Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Естествознание вместо физики, химии и биологии? » Ответить

Естествознание вместо физики, химии и биологии?

markon: Внимание! Сигнал SOS! Вместо физики, химии и биологии вводится новый предмет - естествознание - братская могила из трех вышеназванных дисциплин! Чиновники наносят очередной, нокаутирующий удар по Российскому образованию!

Ответов - 72, стр: 1 2 All

Асель: У меня муж химбиолог ему не дают часы естьествозании. Этот предмет ведет учитель истории и географии. Подмкажите что делать? Как быть? У мужа только 12 всего часов вместе хим и бил.

Шерстова: А как же быть с кадрами? Если реально взглянуть на эту проблему, то кто будет вести этот предмет? На любого учителя, будь то биолог, химик или физик, ляжет дополнительная нагрузка при подготовке к уроку. А вузы учителей естествознания не готовят и даже пока не собираются. Так что тут чиновники недодумали...

markon: Да, согласен, все правильно! И учебника нет для старших классов, одни только разговоры. Ужасно, что удар нансится именно по фундаментальным наукам, без изучения которых полноценное образование в принципе невозможно!


Ershova M.: markon пишет: цитатаУжасно, что удар нансится именно по фундаментальным наукам, без изучения которых полноценное образование в принципе невозможно! Меня тоже беспокоит резкое сокращение времени на изучение предметов естественно-научного цикла. Неужели мы забыли, что самые яркие достижения в науке 20 века были сделаны физикой и химией, и это коренным образом изменило жизнь на Земле. Кроме того, знания добытые по этим предметам лучше всего развивают у детей и логическое и диалектическое мышление, а нам "планируют" всё ужать.

Хуторской А.В.: Я не думаю, что ситуация с естествознанием выглядит как удар по составляющим её наукам. Конечно, следует признать, что сегодня наблюдается крен в область гуманитарных дисциплин. И это отражается в школе. Например, обществознание теперь введено с 5 класса, потеснив естественнонаучные предметы. Но надо понять, почему это происходит? Наверное, не столько по прихоти чиновников.

Озеркова : Конечно, чиновники имели в виду урезание часов и выкидывание части содержания предметов естественно-научного цикла. Однако мы должны понимать, что естествознание как таковое - это не просто физика+химия+биология+география. Целое в некотором роде больше суммы своих частей, так как по идее должно учитывать и все связи между ними. Недаром же возникаю науки физхимия, биохимия и прочее. Давайте подумаем, как в такой ситуации можно дать адекватный ответ чиновникам.

chalimova: Очень жаль, что в школьной программе уменьшается количество часов на изучение предметов естественно-нучного цикла. Я сама - учитель физики и ощущаю это в своей работе. Но естествознание планируется вводить в старшей профильной школе. То есть до 9-ого класса сохраняются в учебных планах физика-химия-биология. А в 10-11-ых профильных классах- изменения: в физико-математических - естественно увеличение количества часов (физика 5-10часов) , а вот в гуманитарных классах сокращение до 3 часов на естествознание , то есть 1ч-физика,1ч-химия, 1ч-биология. Главная задача этих трех учителей в школе - создать гармонию и взаимосвязь в преподавании своей части естествознания . А в наших гуманитарных гимназиях , как правило, работают 1 учительфизики , один химик и один биолог ( по количеству часов , то есть по нагрузке) и работают в тесном контакте . Поэтому проектная деятельность организуется по интегрированным темам, научные конференции межпредметного содержания и т.д. Ведь наши предметы естественного цикла не являются основными и главными. Мы не имеем морального права перегружать учащихся своим естествознанием. Поэтому наша задача- совместными усилиями показать значимость научной картины мира, значимость естественных наук в реальной жизни. Так что мы и так интегрировались в естествознание.

Olga: markon пишет: цитатаВместо физики, химии и биологии вводится новый предмет - естествознание - братская могила из трех вышеназванных дисциплин! Не согласна, что естезтвознание в старших гуманитарных классах как-то ущемляет интересы учащихся, наоборот у детей появляется возможность уделить больше времени профильным предметам. Но а то что касается сокращения нагрузки у физиков. биологов и химиков, то это не так. Просто не возможно из года в год работать по одним конспектам, нужно развиваться, учиться дальше, создавать новые элективные курсы по своему предмету, использовать новые инновационные технологии, но это уже тема другого форума "Мотивационное управление инновационной деятельностью педагогов".

