Форум » Интернет-образование » ДО для взрослых и детей: сходства и различия » Ответить

ДО для взрослых и детей: сходства и различия

Скрипкина Юлия: Предлагаю следующую тему для обсуждения: есть ли принципиальные отличия в организации дистанционного обучения взрослых и детей, кроме содержания образования. Какие формы работы и типы заданий предпочтительнее в том или другом случае?

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Галина Иванова: Я считаю что ДО для детей и для взрослых должно немного отличаться, так как каждый человек индивидуален.

Белова Ж.В.: Это во многом определяется принципами, которые являются основными для традиционного очного обучения. Естественно, что для детей это должна быть более яркая, эмоциональная, доступная информация. Процесс обучения д.б. организован четко, структурно, с более частыми контактами, чем у взрослых.

Порозов Г.А.: Белова Ж.В. пишет: Думается, что принципиальные отличия есть, хотя бы в уровне подготовки преподавателя. Со взрослыми иногда бывает труднее работать, чем с детьми. Со всеми словами согласен, кроме ИНОГДА. Практически дело обучения в школе новыми методами и подходами застревает на взрослых, которые родились в другое время и по другому учились, и считают, что так же точно и должно быть с детьми. Это относится и к педагогам и к родителям. И дело не в освоенности компьютерных программ, а в способности применить их к реалиям. Именно от этого и не хватает взрослым. Чисто для примера - мой сын, будучи первокурсником и будучи на ТЫ с компьютером, решал проблему "тысяч" - перевода газетных статей очень просто: сканировал, загонял в Fine Reader, применял программу (типа translate.ru) для перевода с английского, чуток правил для шероховатости и ВСЁ. Полкурса к нему обращались.


Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаесть ли принципиальные отличия в организации дистанционного обучения взрослых и детей, кроме содержания образования. Думается, что принципиальные отличия есть, хотя бы в уровне подготовки преподавателя. Со взрослыми иногда бывает труднее работать, чем с детьми.

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаСо взрослыми иногда бывает труднее работать, чем с детьми. Но, с другой стороны, взрослый, включившийся в ДО, делает это по собственной воле, дополнительно завлекать и агитировать его не надо. Потому можно и требовать жестче, и оценивать критичнее. Так?

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаделает это по собственной воле Иногда, это бывает добровольно-принудительно (для "галочки"). Я столкнулась с такой проблемой при очном обучении (когда вела курсы повышения квалификации для преподаватлей своего колледжа), когда преподаватель приходит из-за того, что ему аттестовываться в этом году и ему нужна "корочка". А работать-то ему совсем нехочется. Поэтому мне кажется, что и ДО от этого мы всё равно не уйдем. Хоть один, да найдется - без собственной мотивации на обучение.

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаодин, да найдется - без собственной мотивации на обучение. Увы... Zueva_L пишет: цитатаотличия есть, хотя бы в уровне подготовки преподавателя. А здесь что имеется ввиду? Уровень педагога как методиста, или как психолога, или что-то еще? И на какой фронт отправить классного психолога - к детям или (см. мысль выше) к взослым?

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаZueva_L пишет: цитата отличия есть, хотя бы в уровне подготовки преподавателя. А здесь что имеется ввиду? Имеется в виду уровень педагога как методиста. Скрипкина Юлия пишет: цитатаИ на какой фронт отправить классного психолога классного психолога, в смысле прикрепленного к классу или психолог - профессионал, супер...?

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатаклассного психолога в даннном случае я имела ввиду именно профессиональный уровень. На мой взгляд, дистанционное образование детей требует особого психологического подхода, хотя бы потому, что многим детям сложнее выразить свою мысль в письменной форме, чем в устной.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатадистанционное образование детей требует особого психологического подхода, хотя бы потому, что многим детям сложнее выразить свою мысль в письменной форме, чем в устной. т. е. нам, как учителям информатики надо будет в недалёком будущем, повысить свою квалификацию в области психологии или работать вместе с психологом?!

