Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Отметка и оценка: плюсы и минусы » Ответить

Отметка и оценка: плюсы и минусы

Воинова Л.Ю.: Всякий раз когда нужно поставить отметку я испытываю огромные трудности. С одной стороны , нужно оценить ребенка с точки зрения правильности выполнения задания. С другой стороны, ребенка необходимо сравнивать только с самим собой, а если он не "дотягивает" до более высокого балла? Приходится ставить более низкую отметку. И даже если мы похвалим ребенка, у него появляется чувство неудовлетворенности, а возможно, и проходит желание учиться. Возможно ли безотметочное обучение?

Ответов - 108, стр: 1 2 3 All

Дима.Ю: хорошие задания но надо было сделать единый форум и больше званий и чтобы Русские люди могли общаться и на Русском и на Английском языках. А так всё отлично.

Чернова Н.Н.: В таких случаях, считаю, более эффективнее будет система баллов, которая все равно должна переводиться в оценку. Оценка может не изменяться, а количество баллов расти. Это позволит ребенку видеть свое движение вперед. Учитель вполне может по своему предмету ввести систему баллов, а в журнал выставлять оценки для отчетности по школе.

Порозов Г.А.: Чернова Н.Н. пишет: А вот если бы в день нашей зарплаты бухгалтер испытывал тоже чувство стеснения, неудобства?! Без отметки, наверное, можно обойтись, а вот без оценки – никогда Если хорошенько покопаться в вопросе оценивания, то вы многое будете воспринимать по другому. Это лакмусовая бумажка среды обучения. Там где это главенствует, там и атмосфера обучения та, что называют авторитарной. И полностью откинуть систему оценивания невозможно, так как она принята Законом РФ "Об Образовании". И при всём этом есть возможность попробовать. В Законе говорится о итоговой аттестации, что вполне логично, а вдруг ребёнок в другую школу переходит, а может он не годен ни на что. А вот промежуточную аттестацию учебное учреждение определяет самостоятельно. То есть как и за что ставить промежуточные отметки или совсем не ставить, а итоговую аттестацию считать по результатам однократного испытания, то есть по результатам экзамена - дело школы. 100 % школ не мудрят и так же, как все ставят обычные и привычные отметки. Желательно каждый урок. Хорошо бы каждому. (Это мечта администраторов). Я утверждаю на основании проведенного и документально оформленного эксперимента по безотметочному обучению одному предмету в течение одного учебного года, что эффективность обучения без оценок выше, чем с оценками. Но это справедливо для "сильных" учеников. Для немотивированных учеников особых различий не наблюдалось.


Пономарева Л.Н.: Порозов Г.А. пишет: Если хорошенько покопаться в вопросе оценивания, то вы многое будете воспринимать по другому. Это лакмусовая бумажка среды обучения. Там где это главенствует, там и атмосфера обучения та, что называют авторитарной. Так что же у нас во всех школах авторитаризм?

Астахов С.В.: Интересный эксперимент! Можно о нем подробнее? Этой темой я занимаюсь несколько лет, только в начальной школе. Эффективность обучения без отметок выше. Замечено, что много и других плюсов.

Порозов Г.А.: Астахов С.В. пишет: Можно о нем подробнее? Эксперимент проводился в одном классе. Для сравнения был выбран параллельный класс с обычной отметочной системой обучения. Предмет один - физика. А учителя разные. Итоговая оценка в экспериментальном классе выставлялась на основании итоговой контрольной рабооты. Точно такая же работа проводилась в контрольном классе. Эта работа анализировалась "под микроскопом" для выявления существенных различий. Сравнивались изменения в навыках использования Международной системы единиц измерения, стандартного вида чисел, применения соответствующих законов физики, преобразования и вывод расчётной формулы... Таких параметров, известных каждому учителю физики, было более 20-и. Классы были взяты с примерно равным уровнем общего развития. Количество "сильных" и так называемых "слабых" учеников тоже примерно одинаково. Самое впечатляющее различие оказалось в том, что в экспериментальном классе часть учеников справилась с заданиями самого высокого уровня, а в контрольном даже не добрались до них. То есть отсутствие оценок (кто-то называет их отметками), "раскрепостило" и освободило учеников, направив их познавательную энергию на суть предмета.

Васильева И.В.: Порозов Г.А. пишет: вдруг ребёнок в другую школу переходит, а может он не годен ни на что Я считаю, что нет детей ни на что негодных. Вообще я против того, чтобы школы отбирали детей. И считаю, что хороша та школа, которая принимает всех желающих без исключения и с этими детьми достигает результатов. Здесь виден труд учителя.

