разговор мне представляется в стенах нашего недалёкого (во времени) Минобра, когда было предложено разделить школьное образование на основное (общее) и дополнительное. С 1992 года в Законе "Об образовании" написано, что в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Что есть основное, а что дополнительное? Вот это и есть главный вопрос. За ужином выяснял сегодня с дочерью-шестиклассницей специфику действующего календаря. Почему в измерении времени у нас действует 12-ричная система, а в измерении расстояния 10-ричная. Чем Юлианский календарь отличается от Григорианского. Книжки пришлось доставать, читать про календари и про время. Откуда пошли названия месяцев, дней недели (воскресения назывались раньше "неделя", потому что в этот день нет дел; январь - от бога Януса и т.д.) Даже самому интересно стало. В конце разговора, как водится, рефлексия. Спрашиваю у Насти: что из всего этого ты считаешь важным? Чем это отличается от того, что в школе на уроках изучается? Так вот ответ её такой: конечно узнала-разобралась она со многим новым и интересным, на уроках этого нет. Но в школе, она считает, изучается главное, а здесь вот за ужином, дополнительное. Вот это да! Время (а ещё пространство, движение) я всегда считал основным и главным в познании мира. И если этим вещам не уделяют в школе достаточного внимания, это не значит, что они дополнительные. Но, попробуй переубеди современную школьницу! Днём в Институте содержания и методов обучения РАО слушал выступление главного специалиста в области дополнительного образования - Владимира Акимовича Горского. Доктор педагогических наук, действительно специалист в этой области. И говорил он о необходимости выбора учениками программ, индивидуальных маршрутов, о приоритете любви, красоты, свободы, о многом другом, что мне лично близко и понятно. Но вот в самом начале он дал определение, что дополнительное образование, это всё то, что не входит в образовательные стандарты. А если я хочу дополнительно изучать мою любимую математику, или сочинения писать про "луч света в тёмном царстве", получается, что я не могу делать это в свободное время и вне школьных стен и уроков?! Да и как можно отделить в человеке составляющие его образования: "вот здесь у меня алгебра, а здесь - искусство, здесь основное образование, а здесь - дополнительное"? Человек един, и образование его общее. Все эти разделения на предметы, на основное и дополнительное - механицизм чистой воды. Внесли его в отечественное образование "инженера", для которых человек - устройство из шестерёнок, а не сложное био-социо-культурное существо...

Хуторской А.В.: Возвращаясь к докладу, обнаруживаю, что дополнительное образование докладчик понимает как некую отдушину от излишне регламентированного стандартами общего образования. Но почему так? Почему нельзя всё образование сделать таким, чтобы ученик выбирал, радовался и всегда делал своё любимое и основное для него дело? Учился бы тем главностям, которые он и его учителя обозначали бы таковыми? Тем более, что прецеденты такие - переноса "дополнительного" в основную школу - имеются. В этот же день Ната Борисовна Крылова принесла мне авторский экземпляр "Новых ценностей образования", в которых опубликован Тезаурус этих самых ценностей. Первое издание такого тезауруса было 10 лет назад. В новом Тезаурусе две моих статьи "Деятельностное содержание образования" и "Эвристическая деятельность". Но ещё в сборнике есть статьи памяти М.Балабана - автора "Школы-парка" - уникальной образовательной системы, в которой ученики занимаются в разновозрастных студиях, выбирая себе уроки и учителей. Чем Балабан отличается от Горского? - такой вопрос я сформулировал в своём выступлении после доклада Владимира Акимовича. А тем, что М.Балабан разработал человекосообразную систему образования и предложил сделать её основной. А Владимир Акимович, который исповедует не менее важные принципы, довольствуется малым - отведённым ему Минобразом дополнительным местом (почти приставным стулом). Что делать? - учат нас спрашивать классики. А делать нужно вот что: понять, что ученик (человек) - един, поэтому нужно объединить общее и дополнительное его образование. Выделить в этом образовании субъективно и объективно главное, помочь ученику выстраивать индивидуальный маршрут с помощью разных средств и возможностей. Именно это и считать главной задачей федерального компонента общего среднего образования, а не отбрасывать личные предпочтения учеников и учителей в дополнительно-необязательную добавку.

