Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Современный урок - какой он? » Ответить

Современный урок - какой он?

Калиберова И. А.: Современный урок - какой он? Строгий или свободный? Что можно и чего нельзя? Уважаемые коллеги, прошу поделиться мнением.

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 All

Смирнова Татьяна: А мне кажется, что современный урок - ТЕХНИЧНЫЙ! Техничный и методически , и технологически .

Хачатрян С.А.: Смирнова Татьяна пишет: Думаю, что целью современного урока должно является , формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования . На таком учитель должен выступать организатором учебной деятельности школьника . Главное на уроке – самостоятельная познавательная деятельность школьников. Одним из таких направлений в современном образовании, в частности, современный урок, - это метод проктов. Когда учитель выступает в качестве консультанта и организатора учебной деятельности, а ученикам предоставляется возможность самостоятельно искать пути решения проблемы. И это не единственный пример. Можно использовать элементы этого метода на других уроках. Сохранив при этом основные элементы "современного урока", которые были процитированы ранее.

Першина Л.Г.: Современный урок- это, прежде всего, технологично выстроенный процесс, работающий на четко определенный результат. Любая технология предполагает распределение ролей всех участников процесса. Если не нравятся сухие технические термины, скажем иначе: урок- это репетиция оркестра. Есть партитура, есть партии всех музыкантов, наконец, есть дирижер, точно и ясно представляющий, что за мелодия должна получиться. Есть великие дирижеры и есть великие педагоги, и те и другие имеют высочайший авторитет! Авторитарность-удел слабых.


r10061966a: Современный урок - какой он? Работая в ногу со временем мы не должны забывать, что урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, способный постоянно совершенствоваться в своей работе, применяя различные педагогические технологии. Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему возможность самовыражения. Я считаю, что в процессе такого урока обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.

О.А. Истошина : Идеальный урок - Идеальное управление. Идеальное управление-когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает потому что хочет этого сам.

Волкова Е.С.: Я очень люблю одну притчу: "Один маленький-маленький мальчик первый раз пришел в школу. Это была обыкновенная школа, но ему она казалась очаровательным дворцом Света и Знаний. Его встретил учитель, который показался Волшебником, умеющим все на свете. На уроке мальчику велели нарисовать цветок, и он старательно и трепетно выводил разноцветные лепестки на фоне торжественно голубого неба. Но подошел учитель и поправил его: цветок должен быть красного цвета, с четырьмя лепестками на тоненьком стебельке. И показал работы других учеников. Прошел год. Мальчик пошел в другую школу. И уже другой учитель попросил нарисовать все, что мальчик пожелает. Но ребенок сидел и смотрел на белый лист бумаги. «Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель. И мальчик заглянул в рисунки других учеников: там были роскошные дворцы и прекрасные принцессы, смелые рыцари и чудесные леса, удивительные птицы порхали среди праздничных цветов. Мальчик вздохнул и, обмакнув кисть в краску, вывел четыре красных лепестка на тоненьком стебелечке". Последнее время много спорят о современном уроке и современной школе. Я же считаю, что бич современной школы – послушание. Это первые уроки двуличия и подхалимства: маленький ученик очень рано понимает, что важнее притворяться послушным и знающим, чем на самом деле им быть. Цели современного урока не должны сводиться к обучению знаниям: главное – воспитать личность творца, личность, уважающую мнения других, но умеющую заставить уважать себя.

Бархатова В.В. : Кто разбил уроки на современные и традиционные? Раньше, когда мы учились были какие уроки, когда 80% класса поступали в ВУЗы на бюджетной основе (мне сейчас 30)? Я преподаю в той школе, в которой училась. В ВУЗы бесплатно поступают (уже на протяжении 5 лет) 0%. Но зато все в погоне за "современным" уроком. Парадокс!!! А сейчас, я считаю, без образования никуда и нигде! Так давайте дифференцировать традиционные уроки, а не гнаться за общением на "современном" уроке. Общаться можно в дополнительное время, после уроков. Ко мне после уроков всегда приходят заниматься дети (причем сами), потому что именно в это время мы общаемся, решаем проблемы как в учебе, та и в жизни.

О.А. Истошина : Современный урок должен быть смоделирован. Моделирование - это познвавательная процедура, которая сочетает в себе теоретический и эмпирический пути познания через совокупность методов.

