Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Почему дети перестали читать? » Ответить

Почему дети перестали читать?

Марцинковская О .Р.: Почему дети перестали читать?

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 All

ЛапУЛя: ой-ой-ой... эти все вопроы ко мне?! УВАЖАЕМАЯ МАКАРОВА, я не буду отвечать на весь этот завал вопросов, сорри, конечно, но отвечу в общем: мы, дети, делимся на разные уровни: читающие, не читающие, и тем, кому на все пофигу... конечно 2 последние группы занимают не последнее место в списке, но и читающих тоже не мало. мы следим за последними тенденциями моды... различных нововведений и конечно не всегда хватает времени на книжку... но если она написана интересно и сюжет не закручен до неузнаваемости и если не требуется вспоминать после каждой главы содержание всей книжки, чтобы пивести в порядок хронологию, то читать становится очень и очень интересно. а насчет скачиваемых, я скажу, что вот уже который раз нахожу интересную книжку, зачитываюсь до позднего времени, а после того, как мама неоднократно прогоняет спать - я бегу в библиотеку и читаю до тех пор, пока глаза не начнут закрываться)) вот так... надеюсь, что во всем этом бреде вы нашли хотя бы часть ответов на ваши вопросы))) а сейчас я побежала дальше писть ОЛИМПИАДУ по инф-ке))) ПээС Сорри за некорректные выражения, но других слов я не нашла)

Макарова Л.П.: ЛапУЛя,приятно,что при всей загруженности и насыщенном творческом дне,нашлась минутка для ответа мне.Постараюсь коротко еще несколько вопросов.Профессионально интересно,какое-то значение для чтения-нечтения имеет урок литературы,учитель?Нам ведь кажется.что мы можем многое,а со стороны это как выглядит?И еще-что посоветуешь прочитать?

ЛапУЛя: ну я многое конечно посоветовала бы почитать))) тот же самый Набоков.. Шолохов... или я ваш вопрос не так поняла... или.. ну в общем, мне бы очень хотелось, чтобы до учителей дошло, что сейчас 21 ВЕК и интересы и многое другое поменялось, мы отличаемся от страрых порядков... и нужно строить программу не по той, по которой вы учились, а немного другой... которая соответсвует действительности... я не исключаю пару книжек про историю, да и не против некоторых классиков, но они мне кажутся несколько мыльными(как про оперы) да и не очень интересными... ИМХО, чисто мое мнение))


Романов К.М.: ЛапУЛя пишет: и нужно строить программу не по той, по которой вы учились, Совершенно верно. Но, придерживаясь той программы, именно по которой мы и учились. Конечно многие дети не понимают классику в той степени, как это должно быть. Но приятно уже пообщаться с молодежью. Конечно надо учитывать их мнение. Было бы неплохо на телевидении заиметь молодежный канал.

Макарова Л.П.: Ну,я,например,никогда не читала классику в школе,и так имела хорошие отметки,провести учителя литературы ничего не стоило,стоило только завести класс на какой-нибудь спор-и все.Но я читала много необязательного.Тогда это бвли журналы "Роман газета",например.Родители выписывали и читали много и нам все,что мы захотим.В студенческие годы проходным билетом к литературе интересной был ж-л с "Одним днем Ивана Денисовича"Солженицына.Зарубежка меня привлекала больше.Ну зачем было читать Достоевского,если все ясно было с самого начала-протест против строя.Все герои и авторы готовили социалистическую революцию.Честно говоря,я первый год работы в 10 классе такт и не читала ничего.Уроки все равно проводила,интересно,что замы хвалили.Но "наступили "Блок,Есенин,Маяковский.Тут я не могла халтурить.А результат все изменил в моем отношении к русской литературе.Моя любовь к поэзии,глубокое знание совершили невероятное,всем классом просили открыть клуб поэзии.Чего только мы там ни читали.Но после этого не могла ,не читая, идти на урок .А начала читать -и не могу оторваться 30 лет.Там все совсем не так,как на уроках было.Поэтому работаю без учебников.По себе знаю,стоит только обратиться к слову,оно никуда не отпустит.И русскую литературу ни с чем сравнить нельзя.Хорошо бы конкурсанты поделились опытом ,когда и почему стали читающими людьми.Учителям литературы было бы полезно.И если бы ребята,участвующие в форуме,тоже дали нам несколько советов:как надо и как не надо учить литературе.

Новикова Е. И.: Почему дети перестали читать? Я думаю, что нельзя перестать читать, если любовь к книгам, потребность в их чтении была заложена родителями еще в раннем детстве. И ни какие современные технические новинки не смогут заменить такому ребенку чтение книги. Проблемы детей - это проблемы их воспитания.