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитатанам, как учителям информатики надо будет в недалёком будущем, повысить свою квалификацию в области психологии Вполне допускаю - ведь, выбирая новые методы обучения, мы неизбежно анализируем возможности их применения, то, как новые методы скажутся на учебном процессе вообще и каждом ученике отдельно. Я не говорю о том, что непременно каждому нужно будет получить второй диплом психолога - просто придется задумываться о тех аспектах, которые мы раньше не учитывали.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатаЯ не говорю о том, что непременно каждому нужно будет получить второй диплом психолога - просто придется задумываться о тех аспектах, которые мы раньше не учитывали. т.е. мы опять пришли к вопросу о подготовке учителя для ДО...

Данилова Анна: Zueva_L пишет: цитатаодин, да найдется - без собственной мотивации на обучение. Вы так переживаете за тех, у кого нет мотивации на обучение... А они-то не переживают. Вас что волнует: что они, несчастные, так и не научатся тому, чему вы их хотите научить, или вы будете испытывать угрызение совести, что не смогли их увлечь? По-моему, это постоянное давление на нас извне: не смог заинтересовать, не научил. И никто не спрашивает, конкретному индивидуму на данном этапе развития это надо? Бросьте переживать за тех, кому это не надо. (Это я и себя уговариваю). Zueva_L пишет: цитатанам, как учителям информатики надо будет в недалёком будущем, повысить свою квалификацию в области психологии или работать вместе с психологом?! Юлия это уже красиво разболтала в коктейле с названием "Учитель ДО" :-)

Вероника : Вообще-то знание психологии не помешает не только учителю информатики, но и любому учителю, я вообще-то с удовольствием позанималась на очных курсах с психологом

Белова Ж.В.: Вероника пишет: цитатаИ на какой фронт отправить классного психолога - к детям или (см. мысль выше) к взослым? Некоторые участники дискуссии "отправили" психолога к детям. Как психолог, могу сказать, что взрослым в ДО помощь нужна не меньше, а даже больше. Потому как дети очень легко восприимчивы ко всему новому, тогда как взрослые испытывают огромные комлексы, недопонимая учебный материал, неуспевая, что-либо сделать в ДО ! Они ведь - ВЗРОСЛЫЕ ( читай, всё мОгущие)!!!

Zueva_L: Белова Ж.В. пишет: цитататогда как взрослые испытывают огромные комлексы, недопонимая учебный материал, неуспевая, что-либо сделать в ДО ! Комплексы взрослых, зависят от возраста. Я заметила, что обучая преподавателя от 40 и выше, первое, что им приходится объяснять (долго и упорно) что компьютер - это железки, которые не ломаются, если нажать на какую-нибудб клавишу, начинаешь сравнивать с телевизором, телефоном, холодильником и т.д. Я конечно не психолог, может быть есть какие-то приемы, но пока сравнение с бытовыми приборами срабатывает.

Скрипкина Юлия: Но, когда мы объвляем дистанционный курс, мы даже не предполагаем, какие участники на него запишутся (в смысле своих навыков), но все-таки можем примерно предположить возрастной уровень(подготовка к ЕГЭ - скорее школьники, методика интегрированного урока - скорее учителя, хотя и там, и там возможны исключения. Стоит ли сразу при планировании курса закладывать какую-то определенную модель, или перестраиваться по ходу?

Белова Ж.В.: Скрипкина Юлия пишет: цитатаСтоит ли сразу при планировании курса закладывать какую-то определенную модель, или перестраиваться по ходу? Я думаю, что расчет на конкретную аудиторию, конечно же должен быть, но педагог, прежде всего, должен быть очень мобилен, подстраиваться сам и направлять, из сложившейся ситуации, обучаемый контингент

Скрипкина Юлия: Белова Ж.В. пишет: цитатарасчет на конкретную аудиторию, конечно же должен быть Может быть, попробуем совместно сформулировать какие-то конкретные предложения по организации курса для детей и взрослых. Как я понимаю, среди нас есть авторы курсов, расчитанных на разные возрастные аудитории.

Вероника : Скрипкина Юлия пишет: цитатаКак я понимаю, среди нас есть авторы курсов, расчитанных на разные возрастные аудитории Похоже у меня выбрана тема курса предназначенного для самых маленьких. заявить ее заявила, а сейчас задумалась над реализацией именно из-за возраста и умений. Как отслеживать результаты, если они не смогут правильно сохранить работу?

