Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Как поднять уровень творчества детей на уроках? » Ответить

Как поднять уровень творчества детей на уроках?

Хуторской А.В.: Известны данные о том, что в начальной школе до 30% детей способны создавать творческие решения учебных задач. К 11 классу этот показатель падает до 3%. Т.е. массовая школа не только не развивает имеющиеся у детей способности, но и ведёт к тому, что они "гаснут", будучи невостребованными. Дистанционные эвристические олимпиады - только один из способов решения этой проблемы. Каким ещё способами можно повысить уровень творчества детей на уроках?

Ответов - 68, стр: 1 2 All

ox49: *PRIVAT*

Оданович М.В.: Хуторской А.В. пишет: Каким ещё способами можно повысить уровень творчества детей на уроках? Выполнение учебно-исследовательских проектов по выбранной учеником проблеме. его защита и презентация. Еще один из способов решения проблемы реализациитворческого потенциала учащихся старших классов.

Дубовая Н.В.: Можно использовать нетрадиционные формы урока: урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.Кроме того, развитию творческих способностей школьников способствуют совместные творческие игры. Они сближают учителя и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно.


Халилова Е. С.: Для того чтобы повысить уровень творчества детей на уроках необходимо проводить игровые и развлекательные ситуации, чтоб вызвать интерес к теме. Использовать метод проектов, технологию дискуссии, практические работы, "мозговые атаки", заочные путешествия. На уроках активно дискутировать темы, которые происходят в современном мире. Надо непременно отметить и поощрить ученика, у которого нетрадиционное решение или ответ. А творческие задания, типа сочинить стихи, рассказ, сказку использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках географии, биологии, физики. Или просто попросить рассказать свои ассоциации к тому или иному явлению. Халилова Е. С.

Полищук Ю.Д.: С одной стороны, я еще не забыла свою школу и как нас там учили. С другой стороны, я сейчас преподаю в ВУЗе и вижу, какие ребята приходят из школ. На основании этого могу предложить свои идеи: Нужен пересмотр содержания среднего образования и целей среднего образования - в конечном счете, большинство предметников продолжают "напихивать" знания, а не учить ими пользоваться в реальной жизни. Компетентностный подход плохо реализуем с перегрузом программы знаниями, которые никогда после школы не востребуются кроме как в специальных направлениях. Так не лучше ли это направление передать вузам на конкретные специальности. Та же химия, география, история, физика - дать базу и дать возможность заинтересоваться наукой. У кого "душа лежит" - давать индивидуальные проекты, дополнительную информацию и т.д. Для всех - лабораторные работы исследовательского типа, чтобы сами делали открытия, а не сравнивали результат с учебником... Учить не типовому решению задач, а учить, как найти информацию и как ее применить для решения неизвестной задачи. Отойти от шаблонов по математике и литературе (то, на что идет основной упор при подготовке к выпускному экзамену). Можно я еще помечтаю? У меня ребенок через 5 лет пойдет в школу, что изменится в школьном образовании через 5 лет? Предел мечтаний - введение ЭГЭ (эвристического государственного экзамена). Андрей Викторович, реально?

Хуторской А.В.: Полищук Ю.Д., мне кажется, вы не прочитали название темы, поскольку пишите несколько о другом. Я вообще-то, предложил тему Как поднять уровень творчества детей на уроках? Т.е., что сделать учителю, какую систему мер и действий совершить, чтобы уровень творчества учащиеся на уроках повысился? Хорошо бы сделать перечень таких действий, ну хотя бы в пунктов 30 для начала.

Полищук Ю.Д.: Хуторской А.В. пишет: Каким ещё способами можно повысить уровень творчества детей на уроках? Виновата, плохо прочитала формулировку вопроса, не учла слово "уроки". Тогда надо определяться, что подразумевается под словом "уровень" - качественная или количественная характеристика, или обе одновременно? А вообще, загрузилась вопросом... В голове образ функции, которую надо максимизировать :) Скоро из головы полезут "булавки с опилками".