ЛапУЛя: по-моему уже довольно много молодежных.... муз-тв.. художественный*какой-то*, где гоняют классику... да и обучалки всякие... хотя я не знаю о чем вы.)

Романов К.М.: Я имею в виду не кабельное телевидение, не те каналы, какие показывают в городах. Большинство населения не имеют возможности, кроме центрального телевидения пользоваться другими каналами. Нужен централизованный молодежный канал.

глафира: в сельской школе проблема - нет современной литературы. Вроде бы и читаем, и хотим почитать, а приходится довольствоваться моей собственной (уже давольно скудной) библиотекой. Для обсуждения в классе не дашь Пелевина почитать, тк книг не найти.

Хисаметдинов А.А: глафира пишет: в сельской школе проблема - нет современной литературы. Вроде бы и читаем, и хотим почитать, а приходится довольствоваться моей собственной (уже давольно скудной) библиотекой. Для обсуждения в классе не дашь Пелевина почитать, тк книг не найти. А в электронном виде заказать книги не судьба что-ли? Распечатал и вперед! Повторяю 10лет назад купил диск за 50 руб. мне его до конца жизни хватит

Макарова Л.П.: Поддерживаю,электронная библиотека решает многие проблемы.Даже учебники профильные мы сделали электронными,поскольку не было в продаже,а процесс идет.Конечно,общение с книгой нельзя сравнить с компьютерным текстом,но в исключительных случаях-выход.Представляете,наши дети смогут в Ленинку заходить из дома в любой глубинке!

Федорюк Лидия: Думаю, что ИНтернет роли не играет Мне это удобно , какой может быть вопрос. Давайте вспомним аналогичную ситуацию, когда новости узнавали только из газет. телевидение центральное не везде было, Потом оно появилось, послушали новости - зачем читать, я узнал. Вопрос совсем в другом. Я учитель литературы. Есть читающие дети. Когда я училась, тоже не все читали. Это вечная проблема. Да важна мотивация. но а если дома не читают книг, Учителю много придется потратить сил. Посмотрите. как Гарри читают, стояли в очереди сутками. А вы говорите, книги не нужны.

Оданович М.В.: Почему дети перестали читать именнно тогда, когда книга стала доступной, ее можно купить свободно. На прошлой недели невольно стала свидетельницей разговора. Молодой человек спрашивает у продавца киоска о чем книга Стендаля "Красное и черное" и молодая девушка отвечает не знаю. Почему уже нынешние двадцатилетние стали меньше читать. Обилие автор и книг изучаемых по программе бегло изучают в школе. Наверно лучше реализовать принцип лучше и качественное изучать творчество писателей. Чтобы у ребенка возникло желание почитать другие книги.

Галина Т.: Марцинковская О .Р. пишет: Почему дети перестали читать? Считаю, что просто нужна пропаганда чтения.Родителям нужно объяснять. что ребенок без книжки теряет воображение.нужно.чтобы Тел-ие не учило,что бандиты-хорошие люди. а чтобы выделило хотя бы пару часов на программу, в которой бы объяснялось, что читать- очень полезно,важно,давало бы рекомендации,что конкретно читать каждой возрастной группе.

Озеркова : Дети читают, если читают их родители. И не надо бояться электронных издания и дисков типа "вся литература в кармане". И вообще надо проявлять уважение к жетям. Например, Вы читали того же Гарри Поттера? Можете объективно обсудить его со своим ребенком? Я могу. И поэтому дочь меня спрашивает - а какие книги интересны именно мне? Сейчас вот (в 11 лет) ей попал в руки Макс Фрай - том литературных эссэ и игр. Оторваться не может. Спрашиваю: почему это тебе так нравится, ведь ты же и половины из обсуждаемых авторов не читала и даже не слышала о них. Ответ: а я хочу знать, что интересно читать. К слову, в своем классе она одна такая. Я ей книги просто подкидываю, без нажима, но потом обязательно спрашиваю, что понравилось и чем. И мне нравится, что многие любимые книги у нас совпадают (а до многих она еще не доросла, но это еще будет, она не сразу доросла и до Клайва Льюиса, и до Александра Грина - оба сейчас очень любимы и перечитываются с регулярностью). Кстати, программы по литературе более популистского толка (например, Бунеевская), тоже не очень хороши. Я обсуждала с ребятами - выбор произведений тоже не всегда обоснован. Очень плохо, что во всех программах многие книги даются "навырост". Книги должны приходить в свое время, иначе знакомство может вообще не состояться. Задача учителя литературы - улавливать это время и создавать его плавное течение.