Zueva_L: Вероника пишет: цитатаКак отслеживать результаты, если они не смогут правильно сохранить работу? Для этого мы м должны прописать всю деятельность локальных координаторов, в роли которых мы и будем "выступать"

Скрипкина Юлия: Вероника пишет: цитатазадумалась над реализацией именно из-за возраста и умений. Очевидно, что ребенок такого возраста не принимает решение об обучении на курсах самостоятельно. За ним кто-то стоит - или локальный координатор-учитель, или родитель. Собственно, решение технических вопросов - это уже их работа.

Косивец О.В.: Скрипкина Юлия пишет: Стоит ли сразу при планировании курса закладывать какую-то определенную модель, или перестраиваться по ходу? Думаю, что модель надо закладывать еще при планировании. Согласна с мнением коллег о том, что дети более восприимчивы и мобильны. У них интерес к компьютеру дополняет образовательный мотив или даже выносится на первое место. Со взрослыми не просто сложно, а очень сложно. Во-первых, масса проблем, не даюших широкий диапазон времени для обучения. Это заставляет работать с высокой степенью напряжения. Если учитывать, что у взрослый уже и мышление не такое гибкое, как у детей, то им весь процесс ДО дается тяжело. Это нужно учитывать при построении курса, подбпрать язык, методы и, конечно, временные рамки.

Скрипкина Юлия: Вывод:Уже сейчас вижу, что в дистанционном обучении взрослых и детей различия огромны. Как локальный координатор вижу всю разницу. Взрослый ученик действительно следует тем инструкциям, которые перед ним лежат, идет шаг за шагом к намеченной цели. Ребенок пробегает инструкцию глазами, останавливается глазами на скриншоте, сразу лезет в среду и начинает работать. Если возникают проблем, может быть ,полезет в инструкцию. А скорее спросит у товарища в реале или на форуме. Про оформление вообще не думает - он же сделал супер-гипер-мега проект! Как только процесс обучения прошел, пришлось сделать выводы: раз время ограничено, для каждого задания на сайте выложила готовые шаблоны оформления. Возможно, вы покритикуете меня за это (с методической точки зрения это не верно, надо, чтобы они умели работать с инструкцией и проч), но в рамках ограничения по времени другого выхода у меня не было.

Zueva_L: Скрипкина Юлия пишет: цитатавыложила готовые шаблоны оформления И дети все равно их смотрели "через раз", забывая о том, что именно для них очень подробно разработали инструкции, шаблоны.

Скрипкина Юлия: Zueva_L пишет: цитата дети все равно их смотрели "через раз" Ну, "через раз" - в нашем случае уже хорошо. Все-таки это эксперимент, система еще не оработанная.

Zueva_L: Ага! По-крайней мере, к концу обучения в профиль-классах, они поняли что к чему, куда "идти", и что "смотреть". А главное втянулись в такой режим работы.

Чащина О. И.: Скрипкина Юлия пишет: Как только процесс обучения прошел, пришлось сделать выводы: раз время ограничено, для каждого задания на сайте выложила готовые шаблоны оформления. С одной стороны дети должны уметь работать по инструкции, но нельзя ограничивать рамками их творчество. Тем более мы говорим об эвристической направленности уроков. Поэтому я думаю необходимо совмещать различные способы оформления заданий. в том числе и произвольный.

Скрипкина Юлия: Чащина О. И. пишет: нельзя ограничивать рамками их творчество. Речь шла не о ограничении творчества, а о шаблоне оформления. Вам, участникам, конкурса, ведь такие шаблоны высылаются - как оформить тему и тело письма, как должно быть представлено задание, перечень определенных вопросов, алгоритмические предписания. И, несмотря на ваш возраст и статус, очень многие этими рекомендациями пренебрегают, создавая проблемы оргкомитету и повышая риск потери работы. Дети, увлекаясь, вообще на такие мелочи, как "правило оформление работы" могут внимание не обратить. Вот и есть мысль - облегчить жизнь и дистанционному педагогу, и самому ученику.

Нуриманова Ф.К.: Скрипкина Юлия пишет: несмотря на ваш возраст и статус, очень многие этими рекомендациями пренебрегают Взрослые тоже дети в новой виртуальной среде. Вообще, кому помешает и содержательность и разнообразие методов, приемов преподнесения учебного материала?

Прохорова А.В.: Современные дети как правило более "продвинутые", им легче виртуально учавствовать в обучении, конференциях, поэтому процесс усвоения идет гораздо легче...

