Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Почему дети перестали читать? » Ответить

Почему дети перестали читать?

Марцинковская О .Р.: Почему дети перестали читать?

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 All

Руковишникова: у меня двое детей: дочь любит читать,читает и понимает классику, не только наших русских, но и кое-что из иностранной литературы, на языка оригинала, если это английский, а с сыном проблема: не читает. сначала я думала, что это нонсенс, как же так? но книги подсовывала- заинтересовался какой-то темой-пожалуйста... сама иногда читала в слух.потом заметила, действительно, на них просто обрушивается ежедневно поток информации, мозг-то не безграниче, думаю у него, как у компьютера существует какой-то предел на день, раз и нужно перенести из оперативной на жесткий диск. а день-то кончился. информация-то везде, вот и перегружается мозг за день: читал что-то...а пользы на 3 рубля.

Марцинковская О .Р.: в наше время-век компьютеризации дети много внимания уделяют не чтению,а другим видам деятельности.как заинтересовать детей? с чего начать работу7

Сеченова Юлия Борисо: Здравствуйте!Эта прбоема достаточно глубока, и заботит особо остро филологов. Я препод. русский язык и литературу. Когда ко мне приходит 5 кл. я , в первую очередб, начинаю работать с родителями, именно они могут оказать действенную помощь. Ребята заводят читат. дневники, родители контролируют. Постоянно задаю читать на каникулы (не только на лето), затем проводим уроки так называемого в прошлом внекл.чтения , или читат конференции. Конечно, сложно убедить ребенка в необходимости читать, когда кругом много соблазнов, но все-таки нам нужно не отчаиваться!


Лобова Л.Г.: Мне кажется, дело в том, что сейчас очень большой поток информации, информационное пространство очень расширилось. Телевидение, электронные носители буквально заполонили нашу жизнь. Это реальность, с которой нужно считаться и исправить ситуацию с чтением не так-то легко. Просто не хватает времени на чтение... А чтение предполагает уединение, наличие времени, мотивацию. Книги должны изменить своё обличие, форму. Наверное, электронный вариант становится фаворитом.

Полищук Ю.Д.: Мне кажется, чтение требует намного больших умственных усилий, чем, например, просмотр фильма - приходится задействовать воображение, а это все-таки работа. А видеоряд предлагает "готовое решение", и думать надо намного меньше. Тем более, что те дети, которые предпочитают фильм книге, зачастую даже не обдумывают фильм, не строят свою оценку сюжета, они пассивно наблюдают, а не сопереживают. В этом одна из серьезных проблем. Может быть, для адаптации таких "киноманов" надо не только литературные произведения "разбирать", но и фильмы обсуждать, особенно модные новинки. Смотрят их многие, а адекватно оценить не все могут. А от формирования суждений по фильму переходить на обсуждение книг. Лобова Л.Г. пишет: Книги должны изменить своё обличие, форму. Наверное, электронный вариант становится фаворитом. Не очень согласна. Из моих ребят те, кто много читает в электронном виде, так же много читает и обычные книги. Другой вопрос, что не у всех есть деньги на нормальное издание, поэтому скачивают из интернета и читают так. Но книга при этом остается книгой. А вот "готовые решения" из телевизора, конечно, являются проблемой. Особенно на этапе становления собственной системы ценностей. Особенно ценностей моральных. Моё поколение было здорово сбито с толку сериалом "Элен и ребята". Ведь оказывается могут 3 парня и 3 девушки жить в одном доме, и в этом ничего такого, никаких разговоров о детях, о браке, и т.п. Нынешние 12-18 летние (да и старше) взахлеб смотрят "Дом 2" и считают, что там и правда "строят любовь". Вот в этом плане однозначно должна вводиться цензура. Не всем родители доходчиво объяснят, что такое хорошо, а что такое плохо. А если это показывают по телевизору - это норма жизни по мнению ребят. Кстати, "герои нашего телевизора" книг перед камерой не читают. Так что чтение еще и немодно...

Скрипкина Юлия: Полищук Ю.Д. пишет: Другой вопрос, что не у всех есть деньги на нормальное издание, поэтому скачивают из интернета и читают так. Чем, по-вашему, Интернет-издание является "ненормальным"? Разве форма преподнесения мысли важнее содержания?