Барышева Л. В.: Почему дети перестали читать? Дети сегодня - это дети нового поколения, а учителя Литературы преподают по-старому. Да и стоит отметить, что с момента введения ЕГЭ многие ученики стали брать уроки репетиторства, сами самостоятельно готовится к экзаменам, в общем читать им дополнительно некогда. А на счёт того, что родители должны приучить своего ребёнка читать. То вопрос: это как? Приведите, пожалуйста, методы и способы "приучения" ребёнка читать книги. Только не надо говорить о том, что надо дать ребёнку почиитать интересную книгу. Потому что тогда Вам надо будет ответить ещё на вопросы: "Что значит "книга ребёнку будет интересна""??? Где граница между интересной книгой и неинтересной?

Пырина С.Ю.: Дети нового поколения остатся детьми, а мы, взрослые, часто об этом забываем. В преподавании литературы на современном этапе многое изменилось, если Вам будет интересно, я об расскажу... Я многое читаю детям на уроке. Читайте сами собственным детям, это дорогого стоит. Почитайте книгу Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая дама", читайте вместе. Чтение-это сотворчество. Будет сотворчество, будет и интерес.

Хачатрян С.А.: Пырина С.Ю. пишет: То вопрос: это как? Приведите, пожалуйста, методы и способы "приучения" ребёнка читать книги. Поскольку сейчас активно развиваются новые технологии, то есть очень хороший способ "читать" с помощью аудиокниг. Знаю не мало людей, у которых просто нет времени на обычное чтение вечером при свете ночника интересного романа. Сейчас довольно много качественных аудиокниг. Есть также программы для перевода обычного элктронного текста (и то и другое можно скачать из Интернета) в аудиовариант, но качество "слушания" значительно снижается при прослушивании электронного голоса. Поэтому стоит купить хороший "перевод". Большая часть детей пользуюся MP3-плеерами. Вместо музыки можно загрузить книгу и слушай на здоровье.

Федорюк Лидия: Почему перестали читать? Сколько дней стояли в очереди за Гарри? Вспомните. как вы перставали читать газеты. когда появилось центральное телевидение(было давно, но было). Ну и читают по интернету, пусть. Книг по оформлению прекрасные есть. но не все могут приобрести. Всегда были дети. которын не любили читать. Усердия мало. учитель сможет достичь. если помогут и родители, часто в семье не читают.

Архипова А.Н.: Уважаемые коллеги! Для нас, учителей, это больной вопрос. Мы стараемся всеми силами заставлять читать классику мировой литературы. А дома? На сколько родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок больше читал, в то время как он просиживает часами около компьютера. На мой взгляд сейчас и взрослые стали меньше читать. Тогда что спрашивать с детей? Здесь вопрос стоит о профессиональной компетенции самого учителя, который должен влюбить детей в чтение литературы. Показать и доказать своим ученикам, что они смогут подчерпнуть больше, чем тот же Интернет.

Хавкина Т.А.: Коллеги, вспомните наше убогое советское детство! Катастрофический информационный голод. По телевидению 3 программы, возможность купить литературу только по знакомству, подписке, у спекулянтов. Достанеш книгу - счастье! Читали запоем. Но даже в те далекие времена читали не все. Сегодня информационный голод отсутствует - телевидение, интернет, поэтому вполне закономерно, что читать стали меньше. И вопрос не в том, почему переслали читать, а в том что же сделать, чтобы вновь начали читать?

Пырина С.Ю.: Чтение-это не только сотворчество( мнение М.И.Цветаевой). Но и труд мысли. Не секрет, что одна из главных проблем современной школы-это увеличение количества детей с ММД, т.е. медленной мыслтительной деятельностью. Скорректировать мыслительные процессы при общих усилиях родителей, психологов, воспитателей, учителей еще возможно до 10 лет, существуют специальные методики, одна из них методика Н.А.Зайцева, замечательного педагога-новатора. Заставлять читать нельзя. Книга должна доставлять эстетическое наслаждение. Чтение должно быть направлено как на развитие творческих способностей (за эту сторону, как известно отвечает правое полушарие), и способствовать развитию аналитических способностей (работа левого полушария). На современном этапе развития образования существуют технология творческих французских мастерских и технология развития критического мышления , в контексте которых проблема с детским и подростковым чтением решается очень успешно.

