Форум » Филология » Дистанционный конкурс-проект "Загадки слов"-2011 » Ответить

Дистанционный конкурс-проект "Загадки слов"-2011

Сафонова О.Ю.: Дистанционный конкурс-проект "Загадки слов"-2011 Сроки проведения: 23 ноября - 6 декабря 2011 года. Подробности: http://eidos.ru/project/riddle/index.htm Ведущий проекта: Шальнева Елена Анатольевна, сотрудник кафедры русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Гонтарь Андрей: ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ЭТОГО КОНКУРСА И ПЕДАГОГАМ ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ!!!

Е.А.Шальнева: Здравствуйте, уважаемые участники конкурса-проекта "Загадки слов"! Рада приветствовать Вас! Желаю Вам творческого азарта и ярких открытий! ЭТАПЫ ПРОЕКТА: 23 – 24 ноября. Визитная карточка. 25– 26 ноября. I тур - «Из истории словесности». 27 – 29 ноября. 2 тур - «Загадки слов». 30 – 2 декабря. 3 тур - «Игра слов». 3 – 4 декабря. 4 тур - «Как строилось слово». 5 – 6 декабря. 5 тур - «Перед финишем». Итоговая рефлексия. Самоанализ своей работы. ===

Ксюша Кшимовская: Здравствуйте! Приветствую всех участников конкурса! Рада познакомиться!


Ксюша Кшимовская: Я так поняла, что нас только двое? Или другие относятся к другим возрастным группам? Мне интересно: конкурс предполагает соревнование и выделение лучшего результата? По каким критериям будут оцениваться работы?

Гонтарь Андрей: Здравствуй Ксюша! Очень приятно с тобой познакомиться Судя по тому, что зарегистрировалисьна форуме только мы с тобой, значит нас участников, всего два. Я с большим удовольствием представляю тебе свою визитную карточку. Гонтарь Андрей, ученик 7 класса МОУ«Высокомысовская СОШ им. И.В. Королькова» п. Высокий Мыс Сургутского района ХМАО-Югра В русском языке много заимственных слов. Читая статьи в журналах, газетах, часто не допонимаешь, о чем идет речь. Приходится постоянно обращаться то к родителям, то к учителям. Увидев в «Эйдосе» конкурс – проект «Загадки слов» решил, а не создать ли на самом деле словарь часто употребляемых заимственных слов, хотя бы для учеников младших классов. В конкурсах участвовал уже неоднократно и в очередной раз решил попробовать свои силы. Для меня главное не победа, а участие в этом конкурсе. В первую очередь - это расширить свой кругозор в области русского языка. А во-вторых - обрести уверенность в своих силах и возможностях. Научится придумывать и составлять загадки слов. Где чаще всего вы встречаете загадочные слова? Всегда ли вы находите их значение? С чего вы начинаете изучение новых слов? В чем испытываете трудности? И как вы с ними справляетесь?

Е.А.Шальнева: Здравствуйте, Ксения и Андрей! Замечательная у нас получилась команда Желаю нам интересного общения и высоких личных достижений! Ксюша Кшимовская пишет: Мне интересно: конкурс предполагает соревнование и выделение лучшего результата? По каким критериям будут оцениваться работы? Действительно, конкурс - это соревнование, и у нас обязательно будут призёры и лауреаты А оцениваться работы будут по таким критериям: 1. Работа раскрывает личность автора. 2. Оригинальность идеи и формы её технического воплощения. 3. Убедительность работы. 4. Отсутствие фактологических ошибок. 5. Степень интереса к работе других участников проекта.