В.А.Горский: Уважаемый Андрей Викторович! Открою вам большой секрет. "Дополнительное образование" как социально-педагогическое явление существует уже более трехсот лет. Возникло оно в Англии и много позже сложилось в России. Здесь оно стало называться "внешкольным образованием", "внешкольной работой", "внеклассной работой" и т.п. Известен также термин "параллельное образование". О значение внешкольной работы можно прочитать в речах и статьях А.В.Луначарского, Н.К.Крупской и др. Попытки переноса "достижений" внешкольной работы в школу предпринимались неоднократно и в 20-е годы, и в 50-е. Последний (перед Вашим) "наезд" был осуществлен 60-70 е годы под лозунгом "Школа - центр" (имелось ввиду центр всех видов деятельности и всех видов воспитания) и окончился как и все предыдущие ничем. Дополнительное образование развивается не потому, что есть люди согласные "на приставной стул", а скорее потому и для того, чтобы оградить нашу многострадальную основную школу от революционеров - анархистов и безответственных "экспериментаторов". В сфере дополнительного образования мы имеем дело с "продвинутыми добровольцами" (обучающие и обучающиеся), с волонтерами, пришедшими из различных отраслей науки, культуры, производства и т.п. Эти добрые, порядочные люди, охваченные жгучим желанием передать свою увлеченность реальным делом детям. Опираются в основном на личный опыт "проб и ошибок". "Педагогические находки" этих людей иногда становятся достоянием широкой педагогической практики, но их уникальный опыт бывает крайне затруднителен для воспроизведения и тиражирования в массовой школе. В этом плане сферу дополнительного образования конечно можно рассматривать как полигон для испытаний самых фантастических форм, методов, технологий. Но есть и другое соображение. Уважаемый Андрей Викторович, Вам нравится, когда Вам навязывают не всегда достаточно обоснованные позиции и неважно от кого они исходят? Мне нет. Я хочу, чтобы мои наиболее творческие коллеги не сталкивали нашу традиционную общеобразовательную школу в "зону риска", а проверяли, отрабатывали свои подходы с такими же увлеченными добровольцами в условиях "свободы, любви и красоты", т.е. в активно и достаточно продуктивно развивающейся сфере дополнительного образования. Продукты этой деятельности можно передавать (или продавать) не только российским педагогам, но и всем другим участникам рынка образовательных услуг. Повышенный спрос на эти продукты и является показателем их зрелой пригодности. Посмотрите на сайты, где ключевые слова "техническое творчество". Число обращений - миллионы. Сегодня в сфере дополнительного образования успешно реализуют свои интересы более 30% учащихся школ. И тенденция к росту.


Хуторской А.В.: Добрый день, Владимир Акимович! Спасибо за отклик. Но позволю себе заметить, что в своих заметках я не совершал "наезд" на дополнительное образование. Наоборот! Принципы свободы выбора, учёт индивидуальности ученика и другие принципы дополнительного образования я считаю гуманными, личностно-ориентированными и прогрессивными. А вот критически я отнёсся к основному (общему) образованию, от которого отделили ученика с его потребностями и передали его в область "необязательной отдушины". В результате произошла подмена - главное - т.е. личностный смысл ученика - перенесён в область дополнительного образования, а за основным общим образованием закрепили то, что кому-то (но не ученику!) представляется обязательным, т.е. стандарты. Проблема состоит в том, что сам факт наличия дополнительного образования является неопровержимым доказательством государственного признания отчуждения общего среднего образования от нужд ученика! И тот факт, что к этому "приложили руку" А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и др., только подтверждает серьёзность проблемы. Теперь задумайтесь о термине "внешкольное образование" (у Вас даже издаётся, насколько я помню, журнал с названием "Внешкольник"). Что означает эта приставка "вне"? Она как раз и подчёркивает противоположность, альтернативность, отчужденность образования от школы. Почти как у Гекльберри Финна: "Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию!". Представьте, что аналогичные термины появились в других сферах, что бы тогда они означали: - "внеклассное образование" - образование вне стен класса (тогда зачем нужны классы?) - "внесемейное образование" - образование вне семьи, сиротское, ущербное; - "внекультурное образование" - бескультурное; - "вненаучное образование" - лишенное научных основ, околонаучное; - "внечеловеческое образование" - античеловеческое, звериное. Вам нравится такое содержание терминов? Мне нет. Поэтому я и ставлю вопрос о необходимости этого самого дополнительного, внешкольного понимания образования. И предлагаю школе - основному образовательному институту - заняться, наконец, действительно основным образованием детей, а не вынуждать их как Гека Финна проходить реальные университеты на стороне. Другое дело, сможет ли школа приблизиться к ученику настолько, насколько это происходит в Домах творчества, клубах и кружках? В этом большая проблема. Но я считаю, вслед за классиками, что поставить проблему - это значит наполовину решить её. И мы здесь не одиноки. Слава Богу, в истории, да и современности есть люди и процессы, которые именно в общей основной школе пытаются делать то, что система дополнительного образования уже давно и успешно решает. Моё предложение - не довольствоваться приставным стулом, а понять миссию дополнительного образования как рычага для переустройства основного. Само дополнительное образование при этом будет изменено, может быть кардинально. Но именно в этом я вижу его роль - вместо "бедной родственницы" стать основным в образовании.

