Форум » Филология » Всероссийский дистанционный конкурс-проект "Мой Чехов" » Ответить

Всероссийский дистанционный конкурс-проект "Мой Чехов"

Корючкин М. А.: Всероссийский дистанционный конкурс-проект "Мой Чехов" Сроки проведения: 26 января - 8 февраля 2010 года. Подробности: http://eidos.ru/project/chehov/2010/index.htm Ведущая проекта: Озеркова Ирина Александровна, сотрудник кафедры русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»

Ответов - 16

Озеркова : Здравствуйте, уважаемый участник проекта! Я рада приветствовать вас. Антон Павлович Чехов создал целый мир - грустный и смешной, но всегда очень тонкий и глубокий. И к этому миру хочется прикасаться снова и снова. У меня дома лежит один том прижизненного издания. Несколько лет назад не помню какая организация перевела аналогичный в электронный вид, но у меня лежит именно бумажный. И, открывая его, скоро перестаёшь обращать внимание на старую орфографию - настолько современными кажутся рассказы этого писателя. А ещё я очень люблю пьесы, особенно "Чайку". Мне нравится сравнивать её с ... Но у вас могут и должны быть свои ассоциации и свой взгляд. Давайте откроем другим своего Чехова! Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и желаю вам успехов.

Е.Ф.: Добрый день, уважаемая Ирина Николаевна и все участники форума! Хочется тепло поприветствовать всех, кто отважился погрузиться в удивительный и узнаваемый чеховский мир. Он и манит, и призывает к ответу - спрашивает и напоминает об ответственности, настраивает на самоанализ и самодиагностику, побуждает подтянуться и улыбнуться. Чехов при каждом новом перечитывании удивляет и приближается к нам всё откровеннее. Каждое произведение удерживает на себе внимание и подолгу не отпускает. Если говорить о драматургии, то сейчас мои мысли занимает "Безотцовщина" - дерзкое по размаху и таланту упражнение юноши-гимназиста. Мне видится в нём глубина и прозорливость. А ещё: эскизы будущих ярких персонажей и намечающаяся индивидуализация их речи. Очень хотелось бы увидеть "Безотцовщину" на сцене! Никто из вас не репетирует?

Озеркова : Здравствуйте, Елена Фёдоровна! Прочитала Ваш замечательный двойной портрет Чехова и Штерна и порадовалась его оригинальности. Честно говоря, я боялась чего-то более стандартного. Учителя русского языка и литературы обычно сравнивают Чехова с Островским, Салтыковым-Щедриным, Горьким, реже - другими авторами, входящими в программу по литературе. Это, конечно, важно и нужно, но мне кажется, что, говоря о таком оригинальном писателе, как Антон Павлович, нужно стараться и мысли выбирать оригинальные. Вам это удалось. А Вы пробовали сравнить Чехова с зарубежными авторами? Антон Павлович на Западе известен, и не только потому, что Петер Штайн ставил чеховские пьесы (сейчас это уже легенда театра). Например, есть очень интересный польский автор Славомир Мрожек. Он, насколько я знаю, о Чехове не писал, но некоторые его произведения определённые ассоциации у меня вызывают. Кстати, на Ваш взгляд, в современной позиции "мир как текст", насколько органично вплетать в ткань произведений цитаты и аллюзии из Чехова? Чеховская фраза лаконична, но, с другой стороны, её трудно отделить от контекста. У меня вопрос к Вам, как читателю: а вы в каком возрасте познакомились с его произведениями? И, как Вы думаете, какой возраст наиболее благоприятен для того, чтобы начать понимать Чехова?


Е.Ф.: Дорогая Ирина Александровна! Во-первых, простите за давешнюю опечатку (АЛЕКСАНДРОВНА!). Во-вторых, спасибо за новые подсказки: поистине горизонты, раздвинутые Чеховым, безграничны. Серьёзное обдумывание факторов определённых влияний Чехова на творчество зарубежных авторов (например, С.Мрожека, М.Павича, И.Макьюэна, К.Исигуро и других) у меня ещё, надеюсь, впереди. Что уж говорить об исследовании феномена современной поэзии..! Само Творчество Чехова – это «мир как текст». Больше всего мне хочется в него «закопатьтся». И, как читатель, уверяю, что знакомиться с Чеховым как никогда не поздно, так никогда и не рано! Рекомендую читать его уже младенцам – в любое время суток, не задумываясь и не отбирая отдельные фрагменты.