Ксюша Кшимовская12: А надо было написать так мало? Я закатила целое сочинение! Вот моя визитная карточка: 1. Кшимовская Ксения Александровна, гимназия №1587, г. Москва 2. С самого детства я прислушивалась к словам, и постоянно спрашивала родителей, почему это так называется, почему так говорится. Пробовала сама придумывать слова. Всегда интересовалась и интересуюсь, откуда взялось то или иное слово. Конечно, всегда можно заглянуть в Толковый или Этимологический словарь, но гораздо интереснее сначала придумать свою версию происхождения слова. Например; район Люблино почему так называется? Потому что бывший владелец этого места или жители деревни любили блины? Или просто кто-то был очень влюбчивым? А может что-нибудь другое? Вероятно, тема конкура «Загадки слов» предполагает серьёзное углубление в историю слов. А это мне очень интересно! Наверное, придётся разгадывать, а не только выискивать ответы. А это тем более интересно! Мне кажется (и не только мне), что у меня есть неплохие языковые способности, языковое чутьё. Меня хвалят за сочинения, за ответы на уроках русского языка и литературы. В младшей школе и сейчас я успешно справляюсь с заданиями мониторингов, олимпиад и т.п. Например, в олимпиаде «Эйдос» по литературе я заняла 13-е место, а в пятой номинации – 1-е место. 3. Я решила принять участие в этом конкурсе, потому что мне очень захотелось попробовать свои силы в этой области. Что я могу и умею? Конкурс заставит меня отвлечься от рутины: уроки, домашние задание, опять уроки… Этот проект расширяет круг интересов ,и я обязательно узнаю много нового. 4. Цель моего участия в проекте – испытание себя и своих способностей. Если уж я взялась за это дело, я должна получить результат, который бы меня удовлетворил. 5. Загадки слов разгадывают в течение многих десятилетий учёные-лингвисты. Неужели ещё остались загадки? Я или кто-то другой может предложить новые отгадки и решения? Я недавно узнала, что уже давно пытались создать международный язык – эсперанто. Так почему он не прижился? В Интернете пишут, что около двух миллионов человек говорят на эсперанто. Я никогда ещё не встречала не одного из этих двух миллионов. Интересно, где они на нём говорят?

Ксюша Кшимовская12: Андрей, мне тоже очень приятно познакомиться!

Гонтарь Андрей: Здравствуйте, Ксюша и Елена Анатольевна!!! Здесь я выставляю свою вторую работу. Надеюсь что она вам очень понравится. http://zalil.ru/32138310

Ксюша Кшимовская: Выставляю:(не копировать!!!!!!!) Визитная карточка слова «бабочка» И.О.Ф. :Бабочка Мотыльковна Куколкина Дата рождения: XVIII в., 1780 г. попало в словари Место рождения: Российская империя Происхождение: исконно русское Адрес : страна Русский Язык, ул. Литературная, ул. Разговорная Лексическое значение: насекомое с двумя парами покрытых пыльцой крыльев разнообразной окраски ( С.И.Ожегов «Словарь русского языка») Какое удивительное слово – бабочка! Смысл этого слова я понимала с самого детства. Я любила, когда была маленькой, рассматривать картинки с бабочками в книжках, рисовать бабочек. Мама рассказывала мне, что я показывала пальчиком на бабочку в книжке и говорила «баба». Однажды, по словам мамы, я даже выразила удивление, показав на мою бабушку, а потом на картинку бабочки. Спросила с удивлением: «Баба?». Наверное, в моём детском сознании уже возник вопрос: почему одним и тем же словом я называю разные предметы??? Став постарше, я ,конечно, научилась правильно произносить слово «бабочка», до конца уяснила его значение. Но всё равно с детства остались ассоциации: бабочка связана с «бабой» , женщиной. Взяв это слово для визитной карточки, я специально сразу не стала смотреть в этимологический словарь. Мне захотелось самой придумать происхождение этого слова. Когда-то люди смотрели на яркое, нарядное насекомое и ,наверное, его крылья чем-то напоминали женское платье. Женщины также могли взмахивать подолами своих однотонных или разноцветных платьев и юбок, приводить их в движение. Женщина, как и бабочка, постоянно хлопочет , находится в движении. Я так и представляю себе бабочку с головой и телом женщины, а крылья – её развевающиеся яркие юбки. Слово «бабочка» вызывает запах цветочной пыльцы, зелёной травы, цветущего поля. Но как же странно образовалось это слово! На первый взгляд в нем есть привычный для нас суффикс с уменьшительно-ласкательным значением -очк-. Хочется сравнить: дева +- очк- получится «девочка» - особа женского пола. Но!!! Баба + -очк- получится «бабочка» - насекомое. Почему так? В грамматико-орфографическом словаре указано, что «бабочк» - это корень слова. Оказывается, -очк- не является суффиксом в современном слове «бабочка». Но когда-то все ж таки он им был и образовал это замечательное слово «бабочка». Пришло время заглянуть в этимологический словарь… Из «Этимологического словаря» А.В. Семёнова я узнала, что «по основным предположениям, «бабочка» является производным от баба («замужняя женщина, жена») или же уменьшительным от бабка, бабушка». Ура! Моя версия происхождения слова оказалась очень близка к истине. Но больше всего меня поразила мысль знаменитого русского лингвиста А.А. Потебни. Он считал, «что значение слова «бабочка» возникло в связи с представлением о мотыльке как о «воплощении души предков женского пола». Значит, бабочка – это женская душа? Как это романтично! «Однако вопрос о происхождении слова до конца не решен. Есть версии, что существительное «бабочка» произошло от глагола бавить – «гнездо» или от бава – «игрушка, забава», - таким образом даётся ещё одно объяснение этого слова. Что интересно, «в других славянских языках слово «бабочка» отсутствует либо имеет другие значения, а насекомое называется по-другому: мотыль (белорусское), метелик (украинское) и др.» К слову «бабочка» невозможно подобрать однокоренное слово, а если пробовать это делать, то сразу же исчезает значение «насекомое» и появляется значение «женщина». Вот какое оно странное, интересное, удивительное – это слово «бабочка»!!!

