Форум » Интернет-образование » Каким должен быть электронный учебник? » Ответить

Каким должен быть электронный учебник?

Данилова Анна: Каким должен быть электронный учебник?

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 All

Туркова Елена: Я представляю себе электронный учебник, следующим образом в нем есть и теоретическая часть, в которой мы узнаем новый для нас материал, а сразу после не ее практическая часть, которая сразу же нас и проверяет как мы усвоили материал, а главное электронный учебник содержит в себе множество видео, огромное количество различных экспериментов, картинок, сразу же в нем можно задавать вопросы , на которые от будет тебе отвечать и объяснять все то что ты не понял. Электронный учебник будет понятным, интересным, доступным языком написан.

Данилова Анна: В моем представлении, электронный учебник должен быть похожим (по общению с учеником) на отличного учителя. Т.е. электронный учебник – это не только аналог бумажного брата, это и пакет образовательных программ, с помощью которых обучающийся мог задавать учебнику вопросы и получать на них ответы, но не в готовом виде, а в виде инструкций и руководств к действию. Чтобы учебник задавал вопросы ученику, журил и хвалил ученика. Учебники должны быть разного уровня сложности. Тогда отпадет проблема вечного выдумывания жесткого контроля по поводу сам - не сам? Если ребенку понятно и интересно занятие (например, игра в компьютерные игры), попробуйте уговорить сделать эту работу за него. Представляете, у каждого в компьютере такие учебники. А Вы как представляете себе электронный учебник?

Zueva_L: Данилова Анна пишет: цитатаУчебники должны быть разного уровня сложности. Что подразумевается под "разными уровнями сложности"?


Скрипкина Юлия: Данилова Анна пишет: цитатаотпадет проблема вечного выдумывания жесткого контроля по поводу сам - не сам Тогда мы, скорее говорим не о учебнике, а о справочном пособии или учебники, но используемого в качестве дополнительного по факультативным темам. А если мы пытаемся использовать электронный учебник на традиционном уроке, например, алгебры? И оценку нам поставить необходимо? Не факт, что алгебра вызывает безумный интерес у каждого ребенка в классе. К тому же, вопрос оценки детей волнует в значительной степени, не смотря на все наши доводы о том, что "важны знания, а не отметка".

Данилова Анна: Zueva_L пишет: цитатаЧто подразумевается под "разными уровнями сложности"? Аналогично тому, как бывает популярная литература и научная об одном и том же. Как одна и та же игра, но с разными уровнями сложности. Все мы разные. Восприятие одного и того же происходит по разному. Мы объясняем всему классу одинаково, заставляем изучать один и тот же учебник. Вы никогда не говорили такую фразу "Ну всем ведь одинаково объясняю, почему же один понял, а другой нет?". А потому что другому ученику нужно это было объяснять другими словами. Когда вы выбираете себе литературу для изучения чего-либо нового для Вас, что Вы предпочтете для начала? Уж, конечно, не диссертацию. Изучение каждого обекта должно идти по спирали. И если ученик не прошел с пониманием первый виток этой спирали, то ему придется еще раз по нему пройти, как в играх. Что делает ребенок, когда он с легкостью прошел игру от начала до конца? Он к ней не возвращается, он выбирает игру по-сложнее. Теперь Вы поняли меня? Скрипкина Юлия пишет: цитатаТогда мы, скорее говорим не о учебнике, а о справочном пособии или учебники, но используемого в качестве дополнительного по факультативным темам. Из толкового словаря "Учебник - книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету". Я говорю не о справочнике, дающем готовую информацию, а об учебнике, который поможет ученику познавать объекты не только внешнего, но и своего внутреннего мира через рефлексию. Почему дети могут часами играть в одну игру? Я наблюдала за своим ребенком. Не зная, что должен делать в конкретной ситуации, он пробует передвигать объект и наблюдает, что проиходит. Эх, не угадал, время закончилось, конец игры. Пошел по второму кругу, анализирует, запоминает, продвинулся , ура, сменилась ситуация, опять неизведанное. И т.д.. Т.е ребенок все время анализирует, журит себя, если на одном и том же попался, планирует дальнейший ход действий. Вот так должны быть построены учебники. Лет 12 назад я видела электронный вариант популярного учебника по экономике. Автор Липсиц (если память не изменяет). Главным экспертом был его сын. Я (тетенька великовозрастная) сама бы по такому учебнику училась. Чтобы создать такие учебники, должна работать огромная команда преподавателей, психологов, программистов, дизайнеров. Когда будет учение с увлечением, в дистанционном образовании не будет возникать вопрос, как проверить сам ученик выполнил работу или не сам. Надо оценить - оценивайте. Ученик себя сам первым оценит.