Озеркова : Всем-всем! 29 января замечательному писателю Антону Павловичу Чехову исполнилось бы 150 лет. Кафедра русского языка и литературы поздравляет с этой датой всех любителей чтения и желает, чтобы его книги всегда были с вами рядом.

Е.Ф.: В художественном методе А.П.Чехова поражает универсализм: его произведения эпических жанров легко трансформируются в драматические. А четкость и прозрачность его фразы таит в себе множество слоёв и отражений. В изображении персонажей и выборе ситуаций отражается мировосприятие писателя, объявшего своим неравнодушным вниманием всех и вся. Его альтруизм сродни пушкинскому: знаю и понимаю = люблю. Чеховский демократизм потрясает. О нём немало написано. Пожалуй, лучше всего – в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба». Когда это осознаёшь, ошеломлённо думаешь: неужели Чехов сумел «полюбить врагов своих как самого себя»?!? Как надо работать над собой, чтобы приблизиться к такому результату?

Озеркова : Здравствуйте, Елена Фёдоровна! Я прочитала Вашу пьесу "в стиле Чехова". Просто замечательный подарок к его дню рожденья! Вы показывали её своим ученикам? В результате проекта у вас получается интересныей сборник работ. Возможно, у Вас в школе столило бы провести конкурс подарков Чехову - не просто отметить памятную литературную дату, а показать личное отношение. Такой влюблённый в творчество писателя учитель не мог не увлечь своих учащихся. Очень радует, что Вы используете на уроках творческие задания, такие, как присланные Вами стихи. "Эйдос" отмечает юбилей писателя этим проектом, в ближайшем к моему дому профессиональном театре дали моноспектакль, местная газета посвятила Чехову целую страницу. А как его отмечают у Вас в школе?

Е.Ф.: У нас в школе есть программа подготовки к юбилею Чехова - она успешно выполнена. Это инсценировки, викторины, индивидуальные сообщения, аналитические работы в каждом классе и общешкольный вечер. Ребята готовили подарки, но не Чехову (до этого не додумались), а друг другу: "Знаток произведений Чехова", "Читатель-эрудит", "Талантливый импровизатор", "Находчивый статист" и так далее.

Е.Ф.: Если бы я была потрясающе талантливым художником, тонко чувствовала, понимала и любила творчество Чехова и преклонялась перед его личностью… Если бы мне посчастливилось иллюстрировать его произведения… Наверное, не было бы ярких многоцветных полотен… Получились бы двух- трехцветные гравюры в спокойных холодных тонах… А вот если бы хватило гениальности – то за этими сдержанными строгими, «подтянутыми», линиями угадывалось бы такое разнообразие красок и оттенков, такое многоголосие-многоцветие-полифония и полихромия!!! Такая глубина и высота, и объём, и утончённость, такая гармоничная озвученность..!

Озеркова : Здравствуйте! Я тут вспомнила удивительный факт - оказывается, один из самых знаменитых портретов Антона Павловича выполнено совсем не маслом, а акварелью - техникой, в которой програчные слои накладываются один на другой, просвечивая друг сквозь друга. Символично, не правда ли? Возможно, акварель, как техника очень подходит к стилю Чехова. А, возможно, лучше использовать пастель с её мягкими оттенками? А вот уголь не очень подойдёт - получаются слишком резкие линии. Вы предлагаете гравюру? Было бы очень интересно увидеть. А чьи иллюстрации к произведениям писателя нравятся Вам?

Е.Ф.: Здравствуйте, дорогая Ирина Александровна! Спасибо Вам за внимание и опеку! Не считаю себя знатоком живописи. Могу сказать лишь одно: я не встречала ещё иллюстраций, вызывающих у меня отторжение. Видимо, все художники, подстпуавщие к Чехову, очень его любили. Конечно, прозрачная акварель или приглушенная пастель, а не резкий жесткий уголь... Я-то, темнота, нафантазировала некую эклектику: под прочной сеткой гравюры - защищённая гармония ярких красок ..? Почему мне Чехова хочется уберечь, защитить, заслонить? Я ведь уверена в его силе! Как мне услышать (увидеть) других конкурсантов? КУДА я никак не могу выйти? Можно ли ещё что-то исправить в моём неуклюжем участии в работе форума?