Трусова Н.П.: Хуторской А.В. пишет: Теперь задумайтесь о термине "внешкольное образование" (у Вас даже издаётся, насколько я помню, журнал с названием "Внешкольник"). Что означает эта приставка "вне"? Она как раз и подчёркивает противоположность, альтернативность, отчужденность образования от школы. Почти как у Гекльберри Финна: "Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию!". Представьте, что аналогичные термины появились в других сферах, что бы тогда они означали: - "внеклассное образование" - образование вне стен класса (тогда зачем нужны классы?) - "внесемейное образование" - образование вне семьи, сиротское, ущербное; - "внекультурное образование" - бескультурное; - "вненаучное образование" - лишенное научных основ, околонаучное; - "внечеловеческое образование" - античеловеческое, звериное. Вам нравится такое содержание терминов? Мне нет Работая на данном форуме я начинаю задумываться над таким сочетанием как "внеклассное образование" и другими терминами приведенными выше. Я всегда была сторонницей общего образования и дополнительного, но на данный момент я начинаю сомневаться в этом.

Просвирнина Т.Н.: Хуторской А.В. пишет: Другое дело, сможет ли школа приблизиться к ученику настолько, насколько это происходит в Домах творчества, клубах и кружках? В этом большая проблема. Пытаемся соответствовать через создание школьной организации, ученического самоуправления. Пока, понятно, не все получается. Но на контакт дети идут , и это обнадёживает. Появляются продукты совместной и чисто ученической (трудно даже определить границы) деятельности в виде школьной газеты, сайта.

Л.З.Сидорова: Уважаемые коллеги! Действительно, проблема дополнительного образования сейчас волнует многих. В реальной практике, подчас, начинается невидимое и достаточно жесткое противостояние школы и учреждений дополнительного образования. В его основе убеждение первых - учителей школ в том, что обучающийся должен в первую очередь, хорошо учиться и лишь затем, при условии хорошей учебы, реализовывать себя вне занятий. С другой стороны - от руководителей внешкольных объединений исходит твердая уверенность , что именно их сфера дополнительного образования закладывает основы для успешной самореализации подростка в жизни. Печально, но участником данного противостояния порой становится и ребенок, определивший для себя, с учетом своих посылов и возможностей, приоритеты добротного образования или творческой самореализации. Как следствие, идет отток учащихся из школ, снижение порога познавательной активности, нежелание осваивать трудоемкие, на их взгляд, способы деятельности и др. При этом, с переходом дополнительного образования на самоокупаемость, из-за недостатка средств, ребят теряют и Дворцы творчества детей и молодежи. Андрей Викторович! Вы действительно правы, что ситуация должна меняться. Основное и дополнительное образование, школы и учреждения дополнительного образования должно взаимодополнять и взаимообогащать друг друга. В связи с этим, как мне кажется, педагоги данных образовательных сфер должны вновь обратиться к понятию "педагогическое сообщество" и вместе, исходя из ценностных ориентиров, потребностей, посылов каждого ученика помочь ему выстроить и реализовать сквозную образовательную траекторию, позволяющую каждому с учетом своих возможностей осознать, что успешным можно быть и в учебе, и в творчестве. Весь вопрос в нас, педагогах и нашей разобщенности, нашей "борьбе" за ученика.

Литвина Т.Ю.: Л.З.Сидорова пишет: Основное и дополнительное образование, школы и учреждения дополнительного образования должно взаимодополнять и взаимообогащать друг друга. В этом плане иеальный вариант школа односменка , когда в первую смену ребёнок получает знания ,а в вовторую- его родное школьное здание превращается в клуб, центр детского творчества. Но опять же возникает вопрос где взять специалистов и из каких фондов вести оплату педагогам дополнительного образования, работающим в школе?