Скрипкина Юлия: Данилова Анна пишет: цитатаКогда будет учение с увлечением, в дистанционном образовании не будет возникать вопрос, как проверить сам ученик выполнил работу или не сам. Согласна на 200%! Однако Вы ведь не будете отрицать, что все дети не одинаково относятся к одному и тому же предмету. И если в начальной школе еще удается как-то подправить ситуацию, стараясь в ребенке возбудить интерес, то в старшем звене по многим причинам это не удается с таким же успехов. Ну, ненавидит в 10 классе девочка геометрию! Ну, вот так сложилось, может она и не виновата, может она биологией увлекается. И ей надо нелюбимый предмет побыстрее "скинуть", причем с максимально возможной оценкой. И красоты учебника ее мало волнуют, и неизведанное в области стереометрии совсем не влечет! Как Вы видите такую ситуацию?

Данилова Анна: Скрипкина Юлия пишет: цитатаНу, вот так сложилось, может она и не виновата, может она биологией увлекается. И ей надо нелюбимый предмет побыстрее "скинуть", причем с максимально возможной оценкой. И красоты учебника ее мало волнуют, и неизведанное в области стереометрии совсем не влечет! Как Вы видите такую ситуацию? Да как? Эвристики мало было при изучении геометрии. Как говорит Андрей Викторович, "...никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержание, если у него нет на то соответствующей готовности, заключающейся в "оживлении" его внутренних образовательных процессов." А как говорит Анна Петровна, то бишь я, геометрию такой девочке нужно излагать с помощью популярных детских книжек. Я не смеюсь. На уроки семиклассникам я приношу книгу Г.Остера "Физика". Задачи из этой книги решаются на ура. 11-классники, увидев на перемене эту книгу, обступили ее, читали, хохотали и сделали вывод, что им нужно изучать физику по такой книге. Смех-смехом, а в книжке-то ненавязчиво законы физики рассматриваются. Вот так. Скрипкина Юлия пишет: цитатаОднако Вы ведь не будете отрицать, что все дети не одинаково относятся к одному и тому же предмету. Конечно, не буду. Вот для этого как раз и нужны учебники разных уровней.

Скрипкина Юлия: Данилова Анна пишет: цитатаДа как? Эвристики мало было при изучении геометрии. Никто не спорит! возможно, время было упущено, возможно, с преподавателем е повезло - причин может быть масса. Мы говорим об идеале, и я голосую за него всеми конечностями :-) Конечно, надо подобрать к девочке "ключик", индивидуальный подход, дать ей задания в тех формулировках, которые отвечают ее складу. Но мы (в смысле школа), выбирает, к сожалению, путь к стандартизации - взять хотя бы тот же ЕГЭ. И в реальных условиях существует необходимость поставить оценку по стандартным критериям, на основе, допустим, сверху спущенного электронного учебника. Мы хотим воспитать индивидуальность, а сверху нам пытаются навязать жесткий стандарт. В этом я вижу противоречие :-(

Zueva_L: Данилова Анна пишет: цитатаПочему дети могут часами играть в одну игру? Я наблюдала за своим ребенком. Не зная, что должен делать в конкретной ситуации, он пробует передвигать объект и наблюдает, что проиходит. Эх, не угадал, время закончилось, конец игры. Пошел по второму кругу, анализирует, запоминает, продвинулся , ура, сменилась ситуация, опять неизведанное. И т.д.. А где же выполнение санитарно-гигиенических норм? Дети не должны сидеть часами за компьютерами, это во-первых. Во-вторых, сейчас одним из важных направлений считаются здоровьезберегающие технологии, которые также нарушаются. Как быть?

Данилова Анна: Zueva_L пишет: цитата где же выполнение санитарно-гигиенических норм? Дети не должны сидеть часами за компьютерами, это во-первых. Во-вторых, сейчас одним из важных направлений считаются здоровьезберегающие технологии, которые также нарушаются. Как быть? За этими нормами следила я, как мама. :-). Смысл моего примера в том, что ребенка не нужно было заставлять выполнять мыслительную деятельность, он сам того хотел. Значит, соответствующие условия были созданы игрой.