Озеркова : Здравствуйте, Елена Фёдоровна! У меня тоже нет художественного образования, но мне повезло жить недалеко от Москвы, поэтому я была во многих музеях и театрах. Приезжайте к нам! "Эйдос-тур" сможет подобрать вам специальную чеховскую программу. Кстати, я бы рекомендовала вам коллекционировать иллюстрации к Чехову и Чеховские портреты в электронном виде, создать презентацию. Это не так уж трудно - репродукции картин бывают в книгах и журналах. Есть такая полезная вещь, как сканер. А презентация будет полезна (впрочем, что я всё а пользе! а как же удовольствие от встречи с любимым писателем?) и Вам, и Вашим учащимся. Кстати, можно же привлечь к этой работе и их, сделать проект. Нам не очень повезло, других участников сейчас нет. Но я очень надеюсь, что наше с Вами общение всё равно интересно и плодотворно. По поводу Вашего участия в форуме - Вы не волнуйтесь, всё в порядке. Просто задавайте все возникающие у Вас вопросы по нашей теме, делитесь своим мыслями. А я постараюсь поделиться своими.

Е.Ф.: Театр, кино, балет («Анна на шее»), цирк («Каштанка»), любые виды «артизации» - для всех зрелищных искусств «подходят» чеховские тексты, ведь они так разнообразны! И «осовременивание» Чехова вполне допустимо, хотя он и в оригинальном виде далеко НЕ устарел. Главное, чтобы исполнителям всех уровней и специализаций не изменял вкус. И всё-таки, я бы очень хотела, чтобы Чехова прежде всего ЧИТАЛИ.

Озеркова : А для меня Чехов прежде всего театрален. "Чайка" в московском ТЮЗе - этого спектакля, собственно, и началась моя любовь к этому писателю, хотя, конечно, с его произведениями я сталкивалась ещё и до посещения театра.

Е.Ф.: Дорогая Ирина Александровна! Огромное Вам спасибо! Общение с Вами во время нашей совместной работы доставило мне истинное удовольствие! Сам проект безмерно полезен: он творческий, движущий, динамический. Не единожды мне «приходилось» применять в качестве эпитетов, адресованных ему, прилагательные в «превосходнейшей степени» и брать в кавычки невольно возникающие при этом неологизмы. Так я пыталась передать накал эмоций, несравненное интеллектуальное наслаждение от происходящего. Ваши советы и Ваш опыт раскрыли передо мной новые горизонты, помогли наметить новые темы исследований: «Чехов и зарубежная литература», «Чехов и современная поэзия», «Творчество Чехова и современная массовая литература» (только что прочитала у Анны Берсеневой пример из чеховской биографии). Презентации с портретами и иллюстрациями Чехова для нас с ребятами, мы думали, - пройденный этап… Но вы подсказали, как их классифицировать и заняться сравнительным анализом с рецензиями и описаниями-комментариями. Мы – северяне – часто бываем в Москве. Её просто не миновать при централизации авиалиний в России. Поэтому московские театры для нас и есть НАШИ ТЕАТРЫ. А вот самостоятельно наметить маршрут, учитывая репертуарные планы при помощи Интернета, на время поездок в отпуск с родителями – это мысль! Несмотря на Ваши, И.А., тактичные утешения, для меня самой большой трудностью оказалась полноценная регистрация в форуме: с аватаром, заполненной анкетой и т.д. Что-то у меня не срабатывает уже не первый раз. Система настаивает на каком-то неведомом мне ПАРОЛЕ ФОРУМА. Обращалась к И.В.Скрипкиной, но, видимо, как-то неправильно обращалась. А в остальном: сплошное удовольствие! Хочется пожелать всем учителям нашей необъятной Родины полюбить СЕБЯ до такой степени, чтобы можно было позволить СЕБЕ отвлечься от повседневной суеты и САМИМ поучаствовать в эвристических проектах «Эйдоса»! До новых встреч!

Озеркова : Спасибо, Елена Фёдоровна! Жду Вас и Ваших учащихся в других мероприятиях "Эйдоса".



полная версия страницы