NZV: Читать не читают, но чувствуют!... Мой ребёнок из всех песен "Сплина" выбрал песню на стихи Маяковского:"Мама, ты должна послушать..." Очень удивился, когда я сказала:"Так это ж, Маяковский!" и достала с полки том, да ещё показала, как пишутся все труднообъяснимые слова.А он прочёл в классе на уроке литературы, а его друг сказал:"Ты неправильно читаешь", - и прочёл по-своему. Дети чувствуют великое! Вот почему они до этого великого не дотрагиваются - вот вопрос! Можетбыть, мы плохо работаем?

Евглевская Е.И.: Компьютер поглатил детей полностью.Все идёт из семьи, родители перестали читать в раннем возрасте детям сказки, в школе мы заставляем читать, сейчас даже дома нет художественной литературы.Мы уже не похожи на самую читающую нацию, родители очень грубы с детьми.Зачем им читать , когда есть диск, включи и смотри. Перестали читать - в семье не читают.

Смирнова Татьяна: Мой собственный ребенок много времени уделяет компьютеру, но зачитал он, именно благодаря ему. Когда он понял, что надо поднимать свой уровень владения компьютером оказалось, что сделать это можно с помощью книг. Учитель поразился: "У него так скорость чтения выросла!". А уж вслед подтянули и классику. Не могу сказать, что н читает ее с удовольствием... Читаем вместе. Но читаем!

Вершинина Л. Н.: Я - учитель начальных классов. Когда дети приходят в первый класс, то обладают разными навыками чтения. Моя задача - не только сформировать навык чтения, но и привить любовь к чтению. Но сделать это в одиночку, в отрыве от семьи сложно. Особенностью данного возраста является то, что дети любят слушать, когда им читают вслух. А так ли часто это делают родители? Из своих наблюдений знаю, что нет. Считаю это одной из причин, влияющих на снижение интереса детей к чтению. Второй , важной на мой взгляд причиной данной проблемы является большая загруженность детей. Начиная с детского сада, дети посещают огромное количество важных, по мнению родителей, кружков, секций, студий и т.д. Хотя порой простое семейное чтение могло бы заменить большую часть данных занятий.

Вершинина Л.Н.: Я-учитель нач.классов, поэтому мне приходится первой (после родителей) сталкиваться с нежеланием детей читать. Дети очень любят слушать, когда им читают вслух. Но из-за занятости родители это делают редко, а чаще и совсем не читают.Этим отбивают у детей желание. Личный пример родителей тоже играет роль. Иногда хочется спросить у родителей : " А какую последнюю книгу Вы сами прочитали?"

Ярцев В. А.: Причин несколько. Главные - читают ли в семье, насколько грамотно ведется работа в школе в этом направлении, наличие других источников и средств информации. Решение проблемы - в комплексном подходе в отдельно взятом ОУ. Выход хороших фильмов - экранизаций литературных произведений, с одной стороны, может вызвать нежелание читать оригинал, а с другой, наоборот, подтолкнет к прочтению книги. Все дело в том, насколько активную познавательную позицию занимает ученик. И тут уж на первое место выходит работа педагога

Малышева Е.Л.: Может быть дети сильно загружены? Огромное количество кружков, секций, учебная загруженность. Зачастую у детей нет не только желания, но и, элементарно, времени. А телевидение? Бесконечное количество каналов поглощает весь остаток свободного времени ребёнка. Хорошо, если есть родители, которые могут проконтролировать. А ведь зачастую у многих в семье это "не принято". Давайте любить своих детей и подарим им радость общения с книгой!

Смирнова Татьяна: Малышева Е.Л. пишет: Может быть дети сильно загружены? Огромное количество кружков, секций, учебная загруженность. Зачастую у детей нет не только желания, но и, элементарно, времени Мне кажется, что это важная часть айсберга. Моему сыну надо прочитать столько статей учебника, что порой у меня волосы дыбом.

Ковалёва Марина: Человек всегда идёт по пути наименьшего сопротивления. Если ему дают информацию более лёгкую (например, TV), то вряд ли он захочет трудиться и искать информацию символьную, если у него не сформирована привычка с детства. У меня две дочки. Каждой из них мы с детства прививали любовь к книгам. У нас немыслимое количество детских книг, одно из любимых развлечений - поход в книжный магазин. Только необходимо трепетно относиться к выбору детей, подсказывать почему ту или иную книгу стоит выбрать. Хотя Гарри Поттера тоже читали, но основная масса книг - классческий репертуар гармонично развитого человека. А домашнее чтение у нас - особый ритуал. Всегда в обнимку, с поглаживаниями по головке, когда телевизор выключен, и мама больше никому не принадлежит. Поэтому любовь к чтению закладывается дома. А школа может только развивать то, что есть. А ещё могу порекомендовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Потрясающие результаты.