Абдуллина Альфия: Данилова Анна пишет: В моем представлении, электронный учебник должен быть похожим (по общению с учеником) на отличного учителя. Т.е. электронный учебник – это не только аналог бумажного брата, это и пакет образовательных программ, с помощью которых обучающийся мог задавать учебнику вопросы и получать на них ответы, но не в готовом виде, а в виде инструкций и руководств к действию. Чтобы учебник задавал вопросы ученику, журил и хвалил ученика. Учебники должны быть разного уровня сложности. Тогда отпадет проблема вечного выдумывания жесткого контроля по поводу сам - не сам? Если ребенку понятно и интересно занятие (например, игра в компьютерные игры), попробуйте уговорить сделать эту работу за него. Представляете, у каждого в компьютере такие учебники. А Вы как представляете себе электронный учебник? Ваше представление об электронном учебнике очень понятно мне, т.к. ранее мною был задан вопрос о web-роботах, что имеет непосредственное отношение к Вашему высказыванию и моей работе. Если хотите, можем продолжить эту тему, но не здесь, а в "hard & soft"(там и о мультимедиа технологии тоже много сказано, что может украсить любой материал). А на счет электронных учебников, как правильно все подмечают - это материал с большими возможностями. Интерес, к которым, в последние годы возрастает, т.к. они удобны для самостоятельного обучения. Но в процессе обучения может быть « много камней». Поэтому лучше добавить услугу - соединения с авторами в онлайновом режиме, чтобы преподаватели могли вести учебный процесс через Интернет. Считается, что сама суть электронного учебника направлена на скорейшее усвоение материала, потому каждому захочется не только прочесть материал, но и просмотреть видео-ролик к нему. Так даже будет лучше, потому, что очное занятие всегда направленно на живое общение, которое ничем нельзя заменить, но не все располагают свободным временем. Вот, например, у меня – семья, дети – это главное в жизни, а зачастую хочется прочесть электронный текстовой материал, но приходится откладывать это таинство. А в случае с видео-уроками, этого делать практически не нужно - общие понятия получил через видеоматериал, потом осмысливаешь. Ну а после, в свободное время начинаешь разбираться с текстовым материалом. И вот тут-то, самый кайф!

Anna: Какой может быть структура электронного учебника?

Данилова Анна: Anna пишет: цитатаКакой может быть структура электронного учебника? Структура: 1. Теория в перемешку с вопросами, на которые в прямом виде ответа в теории нет. Ребенок должен рассуждать. Учебник предлагает ему несколько вариантов ответов. Если ребенок отвечает правильно, то учебник его хвалит и предлагает идти дальше в изучении вопроса, при этом он делает ссылки на те страницы учебника, где можно почерпнуть необходимую информацию, если ученику не хватает знаний. Если ученик выбирает не правильный выход, то учебник может показать последствия такого выбора, т.е. не просто сказать"вернитесь к предыдущему заданию", а как в игре: либо вы разбились, неправильно рассчитав скорость, либо замерзли, неправильно рассчитав температуру. 2. По всему учебнику должны быть ссылки на те вопросы, которые в данном курсе не рассматриваются, но неоходимы для восприятия материала, т.е. межпредметная связь и вопросы повторения . 3.Проверочные тесты с количественным и качественным анализом допущенных ошибок.

Zueva_L: Вообще, если мне не изменяет память в структуре ЭУ выделяются следующие основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая. Содержательная часть содержит два компонента: познавательный и демонстрационный. Процессуальная часть включает три компонента: моделирующий, контрольный и закрепляющий. Моделирующий компонент позволяет применять знания к решению практических задач, моделировать изучаемые явления, процессы. Чем Вам не творчество?

evgeniya: Я считаю,что в электронном учебнике материал должен быть изложен на доступном для учащихся языке. Также мне кажется,что должно быть больше красочных иллюстраций, схем, таблиц и творческих заданий.Так как это будет способствовать лучшему обучению и повышению интереса у учащихся.