Оданович М.В.: Как поднять уровень творчества на уроках? Самое главное - целенаправленно создать условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Это возможно в тех случаях, когда учителем даются задания на применение знаний в незнакомой ситуации, когда учитель организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера. В этих случаях, как отмечают психологи (Л.В.Занков, М.В.Зверева), возникают новообразования за счет внутренних интегративных процессов, в результате внутренней переработки внешних воздействий. Здесь вознмкает проблема преемственнсоти между начальной шклдой и основной. Если в начальной школе ученик проходил обучение по системе Л.В.Занкова, то в среднем звене не происходит продолжения. Здесь есть объективные причины: незнание учителями предметниками сущности и методики развивающего обучения в начальной школе; отсутствие учебников, которые эту преемственность продолжали(я имею с в виду свой предмет - биология); Есть позитивный в рабочих тетрадях по предмету есть задания творческого характера, и им необходимо отдавать приоритет для организации учебно-познавательной творческой деятельности на уроке.

Артемова О.Г.: Ребенка нельзя подавлять на уроке. Создать условия для индивидуальной траектории обучения. Показать ему проблему и дать возможность решать её разными способами. Если знания добываются самостоятельно-это стимул для творчества. Ребенок должен сам поставить цель, очертить задачи и найти пути их решения(не надо навязывать свои знания).

Полищук Ю.Д.: 1. Действия учителя на уроке: - создать условия для творческой деятельности (поощрять собственное мнение, давать творческие задания) - использовать эвристические методы для изучения нового материала и углубления знаний в изученном материале - больше давать межпредметных связок для формирования целостной картины - сочетать традиционные методы контроля (контрольные работы) и нетрадиционные (эвристические задачи) - поощрять внеклассную работу ученика по предмету, направлять познавательную деятельность, помогать по необходимости, но не зажимать в жесткие рамки стандартных задач, тем, подходов. - объяснять, что изучение материала - это не цель, а средство. Средство достижения чего? При существующей системе очень низка мотивация, хотя от заданий "Придумать как можно больше способов использования канцелярской скрепки" вполне можно перейти к заданиям "Придумать как можно больше способов использования интеграла/эффекта фотосинтеза/микроволнового излучения/ и т.д." - не учитель будет объяснять, зачем нужно изучать ту или иную тему, а ребята сами должны предлагать возможные области применения. - реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Давать каждому ученику проявить себя (стенгазеты как форма "статичной" конференции, очные конференции, олимпиады, игры). - использование различных вспомогательных материалов (кроме учебников), проведение неожиданных исторических параллелей и т.д. Не замыкаться на собственном предмете, искать точки соприкосновения с другими областями действия - введение в курсы технических дисциплин основ ТРИЗ, использование ТРИЗ-задач - самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учеников в рамках учебы и самостоятельной работы 2. Саморазвитие учителя: - изучение современных образовательных технологий и методик (большинство преподавателей нашего ВУЗа к сожалению пока не знают, что кроме ЗУНов есть что-то еще). - развитие творческих способностей учителя (тренинги, самообразование) - изменение критериев оценки творческих работ учащихся (от степени соответствия "канонам" к степени самобытности, уникальности выражения мыслей) - самообразование в смежных областях 3. Изменение административной системы: - введение дифференцированных оценок для обычных и творческих работ (разные ученики по-разному работают - некоторые идеально выполняют задания по образцу, но плохо справляются с творческими заданиями; некоторые - наоборот, с легкостью уходят от стереотипов, но с трудом выполняют типовые задания - первые в итоге чаще являются отличниками, хотя в жизни более успешны бывают вторые). - учет работы учителя по руководству самостоятельной работой учащихся (любой труд должен оплачиваться. Пока творческий подход - дело только фанатов, эффективность его очень низка. Если он станет стандартом - качество подготовки выпускников возрастет). - изменение подхода к итоговому контролю - экзамен должен проверять не качество знаний и не умение решать типовые задачки, а способность ученика применить имеющиеся знания по всем предметам в каких-то жизненных ситуациях. Это было бы более объективно, как мне кажется. - организация очных и дистанционных конференций учащихся с каким-то поощрением участников, с возможностью обсудить работы, дискуссировать (это уже внеурочная работа, но все-таки надо!) - организация обучения учителей основам информационных технологий, проведение дистанционных семинаров, презентаций современных программ, которые можно использовать в процессе обучения Пока всё. Ругайте!