Alexandr: Я не думаю что всё так страшно. Как я понял естествознание будет вводиться в профильных гуманитарных классах старшей школы. А в биолого-химических и физико-математических наоборот часы будут добавлены. В профильных классах естествознание можно соединить с информационными технологиями. Предмет будет интереснее. Поживем, увидим.

ElenaEK: Озеркова пишет: цитатаОднако мы должны понимать, что естествознание как таковое - это не просто физика+химия+биология+география. Целое в некотором роде больше суммы своих частей, так как по идее должно учитывать и все связи между ними. В идеале, наверное, так и должно быть. Физика начиналась с натуральной философии, пора бы современному естествознанию вернуть философскую основу. Основная цель курса естествознания в гуманитарных классах старшей школы - сформировать научное мировоззрение на основе изучения наиболее общих закономерностей и взаимосвязей природы. Все бы хорошо, но кто из предметников сможет осилить эту задачу? На деле, курс естествознания в старшей школе сводится к дробному ущербному изучению модулей по физике, химии, биологии, географии...

Pashhenko: markon пишет: цитата Вместо физики, химии и биологии вводится новый предмет - естествознание - братская могила из трех вышеназванных дисциплин! Страшное сравнение. Я - учитель физики и знаю насколько сложно "гуманитариям" дается мой предмет. Зачем им тратить свое время на изучение того, что совершенно не пригодится в жизни? А если ученик решил связать себя с обучением в техническом ВУЗе, то ему недостаточно 3 часов в неделю! Понимаю, что каждый директор школы делает ставку на тех предметников, которые будут востребованы (иначе дети будут менять школу), а для нас это очередное испытание на компетентность и профессионализм.

Полле Н.О.: Я учитель химии и вижу как мучаются гуманитарии, пытаюсь им помочь, спрашивая только теорию. Но конечно это не выход, потому как физика, химия и даже биология невозможна без решения задач. Меня также волнует, а кто же будет вести естествознание? Однако согласна, что этот предмет сможет отразить все межпредметные связи между естественными дисциплинами, и мы добьемся от учеников, то к чему всегда стремились, целостного восприятия научной картины мира.

Ивашкова Т.А.: Полле Н.О. пишет: вижу как мучаются гуманитарии, пытаюсь им помочь, спрашивая только теорию. Сомневаюсь, что этим помогаете им, наоборот усугубляете ситуацию. Подход к гуманитариям возможен только через практическое восприятие, а уж на химии просто для творчества в этом направлении.

Игонина Е.М.: Я против введения естествознания в школьный курс. Пусть этим занимаются вузовские преподаватели, а в школе мы должны дать полный объём знаний по химии, физике, биологии, ведь у нас есть стандарт образования.

Ивашкова Т.А.: Игонина Е.М. пишет: ведь у нас есть стандарт образования. С введением нового предмета и стандарты будут пересмотрены.

Гадельшина А.Т.: Игонина Е.М. пишет: Я против введения естествознания в школьный курс. Пусть этим занимаются вузовские преподаватели, а в школе мы должны дать полный объём знаний по химии, физике, биологии, ведь у нас есть стандарт образования. Я согласна с вами. С каждым годом уменьшается количество часов на предметы естественнонаучного цикла, а стандарты образования остаются.,как мы выходим из создавшейся ситуации- сами только знаем. Я понимаю, гуманитариям не обязательно знать уравнения реакций и решать задачи. А как быть с развитием мышления, ведь такие предметы как физика, химия нужны не только для понимания процессов в окружающем мире, но и для развития логического мышления. Можно ввести естествознание в 5 -м классе вместо природоведения, в 11 классе для гуманитариев: и часы не уменьшатся, и кадры сохранятся.

Аношина Оксана: Естествознание в предрофильной школе поможет учащимся сделать правильный выбор профиля обучения. Да тяжело придётся педагогам, но на выручку спешит пректная методика. Она носит межпредметный характер. И поможет педагогам преподавать естествознание.