Нуриманова Ф.К.: Прохорова А.В. пишет: Современные дети как правило более "продвинутые", им легче виртуально учавствовать в обучении, конференциях, поэтому процесс усвоения идет гораздо легче... Вы хотите сказать, что современные дети легче принимают и ДО? Да, возможно, сама среда Интернет их мотивирует и стимулирует их интерес к обучению в этой реальности.

Волкова Е.С.: Для младших школьников дистанционное образование должно быть с элементами игровых технологий, с безоценочной системой, эвристическими заданиями. В младшем школьном возрасте необходимо сформировать навыки работы на компьтере, общения в сети. В средних классах познавательный интерес к ДО должен поддерживаться на факультативных занятиях, дистанционных уроках, в дистанционных олимпиадах, в том числе эвристических, где неважны твои школьные отметки, а интересен собственный взгляд на мир. К старшим классам должно сформироваться убеждение: дистанционное образование расширяет горизонты, дает возможность выйти на совершенно иной уровень общения и образования, реализовать возможности независимо от места проживания и степени удаленности от столицы. Поэтому в старших класса, на мой взгляд, дистанционные формы занятий, в том числе профиль-классы, должны стать обязательным элементом программы. Образование для взрослых, прежде всего, должно быть организовано с учетом реальных потребностей в тех или иных курсах.

Бондаренко Ю.А: Волкова Е.С. пишет: Образование для взрослых, прежде всего, должно быть организовано с учетом реальных потребностей в тех или иных курсах. Я бы добавила, что ДО для взрослых должно быть структурировано. Т.е. четко и сжато изложенная информация, затем задания, чтобы сэкономить время, так как все учатся после работы. Если у обучающегося возникли вопросы, то по ссылкам или дополнительной информации, он имеет возможность поработать дополнительно прежде чем работать с упражнениями. В школьный возраст я бы добавила возможность учеников видеть или осознавать, зачем они все это делают.

Королева Ольга: Участвуя в конкурсе я выступала локальным координатором в двух курсах. На первый курс записались три девочки. Почти ВСЮ работу по оформлению работ я делала сама. По двум причинам: как правило, не хватало времени для выполнения самого задания и у них не было большой практики работы за компьютером. Лишь одна десятиклассница теоретически знала многое (как копировать, вставить, форматировать текст, как архивировать и подобные мелочи). Но техника печати!!!! 55 символов в минуту. на вторм курсе была другая картина: взрослые юноши-десятиклассники умели делать все сами, только не обладали навыками ДО и вообще с трудом представляли, что это такое. К концу второго дня я уже только контролировала факт отправки. Вывод: лучше всего и эффективнее включаются в дистанционную работу юноши, и чем старше возраст, тем быстрее.

Камышлова Е.П.: Последние три дня хотела этот вопрос записать на форуме, но сначала решила просмотреть форум, одинаковые мысли материализуются в разумах многих. Опыт у меня небольшой. Но именно этот вопрос я уже задаю себе больше месяца практически каждый день, т.к. ежедневно сталкиваясь, будучи участником ДУГ, с той или иной стороной дистанционного образования, - это как головоломка, которую интересно решать, потому что нет однозначного ответа.Сначала я думала, что для учителей легче разработать курс и провести, но выступая в качестве локального координатора я поняла, что со взрослыми тоже хватает проблем. Во-первых, когда учителя, да и любой взрослый человек, говорят о нехватке времени - это не пустые слова, к тому же не все знакомы с оргдеятельностной методикой, которая не предполагает поверхностного изучения, приходится ломать стереотипы курсов повышения квалификации. Про детей я могу сказать, что если материал для них интересен, то получаешь огромное удовольствие от совместного творчества с ними.

Вика Зарубина В: кОНЕЧНО, ДО для детей и взрослых должно быть различно!

ЗыковА: И те и другие, если втянутся забудут о нормальной жизни.

ТюпинаК.А.: Естественно различия! Ведь как известно, дети усваивают все гораздо быстрее, чем взрослые. Я имею ввиду все то, что связано с компьютером. Поэтому необходимо устанавливать рамки различия между преподаванием детям и взрослым.