Ксюша Кшимовская: Андрей, ты что спишь и не пишешь???

admin: Ксюша Кшимовская пишет: К слову «бабочка» невозможно подобрать однокоренное слово, а если пробовать это делать, то сразу же исчезает значение «насекомое» и появляется значение «женщина». Интересно, есть ли аналогичные ситуации с другими словами?

Е.А.Шальнева: Андрей, в разных областях нашей страны ВАРЕЖКИ называют по-разному, например, в северных диалектах встречаем "дянки" . Есть ли ещё другие"имена" у этого слова?

Гонтарь Андрей: Здравствуйте Елена Анатольевна!!! У варежек на Руси было много имен - вареги,рукавички,варьги,варяшки,вачаги,дельницы,мохнатки,мохнашки,рукавки,связни. Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать! На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче! Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Происхождение и разновидности Считается, что слово «варежки» произошло от слова «вареги» - варяжские рукавицы. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.

Е.А.Шальнева: Андрей, благодарю Вас за ответ! Вы уже заинтересовались Заданием№3? Прекрасное начало ждёт такого же продолжения! Желаю Вам удачи! Ксения, ждём Вас на форуме!

Гонтарь Андрей: Конечно же заинтересовался заданием №3. Уже пробую себя в лингвистической науке. Может что и получится.

Гонтарь Андрей: Уважаемые Елена Анатольевна и Ксюша! Елена Анатольевна, в третьем письме Вы меня назвали Антоном, но я Андрей. Вот я и попробовал себя в лингвистической науке. Как конечно получились мои загадки я не знаю. Решать это вам. Но не судите меня очень строго. Надеюсь, что выполненное задание вам понравится. (смотрите здесь мою работу http://zalil.ru/32143726)

Ксюша Кшимовская: Я прочитала загадки Андрея и не поняла ,почему он взял их из Интернета? Разве нужно просто найти загадки или всё-таки составить их самим? Также я не поняла, каким образом воспользоваться материалом учебного модуля №3 для составления загадок по слову "бабочка"? Если можно, ответьте, пожалуйста!

Ксюша Кшимовская: Мне кажется, что о варежках я всё это читала в Интернете. А разве можно так делать? Я стараюсь минимально использовать Интернет-ресурс. Но если это позволительно...

Ксюша Кшимовская: Извини, Андрей! Теперь я нашла твою презентацию-визитную карточку о варежках по ссылке и прочитала. А ты сам какие носишь варежки - со смыслом?

Е.А.Шальнева: Ксюша, вы абсолютно правы! Интернетом пользоваться нельзя! Исключение составляют достоверные научные факты, которые Вы используете в своих ответах! (Иногда без этого не обойтись!) Корректность заключается в том, что обязательно нужно указывать источник, которым Вы пользуетесь. Наиболее ценятся те Ваши ответы, в которых Вы максимально проявили свою индивидуальность, воображение, фантазию Что касается Модуля №3: загадки можно придумывать разными способами, некоторые из таких способов указаны в материале. Андрей, прошу прощения за досадную оплошность У Вас замечательная презентация получилась... Только перечитайте Задание№3 внимательно! Не торопитесь - время есть. Желаю Вам повысить уровень самостоятельности и степень воображения - Вы это можете! Ксения и Андрей! Желаю Вам сочинить такие интересные загадки, каких ещё не знала лингвистика! Творческого Вам настроения!

Гонтарь Андрей: Здравствуйте Елена Анатольевна и Ксюша!!! Да, действительно вы конечно правы в том что три загадки взяты из интернета. Это для того, чтобы вы попробовали их отгадать. Но последние две уже не интернетовские, а мои личные. Так что в этом плане, ты Ксюша не права.