Просвирнина Т.Н.: Литвина Т.Ю. пишет: В этом плане иеальный вариант школа односменка , когда в первую смену ребёнок получает знания ,а в во вторую- его родное школьное здание превращается в клуб, центр детского творчества. Это, так называемый, идеальный вариант, о котором мечтают все учителя школ, работающих в две смены. Часто шутим по поводу существования третьей смены, во время которой проводим репетиции, дополнительные занятия. Дети получают истинное удовольствие от такого неформального общения, когда учитель смотрит не на часы, а в глаза ребёнку.

Просвирнина Т.Н.: Литвина Т.Ю. пишет: Но опять же возникает вопрос где взять специалистов и из каких фондов вести оплату педагогам дополнительного образования, работающим в школе? Наш ЦДО пошел уже известным путем и предложил педагогам, имеющим желание, идеи и, самое главное, контакт с детьми, часы из своих "золотых" фондов. Таким образом, создав программу работы Пресс-центра, я имею возможность не на голом энтузиазме проводить занятия, а в качестве педагога дополнительного образования, что меня несказанно радует.

Горский В.А.: Цель = ЗУН для Д, которая когда то будет в будущей жизни (это основное образование) + Цель = Деятельность + Рефлексия + ЗУН + Мастерство + Способности + Ценности (это доп. образование) ________________________________________________________________ ПОЛНОТА и ЦЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Из вышеприведенного можно понять, что нет противостояния, но есть дополненность одного другим и без этого полнота и цельность образования остаются в рамках гос. стандартов. С уважением В.Горский

Журавлева Ольга: Уважаемые коллеги! Мне кажется, вопорсы обсуждения "взимопроникновения" дополнительного и общего образования в общих масштабах нашей системы образования несколько затереотизированы. Ситуация с дополнительным образованием только начинает выходить из подполья. Относительно недавно начали вести речь об образовательных программах в сфере дополнительного образования, а сколько педагогов доп. образования на сегодняшний день их реально могут создать, особенно так называемой "старой закалки"? Только - только начали "разводить" понятия форм доп. образования с учетом профильности - предпрофильности, индивидуальных маршрутов.Нам бы. практикам из школы, запросы местного сообщества в дополнительных услугах удовлетворить, кадры найти под эти запросы (нет на сегодняшний день хорошей практики работы со специалистами в этой области), а мы - о глубине содержания! Самое главное для нас сегодня, чтобы ребенок смог найти (с нашей, может быть, помощью) ту нишу, где он смог бы стать успешным и самореализовался, а общее или дополнительное образование, или симбиоз... Может, я не права?

Пономарева И.Н.: Журавлева Ольга пишет: Самое главное для нас сегодня, чтобы ребенок смог найти (с нашей, может быть, помощью) ту нишу, где он смог бы стать успешным и самореализовался, а общее или дополнительное образование, или симбиоз... Пример из практики: Ученик увлечен математикой. Получает и общее, и дополнительное математическое образование: Летом учится в ЛМШ (летней математической школе), участвует активно в Турнирах, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Он определился с выбором своего пути, знает, кем станет, имеет навыки исследовательской работы на высоком уровне. Казалось бы, что еще желать? Но нет, не все хорошо.У него большие проблемы в школе по биологии, химии. Общее образование мешает самореализовываться.

Хисаметдинов А.А: Журавлева Ольга пишет: Относительно недавно начали вести речь об образовательных программах в сфере дополнительного образования, а сколько педагогов доп. образования на сегодняшний день их реально могут создать, особенно так называемой "старой закалки"? Только - только начали "разводить" понятия форм доп. образования с учетом профильности - предпрофильности, индивидуальных маршрутов.Нам бы. практикам из школы, запросы местного сообщества в дополнительных услугах удовлетворить, кадры найти под эти запросы (нет на сегодняшний день хорошей практики работы со специалистами в этой области), а мы - о глубине содержания! Самое главное для нас сегодня, чтобы ребенок смог найти (с нашей, может быть, помощью) ту нишу, где он смог бы стать успешным и самореализовался, а общее или дополнительное образование, или симбиоз... Может, я не права? Безусловно Вы правы! Вы подняли очень интересную тему, думаю что многие учителя Ваше мнение поддержат (как и я впрочем). Однако "затеоретизированность" является предпосылкой к проведению эксперимента и внедрению в практику в случае успешной апробации. Все нормально!