Zueva_L: evgeniya пишет: цитатаТакже мне кажется,что должно быть больше красочных иллюстраций, схем, таблиц и творческих заданий. Так как это будет способствовать лучшему обучению и повышению интереса у учащихся. И всё-таки есть определенные требования к "оформлению" электронных учебников. И поэтому побольше, не всегда хорошо. В большинстве случаев это отвлекает от самого процесса обучения. Сводится к разглядыванию красочных иллюстраций.

Скрипкина Юлия: evgeniya пишет: цитатаЯ считаю,что в электронном учебнике материал должен быть изложен на доступном для учащихся языке. Также мне кажется,что должно быть больше красочных иллюстраций, схем, таблиц и творческих заданий. Мне кажется, что эти требования обязаны соблюдаться во всех учебниках, и электронных, и бумажных. Электронный учебник должен предполагать более разнообразные формы работы, помимо "прочитал - выполнил задание на листочке". Кстати, если уж говорить об оформлении электронного учебника, то здесь должны быть совершенно другие критерии. Это связано, например, с особенностью восприятия текста и графики с экрана.

Вероника : Основные требования к электронному учебнику: он должен удовлетворять основным требованиям дизайна - быть интуитивно понятно структурирован и максимально удовлетворять эргономическим требованиям (минимальное напряжение глаз при чтении, отсутствие раздражающих цветов и т.д.) А в остальном учебные материалы должны быть самого разного уровня. И включать материалы, которые невозможно реализовать в бумажном варианте - различные практикумы и тренажеры. (В частности по информатике - например, разнообразные исполнители; по истории или биологии скажем моделирование неких систем, при различных условиях - это из области проектов-мечтананий)

Скрипкина Юлия: Вероника пишет: цитатаВ частности по информатике - например, разнообразные исполнители; На мой взгляд, у нас часто присутствуют крайности в электронных учебниках. Либо уж совсем "зайчики-белочки", что только в начальной школе и можно использовать, или какие-то занудные лекции. А для среднего звена - пустота.

Вероника : Скрипкина Юлия пишет: цитатаА для среднего звена - пустота Именно так, интересных исполнителей не могу привести в качестве примера.

Zueva_L: Данилова Анна пишет: цитатаСмысл моего примера в том, что ребенка не нужно было заставлять выполнять мыслительную деятельность, он сам того хотел. Значит, соответствующие условия были созданы игрой. Какую функцию, тогда в Вашем конкретном случае, несет учебник?Вероника пишет: цитатаинтересных исполнителей не могу привести в качестве примера. Хм, а знаменитые Робот, Черепашка, Кузнечик?

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаХм, а знаменитые Робот, Черепашка, Кузнечик? Вот о них то и речь. Ученик 6 - 7 класса серьезно таких исполнителей не воспринимает, его просто может оскорбить отношение к себе, как к маленькому.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаУченик 6 - 7 класса серьезно таких исполнителей не воспринимает, его просто может оскорбить отношение к себе, как к маленькому. Ну, а если их заменить Шреком или Алешей Поповичем?

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаНу, а если их заменить Шреком или Алешей Поповичем? Не думаю, что это повлияет. Дети настороены на серьезный лад. По крайней мере, по началу. Им подавай громкие названия. Они даже Pascal не воспринимают - говорят, что это старье. В принципе, они правы. Только в силу возраста не понимают одного - все равно, на каком языке НЕ уметь программировать. А если умеешь - легко адаптируешься к любой среде. Но исполнители настраивают на несерьезный лад с самого начала.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаисполнители настраивают на несерьезный лад с самого начала. Да-а, это-то и беспокоит. Может со временем придем к какому-нибудь "серьёзному" исполнителю.

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаМожет со временем придем к какому-нибудь "серьёзному" исполнителю. Я не слишком верю в необходимость обязательного использования исполнителя. Конечно, это зависит от того, с какого класса и на каком уровне преподается информатика. В начальной школе исполнитель может помочь понять суть работы компьютера. А в 7-8 классах понимание информатики ,вроде бы, должно уже сформироваться на таком уровне, что можно просто переходить к изучению среды программирвания.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаэто зависит от того, с какого класса и на каком уровне преподается информатика. В начальной школе исполнитель может помочь понять суть работы компьютера. А в 7-8 классах понимание информатики ,вроде бы, должно уже сформироваться на таком уровне, В 5-6 классах всё таки исполнители нужны, т.к. есть школы в которых информатика в начальной школе не изучается, а пропедевтику программирования необходимо подготовить.