Халилова Е. С.: Полищук Ю. Д., да, я согласна с Вами. Вырезала цитату "...способность ученика применить имеющиеся знания по всем предметам в каких-то жизненных ситуациях". Действительно, необходимо, чтобы ученик получал не только теоритические знания оторванные от жизни, но и эти знания смог бы применить в жизни. Для этого необходимо создавать компетентно-ориентированные уроки или хотя бы частично на уроке давать компетентностно-ориентированные задания, которые смогут приготовить детей к реальной действительности жизни. Такие уроки и задания развивают творчество детей.

Миронова Г.М.: В нвчальной школе мы стараемся развивать всестороннюю личность, творческую. Я считаю, что в старшей школе должны учителя продолжать начинания. А у нас идет большой отрыв от старшей школы. В пятом классе детей воспринимают, как взрослых, к ним и требования выше. Может надо продолжить ведение уроков в начале пятого класса так, как в начальной и не упустить момент? На уроках применять больше игровых моментов.

Артемова О.Г.: Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором деятельности. При этом ученик должен выбрать свою траекторию обучения-всё, что захочет и что сможет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Оданович М.В.: одним из условий создания ситуации реализации творческих возможностей ребенка - реализация принципа оптимальной информативности учебно-познавателной задачи. Обилие второстепенной информации приводит к ограничению поиска учеником необходимого решения, а. недостаток ограничивает поиск ее решения. Принцип оптимальной информативности основывается на представлении оребенке как компетентном ученике. В свзм сэтим меняется это качество должна меняться и задачная ситуация, в которой реализзуетс ятворческий потенциал.

Романов К.М.: Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить- все это делает школьную жизнь тусклой и скучной. Задача учителя -всегда находить в любом материале новое, неизвестное детям. Обучение должно быть связано с практическими потребностями учащихся. Необходимо привлекать школьников к обсуждению и решению проблем.

Хисаметдинов А.А: Романов К.М. пишет: Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить- все это делает школьную жизнь тусклой и скучной. ИКТ как то разруливает данную проблему. И это по-моему пока что и является основополагающим фактором внедрения ИКТ

Артемова О.Г.: Сейчас появились во многих школах элективные курсы. Все мы можем стать авторами такого курса, и это очень хорошая почва для развития творческого потенциала ребят. Если учитель предложит действительно интересную тему, то он найдет единомышленников среди своих учеников, способных реализовать себя в этой теме. У меня есть несколько авторских курсов, на которых я могу видеть настоящую творческую работу старшеклассников.Например: "Создание электронной, обучающе-контролирующей программы для ребят обучающихся на дому" или "Аналитическая хамия-путь к познанию металлов" и т.п. Главное, чтобы сам учитель был не равнодушным человеком.

Фоменко: Прежде всего, надо стимулировать каждое желание ребёнка высказать своё мнение по заданному вопросу. Я стимулирую каждый правильный ответ "5". Перед тем, как задать проблемно-познавательный вопрос,предупреждаю о том, что за неправильный ответ "2" и "3" не ставлю.У детей пропадает страх перед плохими оценками и в поиске ответов на сложные вопросы участвуют даже те,кто ранее сомневался в правильности своих ответов. Творческие способности проявляются в тех детях, кого мы долгое время считали необучаемыми. Это один из первых этапов привлечения уч-ся к творчеству. Но именно он позволяет мне в дальнейшем выявить одарённых детей и даёт высокие результаты побед на олимпиадах разного уровня.