Прокудина В.М.: Дополнительное образование сегодня - это необходимая ступень в формировании всесторонне развитой личности. Я считаю, что к дополнительному образованию нужно относить не только дополнительные уроки, элективные курсы, факультативы, но и самообразование тоже является дополнительным образованием для каждого из нас, втом числе и для наших учащихся. А возможностей получить дополнительное образование сегодня очень мног, возьмите, например, наш конкурс. Это ли не стартовая площадка для реализации новых замыслов?!

Просвирнина Т.Н.: Хуторской А.В. пишет: Да и как можно отделить в человеке составляющие его образования: "вот здесь у меня алгебра, а здесь - искусство, здесь основное образование, а здесь - дополнительное"? Человек един, и образование его общее. Все эти разделения на предметы, на основное и дополнительное - механицизм чистой воды. Прокудина В.М. пишет: Дополнительное образование сегодня - это необходимая ступень в формировании всесторонне развитой личности. Именно поэтому последнее время ведутся разговоры (к сожалению, процесс находится пока именно на этой стадии) о создании единого образовательного пространства в виде сети образовательных учреждений, объединенных одной целью: школ, центров дополнительного образования, Домов творчества и т.д. Что должно создать необходимую образовательную среду для всестороннего развития ребёнка.

Алтухова Е.В.: Дополнительное образование на то и дополнительное, чтобы восполнить недостатки общего образование. И речь не о том. что общее образование не достаточно. просто разным детям нужны дополнительные занятия из разных областей. Мы каждый год проводим презентацию дополнительных занятий. И вот что интересно, в этом году оказались востребованными курсы, имеющие отношение к области "Технология" (например, "Художественная обработка древесины", "Создание имиджа", "Деловой стиль одежды", "Основы кулинарии" и др.) Наверное это очень значимо и интересно для детей, а общее образование не может удовлетворить эту потребность. Кстати введение в общее образование начальной профессиональной подготовки частично решает данную проблему.

Макарова Л.П.: Перспективность дополнительного образования уже в том,что оно обеспечивает дифференциацию процесса обучения,снимает многие проблемы и противоречия,возникающие неизбежно в условиях классно-урочной системы,которая всегда ориентируется на среднего ученика.средний темп обучения.ДО позволяет создать такие условия,при которых стало бы возможным развитие фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка,т.е.индивидуальный подход в обучении.Мы ,предлагая выбор курсов,не можем повлиять на него,но мы помогаем формированию компетенции выбора.ДО в этом направлении перспективнее многого другого.

Полищук С.Г.: ДОбрый день! Макарова Л.П. пишет: Перспективность дополнительного образования уже в том,что оно обеспечивает дифференциацию процесса обучения,снимает многие проблемы и противоречия,возникающие неизбежно в условиях классно-урочной системы,которая всегда ориентируется на среднего ученика.средний темп обучения.ДО позволяет создать такие условия,при которых стало бы возможным развитие фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка,т.е.индивидуальный подход в обучении.Мы ,предлагая выбор курсов,не можем повлиять на него,но мы помогаем формированию компетенции выбора.ДО в этом направлении перспективнее многого другого. Кроме того, ученики, занимающиеся не только в сфере основного, но и в дополнительном образовании, заметно активнее на уроках. У нас в корпусе существует достаточно много направлений дополнительного образования, а в 10-11 классах в доп. образование включены еще и водительские курсы, дети получают права. И это наряду с основным. С другой стороны, в некоторых нарправленях дополнительного образования просто необходимы ЗУН основного, там они углубляются и дополняются, соответственно, стимулируется познавательная потребность в осноном образовании.

Бондаренко Ю.А: Я не против дополнительного образования, но не в таком виде какое оно существует сейчас. Учреждения дополнительного образования рассылают свои конкурсы и др. в учреждения основного образования, требуя при помощи районных отделов образования их обязательного исполнения. А смысл такой дополнительности?

