Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Мониторинг в образовании » Ответить

Мониторинг в образовании

Калиберова И. А.: Сейчас очень часто стал встречаться термин мониторинг в образовании.Это современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.Несмотря на то что все понимают важность мониторинговой работы, успеха на этом поприще достигли совсем не многие. Зачем нужен мониторинг? Что вам удалось изменить , благодаря мониторингу? Поделитесь технологией этой работы.

Ответов - 48, стр: 1 2 All

Маслова О.А.: Целиком и полностью согласна. Может я не права, но результаты мониторинга нужны только наверху, чтобы составить очередной отчет, показать нужность своей работы. Большинство педагогов настолько загружено, что иной раз забываешь где сохранил тот или иной документ из-за избытка информации. Любые начинания хороши на словах.Заполнить мониторинг в электронном виде это ерунда,а вот сделать выводы,систематизировать свою работу,учесть свои ошибки в преподавании,если все это делать не формально,а ответственно на это необходимо время. А в сутках всего 24 часа,никто не снимал с учителя проведения уроков,проверки тетрадей,общения с детьми, что немаловажно, а то получается,что дети к тебе пришли,вопросы у них возникли,а тебе это зачем, тебе же очередную бумагу заполнять нужно. А учитель тоже человек,не робот, его дома ждут дела,свои дети, которые зачастую обделены вниманием мамы-учителя, а завтра снова новый день и опять уроки, тетради, улыбки детей, радость общения и конечно же ...мониторинг.

Иванова Л.А.: В нашей школе принято каждому предметнику проводить электронный мониторинг контрольных работ по своему предмету. Программа выполнена в Excel с автоматическими построениями диаграмм. Результаты представляются наглядно по каждому отдельному заданию. Удобно отлслеживать выполнение в том числе тестовых заданий образца ЕГЭ. При отслеживании результатов тестирования особенно хорошо видны "западающие" темы.

Калиберова И. А.: Иванова Л.А. пишет: принято каждому предметнику проводить электронный мониторинг И что каждый умеет и проводит?

Алтухова Е.В.: В нашем ОУ разработана система мониторинга, одним из элементов которой является проведении срезовых работ по предметам 3 раза в год. Состав предметов определяетяс педагогическим советом для разных параллелей. Задания составляются по уровням деятельности (репродуктивный, продуктивный, творческий). Результаты обрабатываются в мониторинговом центре и учителям выдаются рекомендации по коррекционной работе: на какие виды деятельности следует обратить внимание, что западает, а что на хорошем уровне. Такой анализ позволяет иметь объективную картину уровня обученности детей и организовывать эффективные занятия по отработке конкретных действий.

Рямов Р.Ф.: Алтухова Е.В. пишет: Задания составляются по уровням деятельности (репродуктивный, продуктивный, творческий). Заинтриговали, а кто составляет задания, администрация или используете готовые. Разъясните, пожалуйста. Алтухова Е.В. пишет: Результаты обрабатываются в мониторинговом центре и учителям выдаются рекомендации по коррекционной работе: на какие виды деятельности следует обратить внимание, что западает, а что на хорошем уровне. Очень интересно. Значит, как я правильно понял, у Вас в ОУ есть мониторинговый центр? Если да, то это очень здорово. Хотелось тоже подробностей (штат, состав, программное обеспечение и т.д.). И в заключении, эти результаты мониторинга в конце учебного года анализируются в целом по ОУ? И как давно Вы этим занимаетесь? Извините, что получились одни вопросы!

Ачисова В.А.: Мониторинг - огромная работа и занимает много времени. Я думаю , он не нужен.

Калиберова И. А.: Ачисова В.А. пишет: Мониторинг - огромная работа и занимает много времени. Согласна! он не нужен. Мониторинг – это основа для объективного планирования. С помощью мониторинга мы можем отследить определенные направления и сформулировать трудности, понять причины различий между желаемым и существующим, осознать, что нужно сделать для того, чтобы добиться тех целей, которые поставлены.

Хисаметдинов А.А: Калиберова И. А. пишет: он не нужен Ага,... не нужен! Скажете тоже. А как понять, оценить систему работы школы, преподавателя. Успехи или неудачи (ученика,учителя, ОУ) случайные или же закономерные или же обусловлены какими-то другими причинами? Особенно важен мониторинг ОУ при дополнительном финансировании ОУ. Нужен! Нужен да еще как!