Васильева И.В.: Чернова Н.Н. пишет: Учитель вполне может по своему предмету ввести систему баллов, а в журнал выставлять оценки для отчетности по школе. Нельзя путать оценку и отметку. В журнал мы как раз выставляем отметку. А оценка, по моему мнению, включает в себя многое и самооценку ученика, рост и продвижение ученика и т.д. И чтобы оценить ученика надо учесть много компонентов(умение ставить цель, добиваться ее. Каким способом он добился поставленной цели. Здесь важно проследить человечность. Умение себя реализовать. Умение показать свои знания и т.д.). Оценить намного сложнее и здесь должен быть свой разработанный инструментарий. Может быть он у кого - то есть? Поделитесь?

Астахов С.В.: По этой проблеме в Москве начался эксперимент. Пока только в начальной школе. Думается, что он перейдет и в среднюю школу. Но учителя средней школы этого не хотят. Тяжело! Если Вы сможете, то найдите сборник ДО г. Москвы по первым результатам этого эксперимента. А также опыт школы № 200 ЮЗАО г. Москвы.

Макарова Л.П.: А вот если бы в день нашей зарплаты бухгалтер испытывал тоже чувство стеснения, неудобства?! Без отметки, наверное, можно обойтись, а вот без оценки – никогда. Мне кажется, смущается, переживает учитель, когда не уверен в правильности своей оценки. Для того, чтобы этого избежать, учитель должен, создавая урок, планировать результат. Достижение результата требует контроля, должно быть оценено. Без этого урок не завершен, да и сомневаюсь вообще, что это урок. Наш эксперимент доказывает, что самая объективная система оценивания – уровневая. Она содержит не только характеристику достижений, но и помогает понять, как перейти на следующий уровень. Это неизбежно требует подготовки разноуровневых заданий. И ученик, выбирая задания какого-то уровня, участвует в оценивании своих успехов.

Пономарева И.Н.: Макарова Л.П. пишет: Для того, чтобы этого избежать, учитель должен, создавая урок, планировать результат. Достижение результата требует контроля, должно быть оценено. Без этого урок не завершен, да и сомневаюсь вообще, что это урок. Да, но речь идет, как я поняла не об оценке урока. а об отметке учащемуся, которую, действительно, иногда не можешь поставить без сомнений.

Макарова Л.П.: Если есть сомнения,ставить ничего нельзя,значит учитель не все предусмотрел,чтобы ребенок вышел на результат.Ведь если нет результата,то трудно и оценить нечто.Нужно помочь ребенку выйти на результат.А такие сомнения (это вроде мало,а этого ты не заслужил )унижают ученика,да и демонстрируют несостоятельность педагога.

Иванова Л.А.: Мне нравится предлагать учащимся разноуровневые задания. Ребенок обычно объективно знает свой уровень и категорию оценки, но в то же время всегда можно попробовать выполнить и более высокую степень сложности задания. Такие задания хорошо совмещать с рейтинговой системой оценки. Повышается мотивация, если видна динамика успехов как своих так и друггих учеников.

Оданович М.В.: Иванова Л.А. пишет: Мне нравится предлагать учащимся разноуровневые задания. Ребенок обычно объективно знает свой уровень и категорию оценки, но в то же время всегда можно попробовать выполнить и более высокую степень сложности задания Я также предлагаю ученикам разноуровневые ззадания, но собранные в одном тесте. Тестовое задание три уровня:уровеньА - воспроизведение и описание объекта; уровень В интеллектуальный на основе простых мыслительных операций - анализ, синтез; уровеньС интеллектуальный на оснрове сложных мыслительных операций - сравнение, характеристика, или творческие задания на прогнозированиеи высказывание собственого суждения.

Романов К.М.: Иванова Л.А. пишет: Мне нравится предлагать учащимся разноуровневые задания. Ребенок обычно объективно знает свой уровень и категорию оценки Отлично. Согласен с Вами. Введение разноуровневых заданий решает данную проблему. А как Вы относитесь к безотметочной системе по таким предметам как физ. культура, музыка, ИЗО?

Макарова Л.П.: Безотметочная -это не безоценочная.В условиях безотметочного обучения учителю необходимо каждого ученика оценить с точки зрения уровня обученности.Это сложнее.А для детей-лучше безотметочная система.

Васильева И.В.: Макарова Л.П. пишет: Безотметочная В первом классе безотметочная система оценивания. Но нет общей системы оценивания и каждый учитель оценивает так, как считает лучше. Я ввела процентное оценивание, когда каждыю работу оценивала по 100 - бальной системе. Может это неправильно? Может это тоже своеобразная отметка за знания? Не знаю. Но мне нравится так оценивать. Я вижу рост каждого ученика. Можете ли вы предложить другие системы оценивания при безотметочной системе?