Пырина С.Ю.: Чтобы поднять уровень творчества на уроке, необхдимо включать творческий компонент в "ткань" урока. Приемы разные: от словесного рисования до создания собственных метафор( словесных,графических). Мои ученики очень любят создавать графические метафоры. На уроке-мастерской по творчеству А.А.Фета "Целый мир от красоты..." я прошу своих учеников нарисовать метафору красоты. Построение ассоциативных рядов с опорой на контекст мировой культры также стимулирует развитие творческих способностей. Однажды О.Э.Мандельштам сказал : "Образование есть школа быстрейших ассоциаций". Уровень творчества можно повысится, если повысится личностная мотивация. Формулу "я мыслю, следовательно существую", можно изменить "Я ТВОРЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ!" А кто не захочет примерить на себя роль ТВОРЦА?

Кулакова С.А. : Пырина С.Ю. пишет: Чтобы поднять уровень творчества на уроке, необхдимо включать творческий компонент в "ткань" урока Очень часто, чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо тщательно продумывать вопросы, которые могут возникнуть у учителя на разных этапах урока. Иногда один вопрос может качественно изменить весь ход урока. Хороший вопрос для учащихся-это половина успешного ответа.

Федорюк Лидия: Кулакова С.А. пишет: Хороший вопрос для учащихся-это половина успешного ответа. Вот почему, готовясь к уроку. я всегда( да и все . я думаю) четко продумываю все задания, не только творческие. Были реплики, что учителя в современной школе мало способствуют развитию творческих способностей. позвольте с не согласиться. Участвуя в конкурсе, пришла к выводу, что творческих учителей много и они работают в этом направлении со своими учениками. Не буду сейчас перечислять виды заданий, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы (я выступал по этому вопросу на городском конкурсе "Учиетль года"). Участвуя в семинарах, вижу. что мои коллеги уделяют на уроках большое внимание творчеству.

Лизунова Ю.В.: На уроках русского языка в целях развития творческого воображения использую методику "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам". Сама составляю музыкально - шумовые истории, используя для этого бытовые, природные шумы, классическую , этническую музыку. Свожу все в единый трек. Даю прослушать учащимся один раз, каждый в своем воображении представляет свою историю. Потом история прослушивается по композиционным частям с одновременным заполнением плана-карты, которую я тоже разработала сама. В плане-карте могут быть следующие вопросы:Название музыкального отрывка, кто участники, где развивается действие, что происходит в каждом музыкальном отрывке, как меняется настроение и т.д. Потом музыкально - шумовая история прослушивается еще раз целиком, чтобы составит окончательное о ней представление. И далее ребята , используя заполненные планы-карты , пишут каждый свое сочинение по тому сюжету, который они представили в своем воображении.

Власова Е.М.: Лизунова Ю.В. пишет: На уроках русского языка в целях развития творческого воображения использую методику "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам". Идея очень интересная. Но мне хочется задать вопрос: а зачем эти истории? Развлечение? Я думаю, что все-таки с какой-то целью, например, для осознания жанра рассказа или повествовательного типа речи. Могут быть, наверно, и задания по грамматике (используй определенные типы предложений, обособленные члены), по литературе (стилизация, например).

Астахов С.В.: Почему для развлечения? Для развития творческого воображения, фантазии, творчества. Без этого письменная речь состояться не может. Есть два подхода к письменной речи. Устная речь+грамматика, орфография=письменная речь, что в корне неверно. А другой подход учитывает то, что письменная речь строится по совершенно иным законам, чем устная. Идет работа над этими законами. Об этом говорил еще Выготский. По традиционному обучению дети писать не умеют, они не владеют письменной речью.

Халилова Е. С.: "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" я думаю, очень интересная идея. Она развивает фантазию, творчество, воображение. Я тоже использую музыкально-шумовые произведения на уроках географии. Это шум волн, ветра, леса, пение птиц, журчание ручья, голоса зверей. Их использую как индуктор, как наглядное пособие, как физкультминутка и звуковое сопровождение при творческих работах. Детям очень нравится. Успакаивает нервы, стимулирует на творчество и делает разнообразным урок.