Рямов Р.Ф.: Ачисова В.А. пишет: Мониторинг - огромная работа и занимает много времени. Я думаю, он не нужен. Насчет первого утверждения согласен. Но если правильно подойти и организовать эту работу, это очень полезно и необходимо. Тем более, что в недалеком будущем нам будут платить по качеству нашей работы. А как же без мониторинга определить качество? Так что, как ни крути о без мониторинга мы не обойдемся.

Горбушин А.Г.: Мониторинг нужен как для школы, так и для учителя.

Романов К.М.: На базе нашей школы проводили семинар по вопросам мониторинга. Споров было много, о том, как правильно проводить мониторинг в школе. Каждая школа оценивает систему своей работы по своему. Определенной системы нет. Осталось много презентаций по этому вопросу. А мониторинг конечно- же нужен.

Воробьева И.Р.: Мониторинг, безусловно, нужен, так как работа школы всегда оценивается по определенным параметрам. Видимо, "сверху" должны разрабатываться основные рамки такого мониторинга, по которым можно сопоставлять работу различных школ. При общей универсальной методике может сосуществоватьи "школьный" компонент, который может быть определен как администрацией, так и конкретным ШМО.

Воробьева И.Р.: Мониторинг, безусловно, нужен, так как работа школы всегда оценивается по определенным параметрам. Видимо, "сверху" должны разрабатываться основные рамки такого мониторинга, по которым можно сопоставлять работу различных школ. При общей универсальной методике может сосуществоватьи "школьный" компонент, который может быть определен как администрацией, так и конкретным ШМО.

Рямов Р.Ф.: Воробьева И.Р. пишет: Видимо, "сверху" должны разрабатываться основные рамки такого мониторинга, по которым можно сопоставлять работу различных школ. Согласен, что работа должна быть организована таким образом. Хотелось бы добавить, что «сверху» должны давать основные критерии определения качества образования, а вот «внизу» должны разрабатывать показатели по этим критериям.

Абдуллина Альфия: Калиберова И. А. пишет: Зачем нужен мониторинг? успеха на этом поприще достигли совсем не многие После декретного отпуска, я попала сразу на мониторинг. Конечно, результаты меня не сильно разочаровали (баллы на уровне вчерашней выпускницы Вуза), но я поняла приступать к творческой работе нужно. Вот таким образом я сразу "проснулась".

Рямов Р.Ф.: Насчет необходимости мониторинга образования дискутировать уже нет смысла. Я считаю, что все и на всех уровнях поняли, что одним из методов получения информации о состоянии и качестве образования являются мониторинг (регулярное, протяженное во времени). Проблема возникает в технологии организации мониторинга и обработки результатов: Как правильно организовать мониторинг? Что и как измерять? Что взять за эталон? И др. Коллеги! Поделитесь своими соображениями и опытом.

Хавкина Т.А.: Калиберова И. А. пишет: Зачем нужен мониторинг? Что вам удалось изменить , благодаря мониторингу? Поделитесь технологией этой работы. В нашей школе мониторинги уже стали привычными и для учителей и для детей. Не могу сказать, что дети в восторге, даже фраза появилась новая: "Вы нас замониторили!" Но мониторинг необходим! В начале года - это диагностика (прошло лето, что осталось в голове? - то, что осталось - это фундамент, где есть дыры - будем латать) На протяжении учебного года - сигнальный флаг для учителя, где пробелы и почему? Если пробелы у всех в одном месте, значит виновата я сама, не доработала, не так объяснила и т.д. Причем не обязательно тратить урок на мониторинг. 5-ти минутный тест, по давно изученной теме, и веди себе урок дальше!

Смирнова Татьяна: Слово мониторинг произошло от латинского слова "Monitor" - предостерегающий. Отсюда и определение самого процесса мониторинга - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Вообще говоря учитель занимался этим всегда. Школа тоже должна была этим заниматься всегда (Из моей практики школы это делали). Сейчас мониторинг просто преобретает новые формы, по моему мнению.