Астахов С.В.: Вам поможет огромный опыт в этой проблеме Ш.А. Амонашвили. Его книги "Школа Жизни", "Гуманно-личностный подход к детям". Последняя книга полностью посвящена обучению на основе оценок. Конечно, ни о каких баллах речи не должно идти. Это те же отметки!

Максимова Л. Д.: На мой взгляд, наиболее приемлемой в настоящее время системой оценивания достижений учащихся на уроке является не только система рейтингов, но и оценивание портфолио ученика. Проблемой является то, как это сделать?

Косивец О.В.: Максимова Л. Д. пишет: На мой взгляд, наиболее приемлемой в настоящее время системой оценивания достижений учащихся на уроке является не только система рейтингов, но и оценивание портфолио ученика. Проблемой является то, как это сделать? Портфолио не сможет заменить систему оценивания. Это уже показывает практика. Как дополнение к традиционной - да, жизнеспособно. Но не более того. Портфолио - средство самопрезентации, самомаркетинга. Не каждый учащийся может выразить себя портфелем достижений. А для массового внедрения портфолио желательно разработать соответствующий регламент с указанием применимости системы, т.е. критерии, область применения в качестве альтернативы оценки и др.

Миронова Г.М.: Выставляя оценки, мы всегда должны ориентироваться на объективность. Если подходить индивидуально, то нужно все делать в течение четверти, чтобы и ребенок видел свой результат и вы, уважаемая Воинова Л.Ю. Нужно постоянно стимулировать детей на получение лучших оценок.

Эмбер В.И.: Безотметочная система хороша и по таким предметам как музыка, изо, физическая культура. Это приведет к расширению поля потенциальных достижений учащихся, к умению самоконтроля и самооценки детей, умению критически оценивать свою деятельность на уроках и умению проэктировать и осуществлять личностные достижения.

Дюдюкина В.Н.: Очень сложно оценивать на уроках изобразительного искусства работы учащихся. Если рассмотреть каждый рисунок, то почти в каждой работе есть ошибки,но и почти в каждой работе есть, что-то хорошее. Стараюсь, по возможности, проводить экспресс- выставку и совместно с учащимися оценивать работы. Рассматривая все работы одновременно легче выделить наиболее удачные. И детям понятно почему его оценили так , а не иначе. Можно словом так оценить, что и 5+ ненадо

Романов К.М.: Эмбер В.И. пишет: Безотметочная система хороша и по таким предметам как музыка, изо, физическая культура Но в данном случае безотметочная система может негативно сказаться на заинтересованности учащихся в данных предметах. Поставили зачет, ну и ладно, можно не учить. Я все же за оценку по всем предметам. Может я консерватор?

Давыдова Н.В.: На мой взгляд безотметочная система невозможна уже потому что обучение без мотивации теряет своё качество. Другой вопрос в каких единицах измерять отметку: в баллах,в похвалах, в добрых словах, в деньгах...

Богданов П.Е.: Давыдова Н.В. пишет: в деньгах... Официально в школе это возможно? Как Вы думаете? По принципу - кто платит, тот и заказывает...

Васильева И.В.: Давыдова Н.В. пишет: в деньгах... Я считаю, нельзя все сводить в деньгах. Надо по-другому заинтересовать ребенка. Я в школе с детьми целый день с 8.00 до 18.00 и у меня не возникает вопросов как привлечь учащихся к тому или другому заданию. Просто дети с первого класса привыкли, что если дается задание, то оно для всех. И они стараются выполнить его, чтобы не остаться позади остальных. Если внеклассное мероприятие, то выступают все (а я провожу много внеклассных мероприятий). Всегда стараюсь детям привить то, что деньги в жизни не главное.

Давыдова Надежда Вяч: Речь идет о мотивации обучающихся. Например, в виде стипендии.

Оданович М.В.: Плчему вы считаете. что оценка - это основной мотив к обучению? У первоклассников, у кототрых безотметочная система оценивания, нет мотивов?

Косивец О.В.: Оданович М.В. пишет: Плчему вы считаете. что оценка - это основной мотив к обучению? У первоклассников, у кототрых безотметочная система оценивания, нет мотивов? В каждой возрастной группе свой мотив. В начальной школе (особенно в 1 классе) еще высок интерес к школе. С годами учиться становится все менее интересно, начинается кризис подросткового возраста. К 8-9 классу учебная мотивации достигает самой низкой точки (в среднем). В старших классах появляются новые мотивы - профессиональная ориентация. И дальше процесс обучения учащийся чаще всего выстраивает сам. При этом оценка на каждом из этапов играет большую роль. А зачастую она даже становится единственным стимулом!

Иванова Е.В.: Косивец О.В. пишет: При этом оценка на каждом из этапов играет большую роль. А зачастую она даже становится единственным стимулом! В формировании отметочной мотивации школьников ведущую роль играют их родители. К сожалению, многие из них, будучи взрослыми людьми, не понимают, что главное не какую отметку получит их чадо, а какие знания, умения. У детей с такой мотивацией обычно развита повышенная тревожность, они боятся идти домой, если получат "не ту отметку", прячут дневники, вынужденно начинают врать...

