Форум » Естествознание » МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ » Ответить

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ

Маслов: Только 22 ноября у Вас имеется возможность задать вопросы заведующему кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос" Маслову Игорю Сергеевичу по особенностям подготовки школьников к участию в эвристической олимпиаде по физике! Не упустите свой шанс! Примерный "круг" вопросов для обсуждения на мастер-классе: 1. Как подготовить учеников к участию в эристической олимпиаде по физике? 2. Условия успеха на эвристической олимпиаде: какими факторами они определяются? 3. Какие будут задания? 4. Как оптимально организовать олимпиаду по физике в школьном кабинете? 5. Какой тип эвристических заданий по физике самый сложный для выполнения учащихся? Почему? и др. Жду Ваши вопросы!

Ответов - 6

Екатерина Андреевна: Екатерина Андреевна 1. Скажите, пожалуйста, среди каких учащихся необходимо выбирать участников эвристической олимпиады? 2. Существует ли определенное время, за которое ученик должен выполнить задания олимпиады? 3. Должен ли преподаватель "разжевать" олимпиадное задание? Преподнести его для учащегося каким-то другим образом? 4. Нужно ли задавать учащемуся наводящие вопросы? Каким образом мотивировать на результативность? 5. Пройдя олимпиаду по информатике, я сделала вывод, что ученик в решении олимпиадных заданий проходит несколько этапов: а) растерянность и испуг, т.к. не знает с какой стороны подойти к заданию. б) выполнение задания выбранным методом в) азарт и увлеченность решением г) угасание и нежелание дальше стараться выполнять. д) отказ рефлексировать (отвечать на вопросы рефлексии, аргументируя тем, что ничего не достиг, ничему не научился, ничего особенного не сделал, "потомкам" завещать ничего не буду, так как не знаю, что писать) Чем я могу помочь в этой ситуации, как себя вести? 6. Как помочь выбрать метод решения задачи, или учащийся сам должен найти его? 7. Если работа оценивается по каким-то критериям (интересно знать по каким) может нужно при подготовке стараться акцентировать именно на те, которые потом и оценятся. 8. Что необходимо педагогу знать о методиках, способах подготовке. Есть ли вообще такие методики? 9. Что необходимо учесть при организации олимпиады. Может правильно рассадить, уменьшить, увеличить освещение, может убрать все лишнее? Может это вообще к делу не относится, а имеет место что-то другое, более важное? 10. какие задания являются самыми сложными?

Маслов: Уважаемая Екатерина Андреевна! Отвечаю на Ваши вопросы. Екатерина Андреевна пишет: 1. Скажите, пожалуйста, среди каких учащихся необходимо выбирать участников эвристической олимпиады? 2. Существует ли определенное время, за которое ученик должен выполнить задания олимпиады? В эвристической олмипиаде по физике могут принять участие ученики 1-11 классов, а также взрослые. Поэтому начинают участвовать в олимпиадах нужно как можно раньше, чтобы ученики приобретали опыт творческой самореализации с помощь. эвристических. Это, в том числе, поможет им успешно выступать на наших олимпиадах. Время на выполнение задний прописано в инструкции для локальных координаторов олимпиады, которую получают зарегистрированные участники. Как правило, это 2-3 часа, но может быть и больше. Главное, чтобы работа участника была отправлена в оргкомитет олимпиад строго в указанные строки. Екатерина Андреевна пишет: 3. Должен ли преподаватель "разжевать" олимпиадное задание? Преподнести его для учащегося каким-то другим образом? 4. Нужно ли задавать учащемуся наводящие вопросы? Каким образом мотивировать на результативность? 5. Пройдя олимпиаду по информатике, я сделала вывод, что ученик в решении олимпиадных заданий проходит несколько этапов: а) растерянность и испуг, т.к. не знает с какой стороны подойти к заданию. б) выполнение задания выбранным методом в) азарт и увлеченность решением г) угасание и нежелание дальше стараться выполнять. д) отказ рефлексировать (отвечать на вопросы рефлексии, аргументируя тем, что ничего не достиг, ничему не научился, ничего особенного не сделал, "потомкам" завещать ничего не буду, так как не знаю, что писать) Чем я могу помочь в этой ситуации, как себя вести? Все зависит от возраста ученика. Если это первоклассник, то конечно, надо с ним обговорить содержание задания, проинструктировать его о том, что от него требуется выполнить и др. В остальных возрастных группах также может быть уместной разъяснительная работа по заданиям, но не "подсказки" учителя. Как правило, мотивировать ученика выполнять эвристические задания не надо! Содержание заданий настолько интересно, что даже самый "трудный" и "слабый" учащийся будет с удовольствием выполнять наши задания! Что касается эмоций ученика, возникающих при выполнении заданий... Здесь все личностно и индивидуально. Но рефлексировать свою деятельность - необходимо! Это очень важно, причем и для победы в олимпиаде, и для развития самого ребенка. Поэтому важно суметь объяснить ученикам насколько важна рефлексия. Без осознания того, что и как было достигнуто, теряется значимость самой деятельности.