нина: уважаемые коллеги, я учитель физики, согласна с высказываниями в защиту курса естествознания, вот представьте такую схему:1-4кл.-окружающий мир(введение в элементы естествознания), 5кл.-природоведение (элементы наук о природе), с 6кл по 9кл-"науки поделили природу", с 10кл.-оставим физику химию, биологию и т. д. профильным классам, а гуманитарным-естествознание, не знаю как другие предметники, а физики могут перестроиться легко, было бы желание. что касается меня, то я бы очень хотела в гуманитарных классах обсуждать с учениками общие законы обустройства мира, а не мучить их принципами получения переменного тока, ведь все равно они это не проглотят, или потом выплюнут, и став известными артистами, или кем там еще, прославят ваш предмет на всю страну...(шучу)

Бушуева Л.Г.: И я бы может быть хотела, но где нормативно - правовая база? Я предметник и у меня есть программа, стандарт и требования к уровню подготовки выпускника. Тем более, что сокращение часов на физику, уже позволило существенно сократить объем изучаемого материала на базовом уровне. Нет уж, пусть будут отдельно и физика, и биология, и химия. Они самодостаточны сами по себе, и делать из этих дисциплин "компот" , по - моему, несерьёзно.

annita: А разве не "слезы" мы имеем сейчас, когда часы урезали до 1 в неделю в старших классах на химию и биологию. А программа, стандарт то остаются фактически прежними. А требования в ВУЗах? А олимпиады?

Бушуева Л.Г.: annita пишет: А разве не "слезы" мы имеем сейчас, когда часы урезали до 1 в неделю в старших классах на химию и биологию. А программа, стандарт то остаются фактически прежними. А требования в ВУЗах? А олимпиады? Здесь мне видятся следующие варианты (речь о физике, для химии и биологии - аналогично): 1. создавать профильные классы, там часов хватает; 2 вторая ступень обучения - элективы и индивидуально - групповые занятия, авторские, чтобы решать вышеупомянутые проблемы; 3. и наконец, в рамках дополнительного образования создавать и вести курсы по работе с одаренными детьми, например, "Школа юного физика" и т.д.

Кинцель А.Е.: Бушуева Л.Г. пишет: Здесь мне видятся следующие варианты (речь о физике, для химии и биологии - аналогично): 1. создавать профильные классы, там часов хватает; У нас профильные классы созданы. Только толку от этого пока немного. Например, гуманитарии имеют 1 час в неделю биологии и более-менее нормальный учебник, естественно-математический профиль обучения - 2 часа в неделю биологии и ужасный учебник (очень много ошибок). Все успевающие ученики стараются пойти в математический класс, но там всего 2 часа английского языка в неделю ( в 10-11 классах), 1 час русского языка. Гуманитарии имеют 3 часа русского языка, 4 часа английского языка, только вот идут в гуманитарный класс далеко не лучшие ученики. Кому сделали лучше?

annita: Бушуева Л.Г. пишет: Здесь мне видятся следующие варианты (речь о физике, для химии и биологии - аналогично): 1. создавать профильные классы, там часов хватает; 2 вторая ступень обучения - элективы и индивидуально - групповые занятия, авторские, чтобы решать вышеупомянутые проблемы; 3. и наконец, в рамках дополнительного образования создавать и вести курсы по работе с одаренными детьми, например, "Школа юного физика" и т.д. По поводу 1 и 2 пункта - мне лично, учителю химии гуманиратной гимназии это почти из области фантастики, так как количество часов ограничено. В гимназиях ограничено число часов, отводимых даже на элективные курсы. А вот 3 пункт - действительно реальная возможность. которой и пользуюсь уже не первый год

Порозов Г.А.: markon пишет: предмет - естествознание - братская могила из трех вышеназванных дисциплин! Если уж что-то и делать с перенаполненностью школьного образования "лишними" знаниями, то уж не так как сейчас: чуть-чуть физики, чуть-чуть химии, чуть-чуть географии, чуть-чуть биологии. Естественно, нужно из этих наук брать самое простое, а именно понимание того, что всё происходящее имеет реальное объяснение, "причина - следствие", то есть нужен принципиально новый предмет. И если раньше, худо ли бедно, распределение предметных парадигм было равномерным по количеству затрачиваемого времени, то уже сейчас, а в дальнейшем ещё больше, перевес "гуманитарности" очевиден. Если помните, у Пушкина "ноль" был по геометрии.