Гонтарь Андрей: Ксюша, ОТВЕЧАЮ НА ТВОЙ ВОПРОС. У НАС ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ ХОЛОДА, И ПОРОЙ НЕ ПРИХОДИТСЯ ВЫБИРАТЬ КАКИЕ ТЫ ВАРЕЖКИ ОДЕНЕШЬ. ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ БЫЛИ ТЕПЛЫЕ. НО Я ВАРЕЖКИ НЕ НОШУ, А ПРЕДПОЧИТАЮ БОЛЬШЕ КОЖАНЫЕ ПЕРЧАТКИ. ВЯЗАНЫЕ ВАРЕЖКИ С РАЗНЫМИ ОРНАМЕНТАМИ НОСЯТ ДЕВОЧКИ. ТАК ЧТО ВОТ ТАК.

Ксюша Кшимовская: Привет, Андрей! Если честно, то я тоже предпочитаю перчатки варежкам!

Ксюша Кшимовская: Андрей, я смотрю ты онлайн!?

Ксюша Кшимовская: Спасибо за ответ и за комментарий. Мне было очень интересно так много узнать о варежках!

Ксюша Кшимовская: Уважаемый Admin! Отвечаю на Ваш вопрос о словах, подобных слову "бабочка". Мне кажется, что я вспомнила слова, с частичкой корня "очк" и не имеющие однокоренных слов. Вот они: сорочка и ласточка (разве что "Ласточкино Гнездо" в Ялте). Спасибо за вопрос!

Е.А.Шальнева: Ксения, спасибо за ответ. Действительно, слово интересное. Редко услышишь: "Бабочкин полёт". Гораздо чаще - "Полёт бабочки".

Гонтарь Андрей: Здравствуйте уважаемые Елена Анатольевна и Ксения!!! Я учел все ваши замечания и выставляю свою работу в исправленном варианте. (http://zalil.ru/32151806) Надеюсь, что работа вам понравится.

Ксюша Кшимовская: Здравствуйте Елена Анатольевна и Андрей! А вот моя работа: http://zalil.ru/32160956

Ксюша Кшимовская: Андрей, правда, очень хорошая у тебя работа! Я бы так не смогла :) Сочинять загадки - не моя стихия!

Е.А.Шальнева: Здравствуйте, Андрей и Ксения! Талантливые загадки у вас получились! Молодцы. С интересом ждём придуманные игры со словами. Желаю нового взлёта фантазии для работы над Заданием №4

Гонтарь Андрей: Здравствуйте Елена Анатольевна и Ксения!!! Вот мое задание №4. Надеюсь, что оно тоже вам понравится. (http://zalil.ru/32182714)

Е.А.Шальнева: Андрей, благодарю Вас за игры! "Поиграли" с удовольствием! :) Наверное, и Ксении понравятся. Дублирую фрагмент Вашего ответа. ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Эта игра может быть простой и сложной. В зависимости от желания участников. На бумаге записывается слово, из него необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться соответственно с первой, второй, третьей и последующей буквы основного слова. НАПРИМЕР: ВАРЕЖКА - Ваня Астрономов решил ехать жить к археологам. СВЯЗНИ - Света взяла Яне задачу на информатику. МОХНАШКИ - Марина одна ходит на Антоновку шишки кедровые ищет. МОХНАТКИ - Миша очень хотел найти Андрея так как испугался. Ксения, ждём Вас на форуме!

Гонтарь Андрей:

Ксюша Кшимовская: ФУУУУУХХХ!!!! Успела. Вот моя работа: click here Много уроков, а времени мало.

Ксюша Кшимовская:

Гонтарь Андрей: Здравствуй Ксюша!!! Посмотрел я твою работу. Она интересная. Но у меня к тебе возник вопрос. На основе предложенных игр в учебном модуле я со своей семьей и локальным координатором составили свои игры. А ты как составляла игры? Мне кажется, что в своей работе ты использовала интернет-ресурсы. С уважением Андрей.

Ксюша Кшимовская: Здравствуй, Андрей! Боюсь, что ты ошибаешься ,думая, что я использовала Интернет. Всё ,что я послала на конкурс игр, - это плод нашей с мамой фантазии. Использовали кое-какие логопедические книги. А вот задание с таблицами, ребусы и Акчобаб с историей - совсем мое. Намучилась! А тебе много помогают? Моя мама вообще противница Интернета . Пока, удачи.

Гонтарь Андрей:



полная версия страницы