Хингеева И. С.: Смирнова Татьяна пишет: Мониторинг нужен. Он нужен не только администрации школы.[/quo Это раньше мы считали, что это обязанность администрации. Вспоминали о них, когда приходил срок аттестации, когда нужны были результаты,чтобы собрать необходимый материал.Вот тогда-то и приходилось пожинать плоды своего бездействия, тратить много времени на составление диаграмм, таблиц... В последнее время в мониторингах нуждается классный руководитель, нас, например, обязывают проводить мониторинги по воспитанности и сплоченности учащихся в начале и в конце учебного года под руководством психолога, если мы не умеем сами обрабатывать данные, проводятся мониторинги в профильных классах, В 5х классах при переходе из начального звена в среднее, срезы знаний по предметам. Так что мониторинги нужны. Работаю в гуманитарном классе, интересуюсь вопросом:"Как проводить мониторинг качества знаний в профильном классе? Поделитесь опытом, уважаемые коллеги.

Просветова А.А.: Мониторинг нужен. Он нужен не только администрации школы. Причем мониторинг должен охватывать всех участников образовательного процесса по разным направлениям. В нашей школе в программе Excel ведется обработка диагностических работ в начальной школе. Это нетрудоемко. Учителя сдают информацию мне, а я заношу в компьютер, который суммирует данные по параллели, по школе. Анализировать их легко. Кроме того классный руководитель вносит информацию об успеваемости по предметам по итогам каждого триместра. Времени на это уходит немного. Полученный рейтинг успеваемости учащихся по классу, по школе вызывает огромный интерес у детей, родителей.

Тагирова И.А: Смирнова Татьяна пишет: Сейчас мониторинг просто преобретает новые формы, по моему мнению. Просветова А.А. пишет: В нашей школе в программе Excel ведется обработка диагностических работ в начальной школе. Это нетрудоемко. Учителя сдают информацию мне, а я заношу в компьютер, который суммирует данные по параллели, по школе. Анализировать их легко. Конечно, мониторингом должны заниматься все учителя и для этого они должны элементарно владеть навыками работы в программе Excel, потому, что за всех кто-то сидеть и вводить данные не может.

Игонина Е.М.: Просветова А.А. пишет: Мониторинг нужен. Он нужен не только администрации школы Не все учителя понимают это. Считают, что это лишняя работа, которая их перегружает. Уважаемые коллеги, посоветуйте какая программа может упростить обработку данных.

Гошкадор Н.А.: В системе Net-school, разработанной Самарскими программистами, внедрена система тестирования "Синтез" Очень удобная вещь для проведения мониторинга по ключевым понятиям. Создать тест в среде Синез просто. Проводить еще проще, тем более проверяет работы, показывает ошибки, допущенные учениками в тесте, и выставляет оценки в электронный журнал "сам компьтер". Калиберова И. А. пишет: Что вам удалось изменить , благодаря мониторингу Ученики стали учить формулы и определения.

irene: Мониторинг нужен и учителю,и ученику.Но какой?С моей точки зрения,это многоцелевые тесты достижений учащихся/по ним можно судить и о работе учителя и администрации/.Я их применяю в своей работе. Это должно стать стратегией.

Надежда Лимонникова: А к нам с мониторингом из области 13.03 приедут. Все боятся и усиленно готовятся, потому что Мониторинг и проверка для многих понятия совпадающие.

Хингеева И. С.: Надежда Лимонникова пишет: У нас мониторинг ведётся в пяти направлениях. Уважаемая Надежда Лимонникова! Хотелось бы подробнее узнать о мониторингах в направлении "Профиль."

Надежда Лимонникова: У нас мониторинг ведётся в пяти направлениях. 1. Средовые условия 2. Запрос 3. Развитие личности ученика и учителя 4. Здоровье 5. Профиль Таким образом мы отслеживаем эффективность работы по Программе развития, корректируем направления. Конечно, для школы главное - научить. Но научить надо с минимальными потерями для здоровья учащегося и учителя и при этом развить личность и того и другого.

Пятковская О.А.: Работаю в начальной школе.Мониторинги делаем раз в триместр (учимся по системе:пять недель учимся , 6- отдыхаем)- обязательно, с целью контроля работы педагога, развития учащегося, коррекции... Все делаем в программе EXCEL. Очень интересно, отсеживать динамику...