Шеина Л.И.: Полищук Ю.Д. пишет: Может быть, для адаптации таких "киноманов" надо не только литературные произведения "разбирать", но и фильмы обсуждать... А от формирования суждений по фильму переходить на обсуждение книг. Мы в нашей школе это и делаем. На уроках показываем ( при этом требуем и прочтения, хотя находятся те, которые пренебрегают нашими требованиям и) художественные фильмы по произведениям отечественной классики, обсуждаем, учим адекватно оценивать, коллективно формируем суждение. После этого, и это отмечаем как факт, те, кто не прочитал, хотят читать и читают. Новинками не увлекаемся, много классики, смотрим "Грозу" ( 1936 года) с Аллой Тарасовой в главной роли , смотрим "Гранатовый браслет", " Бесприданницу", фильм-спектакль "На дне", "Леди Макбет Мценского уезда", "Очарованный странник", "Судьба человека", "Пой песню поэт", "Сын полка" и др. Я специально привела эти примеры, чтобы был понят диапазон наших просмотров. "они пассивно наблюдают, а не сопереживают" Не согласна с этим утверждением. Переживают, да еще как. Эпизод " Первый бал Наташи Ростовой" никого не оставляет равнодушным, или сцена ее пляски в доме у дядюшки, или переживания за Желткова, а с какой заинтересованностью имея перед глазами видеоряд слушают стихи Есенина в "Пой песню поэт", а история героя "Калины красной" выжимает слезу даже у юношей. Не преувеличиваю, вижу, так по этой методе работаю уже четвертый год и наблюдений очень много.

ЛапУЛя: Полищук Ю.Д. пишет: Нынешние 12-18 летние (да и старше) взахлеб смотрят "Дом 2" и считают, что там и правда "строят любовь". да.. конечно, бывает и такое.. но сейчас, когда этот дом-2 торчит уже сутками на тнт мы, "дети", уже просто не смотрим всю эту фигню...

maripana: Полищук Ю.Д. пишет: Нынешние 12-18 летние (да и старше) взахлеб смотрят "Дом 2" почему вы так думайте? мне 12 и я ненавижу дом-2

Горячева Л.Н.: Лобова Л.Г. пишет: Книги должны изменить своё обличие, форму. Наверное, электронный вариант становится фаворитом. На мой взгляд, причина больше в домашнем воспитании.Родители стали читать намного меньше.Жизнь становтся все быстрее.Человеку не остается времени для чтения.Это видят дети.Первоначально они читают, так как этого требует учитель, а в дальнейшем постепенно предпочитают компьютер книге. Чтение как деятельность потеряла популярность. Сегодня человек прежде всего ищет ответы на вопросы, а книги порой ответа дать не могут, или этот ответ может не удовлетворить .

Моисеенко АВ: Согласна с рядом мнений о том, что гораздо больше идет из семьи. Если ребенок никогда не видел читающих родителей, то привить любовь к такому роду занятий будет весьма сложно. Вторая проблема - "что читать?". Убедить современных учеников, что классика - это здорово, вряд ли возможно. На мой взгляд, в первую очередь не хватает хорошей актуальной молодежной периодики, или интересных электронных изданий.

Бурневич А. И.: Лобова Л.Г. пишет: Мне кажется, дело в том, что сейчас очень большой поток информации, информационное пространство очень расширилось. Телевидение, электронные носители буквально заполонили нашу жизнь. Это реальность, с которой нужно считаться и исправить ситуацию с чтением не так-то легко. Просто не хватает времени на чтение... Совершенно верно, согласна с Вами,но на мой взляд,очень многое идет из семьи.Много читаем мы-взрослые,родители?Когда наши дети чаще видят нас с интересом читающих книги,они обязательно захотят прочесть что-нибудь сами.

Просвирнина Т.Н.: Бурневич А. И. пишет: ... на мой взляд,очень многое идет из семьи.Много читаем мы-взрослые,родители?Когда наши дети чаще видят нас с интересом читающих книги,они обязательно захотят прочесть что-нибудь сами. Абсолютно с вами согласна. Но роль учителя-литератора тоже важна. Если дети увидят заинтересованность педагога в своём предмете, они непременно начнуть читать произведения и Л.Н.Толстого, и Ф.М.Достоевского.

Хисаметдинов А.А: Пардон! Вы не правильно поняли коллегу. Она имела ввиду бумажный вариант. Сам уже как 10 лет назад купил за 50 руб CD с книгами, так все и читаю.его (15000 книг!!!!!)

