Форум » Интернет-образование » Психолого-педагогические проблемы в ДО » Ответить

Психолого-педагогические проблемы в ДО

Валентина Шамшович: В процессе обучения дистанционно преподаватель может столкнуться с рядом психолого-педагогических проблем, обусловленных спецификой среды Интернет. Среди этих проблем можно выделить следующие: 1. трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения; 2. проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; 3. повышение мотивации обучения; 4. создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; 5. адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методикам и педагогическим технологиям; 6. соблюдение норм и правил действующего в Интернете телекоммуникационного этикета; соблюдение норм педагогической этики в отношении дистанционных обучающихся; 7. периодическое возникновение конфликтов внутри учебной группы; 8. снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционного обучения и т.п.. Ваши предложения и способы разрешения проблем, встречающихся при обучении дистанционно.

Ответов - 27

Буркова: Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернет невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Павел Федоров: Участники системы ДО создают интернет- коллектив (сообщество). "Коллектив - это такой уровень развития группы, при котором ее отдельный участник может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес". Группа эффективно работает только тогда, когда компромисс между преподавателем и слушателями присущ (имеет место). Преподаватель является руководителем коллектива. В дополнение выше указанных проблем является плохо подготовленная эмоциональная поддержка - основная психологическая функция руководителя. В интернете преподаватель должен быть активен; быстро принимать решения на поставленные задачи; быстро переключаться и управлять группой. Преподаватель должен ответить на каждое высказывание слушателей иначе слушатель будет ущемлен и вызовет фактор агрессии слушателя к преподавателю.

Валентина Ф.: Доброго вемени суток! Проблемы, возникающие в сети при обучении студентов, волновали и волнуют педагогов. Конечно, преподаватель должен быть готов к разного рода трудностям и сконцентрировавшись стараться их разрешить. С уважением, Шамшович Валентина Федоровна


В.Р. Кильгановская: Валентина Ф. пишет: Конечно, тяжело когда что-то объясняешь человеку не видя и не слыша его. Однако преподаватель ДО должен уметь устанавливать связь со слушателями и добиваться определенных результатов в обучении. Каждый слушатель индивидуален, его черты характера, психология и восприятие того или иного текста особенно. Даже от настроения человека в момент общения с преподавателем зависят результаты работы. Решение психологических проблем вижу только в компромиссах и общих соглашениях, никакие конфронтаций и перепалки со слушателями недопустимы. Нет, бывают конечно особо "тупые" и вредные, но у них скорее проблемы с мотивацией, поэтому им надо объяснить, что так делать нельзя. полностью согласна с высказыванием....правильно изложена мысль...

Ришат Ахмадуллин: Конечно, тяжело когда что-то объясняешь человеку не видя и не слыша его. Однако преподаватель ДО должен уметь устанавливать связь со слушателями и добиваться определенных результатов в обучении. Каждый слушатель индивидуален, его черты характера, психология и восприятие того или иного текста особенно. Даже от настроения человека в момент общения с преподавателем зависят результаты работы. Решение психологических проблем вижу только в компромиссах и общих соглашениях, никакие конфронтаций и перепалки со слушателями недопустимы. Нет, бывают конечно особо "тупые" и вредные, но у них скорее проблемы с мотивацией, поэтому им надо объяснить, что так делать нельзя.

213Горелов В.С.: Преподаватель должен обладать хорошей реакцией, чувством юмора, доброжелатеностью по отношению к студентам,уметь сдерживать отрицательные эмоции , быть с коьпьютером на "Ты". По-моему это 90% успеха.

Давыдова Анна: Учитель должен ко всему относиться творчески, толерантно и мудро.

Васильева Д.: Здравствуйте) согласна с вами абсолютно. но к сожалению, не все учителя являются таковыми...

Просвирнина Т.Н.: Валентина Шамшович пишет: Ваши предложения и способы разрешения проблем, встречающихся при обучении дистанционно. Как минимум: 1. Корректно составленные задания 2. Содержательный сопроводительный материал 3. Активная позиция педагога 4. Умение владеть ситуацией, предугадывать возможные реакции учеников.

Косивец О.В.: Валентина Шамшович пишет: Ваши предложения и способы разрешения проблем, встречающихся при обучении дистанционно. Прежде всего следует понять суть проблемы, ее причину. Возможно, это плохое настроение дистанционного ученика из-за самочувствия или погоды и.т.д., а может быть возникла проблема в рамках курса. Признаться-то в некомпетентности не каждый сможет. Поэтому учителю необходимо научиться "чувствовать" ученика, пытаясь по каким-либо проявлениям диагностировать проблемы. Лучше узнавать друг друга не прилюдно в форуме, а с помощью почты или пейджинговых систем (аська, скайп) Вообще-то готовых рецептов в ДО, как и в педагогике вообще, на мой взгляд, быть не может.

Косивец О.В.: Валентина Шамшович пишет: Среди этих проблем можно выделить следующие: 1. трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения; 2. проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; 3. повышение мотивации обучения; 4. создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; Эти проблемы не имеют прямого отношения к ДО. Разве при очном обучении их нет? Интернет не позволяет устанавливать зрительный контакт. Это большой минус. Однако можно услышать (через скайп), установить контакт, определить проблему или настроение собеседника. А дальше - вопрос мастерства учителя.