Блохина Е.А.: Мониторинг (лат. - предостерегающий) рассматривается в теории социального управления как одно из самостоятельных звеньев в деятель¬ности. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогичес¬ких действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответст¬вии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Под мониторингом можно понимать метод исследования, в реализации которого группой исследовате¬лей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также ее основы - педагогической диагно¬стики. Педагогический мониторинг способствует созданию целостной системы педагогической информации, позволяющей принимать научно обоснованные управленческие решения, обеспечивающие функцио¬нирование, развитие и саморазвитие школы. Основными принципами образовательного мониторинга являются: -нормативность, т.е. опора при его организации и проведении на нормативные документы; -саморазвитие; -системно-комплексный подход, предполагающий всестороннее изучение объекта; - соответствие образовательного мониторинга общему направле¬нию (цели); -объективность, реализация которой возможна при осуществлении исследователь¬ского подхода. Из принципов вытекают требования к проведению мониторинга: - предварительная тщательная подготовка к проведению мониторинга (составление программ наблюдения, изучение школьной документации, беседы с учащимися, роди¬телями, учителями и т.д.); - компетентность экспертов; - предупредительный характер мониторинга (важно не «ловить» и «изобличать»,а изучать объект мониторинга, уметь поправить дело); - действенность мониторинга (реализация в практике обучения, воспитания, созда¬ние научно обоснованных рекомендаций, сформированных в результате проведения мониторинга); - наличие информационной системы и научно-обоснованного критериального аппарата; - наличие рефлексивных средств мониторинга (способность осмыслить основание своей деятельности); - культура организации и проведения мониторинга (учет ценностей школы и лич¬ности).

annita: Мониторинг - в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. То есть, можно изучать личностный рост ребенка, как он меняется по отношению к самому себе, как меняется его уровень развития. В работе педагога может быть изучен и отслежен уровень качества его работы. Ведь даже проводя контрольные. Самое главное, на мой взгляд, это наличие анализа полученных результатов, а не проведение мониторинга ради мониторинга

Блохина Е.А.: Мониторинг проводится с целью использования полученной информации и принятия управленческого решения: - для организации работы по ликвидации пробелов в знаниях; - выявление социальных запросов общества; - изучение уровня развития познавательных процессов, сформированности когнитивных умений; - выявление ваимоотношений детей в классе; - состояние здоровья и. д. В образовательном мониторинге выделяют следующие виды. - педагогический: - социологический: -психологический: - медицинский.

Наталья Семенихина: Мониторинг особенно необходим и в свете новой системы оплаты труда. РЯмов Р.Ф. пишет "Согласен, что работа должна быть организована таким образом. Хотелось бы добавить, что «сверху» должны давать основные критерии определения качества образования, а вот «внизу» должны разрабатывать показатели по этим критериям. " Можно с этим мнением и согласиться. ТОлько вероятно надо закончить цепочку: показатели должны выражаться в индикативной форме, то есть их можно представить в числовой форме. Вероятно, после такой вот доработки "снизу" показатели надо опять отправить "наверх"

БухтееваН.С.: мониторинг нужен :ныне существующая образовательная система все больше "затягивает" все уровни образования , систему оплаты учителя,администрирование в единое целое .Должны быть какие-то формы и методы ,которые будут давать полное представление о происходящем процессе. Мониторинг -один из них.

Порозов Г.А.: БухтееваН.С. пишет: Однако, как и в любом хорошем деле, здесь есть реальный риск перегиба: сбор числовой информации "для верхов" и для отчетности без аналитической работы и изменений в своей деятельности на основе анализа. Ох как точно. И первое и второе. Все эти цифры и громко так называемые "рефлексии" или "анализы", полученные "мониторингом" просто мертвы (это не считая элементов субъективизма, заложенных в системе: человечекий фактор, узость при всей своей многостраничности критериев и т.д.). А последствия практически сводятся к одному: есть группа замечательных педагогов, близких к оценщикам и группа учителей, которые что бы не делали - ну всё не так. А изменения на основании мониторинга и вообще не предполагаются. Зачем? Так хорошо. Бумаги в полном порядке, мониторинг по полной программе... Пока определяющим системным элементом в "мониторинге" будут "верхи" как по разработке и внедрению, так и по проведению, НИКАКОГО толка не будет.