Кинцель А.Е.: markon пишет: Внимание! Сигнал SOS! Вместо физики, химии и биологии вводится новый предмет - естествознание - братская могила из трех вышеназванных дисциплин! Чиновники наносят очередной, нокаутирующий удар по Российскому образованию! Слава богу, у нас в Казахстане до этого не додумались. Наверное, чиновники обеих стран еще не встретились и не поговорили о данном нововведении.

Бушуева Л.Г.: Порозов Г.А. пишет: Если помните, у Пушкина "ноль" был по геометрии. А было бы по другому, состоялся бы поэт? Нет, идея профилизации хороша, если бы наши выпускники основной школы четко знали чему они хотят учиться дальше (профиль). Здесь наша недоработка (и родителей), не вывели их на свой предмет, упустили, не заинтересовали. А раз так, то только минимум, кое - что для понимания естественно - научной картины мира.

Пономарева Л.Н.: Порозов Г.А. пишет: у Пушкина "ноль" был по геометрии. Так такой Пушкин был один на всю Россию и на все времена.

Новикова Е. И.: Естествознание для истинных гуманитариев это - удачное решение! Именно этот курс познакомит их с единой научной картиной мира, с методами научного познания, позволит на качественном уровне изучить природные явления и закономерности. Обязательно, на мой взгляд этот предмет должен вести один учитель, который сможет реализовать межпредметные связи и показать единство законов природы. Но, это , я повторюсь для истинных гуманитариев, которые еще в 10 окончательно и безповоротно решили, что их дальнейшее обучение будт связано с гуманитарными институтами и факультетами. Но, не для кого не секрет, что определенная часть учащихся выбирает гуманитарный класс, что бы таким образом, уменьшить в своем учебном плане количество предметов естественно-научного цикла. В 11 классе, эти дети осознают, что для поступления в ВУЗ им необходимо сдавать или физику, или химию. А в учебном плане ее нет! Значит ребенок не сможет поступить в желаемое учебное учреждение. Поэтому считаю, что повсеместно вводить естествознание не стоит, пусть этот предмет будет в профильных гуманитарных лицеях, или гимназиях, где для поступления проводится конкурсный отбор. В обычной школе, для таких "неопределенных" следует оставить обычные общеобразовательные классы с классическим образованием.

Мошкевич Е.В.: Новикова Е. И. пишет: Естествознание для истинных гуманитариев это - удачное решение! Я полностью согласна, что это позволит уменьшить нагрузку на выпускников. Нужно больше применять другие формы обучения, например экстернат. Почему ребенку, который не изучал в школе физику, нельзя самостоятельно подготовиться и сдать ЕГЭ, который является выпускным экзаменом по этому предмету? Проблема Новикова Е. И. пишет: Значит ребенок не сможет поступить в желаемое учебное учреждение была бы решена.

annita: Мошкевич Е.В. пишет: Почему ребенку, который не изучал в школе физику, нельзя самостоятельно подготовиться и сдать ЕГЭ, который является выпускным экзаменом по этому предмету? Думаю, что это не всем взрослым с высшим образованием под силу.

Иванова Г.А.: Бушуева Л.Г. пишет: "Нет уж, пусть будут отдельно и физика, и биология, и химия. Они самодостаточны сами по себе, и делать из этих дисциплин "компот" , по - моему, несерьёзно" Но речь и не идёт о "компоте"! Естествознание и не должно быть смесью биологии, физики, химии! Мы забываем, уважаемые коллеги, о законе перехода количества в качество. Я - "за" естествознание. Нас часто пугает, то придётся переучиватьсянам, овладевать дополнительными знаниями по другому предмету, а как же тогда дети учат столько предметов в школе, и каждый учитель хочет научить своему предмету по максимуму. Я учитель химии, много лет вела биологию и географию ( а ещё ОБЖ), а несколько лет назад, когда мои собственные дети поступали после школы, то повторила с ними весь школьный курс математики и физики, и это так здорово помогло мне в моей работе, что сама очень удивилась. Я не понимаю тех педагогов, которые считают, что ничего менять не надо - так не получится, сейчас другая жизнь, и нравится нам или не нравится, будет меняться и содержание образования, и его формы, и появятся новые предметы - и интегрированные ( естествознание), а может, в профильных школах и какие - то узкоспециальные.

