Форум » Интернет-журнал "Эйдос" » Цели и задачи в образовании » Ответить

Цели и задачи в образовании

Лена К.: http://eidos.ru/journal/2006/0822-20.htm Статья Озерковой И.А. "Цели и задачи в образовании" раскрывает сущностный смысл понятий "цель" и "задача". Безусловным плюсом является факт, что в статье даны определения вышеупомянутых терминов, смысл которых не всегда бывает понятен ученикам, а иногда и учителю. Надеюсь, что сведения данной статьи послужат материаломдля дальнейшей дискуссии, поскольку подход к понятиям цели и задачи может быть иным. В частности, вопрос решения, а, самое главное, механизм постановки задач. Например, отказ от строгого алгоритма решения и введение некоторой вариативности в зависимости от каждой конкретной задачи. В любом случае, релевантность решения определяется самим учеником в рамках рефлексии.

Ответов - 7

Бородина Е.: Мне нужно прочитаь статью. Однако, с уверенностью могу утверждать, что составление любого вопроса и его решение зависет от самого участника. Это известный факт.

Ушакова Г.И.: Новые образовательные цели ставят акценты в развитии потребностей мотивационной сферы учащихся. В эмоционально- волевой выделяются значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации "успеха". В области креативного мышления определяется роль прибетения средств мыслительной деятельности. Акценты ставятся на овладении учениками методологичными знаниями, т.е. знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестное для себя, находить способы поведения в проблемной ситуации.

Зюба Т.С.: Что и говорить, коллеги, мы сегодня не имеем в руках готовых техник решения задач в области образования, мы даже смутно представляем содержание пояснительных записок и требований к ЗУН школьников каждого класса. А ведь четко обозначены направления деятельности по каждой учебной дисциплине (веду русский, литературу, языкознание, методику преподавания русского языка)и итоговые требования. Никуда не делась знаниевая парадигма. Прикрываясь сегодня "ключевыми компетенциями", которыми мы якобы вооружаем детей, мы откровенно ушли от необходимости научить базовым знаниям, умениям, навыкам.А ведь прошлые десятилетия нам дали выпускников с базовой культурой личности, которые почти одинаково владели вычислительными навыками, правописными и имели широчайший кругозор и интерес к чтению. Эти же люди си в науке , и технике (компьютерной - тоже) не отстали.Сегодня в большинстве случаев оценка ученика не отражает его ЗУН и расходится не на балл, а порой - больше. Считаю, что главная задача - выполнение программных требований, за что надо спросить, установление равенства "Оценка=цена ЗУН",а в программе прописано гармоническое развитие личности - вот Вам и личностно ориентированное обучение, и развивающее, в области ключевых компетенций - тоже. Плачевно, что даже у коллег - педагогов, участников форума, масса ошибок - самых элементарных, не опечаток, а ошибок!!!


Смирнова Татьяна: Зюба Т.С. пишет: А ведь прошлые десятилетия нам дали выпускников с базовой культурой личности, которые почти одинаково владели вычислительными навыками, правописными и имели широчайший кругозор и интерес к чтению Меня, например, возмущает такая ОДИНАКОВОСТЬ. И не надо себя обманывать, что все имели широчайший кругозор. А вот те, которые не хотели быть как все, вынуждены были заниматься не тем, к чему душа лежит и лишь у немногих хватало мужества отстаивать свои интересы в серой массе.

irene: Уважаемые коллеги!Только синергетическое мировидение может лежать в основе целеполагания в образовании.Это самое прогрессивное на сегодняшний день.

Попова Людмила: Уважаемые коллеги! Я сторонник четких формулировок. Если четко сформулирована цель, несложно поставить и конкретные задачи. Следующий этап - найти способы решения поставленных задач. Выбираешь технологию, методы, приемы. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка,его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Следовательно, ставятся конкретные цели: -развитие самостоятельности и способности к самоорганизации; -развитие способности к созидательной деятельности, готовность к сотрудничеству; -толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить компромиссы; -формирование высокого уровня правовой культуры, умение отстаивать свои права. Исходя из поставленных целей вытекают задачи: -формировать умения и навыки критического и творческого мышления; -формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; -формировать навыки самообразования; -развитие умения видеть проблему, формулировать задачу и находить ее решение; -формировать навыки работы в группе; -формировать навыки самоконтроля Согласна с мнением Зюба Т.С. : "Что и говорить, коллеги, мы сегодня не имеем в руках готовых техник решения задач в области образования..." Техники решения проблем мы вправе выбирать самостоятельно с учетом особенностей учащихся, широко используя свой педагогический опыт. А вот от выполнения программных требований нас никто не освобождал. Поэтому, согласна - формирование прочных знаний. умений и навыков - одна из важнейших задач по-прежнему. Только способ решения этой важнейшей задачи несколько иной. С уважением Попова Людмила Федоровна.

ЧленоваЛ.А.: Уважаемые коллеги! Вопрос цели и задач на уроках в современном образовании обязательно нужно рассматривать в плоскости учителя и ученика. Попова Людмила пишет: Я сторонник четких формулировок. Если четко сформулирована цель, несложно поставить и конкретные задачи. Следующий этап - найти способы решения поставленных задач. Выбираешь технологию, методы, приемы. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка,его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Следовательно, ставятся конкретные цели: -развитие самостоятельности и способности к самоорганизации; -развитие способности к созидательной деятельности, готовность к сотрудничеству; -толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить компромиссы; -формирование высокого уровня правовой культуры, умение отстаивать свои права. Исходя из поставленных целей вытекают задачи: -формировать умения и навыки критического и творческого мышления; -формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; -формировать навыки самообразования; -развитие умения видеть проблему, формулировать задачу и находить ее решение; -формировать навыки работы в группе; -формировать навыки самоконтроля Учитель может сформулировать для себя четко цель, задачи, методы, приемы, но если все это не станет потребностью ученика - не будет желаемого результата.



полная версия страницы