Фоменко: Как реализовать на практике эту форму обучения?

Фоменко: Я хочу предложить такую форму обучения в 1 четверти 5-го класса,т.к. в связи спереходом из начальной школы возникает много проблем, связанных с адаптацией детей. Из наблюдений: снижается уровень качества обученности,но не потому что детей хуже учили в начальном звене, а по причине психологических факторов. Я думаю, что введение этого метода позволит избежать многих негативных последствий перехода. А как думаете Вы?

Оданович М.В.: Проблема адаптации пятиклассников актуальна . у нас в лицее в 1-й триместре безотметочная система оценивания уровня обученности учащихся. В конце триместра проводятся малые педагогические советы, на которых обсуждается качественная ооценка учащихся уровень их достижений. После оценивание происходит по пятнадцатибалльной системе.

Симонов В.П: Безотметочное обучение уже было в нашей стране с 1918 по 1936 год и ничего хорошего не принесло, кроме хаоса и трудностей в работе учителей. Выход абсолюно в другом: переход на полностью положительную и математичски обоснованную десятибалльную шкалу, многолетний опыт применения которой имеется, например, СШ №656, №1037, школа-интернат №58 г. Москвы; школа №12 г. Орехоао-Зуево, СШ №22 и начальная школа №13 гю Сергиев-Посад, Московской области, гимназия им. Н.Д. Лицмана, г. Тобольск и др. Надо перейти на чёткую систему оценивания, а не уповать на архаичную т.н. "пятибалльную", которая таковой никогда не была. В наших учебных заведениях учащиеся перестали бояться "плохих" оценок, т.к. их просто не существует в этой системе и даже "1" НАДО ЗАРАБОТАТЬ. Более подробно см. учебное пособие "педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании" М., Высшее образовани, 2006 . Кстати, Россия единственная на постсовеском пространстве оставшаяся в прокрустовом ложе фактической трёхбалки и над учителями продолжают измываться - подсчитывая количесво оубучающихся на "4" и "5" и выдавая это за "качество" обучения. Может хватит этого абсурда?!!

Васильева И.В.: Симонов В.П пишет: В наших учебных заведениях учащиеся перестали бояться "плохих" оценок, т.к. их просто не существует в этой системе и даже "1" НАДО ЗАРАБОТАТЬ А дети и не должны бояться отметок. Я считаю, что плох тот учитель, который ставит двойку, а еще хуже единицу. Он расписывается в своей слабости. Нет таких детей, которые не могли бы учиться, просто надо им помочь. Я за время своей педагогической деятельности работала с разными детьми: были дети запущенные родителями, были с прогрессирующей умственной отсталостью (и это в обычной общеобразовательной школе), были просто неуправляемые в поведении. Но всех я их выпустила. Да, было трудно. Приходилось много заниматься дополнительно с каждым из них. Но это дало результаты. Я думаю, что счастье учителя в его учениках, какими они стали.

Горбушин А.Г.: Учеба по триместрам. В конце каждого триместра зачет или экзамен.

Васильева И.В.: Горбушин А.Г. пишет: Учеба по триместрам. В конце каждого триместра зачет или экзамен. Нельзя оставлять ученика один на один с предметом, не контролируя выполнения постепенно. Я против экзамена или зачета. Есть дети, которые просто начинают из-за нервных перегрузок себя плохо чувствовать. Это лишние нервные срывы детей. Для чего это нужно? Вспоминаю себя, когда я оканчивала 3 класс, ввели сдачу экзамена ежегодно. И на протяжении всех школьных лет мы сдавали эти экзамены. Для меня это было каторгой, хотя училась без проблем и отлично. Поэтому я и не могла сдать экзамен ниже, чем на 5. Только экзамены остались из воспоминаний о школьной жизни.

Нарина: Я согласна с коллегой Фоменко в том,чтобы безотметочноеобучение было в 5-м классе всю первую четверть.За это время ребята привыкнут к новым учителям, новым требованиям и успеют адаптироваться.А ещё отметки не ставить первоклассникам.Это правильно,так как их родители с трудом переживают самый маленький неуспехсвоего ребёнка,потом пытаются выжимать из них злополучную пятёрку и отбивают желание учиться.Согласны?

Ruffy: Уже никто не спорит с тем, что самооценка необходима всегда, при выполнении любой деятельности. Но так ли уж необходима оценивать себя в баллах?. Работая в системе развивающего обучения, могу ответить на многие вопросы о самооценке. Задавайте, делитесь опытом. Рада втречам с Вами!



полная версия страницы