Кочкина Е.К.: Бондаренко Ю.А пишет: Я не против дополнительного образования, но не в таком виде какое оно существует сейчас. Учреждения дополнительного образования рассылают свои конкурсы и др. в учреждения основного образования, требуя при помощи районных отделов образования их обязательного исполнения. А смысл такой дополнительности? Кстати будет сказано, что учреждения дополнительного образования находятся так же, как и учреждения основного образования под крылом (в подчинении) районных отделов образования, и по большому счёту без стимулирования процесса сверху ряд мероприятий обречены на провал. Причина проста - администрация учреждения основного образования, да и педагоги, считают, не посоветовавшись с учащимися, что эти мероприятия дополнительного образования не интересны подрастающему поаолению.

Юлия Бондаренко : Кочкина Е.К. пишет: Причина проста - администрация учреждения основного образования, да и педагоги, считают, не посоветовавшись с учащимися, что эти мероприятия дополнительного образования не интересны подрастающему поаолению. У меня возникла интересная мысль в процессе чтения форума: должна быть такая часть дополнительного образования, которая бы осуществлялась при помощи ДО, совершенно добровольно, но при полном одобрении со стороны традиционного основного образования. Без допполнительного образования невозможно развить индивидуальные способности. То доп.образование которое сейчас существует, как правило, жалкая пародия внеклассной воспитательной работы. Нужен новый путь.

Кинцель А.Е.: Бондаренко Ю.А пишет: Я не против дополнительного образования, но не в таком виде какое оно существует сейчас. Учреждения дополнительного образования рассылают свои конкурсы и др. в учреждения основного образования, требуя при помощи районных отделов образования их обязательного исполнения. А смысл такой дополнительности? Причем это не только во время учебного года, но и на всех каникулах, в том числе и на летних. И попробуй не выполни. А страдают от этого и ученики и учителя. По-моему, процентов 25 учебного времени уходит на подготовку смотров, конкурсах Дома десткого творчества, всевозможных концертов и т.д. И часто на одном уроке приходится проходить по 2-3 темы, чтобы не остать от планирования и выполнить программу за год. Все это очень хорошо, но если учиться, так учиться, танцевать - значит танцевать. Одно другому мешать не должно. Представьте в нас по окончании школы ученик придет на Единое национальное тестирование и скажет: "А я во время этой темы на уроках не был, готовился к конкурсу"?

Ярцев В. А.: Создается впечатление, что спор лишь в области терминологии, так как все сходятся во мнении, что нужна индивидуальный маршрут. Но в основном образовании, без дополнительного, выстроить его, на мой взгляд, труднее. О том, что на уроках по разным предметам дается много материала, не нужного для всех, часто говорят учителя, побывавшие на уроках не по своему профилю. В ответ на пример с календарем, который приводит уважаемый Андрей Викторович, можно сказать: - В мире еще много всего интересного. Так что, теперь все, что интересно, добавлять в основное образование?

Назарова С.Н.: Ярцев В. А. пишет: современности есть люди и процессы, которые именно в общей основной школе пытаются делать то, что система дополнительного образования уже давно и успешно решает. Хочу привести пример сочетания основного и дополнительного образования в одном ОУ. В лицее, где я работаю, такая модель образования реализуется уже 15 лет. Преподаватели лицея проводят занятия развивающего общения с ребятами 4-6 лет, которые поступают затем в 1-й класс. На профильных отделениях лицея ученики изучают общеобразовательные предметы и в тоже время для них создаются условия для занятия в кружках и спортивных секциях. Например, учащиеся спортивного отделения первые два урока посвящают тренировкам в зале или на стадионе, 3-6 уроки общеобразовательным предметам. Учащиеся физико-математического отделения после первых уроков по общеобразовательным предметам посещают компьютерную, экономическую школы, факультатив по физике и т.д. Все желающие после 6 уроков посещают хореографические кружки, изо-студию, музыкальную школу. Не буду описывать все образовательное пространство лицея, ведь уже из этих примеров видно, что сочетать основное и дополнительное образование возможно в школе. Кстати, ученики воспринимают ВСЕ занятия как важные и обязательные, не делая меду ними различий, наверное потому, что все они проводятся в стенах лицея.

r10061966a: Уважаемый Андрей Викторович! Дополнительное образовани е в общеобразовательных учреждениях является составной частью образования. В мае мои программы информационных технологий в системе дополнительного образования рассмотрели, согласовали и рекомендовали к действию на кафедре Коломенского педагогического института, что предоставило мне возможность заниматься с детьми на базе школы, а не в учреждениях дополнительного образования. Данные программы позволили создать Интернет - клуб, информационно- издательский центр и т.д. Это облегчает деятельность учащихся , увеличивает их работоспособность и развивает познавательный интерес.