Ануфриева М. А.: Очень актуально если взрослые(наши родители) будут заниматься дистанцинным образованием. Так как они очень занять на работе и у них совсем не хватает времени на семью. А дистанционное образование позволяет им получать образование не выходя из дома и в любое время может остановиться на достигнутом, а в свободное время продолжить.

Пупс1990: Мне кажется, что не должно быть различия, т.к. и дети и взрослые учаться на высшее образование значит и курс должен быть одинаковым, не зависимо от возраста.....

lala: А по вашему мнению есть разница в образование в школе и университете? Я думаю есть, так как в разном возрасте разный материал по разному усваивается! И будет очень весело если школьнику класса 5, начнут даже пусть на дистанционном уравне рассказывать о Различных теориях обучения и о сущности этого процесса,я думаю мало того что он ничего не поймёт, так кроме того ещё и заснёт! А это значит что любое образование какоебы оно небыло ДО, либо живое, должно быть разным для взрослых и детей!

Порозов Г.А.: Скрипкина Юлия пишет: есть ли принципиальные отличия в организации дистанционного обучения взрослых и детей, кроме содержания образования Ответ сразу же был написан ниже Скрипкина Юлия пишет: Какие формы работы и типы заданий предпочтительнее в том или другом случае? Ясно что в первой части вопроса предполагается - иных мнений нет. И всё обсуждение следует вести не о наличии принципиальных различий, а о том каковы они. Формы работы можно считать элементами организации обучения. Они то как раз, скорей всего, одинаковы и заданы существующими техническими и организационными условиями. А вот о содержании образования, особенно дистанционного, можно говорить бесконечно.

Скрипкина Юлия: Порозов Г.А. пишет: всё обсуждение следует вести не о наличии принципиальных различий, а о том каковы они. Замечательно! В чем Вы видите эти принципиальные различия?

Порозов Г.А.: Чтобы сильно себя не озадачивать, гораздо проще сказать, что принципиальных различий в обучении взрослых и детей НЕТ. И здесь сразу противоречие с реальностью - почему же тогда обучают и тех, и других отдельно друг от друга? Можно ли детей обучать как взрослых и наоборот? Принципиальные отличия должны быть обусловлены различием психологических качеств и прежде всего таких как: устойчивость внимания, скорость мышления, эрудиция и опыт, прагматизм. А от этого и будут вытекать различия в формах и методах обучения.

Юлия Бондаренко : Давайте попробуем проанализировать виды дистанционных занятий применительно ко взрослым и детям. 1. Демонстрационная версия занятий по курсу. Носит рекламный характер. Для взрослых этого достаточно, чтобы решить работать ли дальше по этому курсу. Ребенок самостоятельно не может решить, ему нужна помощь локального координатора, чтобы объяснить возникающие вопросы. 2.Вводное занятие по курсу. Здесь основное отличие - это содержание и яркость наглядности, поскольку цель - ввести в проблематику курса. 3. Индивидуальное занятие - консультация. Также подходит и тем, и другим, хотя бы потому что оно индивидуальное. 4. Дистанционная конференция по электронной почте. Взрослые легко могут ориентироваться в конференции, а вот детям необходима работа с локальным координатором либо постоянное консультирование дистанционного педагога.. 5. Чат - занятие. Справиться с ним могут только дети старшего возраста. 6.Дистанционные олимпиады. Взрослые легко могут участвовать во всех формах, в то время как дети участвуют под руководством очных учителей. Это не значит, что учителя им помогают, просто направляют организационно, немешая личному творчеству. Есть много видов дистанционных занятий. Взрослые могут справиться со всеми, старшие школьники, наверное, тоже. А вот малышам необходимо еще и потрогать все происходящее. Поэтому многие проекты совмещают очное и дистанционное, сделать своими руками и поработать в электронном виде.

jennyfer_111: В любом обучении необходимо учитывать возрастные особенности человека.

jhell: Взрослых точно так же завлекают (ем) в ДО, как и детей, но детям это все таки проще дается...

izummm: Сходство - Как для детей, так и для взрослых ДО может быть очень влекательным, познавательным и захватывающим процессом)

Malika: Детям нужн более яркие примеры,переживания,впечатления,так что конешно должны различаться!

Malika: Детям нужны более яркие примеры,так что конечно должны отличаться!



полная версия страницы