Косивец О.В.: Калиберова И. А. пишет: Зачем нужен мониторинг? Что вам удалось изменить , благодаря мониторингу? Поделитесь технологией этой работы. Не стану цитировать учебники и рассуждать на тему "нужен или нет". Судя по многочисленным высказываниям коллег - конечно же нужен (присоединяюсь). Однако, как и в любом хорошем деле, здесь есть реальный риск перегиба: сбор числовой информации "для верхов" и для отчетности без аналитической работы и изменений в своей деятельности на основе анализа. Обычно мониторинг используется для анализа тенденции каких-либо показателей. Здесь важно определиться с целями мониторинговой работы и исходить из того, что она повлечет за собой. Цели также определяют тех, кто будет формировать показатели, шкалу оценки, исполнителей. Приведу пример своей технологией мониторинга. Я - заместитель директора по ИКТ. Одна из моих задач - привлекать коллег к использованию ИКТ в различных видах деятельности. Для этого провожу занятия по "мышевождению" для начинающих, демонстрирую приемы оптимизации подготовки документации, демонстрационных материалов, помогаю знакомиться с цифровыми ресурсами школы и интернет. По каждому из этих направлений мне нужно отслеживать динамику и искать пути для успешного продвижения в сфере информатизации. Критерии оценки и шкалу я разрабатываю сама, определяя при этом, что считать результатом. Например, с помощью мониторинга, я сравниваю количество ИКТ-компетентных учителей и степень использования учителями образовательных ресурсов школы. Если эти показатели оба растут, то хорошо, идем дальше. А если что-то "западает", то анализирую проблему, привлекаю коллег к обсуждению, организую разъяснительную работу и помощь. Таким образом, я всегда знаю, для чего разрабатываю систему анализа. Пример этот я привела для того, чтобы обозначить свое видение: каждый учитель кроме обычных мониторингов по качеству и обученности, должен уметь сам или с помощью коллег провести анализ того или иного направления своей работы. А еще было бы полезным таким способом выстраивать свой собственный рейтинг по результатам регулярного анкетирования учащихся. Правда, для этого требуется мужество и нормальная самооценка. А насчет того, что это дает, могу сказать так: "Какую цель при разработке мониторинга ставлю - то и получаю". А еще дает направление дальнейшего развития.

Васильева И.В.: Я люблю отслеживать результативность работы учащихся и детей. Это стимул детям для развития. И учитель видит по какой теме дети не усвоили материал и с кем из учеников над чем работать. Я познакомилась со вторым новым стандартом образования. мне очень понравилось там как предлагаюь отслеживать результативность. Это проверочные и тестовые работы по каждой теме каждого предмета. Самое важное, что учитель не оценивает это узкой пятибальной оценкой. А за выполнение выставляется зачет и незачет. Если ребенок получил незачет, то ему дается время позаниматься, а потом пересдать эту проверочную работу с аналогичными заданиями. Это важно дать ребенку себч реализовать. К концу года у каждого ребенка должны стоять зачеты по каждой теме.

annita: Очень интересно! Спасибо за идею. Я в этом году в страших классах стала вводить рейтинговую систему, но за дополнительную работу. А вот такой подход мне кажедтся более интересным.

Блохина Е.А.: Уважаемые коллеги! Хочу поделиться приобретённым опытом. В нашей школе почти каждый год проводятся рубежный и стартовый контроль знаний учащихся Московским центром качества образования (МЦКО) и ЛАТ МИОО в форме тестирования. В этом учебном году проводился стартовый контроль 5-х и 10-х классов. Задания в тестах проверяли не только программные знания по основным предметам. Проверялась в 5 классе естественно-математическая грамотность и грамотность чтения. Во все задания в тестах введены две характеристики, по которым проводилось тестирование. Эти задания очень сильно ничего отличались от традиционных. В заданиях проверялась: • Познавательная деятельность 1. Умения, в основе которых лежит ознакомление учащихся с методами познания различных наук (наблюдение, опыты, измерение, умение различать факт, мнение, использование математического аппарата для объяснения представленных результатов). 2. Умения, в основе которых лежит освоение школьниками общелогических приемов познания (сравнение, классификация, моделирование, установление причинно-следственных связей). Характеристика освоения учащимися (% выполнения соответствующих заданий по двум тестам) умений, относящихся к познавательной деятельности: - Методологические умения. (Умения, в основе которых лежит ознакомление учащихся с методами познания различных наук). - Общелогические умения. (Умения, в основе которых лежит освоение школьниками общелогических приемов познания). • Информационно-коммуникативная деятельность 1. Чтение и понимание письменного текста (план, главная мысль, ответы на прямые вопросы к тексту, поиск примеров, подтверждающих выдвинутое положение, аргументов, доказательств; использование информации из текста и имеющегося запаса знаний и т.п.). 2. Работа с информацией (поиск и преобразование информации, работа с графиками, таблицами, диаграммами) Характеристика освоения учащимися (% выполнения соответствующих заданий по двум тестам) умений, относящихся к информационно-коммуникативной деятельности: - Работа с текстом. (Чтение и понимание письменного текста). - Работа с информацией. (Поиск и преобразование информации, работа с графиками, таблицами, диаграммами) Каждому из заданий присвоен уровень -1, 2 или 3. Уровень характеризует степень сформированности умения, которая требуется для успешного выполнения данного задания. Уровни выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности: Уровень 1 — овладение способом деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и простейшим алгоритмам, использование известного алгоритма в ситуациях типовых учебных задач). Уровень 2 — применение способа деятельности (использование известных алгоритмов при решении нетиповых учебных задач, решение задач путем комбинирования известных алгоритмов). Уровень 3 — преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма исходя из особенностей учебной задачи, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи). Уровни овладения учащимися спектром контролируемых общеучебных умений Низкий уровень показывает, что учащийся узнает отдельные изученные в рамках начальной (основной) ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения ОУУ может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений. Средний уровень показывает, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции. Высокий уровень в применении общеучебных умений, достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач. По результатам мониторинга проводился поэлементный анализ выполнения тестов каждым учеником и классом в целом, с целью принятия решения по совершенствованию ОУУ учащихся.