Маслов: Екатерина Андреевна пишет: 6. Как помочь выбрать метод решения задачи, или учащийся сам должен найти его? 7. Если работа оценивается по каким-то критериям (интересно знать по каким) может нужно при подготовке стараться акцентировать именно на те, которые потом и оценятся. 8. Что необходимо педагогу знать о методиках, способах подготовке. Есть ли вообще такие методики? 9. Что необходимо учесть при организации олимпиады. Может правильно рассадить, уменьшить, увеличить освещение, может убрать все лишнее? Может это вообще к делу не относится, а имеет место что-то другое, более важное? 10. какие задания являются самыми сложными? Метод выполнения эвристического задания, если он не прописан в содержании условия задания, ученик выбирает и определяет САМ. Некоторые методики подготовки школьников к участию в эристических олимпиадах можно найти в публикациях нашего Интернет-журнала. Например, Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады – инновационный педагогический феномен. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2009/0115-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. [font color=red]Жандармова И. В. Эвристические олимпиады как развивающая среда для становления личности школьника. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. Маслов И.С. Школьники в поиске физических открытий // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 8 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0808.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. Маслов И.С. Виртуальные олимпиады в реальной гимназии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2004/0301.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. Самое главное в организации эвристческих олимпиад: 1) создать оптимальные условия для творческого самовыражения каждого ученика; 2) у учеников должно быть четкое понимание того, что на эвристических олимпиадах поощряется в первую очередь оригинальность, но не оригинальничанье, практическая значимость, рациональность идей, мировоззренческая глубина суждений и др. То есть на наших олимпидах - "МОЖНО ВСЕ!"


Екатерина Андреевна: Вы упомянули успех. Охарактеризуйте, пожалуйста, от чего он зависит, можно ли и благодаря чему быть успешным на эвристической олимпиаде.

Маслов: Формула Победы на эвристической олимпиаде, на мой взгляд, такая: "Выполнение всех заданий+ Творчество и Самостоятельность мыслей+ Применение и проявление знаний физики при выполнении заданий"

Маслов: И еще несколько важных моментов! Каждая олимпиадная работа оценивается жюри индивидуально. За каждое выполненное задание участник получает от 1 до 10 баллов. Универсальными критериями оценки являются: степень новизны идеи или гипотезы, содержание и объём выполненного задания, оригинальность, логичность, аргументированность, мировоззренческая основа, применение предметных знаний, умений, компетенций и др. Призерами олимпиады становятся школьники, занявшие 1, 2, 3 места в своей возрастной группе, например, в группе 6-7 классы. Они получают "бумажные" дипломы и призы по обычной почте. Лауреатами становятся школьники своей возрастной группе, показавшие неординарные результаты в выполнении хотя бы одного задания-номинации (например, заработавшие за это задание 7-8 баллов). Они получают официальные "бумажные" грамоты от оргкомитета олимпиады. Школы также вправе награждать своих участников олимпиады самостоятельно и дополнительно.



полная версия страницы