Калиберова И. А.: Потому что сейчас читают мало книг детям, или почти не читают. И у ребенка нет необходимости в чтении. При той информационной среде, которая существует на сегодняшний день, очень сложной, очень многогранной, ребенок, чтобы стать получателем информации, не должен обязательно становиться читателем. Он может ее получить массой других способов.

Иванова Л.А.: Калиберова И. А. пишет: чтобы стать получателем информации, не должен обязательно становиться читателем. Он может ее получить массой других способов. но чтение книг это не просто накопление информации. Говоря о чтении, не имеют ввиду только справочники и энциклопедии

М88: Калиберова И. А. пишет: чтобы стать получателем информации, не должен обязательно становиться читателем. Он может ее получить массой других способов Мы считаем , что чтение - это прежде всего активный процесс мозговой деятельности, а именно: развитие речи, логики, мышления, воображения и т.д., в том числе и получение информации. Главная функция чтения, по нашему мнению, развитие грамотной письменной и устной речи. Могут ли другие способы получения информации формировать эти навыки?

Евстифеева: Возможно не читают, т.к. нечего? То, что читалось раньше интересует не многих. Сейчас совершенно другая эпоха и прежние ценности просто не увлекают современных детей. Книги то, конечно глубже, но в этом нужно разбираться. Сама замечала, когда пересказываешь с анализом детям элементы произведения, многие потом его прочитывают. А современная литература пока (это моя субъективная точка зрения) не может предложить достойных классике аналогов. Даже если ребёнок читает детектив современный или роман, мы же опять таки не радуемся.

Богданов П.Е.: Каждый воспитывает себе подобного. Я насчет родителей. Если с детства не приучить ребенка к чтению, откуда же это влечение появится. Ребенок приучен к тому, что школьная программа - это обязаловка. Отношение к чтению такое же как к приготовлению уроков. А уроки можно учить по-разному.

Макарова Л.П.: Да,не во многих семьях сейчас читают и приходят дети в 5 класс нечитающие.И что?Мы констатируем это и находим хорошее объяснение-родители не приучили.А мы тогда зачем?К нам пришел такой ребенок и эти же нечитающие родители надеются на наш профессионализм,и мы должны знать ,как сделать ребенка любителем чтения.При чем здесь информированность его?Мы же преподаем искусство слова не на уровне декларации,а реально приобщаем детей к искусству.Думаю.у каждого из нас здесь есть свои победы и способы ее достижения.Давайте не будем о том ,какие дети.а будем о том,как нам таким читающим удалось их тоже сделать читающими.Наш опыт позволяет предположить,что важно не сколько прочитано.а как,можно влюбить ребенка в писателя на небольших произв.Нельзя категорически в погоне за прохождением материала допускать использования краткого содерж

Макарова Л.П.: Надо дарить детям книги с подписью учителя,много читать им вслух после уроков даже в 11 классе.вообще детям надо много уделять внимания ,и уроками не обойтись.Есть книги на которых все "ломаются"-это Гоголь(там надо читать долго,застреваешь на каждом слове),Достоевский,Булгаков.И никаких учебников:зачем читать "войну и мир",если в учебнике уже написано,кто какой.Самые разные способы,чтобы вчитывались.Начнут вчитываться-слово все само за нас сделает.И тогда -сочинения от выпускников,прочитавших что-то новое и не нашедших лучшего собеседника,чем вы,и просьбы дать список на лето от взрослых выпускников,и телеф.звонки с рекомендациями от них,что сейчас читают ит.д.Только никогда и ни в чем не допускать формального подхода.

Лукашова М.К.: Программа по литературе в старших классах уделяет основное внимание только классикам, и не отвечает современным интересам детей, не побуждая их к чтению.

Шеина Л.И.: hfpdt

Эмбер В.И.: Конечно, перестали читать, потому что много времени проводят у телевизора, у компьютера.

Прохорова А.В.: Я считаю.что дети перестали читать потому,что изменились систеиы ценностей в нашем обществе, родители с детства не приучают детей читать, не заинтересовывают их в этом. Ну и конечно ТВ!

Королева Ольга: Прохорова А.В. пишет: родители с детства не приучают детей читать Родители просто сами не читают! Спросите родителя, вопрошающего: "Как мне своего ребенка заставить читать?", "А много ли Вы читаете?", "Ой, да Вы что, мне некогда!" - самый частый ответ.