Маслов ИС: Урок - это жвиой организм, в котором как в капеле воды отражается весь талант учителя, его педагогический менталитет, умения и профессиональные компетенции

Маслов ИС: Урок - это жвиой организм, своеобразная целостность

Маслов ИС: Особенность современного урока в диагностичности постановки целей, в реализации принципа личностного целеполагания на уроке, в предоставлении разнообразных видов деятельности школьникам с учетом их психологических, валеологических и индивидуально-личнсотных особенностей, а также социометрических характерстик классного коллектива в целом. Сколько в классе левополушарных, сколько детей правополушарных, у скольких из них кинестетический канал восприятия учебной информации, кто из учеников аудил, кто визуал...??? Каковы стили мышления у обучаемых? Эти вопросы должны волновать каждого учителя, кто готов заявить о том, что он способен создать проект и провести современный урок... На современном уроке должны использовать информационные технологии и т.п. Много еще чего присуще современному уроку...

Курчатова Марина: Маслов ИС пишет: На современном уроке должны использовать информационные технологии На мой взгляд, именно использование информационных технологий делаету урок - современным уроком, а все остальные требования, предъявляемые к современномй уроку были актуальны и к уроку несколько лет назад.

Власова Е.М.: Курчатова Марина пишет: На мой взгляд, именно использование информационных технологий делаету урок - современным уроком, а все остальные требования, предъявляемые к современномй уроку были актуальны и к уроку несколько лет назад. Позвольте не согласиться с Вами. Современный урок - это не новые информационные технологии. Это другое восприятие себя и ученика. Ученика как субъекта процесса, способного ставить цели, свои, собственные; умеющего планировать свою деятельность, организовать ее, оценить. Способны ли учителя пойти на такое восприятие ученика? По-моему понятие "субъект" в последнее время связано только с большей ИКТ грамотностью учеников по сравнению с учителем. Можно обойтись и без ИКТ на самом уроке, и урок будет продуктивным. Хотя отказываться от ИКТ, конечно, не нужно.

Ушакова Г.И.: Маслов ИС пишет: Особенность современного урока в диагностичности постановки целей, в реализации принципа личностного целеполагания на уроке, в предоставлении разнообразных видов деятельности школьникам с учетом их психологических Что же отличает современный урок от традиционного? Первая заповедь современного урока- идти от детей; 2) доверять силам детей; Цель современного урока- достижение оптимального общего развития каждого ребёнка.

О.А. Истошина : Современный урок - какой он? Ответ: После изобретения атомной бомбы Фрейд задал Эйнштейну вопрос: можно ли как-то огадить людей от новой опасности? На что Эйнштеин отреагировал скептически: к сожалению, ничего в мире не меняется так медленно, как человеческое сознание. Однако человеческое сознание с развитием цивилизации меняется, в том числе и под "давлением" новых знаний, изобретений, открытий. Двадцатый век, например показал, что бывают войны, в которых нет победителей. Что страны, победившие в войне, но отставшие технологически, могут оказаться в хвосте каравана истории, и увидить в переди себя побежденных. Что богатства не приносят счастья, а лучшие в мире пушки не позволяют чувствоватьсебя в безопасности, если рядом желающий тебе зла сосед. А "рядом" в наше время- все население планеты. Уроки новейшего времени были жестокими. Цивилизованное человечество кое-чему научилось. А главное, начало привыкать к тому, что в новых условиях старый опыт не помогает. Более того, мешает. Существует легенда, что Наполеон отказал в портекции за ответами изобретателю парохода Фултон- и новые возможности прошли мимо. Отказал, потому что твердо знал- корабль движется ветром. Говорят, уже в изгнании император признал: "Прогнав Фултона, я потерял корону". Новое вино в сарые мехи не заливают- мудрость библейская. Новые задачи требуют новых подходов- ее современное звучание. А кто знает, каких подходов потребует решение будующих задач. Противоречие первое - мы должны уить детей жить в мире, которого мы незнаем сами. Протворечие второе- образование должно быть узкоспециальным, ибо "нельзя объять необъятное". Но узкий специалист плохо переучиевается, тудно ориентируется в межпредметных заданиях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профелей при решении общей задачи.

Баишева М.В.: Современный урок - какой он? Я учитель математики в малокомплектной школе. У нас в классах учатся от одного до восьми человек. Вот и в каждом классе они проходят по разному. В классе, где один учащийся, проходит в основном как диалог учителя и ребенка. Я думаю, что психика ребенка просто не выдерживает, когда все шесть учителей весь день теребят только его. Поэтому я стараюсь, чтобы каждые уроки были плодотворными и предлагаю частично-поисковый метод проведения урока, иногда игровые, иногда традиционные. Это мне помогает найти общий язык с учеником и "не грузить его" на каждом уроке. В последнее время, купив себе ноутбук, предлагаю ученикам придумать свой рассказ на какую-либо тему, совместно делаем презентацию. А затем, соединив три класса (7-9) каждый класс показывает и рассказывает о том, как можно ту или иную тему изучать. В таком порядке получается, что сами школьники учат меня, а не я их. Сотворчество учителя и ученика на уроке - это самый сложный, но в то же время интересный и познавательный момент в обучении.