Мурыщенко П.Вю: Современный молодой человек в настоящее время должен обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последнее десятилетие. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета личных особенностей до досуговых занятий, игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания. Информатизация в воспитательном процессе в нашей школе происходит по следующим направлениям: 1. Самосовершенствование личности 2. Организация досуга 3. Телекоммуникации 4. СМИ Если интересует более подробная информация, могу ответить на интересующие вопросы

Порозов Г.А.: Слово мониторинг произошло от латинского слова "Monitor" - предостерегающий. Отсюда и определение самого процесса мониторинга - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Удивительно, как много значений имело и имеет слово "монитор"! 1. Помощник учителя, старший ученик, назначавшийся учителем для пересказа очередного урока младшим ученикам в так называемых ланкастерских школах, основанных на принципе взаимного обучения. Такие школы существовали в Великобритании, США, Франции, России и других странах в конце XVШ - начале ХIХ вв. 2. Руководитель, репетитор. 3. Боевой корабль с малой осадкой (ок. 3,5 м), вооруженный крупнокалиберной артиллерией. Предназначен для борьбы против береговых батарей и кораблей, действующих вблизи берегов, а также для разрушения прочных бетонированных и других сооружений. Существовали также речные мониторы. В русском флоте в 1860 г. были построены мониторы типа "Стрелец" и "Русалка". Они отличались незначительной мореходностью. Использовались до Второй мировой войны. После гибели "Русалки" (видимо, залитой волной) строительство мониторов было прекращено. В словаре В. И. Даля про эти корабли написано так: "монитор – военный боевой корабль, судно, или сплошь кованое, железное, или обшитое латами, крытое черепахой, с одной либо с двумя железными башнями, в которых по одному или по два оборотных орудия огромного размера; башенный латник, броненосец. Название дано от ящерицы монитор, будто бы предваряющей о близости крокодила". 4. Аппарат, выбрасывающий мощную струю воды для разработки грунтов и грунтовых пород путем их размыва. 5. В программировании – часть операционной системы ЭВМ, организующая согласованную работу нескольких программ. 6. Устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой и графической информации; дисплей. 7. Прибор для контроля определенных параметров, например, уровня радиоактивных излучений в помещении, которые должны сохраняться в заданных пределах. 8. Видеоконтрольное устройство. Телевизионный экран (в телестудии) для контроля за процессом телевизионной передачи. 9. Человек, функция которого – прослушивание новостей, сообщений и т.д. с иностранного радио и передача их содержания. 10. Moniteur – газета официального характера, вестник (от названия одной из французских газет, начавшей выходить с 24 ноября 1789 г. и первоначально предназначенной для сообщения отчетов о действиях Национального собрания). 11. Значение из "Большого словаря русского жаргона" – групповое половое сношение. Слово происходит от латинского monitor – тот, кто напоминает, предостерегает, надзирает. Анна Пентус



полная версия страницы