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаВ 5-6 классах всё таки исполнители нужны Пожалуй, соглашусь Если в началке информатики нет, в 5 - 6 классе надо дать наиграться с пользой.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаЕсли в началке информатики нет, в У Вас в начальной школе ведется информатика? Если ведется, то по какой программе? Используются ли электронные учебники?

Чурикова М. А.: Скрипкина Юлия пишет: среднего звена - пустота в этом отношении - мне очень нравится Экология (МГИЭиМ).Место всему нашлось, вплоть до организации иссследовательских работ. Просто стартовая площадка для ученика и учителя! И загляните - какой большой и знающий авторский коллектив.

Белова Ж.В.: Самое главное, чтобы электронные учебники могли стимулировать творчество любого учащегося: заинтересованного и скучающего, продвинутого и новичка. Главное, чтобы его хотелось "полистать"!!!

Zueva_L: Белова Ж.В. пишет: цитатаэлектронные учебники могли стимулировать творчество любого учащегося Творчество в чем? Не могли бы Вы уточнить?

Данилова Анна: Zueva_L пишет: цитатаТворчество в чем? Не могли бы Вы уточнить? Я думаю, что Белова Ж.В. имеет в виду мыслительное творчество. Ребенок должен задуматься, и захотеть найти ответ на вопрос. Какова должна быть структура учебника при этом, я попыталась ответ Anne (см. выше, если интересно)

Богданов П.Е.: Вопрос можно представить в ином плане. Существуют такие понятия, как "учебник" и "учебное пособие". Огромная разница. А с точки зрения электронного документа, он может использоваться учениками во внеурочное время: на факультативных занятиях, кружках, для подготовки к урокам дома. На уроках учитель может использовать его в качестве презентации, но не более.

Скрипкина Юлия: Богданов П.Е. пишет: На уроках учитель может использовать его в качестве презентации, но не более. Почему не предложить электронный учебник на уроке для самостоятельной индивидуальной работы, например? Может быть, есть и другие возможности?

Богданов П.Е.: Скрипкина Юлия пишет: Почему не предложить электронный учебник на уроке для самостоятельной индивидуальной работы, например? Может быть, есть и другие возможности? Позвольте с Вами не согласиться. Если электронный учебник использовать для самостоятельной работы, то в результате изучения материала ученик не получит необходимых знаний в том объеме, в котором требует учебная программа. Согласитесь, в электронном учебнике можно проследить только канву излагаемого материала. В основном яркое красочное оформление с возможностью перехода по ссылкам на нужную информацию. Необходимого объема изучаемого материала в таком учебнике не будет. Быть может я в чем-то и не прав. А вы мне подскажите. Спасибо.

Скрипкина Юлия: Богданов П.Е. пишет: Если электронный учебник использовать для самостоятельной работы, то в результате изучения материала ученик не получит необходимых знаний в том объеме, в котором требует учебная программа. Почему? Не надо крайностей! Весь класс, положим, выполняет одно задание, а один из учеников - конкретное задание из электронного учебника. Можно придумать массу вариантов разнообразного применения электронного учебника в учебном процессе. К этому я и призываю.

Богданов: Скрипкина Юлия пишет: Можно придумать массу вариантов разнообразного применения электронного учебника в учебном процессе. Абсолютно с Вами согласен. А Вы сами или с детьми разрабатывали подобное пособие? Какой объем памяти займет такой учебник? Какую программу использовали для разработки? Насколько сложной оказалась работа? Насколько сложная структура пособия? Спасибо.

Пономарева И.Н.: Скрипкина Юлия пишет: Не надо крайностей! Весь класс, положим, выполняет одно задание, а один из учеников - конкретное задание из электронного учебника. Это как раз крайность. Все ему будут дружно завидовать, хотя бы потому, что он - не как все А чем лучше в таком случае электронный учебник, чем просто индивидуальное задание (можно ведь тоже дать "путеводитель" к нему)?

Zueva_L: Богданов П.Е. пишет: Существуют такие понятия, как "учебник" и "учебное пособие". Огромная разница. Учебное пособие - это более широкое понятие, учебник, является учебным пособием. Разница только в назначении и использовании, а принципы построения и структура остаются общими.



полная версия страницы