Шишкина Н.И.: В современном постиндустриальном обществе выпускники школ должны обладать определенными качествами личности, среди которых важное место занимает технология. Это означает, на мой взгляд, умение человека самостоятельно добыть и осмыслить необходимую информацию, свободно используя возможности мультимедийных и цифровых технологий. Поэтому я считаю, что современный урок должен решать эти задачи- учитеть детей самостоятельно добывать знания, учитель должен выступать в роли консультанта. Спасибо

annita: Уважаемая Натали! Расскажите о своем методе более подробно.

Новоселова Н.И.: Думаю, что современный урок - это личностно-ориентированный урок, на котором комфортно и учителю и ученику, есть возможность показать репродуктивные знания и умения (предметные компетентности)и в то же время есть возможность подумать. поспорить.высказать собственную точку зрения, пообщаться т.е .показать развитие социальных и коммуникативных компетентностей. Это урок развития учащегося и учителя.

Курепина В.А.: Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Власова Е.М.: Курепина В.А. пишет: Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Важное умение реализовать себя, выдать новую идею, гипотезу, продукт. Современному обществу нужны люди, способные сказать свое слово, сделать что-то свое, новое, нужное. Поэтому требуются не только знания, но умения. Умения создавать, экспериментировать, продвигать, общаться, выдвигать идеи и т.д.

annita: Власова Е.М. пишет: Важное умение реализовать себя, выдать новую идею, гипотезу, продукт. Современному обществу нужны люди, способные сказать свое слово, сделать что-то свое, новое, нужное. Поэтому требуются не только знания, но умения. Умения создавать, экспериментировать, продвигать, общаться, выдвигать идеи и т.д. А для этого нужно в совершеннстве владеть методикой, дидактикой. И если мы просто применяем ИКТ - это еще не современный урок.

Курепина В.А.: Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Это и есть современный урок!

Горная Г.З.: Современный урок - это, прежде всего, урок-диалог, а не монолог, как сейчас. Главное, чтобы учитель и ученик в совместной деятельности шли к новым знаниям. Пока же, в своем большинстве, ученик безропотно выполняет все требования учителя. В этом смысле мне глубоко симпатизируют принципы развивающего обучения.

Корчагина Н.М.: Горная Г.З. пишет: ученик безропотно выполняет все требования учителя Выполняют, но при этом отстаивают свои взгляды, умеют дискутировать, доказавают свою точку зрения. Горная Г.З. пишет: принципы развивающего обучения. Развиающее обучение должно присутсвовать всегда и на всех уроках, для этого мы и нужны - учи, развивай, ищи новые формы современного урока.

annita: Горная Г.З. пишет: Современный урок - это, прежде всего, урок-диалог, а не монолог, как сейчас. Более 20 лет назад меня учили учителя проводя незабываемые уроки-диалоги, на которых мы вместе добирались до истины, и сейчас многие мои коллеги учат именно так.

Юлия Бондаренко : Я бы назвала главным достоинством современного урока - его разнообразие при продуктивной направленности. Огромное количество технологий и методик позволяет учителю выбирать и адаптировать материал под конкретный предмет и класс. Я знаю довльно много учителей, которые добиваются высоких результатов при классическом ходе урока. Единственное от чего, по-моему мнению, нужно уходить - это от репродуктивности. Творчество в том или ином виде должно стать неотъемлемой частью урока. Здесь огромную помощь могут оказать разнообразные проекты и эвристические олимпиады

Власова Е.М.: Юлия Бондаренко пишет: Я бы назвала главным достоинством современного урока - его разнообразие при продуктивной направленности. Огромное количество технологий и методик позволяет учителю выбирать и адаптировать материал под конкретный предмет и класс. Согласна с Вами в том, что существует множество методов и технологий. Трудность в том, что часто теряешься от постановки главного вопроса: а зачем мы это изучаем? Наверно, на этот вопрос когда-нибудь ответит Индивидуальная программа Обучения учащегося, которая позволит каждому ученику составить свою программу обучения.