Калиберова И. А.: Дело в том, что визуальная информация, она легче воспринимается. Человек, который смотрит на экран, он находится в пассивном состоянии, он не активен. Когда мы читаем текст, мы должны предпринять некоторое усилие над собой. То есть каким бы этот текст ни был легким, но мы должны затрачивать определенные усилия для того, чтобы читать и включить воображение.

Шеина Л.И.: Калиберова И. А. пишет: он находится в пассивном состоянии, он не активен. Не согласна, мозг его активен! Если, конечно, учить смотреть то, что может воздействовать на ум и сердце! Оценивают, сопереживают и Анне Карениной, и Наташе Ростовой, и Белому Биму, иЖелткову, и Катерине, и Флягину, и многим другим литературным героям. Но, повторяю, сначала надо научить смотреть. А потом каждый второй захочет перечитать и, представьте, читает. опробировано!

Шмаков А. Л.: Согласен, дети сейчас читают меньше. Но многие всё же читают книги. Хотя многие мои знакомые мальчишки и девчонки читают, в основном, фентези - то где есть приключения, сказка в почти реальности. Не знаю, плохо это или хорошо, но я в детстве тоже любил читать приключения, фантастику: Кира Булычёва, Жюля Верна, Айзека Азимова. Очень нравится и фентеэи "Хроники Амбера" автор Желязны. Сейчас видать другое время - другие авторы, но приключения остались. А некоторые дети, у кого есть КПК тоже что-то на этих компьютерах читают, скачивают с Интернет и читают. Но я вот так еще не привык, там экран мелкий и глаза устают, мне в бумажном варианте читать проще.

Макарова Л.П.: Почему нам так нравится ,отвечая на любые вопросы,обсуждая любую проблему,искать ,почему не...?Программа плохая,там нет современных произведений,Компьютер,телевизор отнимают у нас детей и т.д.Когда за окном идет дождь,мы ведь находим способ защититься от него:берем зонт и идем на работу.Программа так и будет плохая(30 лет работаю в школе-ничего другого о программе не слышала),но есть литература,в ней же, в отличие от программы,есть все.Так вот и решение всех проблем:Надо не программу проходить,а читать вместе.А то у детей остается одно слово-прошли.Неужели своей жизни нам не жалко,всю потратить на прохождение программы,причем всегда плохой?!Я никогда не пользуюсь учебниками,мы их с ребятами даже не покупаем.А без книги на урок приходить нельзя нельзя.Но нельзя я говорю один раз-на первом уроке,потом нет нужды.Они пришли ко мне на урок,значит ,мы вместе будем служить Слову и наслаждаться Словом.Никуда им не деться от этого,иначе я не могу называться педагогом(ведущим детей).Знаете,может ,я резко скажу,но мне не жалко учительницу,у которой дети не читают,мне жалко детей,которые вынуждены учиться у учительницы,которая не умеет добиться результата,а может только искать и находить причины своего профессионального провала.

Макарова Л.П.: Почему нам так нравится ,отвечая на любые вопросы,обсуждая любую проблему,искать ,почему не...?Программа плохая,там нет современных произведений,Компьютер,телевизор отнимают у нас детей и т.д.Когда за окном идет дождь,мы ведь находим способ защититься от него:берем зонт и идем на работу.Программа так и будет плохая(30 лет работаю в школе-ничего другого о программе не слышала),но есть литература,в ней же, в отличие от программы,есть все.Так вот и решение всех проблем:Надо не программу проходить,а читать вместе.А то у детей остается одно слово-прошли.Неужели своей жизни нам не жалко,всю потратить на прохождение программы,причем всегда плохой?!Я никогда не пользуюсь учебниками,мы их с ребятами даже не покупаем.А без книги на урок приходить нельзя нельзя.Но нельзя я говорю один раз-на первом уроке,потом нет нужды.Они пришли ко мне на урок,значит ,мы вместе будем служить Слову и наслаждаться Словом.Никуда им не деться от этого,иначе я не могу называться педагогом(ведущим детей).Знаете,может ,я резко скажу,но мне не жалко учительницу,у которой дети не читают,мне жалко детей,которые вынуждены учиться у учительницы,которая не умеет добиться результата,а может только искать и находить причины своего профессионального провала.