Кинцель А.Е.: Иванова Г.А. пишет: Я - "за" естествознание. Нас часто пугает, то придётся переучиватьсянам, овладевать дополнительными знаниями по другому предмету, а как же тогда дети учат столько предметов в школе, и каждый учитель хочет научить своему предмету по максимуму. Я учитель химии, много лет вела биологию и географию ( а ещё ОБЖ), а несколько лет назад, когда мои собственные дети поступали после школы, то повторила с ними весь школьный курс математики и физики, и это так здорово помогло мне в моей работе, что сама очень удивилась. Извините, уважаемый коллега. Но чтобы учитель знал все предметы подряд - такое вряд ли может быть. Везде нужен узкий специалист. Давайте пойдем к андрологу или гинекологу уши лечить?! Наверное, захочется после такого приема пойти к ЛОРу. Это действительно компот из нескольких предметов. Дети не будут знать ни того ни другого. Извините, немного, наверное, не тактично написал.

Иванова Г.А.: Но, уважаемый коллега, никто не говорит о знание всех предметов подряд! Есть образовательные области - естествознание, филология и т.д., и мы в любом случае обладаем знаниями по смежным предметам, реализуя их интеграцию на своих уроках. Это одно. Теперь другое - ваше сравнение обучения с приёмом у врача нелепо - ведь мы не ждём, что побывав у врача, мы получим его знания и излечимся сами! В то время как обучение сегодня - это не "заглатывание" определённой информации ребёнком, а умение находить нужную информацию, перерабатывать и использовать полученные знания. И учитель - не единственный источник, обладающий нужными и строго специальными знаниями, а помощник и участник образовательного процесса. Почему же вас так страшит процесс дальнейшего совместного обучения вместе с детьми и другим дисциплинам, кроме нашей? А как же учатся дети? Значит, мы не должны знать всё, а бедные дети должны?

Кинцель А.Е.: Иванова Г.А. пишет: Но, уважаемый коллега, никто не говорит о знание всех предметов подряд! Есть образовательные области - естествознание, филология и т.д., и мы в любом случае обладаем знаниями по смежным предметам, реализуя их интеграцию на своих уроках. Это одно. Теперь другое - ваше сравнение обучения с приёмом у врача нелепо - ведь мы не ждём, что побывав у врача, мы получим его знания и излечимся сами! В то время как обучение сегодня - это не "заглатывание" определённой информации ребёнком, а умение находить нужную информацию, перерабатывать и использовать полученные знания. И учитель - не единственный источник, обладающий нужными и строго специальными знаниями, а помощник и участник образовательного процесса. Почему же вас так страшит процесс дальнейшего совместного обучения вместе с детьми и другим дисциплинам, кроме нашей? А как же учатся дети? Значит, мы не должны знать всё, а бедные дети должны? Уважаемый коллега! Позвольте мне с вами не согласиться. В первую очередь предметник должен знать досконально свой предмет и преподавать его на высоком уровне. С другой стороны, например нельзя преподавать биологию, не зная химии. Но, я думаю, что математик прекрасно обучит своему предмету, не зная биологии. Мы говорим о научении ребенка отдельным предметам согласно общеобразовательному стандарту. Кого-то из детей учитель будет учить дополнительно, давая ему дополнительные знания. Но если учитель биологии будет изучать еще и ОБЖ, и математику, и физику - где брать столько времени свободного? Я прихожу домой ежедневно в 6-8 часов вечера, т.к. разрабатываю открытые уроки, участвую в конкурсах сам и готовлю детей для участия в конкурсах, пишу разработки уроков в журналы, ежегодно готовлю научные проекты по экологии и биологии, участвую в дистанционных курсах, готовлю олимпиадников и т.д. Поверьте, это лишь маленькая часть моей работы. Просто не могу написать все свои обязанности. Что качается врача, то мы идем к нему лечиться и попутно узнать, как можно не заболеть, а не излечиваться самим. Каждый должен быть специалистом в своей области. Есть время - учись. А так, я думаю, что и по биологии сейчас столько новой информации, что только успевай перерабатывать её и выдавать в доступном виде детям. Давайте объединим литературу с обслуживающим трудом, русский язык с уроками физкультуры, черчение с английским языком. "Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь" - не хочу, чтобы наши дети говорили так после окончания школы. Интегрированные уроки проводить можно и нужно, но не подменять ими естественные предметы.

annita: Иванова Г.А. пишет: Есть образовательные области - естествознание, филология и т.д., и мы в любом случае обладаем знаниями по смежным предметам, реализуя их интеграцию на своих уроках. Нет, дисципалины физика и биология это не одно и тоже, и даже в ВУЗах это не давалось вместе. Так как же тогда учить? Видимо Вы сами - гуманитарий...Но для развития даже гуманитариев нужно владеть логикой точных наук.