Валентина Ф.: Косивец О.В. пишет: цитата: Среди этих проблем можно выделить следующие: 1. трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения; 2. проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; 3. повышение мотивации обучения; 4. создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; Эти проблемы не имеют прямого отношения к ДО. Разве при очном обучении их нет? Интернет не позволяет устанавливать зрительный контакт. Это большой минус. Однако можно услышать (через скайп), установить контакт, определить проблему или настроение собеседника. А дальше - вопрос мастерства учителя. Уважаемая Косивец О.В., не могу не согласиться с Вами , что<< Интернет не позволяет устанавливать зрительный контакт. Это большой минус. Однако можно услышать (через скайп), установить контакт, определить проблему или настроение собеседника. А дальше - вопрос мастерства учителя.>> Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. Следовательно и возникают подобного рода проблемы, приведенные в цитате.

Альбина Хамидуллина: Каждый преподаватель ДО должен: 1. Корректно составлять задания 2. Иметь содержательный сопроводительный материал 3. Уметь работать не только за компьютером, но и мастерство управления интернетом 4. Должен быть готов к любым вопросам студентов.

Иванова Г.А.: Альбина Хамидуллина пишет: Каждый преподаватель ДО должен: 1. Корректно составлять задания 2. Иметь содержательный сопроводительный материал 3. Уметь работать не только за компьютером, но и мастерство управления интернетом 4. Должен быть готов к любым вопросам студентов. Но и любой преподаватель это должен уметь! А преподаватель ДО, мне кажется должен обладать большим терпением, работоспособностью - на дистанционный контакт время иногда тратишь больше, пытаясь ясно сформулировать, всё, что хочешь сказать.

Евгений М.: Альбина Хамидуллина Каждый преподаватель ДО должен: 1. Корректно составлять задания 2. Иметь содержательный сопроводительный материал 3. Уметь работать не только за компьютером, но и мастерство управления интернетом 4. Должен быть готов к любым вопросам студентов. Мы согласны, но Вы ничего нового не предложили

Нина Александровна: Иванова Г.А. пишет: Альбина Хамидуллина пишет: цитата: Каждый преподаватель ДО должен: 1. Корректно составлять задания 2. Иметь содержательный сопроводительный материал 3. Уметь работать не только за компьютером, но и мастерство управления интернетом 4. Должен быть готов к любым вопросам студентов. . Предложим новое. 5.Надо дать возможность учащемуся задавать вопросы по теме, но за пределами курса.

Иванова Г.А.: Нина Александровна пишет: Предложим новое. 5.Надо дать возможность учащемуся задавать вопросы по теме, но за пределами курса. А в чём же здесь новизна? Если очный учитель не даёт своим ученикам таких возможностей и у вас опыт общения именно с такими учителями, то вам просто не повезло. Вот хороший учитель - то как раз и даёт своим ученикам такую возможность. И не только по теме, а любые, кроме вопросов о личной жизни, и корректно сформулированные, и не в ущерб уроку, а в свободное время. Тогда общение переходит на новый качественный, дружеский уровень, и такие отношения потом сохраняются очень долго.

Альбина Хамидуллина: Каждый преподаватель ДО должен: 1. Корректно составлять задания 2. Иметь содержательный сопроводительный материал 3. Уметь работать не только за компьютером, но и мастерство управления интернетом 4. Быть готов к любым вопросам студентов.

Наталья Немирович: Преподаватель ДО должен быть должен быть мобильный, вовремя и быстро отвечать на вопрос, корректировать действие студента и уходить от конфликтов

Дондокова Т.В.: И поощрять, хвалить за удачные ответы, решения и т.д. Ведь в очном обучении мы на это не скупимся. И результат виден на лице ученика. В этом отношении Оргкомитет конкурса задает пример культуры общения. Похвалили, подбодрили - и решение все бросить уходит куда-то, на смену приходит другое - я ошибся, у меня не получилось, но не все в знаке минус. Есть и плюсы. От них и надо отталкиваться и идти дальше.

Косивец О.В.: Валентина Шамшович пишет: 4. создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; Решение этой проблемы целиком зависит от преподавателя. Если он а) сумеет забыть об окружающих его проблемах, связанных с недосыпанием, недоеданием, недопониманием и т.п. б) посмотрит на происходящее позитивно и с интересом в) поставит перед собой цель научить тех, кто пришел к нему на курс и не оставить шанса разочарованию, то все у него получится!

Косарева Е.Н: Валентина Шамшович пишет: В процессе обучения дистанционно преподаватель может столкнуться с рядом психолого-педагогических проблем, обусловленных спецификой среды Интернет Прежде всего, оказывается, возникла проблема- страх первого дистанционного урока. Поделитесь своими первыми впечатлениями -проблемами те, кто уже начал вести свои курсы. Спасибо.

Аляева К. В. : Любую проблему можно решить, главное с каким отношением подходит к этим проблемам учитель, и какие цели он преследует.

Софик: По-моему важно то, как учитель относится к своей работе, проблемам, которые у него возникают. Учитель действительно должен обладать терпением и умением доступно подавать знания ученику, особенно дистанционно.

Ольга Викторовна: Психолого-педагогические проблемы в дистанционном обучении - это очень важно!Даже не имея прямого контакта с учеником, нужно находить с ним общий язык.

Alex Vicious: Самое главное быть профессионалом своего дела, квалифицированным педагогом. И данные проблемы не будут существенными.

Новак В. И.: В ДО возникают много проблем, в том числе психологических, поэтому педагог должен уметь в любой ситуации находить компромисс.



полная версия страницы