Калиберова И. А.: Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Это проблема не одного учителя , а всей страны. Сегодня в стране более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6 раза.Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Тиражи и число названий книг для них резко сократилось. Детские и юношеские библиотеки получают в год 1-2 новые книги на одного читателя. В небольших провинциальных городах, поселках и селах вообще отсутствует книжная торговля. Возникает два вопроса:кто виноват и что делать? Я думаю, что каждый учитель работает в этом направлении. У меня первый класс и большенство детей читает с удовольствием.

Романов К.М.: Читать- читают. Но что? Бульварные романы. Классику интересует только часть ребят, и то по мере необходимоти. А как насчет развития навыков чтения ( я имею в виду скорость чтения) в начальных классах. Практикуется это в начальной школе или нет?

ЛапУЛя: и еще. вот вы все говорите, что мы читаем или не читаем, что нам интересно, а что нет... а ВЫ не пробовали спаришивать У НАС что МЫ думаем по этому поводу?! я предлагаю просто направить своих учеников сюда или просто провести конференцию по этому вопросу в своих классах... конечно, есть ребята, которым пофигу на учебу и всякие мысльные оперы... но БОЛЬШИНСТВО просто зачитывается теми же самыми МАСТЕР И МАРГАРИТА, ВОЙНА И МИР... я могу бесконечно перечислять... а КЛАССИКА, если интересно написана - так это производит фурор на первых стадиях чтения) но когда СЛИШКОМ МНОГО НАПИСАНО, то конечно иногда и теряется интерес к этому... но не все же произведения мировой литературы скучны...

Хисаметдинов А.А: ЛапУЛя пишет: но когда СЛИШКОМ МНОГО НАПИСАНО, то конечно иногда и теряется интерес к этому... но не все же произведения мировой литературы скучны... А вот я с детства читал только толстые книги (Войну и мир 2 раза перичитал в 8-м и 10-м классах), раньше книг мало было и сейчас за книгу меньше 350 кБ не сяду. 3 Года назад прочитал 12Мб-ую сагу (это в формате *.txt!!!) месяц наслаждался!!!!

Макарова Л.П.: Как здорово!Ребенок с нами!Ученик,то есть!Уважаемый ЛапУЛя,мы,конечно,занудствуем иногда и умничаем.Но некоторые из нас все эти рассуждения берут из опыта общения с такими,как Вы,с нашими учениками на наших уроках(" в наши вагоны на нашем пути наши грузим дрова").Радостно,что читающий собеседник.А можно вопрос:такой наезд на без спроса о вас говорящих взрослых - стереотип?или на самом деле мы так достали своим умничанием?Что-то личное в таком восприятии учителей?А "Войну и мир"правда читаете с интересом?Нравится так же,как Булгаков?Мне кажется,что рядом с Достоевским Толстой с его статичными героями(что в начале,что в конце)скучен,прост.А Вам как?А женские имена авторов в литературе какое отношение вызывают?Сколько еще хочется спросить,но лимит размера,думаю,исчерпала.

Богданов П.Е.: ЛапУЛя пишет: СЛИШКОМ МНОГО НАПИСАНО Написано для кого? А вас заставляют читать... Или это пролсто необходимость "пройти" учебную программу по литературе? Вне рамок уроков литературы что читаете? А как насчет Интернета? Может проще там прочитать?

ЛапУЛя: Богданов П.Е. пишет: А как насчет Интернета? Может проще там прочитать? там все очень сжато и люди пишут в отзывах лишь свои мнения... свой настрой к тому или иному произведению... если Вы конечно краткие содержания имеете ввиду.... Богданов П.Е. пишет: Написано для кого? написано для современников.. для ТЕХ современников, которые жили и знают о чем писали люди.. а мы.. мы - новое поколение, многое нам просто чуждо и не совсем интересно....... Богданов П.Е. пишет: Вне рамок уроков литературы что читаете? конечно читаю... что? - Достоевский , Шолохов, современных авторов - Веллер, Тополь... можно много и долго перечислять..........

Богданов П.Е.: ЛапУЛя пишет: а мы.. мы - новое поколение, многое нам просто чуждо и не совсем интересно....... Одним словом поление "next". В переводе должно быть понятно. Вас это не касается.

голубоглазая: согласна читаю с 5 лет и при этом не отрываясь! обожаю классиков! если бы не чтение, я бы не смогла так легко общаться с людьми.при чем на любые темы



полная версия страницы