Барышева Л. В.: Обращаюсь к учителям литературы. Для каждого возраста приведите, пожалуйста, примеры книг (по одной), которые могли бы заинтересовать 100% учащихся.

Смирнова Татьяна: Барышева Л. В. пишет: Обращаюсь к учителям литературы. Для каждого возраста приведите, пожалуйста, примеры книг (по одной), которые могли бы заинтересовать 100% учащихся. Мне кажется, что это утопия. нельзя всем угодить в их интересах. И это хорошо, что находятся такие дети, которым интересно не то, что интересно всем!

Пырина С.Ю.: Угодить всем, конечно, не возможно Но , я думаю, есть книги, которые будут интересны учащимся разных возрастных групп. Я часто читаю детям на уроках. Весной прочитала сначала в 10, потом в 8, потом в 11-ом удивительную книгу современного француского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая дама". Почитайте детям книги Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая" , Кукушата"( будет интересно всем и пятиклассникам, и старшеклассникам)

Смирнова Татьяна: Пырина С.Ю. пишет: Но , я думаю, есть книги, которые будут интересны учащимся разных возрастных групп. Конечно, есть книги, которые интересны и взрослым и детям разного возраста. Не случайно мы перечитываем книги, которые читали в школе.

Костылева Е.А.: Когда читаешь хорошее произведение, необходимо думать, а наши дети именно это и не хотят делать!

Odinets: Костылева Е.А. пишет: Когда читаешь хорошее произведение, необходимо думать, а наши дети именно это и не хотят делать! Вы убеждены в этом? Исходя из каких фактов Вы пришли к таким обобщениям?

Бондаренко Ю.А: Костылева Е.А. пишет: Когда читаешь хорошее произведение, необходимо думать, а наши дети именно это и не хотят делать А что по-вашему "хорошие книги"? Это тоже, как мне кажется, часть вопроса. Я бы не сказала, что дети не читают. Все зависит от культуры семьи. Раньше тоже красивые корочки книг стояли и пылились в ряд на полках. А дети читают "Гарри Потера". Сколько возмущений поэтому поводу! А они прочли его почти все поголовно. Кстати, сама я его прочла тоже с интересом. А вот мой сын не стал. Выбор ребенка. Предпочитает, про пиратов. (Как и я в его возрасте. ) Мне кажется, что вопрос в том, какими книгами мы оцениваем уровень их чтения. Глупо, пенять на детей, когда основная масса взрослых читает детективы и глянцевые журналы. Что касается семей, где есть культ книги, так он и передается из поколения в поколение.

Камышлова Е.П.: Я сосгласно с мнением, что книга подчас уступает своё место в качестве источника информации. Поэтому ребёнку легче смотреть телевизор, чем читать книгу. Но роль взрослого остается все же велика в формировании читательского интереса. Опишу ситуацию, свидетелем которой я была: одна мама говорит, что её трёхлетнему ребёнку совсем не интересны книги, ребёнок другой такого же возраста непрерывно носит книги маме со словами: "Прочитай!", Стали выяснять, и оказалось, что у первой всего книг 10, а у другой - огромная стопка. Родителям, которые в детстве и сами не очень-то любили читать, трудно подсказать ребёнку какие есть интересные книги . Поэтому надо убедить, что необходимо записать ребёнка в библиотеку. Мне повезло, я встречала чудесных библиотекарей, которые всегда могли сориентироваться и подсказать тематику, автора. Недавно ученик, который испытывает трудности в чтении, сказал, что прочитал больше страниц, чем обычно. Я была приятно удивлена, секрет в том, что мама купила интересную книгу. Детям надо помочь сориентировать в огромном мире литературы. Но иногда сталкиваешься с проблемой: вроде бы книга и интересная, и красочная, и объём небольшой, а читать не хочет.Надо учитывать, что дети не любят читать, ещё и потому ,что навык чтения плохо сформирован - им это не доставляет никакого удовольствия, словарный запас маленький - многие слова непонятны, гиперактивные, поэтому не могут долго усидеть. Чтобы ребёнок стал серьёзным читатетем надо приложить много усилий.

Пырина С.Ю.: Чтение и осмысление прочитанного-это единый процесс! Есть разные приемы, позволяющие прверить уровень осмысления текста.



полная версия страницы