Кинцель А.Е.: Уважаемые коллеги! Поддержите нашу дискуссию с Ивановой Г.А. Хочется знать ваше мнение по этому вопросу.

нина: естествознание-это отдельный, самостоятельный предмет, предмет об общих законах развития природы, а вовсе не "компот из физики, химии, биологии", да, естествознание изучает физические, химические, биологические законы, он так же имеет право на "место под солнцем" в школьном курсе. в лицеях и гимназиях, где в 10-11 классах есть профильные классы, естествознание-предмет для гуманитарного профиля, и предметные олимпиады у каждого профиля свои, и часы для этого выделяются. а если переходить на медицинские темы, как позволили себе некоторые участники, то нужно вспомнить о таком специалисте, как "семейный доктор", который лечит все и всех, а при боле серьезных ситуациях направляет к "узким" специалистам. при чем здесь медицина, мы о естествознании, физики, работающие в гуманитарных классах меня поймут, вспомните, как слушают вас ученики гуманитарных классов, когда вы изучаете мировоззренческие вопросы..?

Косарева Е.Н: нина пишет: естествознание-это отдельный, самостоятельный предмет, предмет об общих законах развития природы, а вовсе не "компот из физики, химии, биологии", да, естествознание изучает физические, химические, биологические законы, он так же имеет право на "место под солнцем" в школьном курсе. в лицеях и гимназиях, где в 10-11 классах есть профильные классы, естествознание-предмет для гуманитарного профиля, и предметные олимпиады у каждого профиля свои, и часы для этого выделяются. Случалось мне решать задачи из контрольных по естествознанию (обращались студенты юридических факультетотов и бухгалтерских направлений). Что они собой представляли? - набор задач по физике, химии и биологии, интегрированная часть - вопросы методологического и мировоззренческого плана. То есть задания предполагали, что студент имеет базу школьного курса по каждому предмету! Думаю, что естествознание в школе - это велосипед с новыми катафотами: в начальной школе - интегрированный предмет - природоведение, а вот в старшей до (приблизительно) 2000 года был обязательный предмет астрономия, который позволял глобально обобщить знания школьников по всем предметам. Думаю, что исчезновение астрономии в школе напрямую связано с разгулом астрологии и успехом в деятельности сект.

Корючкин М. А.: Уж лучше пусть в обычной непрофильной школе будет естествознание 4 раза в неделю, чем физика, химия, биология и география по одному часу, чтобы наши дети знали не кое-что из каждой науки в отдельности, а много об общих законах развития природы, чтобы было возможным самостоятельно усовершенствовать свои знания в каждой из наук, в случае выбора их в качестве экзаменационных при поступлении в ВУЗ. Мне лично не достаточно одного часа в неделю химии, чтобы подготовить учащегося ко вступительным экзаменам, то же касается географии, которую я также преподаю, к тому же по образованию, я учитель биологии, осталось только изучить физику, окончить курсы учителей естествознания (это необходимо, так как я придерживаюсь мнения, о том, что это отдельный предмет, но требующий знания предметов естественно-научного цикла) и можно преподавать естествознание.

Кинцель А.Е.: Корючкин М. А. пишет: к тому же по образованию, я учитель биологии, осталось только изучить физику, окончить курсы учителей естествознания (это необходимо, так как я придерживаюсь мнения, о том, что это отдельный предмет, но требующий знания предметов естественно-научного цикла) и можно преподавать естествознание. И как тогда можно будет готовить ученика не только к сдаче экзаменов, но еще и научные работы писать, олмпиадников готовить? Поймите, что это невозможно. Пусть учитель будет хоть семи пядей во льу, у него просто не хватит времени на подготовку детей. А как быть с чтением новой литературы по всем трем предметам?



полная версия страницы