Козлова Г.И.: Интересный!!! И сегодня у чителя в арсенале есть "мощное средство". Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «информационно-коммуникационными технологиями в образовании» (ИКТ). В последние годы обучение с помощью ИКТ получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Власова Е.М.: Козлова Г.И. пишет: Интересный!!! Астахов С.В. пишет: Человечный!!! Урок - это жизнь. Уроком воспитываю жизнь в ребенке. Не готовлю к жизни (призыв традиционного урока), а уже сейчас и здесь живу, учусь жить. Соглашусь и с тем и с другим мнением. Но все же мне ближе определение Астахова С.В. - жизненный, то есть ученик живет, ощущает себя здесь и сейчас. Помочь в этом осознании, в осознании своих действий, затруднений, успехов поможет рефлексия.

Астахов С.В.: Человечный!!! Урок - это жизнь. Уроком воспитываю жизнь в ребенке. Не готовлю к жизни (призыв традиционного урока), а уже сейчас и здесь живу, учусь жить.

Юлия Бондаренко : Калиберова И. А. пишет: Современный урок - какой он? Строгий или свободный? Что можно и чего нельзя? Нельзя показывать неуважение к ученику, оскорблять его. А все остальное на выбор учителя. Можно проводить традиционные уроки на высоком уровне, что дает высокий уровень знаний. Можно внедрять интерактивные методики, заставляя ребенка активно включаться в процесс обучения. Эвристические методы позволят развить индивидуальность ребенка. Этот список можно продолжать. Нет таких методик, которые, при условии распространения, не содержат рационального зерна. Современный учитель внедряет разные формы и методы обучения, предварительно выбрав наиболее приемлимые для себя. Так и получится современный урок. То есть урок, в котором отражается личность конкретного учителя и его конкретных учеников.

Размашкина Н.В.: Юлия Бондаренко пишет: А все остальное на выбор учителя. Можно проводить традиционные уроки на высоком уровне, что дает высокий уровень знаний. Можно внедрять интерактивные методики, заставляя ребенка активно включаться в процесс обучения. Согласна с коллегой. Многие традиционные формы урока приносят больше пользы в обучении, чем неумело проведённые уроки с использованием новаций. Считаю, что учитель в подготовке и проведении современного урока должен опираться на традиции, не забывая о требованиях времени: подготовка личности к самореализации в постоянно меняющемся мире. С уважением Размашкина Наталья.

Новикова Е. И.: Астахов С.В. пишет: есть развитие, а есть развивающее обучение Не совсем понятна Ваша точка зрения. Если можно поясните. На мой взгляд, развивающее обучение это возможность индивидуального развития ученика, построение учебного процесса с опорой на зону актуального развития и последующего продвижения в зону ближайшего развития. "Развитие" и "развивающее обучение" это - два неотделимых друг от друга понятия. Астахов С. В. пишет: Триединая задача - это формальный урок. Не могу с этим согласиться. Умение реализовать на уроке триединую задачу - это мастерство педагога. К этому надо стремиться.

Астахов С.В.: Новикова Е. И. пишет: построение учебного процесса с опорой на зону актуального развития Урок должен строиться на зоне ближайшего развития, которая со временем становится зоной актуального развития. Обучение ведет за собой развитие! А не наоборот! В понятия развитие и развивающее обучение я хотел внести следующие смыслы. Можно включать в урок несколько упражнений на развитие, а можно построить развивающий урок. Это разный подход к обучению.

Астахов С.В.: Это формализм. Я являюсь членом жюри конкурса "Учитель года Москвы" и вижу подход учителей к этим задачам. Поэтому, наверное, так непримерим к этим понятиям.

Новикова Е. И.: Астахов С.В. пишет: quote]Можно включать в урок несколько упражнений на развитие, а можно построить развивающий урок ... который при успешной реализации приведет к индивидуальному развитию ребенка. Так что развитие, в прямом смысле этого слова, обязательно присутствует при развивающем подходе в обучении. Соглашусь с вами в том, что использование на уроке развивающих упражнений и проведение развивающих уроков, абсолютно разные подходы в обучении.

Власова Е.М.: Новикова Е. И. пишет: Умение реализовать на уроке триединую задачу - это мастерство педагога. К этому надо стремиться. К кому обращены эти задачи? К каждому ли ученику? Может, стоит задуматься о других задачах на уроке, отказаться от традиционного развитие, воспитание, обучение? Нужны новые задачи на каждого ученика.

Блохина Е.А.: « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский Современный, – это совершенно новый, не теряющий связи с прошлым. Современный урок - урок актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный. Обучение, основанное нас сотрудничестве через деятельность.

Новикова Е. И.: Власова Е. М. пишет: Нужны новые задачи на каждого ученика. Вы, не могли, бы пояснить свое утверждение? О каких задачах идет речь? Спасибо.



полная версия страницы