Иванова Г.А.: В.А.Горский пишет: "В сфере дополнительного образования мы имеем дело с "продвинутыми добровольцами" (обучающие и обучающиеся), с волонтерами, пришедшими из различных отраслей науки, культуры, производства и т.п. Эти добрые, порядочные люди, охваченные жгучим желанием передать свою увлеченность реальным делом детям". Но ведь сегодня уже и в дополнительном образовании работают не добровольцы, а те, кто имеют диплом по выбранной специальности - педагог дополнительного образования. И в наших учреждениях дополнительного образования есть опыт работы их педагогов именно в школе, они приходят в школу и ведут занятия с ребятами, так как не все могут приезжать, например, на станцию юного техника или в Дом творчества. Поэтому я не пойму, почему эти люди не могут сразу работать в штате школы, почему действительно нельзя объединить основное и дополнительное?

Кинцель А.Е.: Иванова Г.А. пишет: Поэтому я не пойму, почему эти люди не могут сразу работать в штате школы, почему действительно нельзя объединить основное и дополнительное? Если это городские школы, то, конечно, лучше, чтобы существовал отдельно Дом творчества, станция юных техников, музыкальная школа и т.д. Туда ходят дети со всего города, другое общение, другое восприятие.

Mripp: Очень интересная дискуссия. Я - как человек, обучавшийся в обеих системах могу сказать, что пользы для моей социализации было больше от дополнительного образоваия. Самый главный факторы - там не ставят оценок и не сравнивают, кто лучше (во всяком случае в моём ДШИ было так), позволяют быть ребёнку таким, какой он есть и не загоняют в заданные рамки. Это в какой-то степени облегчало гнёт синдрома отличницы и давало шанс спонтанному творчеству. Сейчас я работаю в системе дополнительного образования, провожу психолого-педагогическое наблюдение за работой коллективов, доводилось наблюдать и общение педагогов школы с учениками. На мой взгляд, одной из основных проблем дополнительного образования на сегодняшний день является рассогласованность действий школы и учреждений доп. образования. Ставит в тупик рьяное сопротивление сотрудничеству некоторых директоров школы нашего района. Центр, в котором я работаю не имеет достаточного объёма собственных помещений, большая часть коллективов занимается на базе школ. Бывают вопиющие нарушения этики общения директоров с нашими педагогами. К доп. образованию многие педагоги относятся как к чему-то несерьёзному, мешающему детям учиться. Вторая проблема - это недостаточное финансирование. Нехватка профессионалов доп. образования отчасти происходит из-за этого. Сложно отдавать себя детям, когда платят копейки, педагоги разрываются на несколько центров. Хочется надеяться, что этот воз сдвинется силами многих профессионалов, которым не безразлична эта проблема. Радостно осознавать, что таких людей всё больше.

Попова Людмила: Согласна с мнением Андрея Викторовича: "Человек един, и образование его общее. Все эти разделения на предметы, на основное и дополнительное - механицизм чистой воды". Однако, дополнительное образование потому и дополнительное, что оно дополняет то, что дети не могут получить в школе. Главное его назначение реализовать интересы, раскрыть индивидуальность учащегося, развить творческие способности и таланты. В школе далеко не всегда учитель сможет полноценно обеспечить такое развитие, так как сам не обладает необходимыми умениями. Поэтому нужны специалисты: художники, музыканты, танцоры, ...В школе не всегда есть условия для таких занятий. Вот и получается, как совершенно верно пишет Андрей Викторович, что легче "отделить ученика с его потребностями и передать его в область "необязательной отдушины". Другая проблема в том, что такое дополнительное образование может быть не для всех доступно. Ведь многие учреждения дополнительного образования вводят платные услуги. Считаю, что мы должны предоставить возможность в рамках общего образования получить качественное образование всем учащимся. А у кого есть возможность "дополнять" свое образование в других учреждениях, пусть это делают на добровольной основе. Почему бы и нет? Попова Л.Ф.

КоноВаленкоО.М.: По поводу дополнительного образования можно говорить много, но главное в этом вопросе то, что ребенок может и должен реализовать себя , вернее свои творческие возможности, в стенах одной школы, в безопасной среде. КоноВаленко. О.



полная версия страницы