Малышева Е.Л.: Уроки русского языка в начальной школе - прекрасное поле деятельности для повышения уровня развития творчества детей. Одно из направлений - работа по развитию речи, а именно написание сочинений. Задолго до написания сочинения я с детьми начинаю творческую подготовку: работаем в тетрадях "Творческая подготовка к сочинениям", куда заносим весь собранный материал, проводим интегрированные уроки (например, русский язык - чтение, русский язык - изобразительное искусство и т.д.), проводим экскурсии с целью приобретения личного опыта, конкурсы (стихов, рисунков, мини - сочинений, эссе), наблюдаем, сравниваем, рассуждаем, творим... Как итог - прекрасные работы! Лучшие обязательно зачитываем, говорим об удачных. А неудачных сочинений не бывает!

Алсаева Н.С.: Малышева Е.Л. пишет: Уроки русского языка в начальной школе - прекрасное поле деятельности для повышения уровня развития творчества детей. Одно из направлений - работа по развитию речи, а именно написание сочинений. Задолго до написания сочинения я с детьми начинаю творческую подготовку. Как итог - прекрасные работы! Не сомневаюсь, что при долгой предварительной подготовительной работе, предшествующей написанию сочинений, получатся прекрасные работы! Я мы с ребятишками больше любим сочинения-экспромты. Задаётся тема сочинения и дети пишут... Может быть не совсем прекрасно, но очень интересно, индивидуально, оригинально!!!

Малышева Е.Л.: Прекрасную возможность для развития творчества детей предоставляют нам уроки русского языка. Работая над развитием речи, я полностью опираюсь на их творческий потенциал. Обучая младших школьников написанию сочинений, я делаю упор именно на это. Задолго до написания сочинения, мы начинаем подготовку: накапливаем личный опыт через наблюдения, заносим собранный материал в тетради для "Творческой подготовки к сочинениям", проводим интегрированные уроки. Всё это позволяет детям проявить себя, позволяет творить... Сам процесс творческой подготовки к сочинениям вызывает у ребят интерес и, как правило, работы получаются замечательные!

Ковалёва Марина: Ученики нашей гимназии активно участвуют в эвристических олимпиадах с начальной школы. Причём, количество участников постоянно растёт, так как дети делятся друг с другом своими ощущениями. Когда я попробовала создать такие задачи, оказалось, что это очень увлекательно. Сразу родилась идея подключить всю гимназию и к проектированию, и к решению подобных задач. Думаю, что только осознание важности творчества и постоянная практика даёт возможность не закостенеть мышлению.

Ковалёва Марина: Прекрасные результаты даёт технология РКМЧП (Развития критического мышления через чтение и письмо). Она эмоционально вовлекает ребят в процесс познания и заставляет и ХОТЕТЬ что-то узнать.

Аношина Оксана Георг: Возьмите дерево, немного солнца, времена года и температуру воздуха. Смешайте с все это с компьютерными технологиями и интересными заданиями. Добавьте детских улыбок по вкусу. В результате у вас получится замечательный рецепт образовательного проекта. Он поможет повысить уровень творчества детей на уроке.

Алсаева Н.С.: Аношина Оксана Георг пишет: ... у вас получится замечательный рецепт образовательного проекта... Какой замечательный рецепт, Оксана Георгиевна! Непременно воспользуюсь, с Вашего позволения!!!

Дубовая Н.В.: Очень позитивный "рецепт". А я бы хотела еще поделиться одним приемом, который способствует развитию творчества на уроках английского языка - звукоподражательные слова. Это звуковые комплексы, применяемые в языке для выражения различных эмоций, например: hush, bravo, hum и т.д., или для изображения звуков природы или издаваемых животными: Му-у-у! (mu-mu-mu) – звукоподражание коровы; Ку-кареку! (cock-a-doodle-doo) – звукоподражание петуха; Мяу-мяу!(meow-meow) - звукоподражание кошки. Звукоподражательные слова вызывают особый интерес у учащихся и приводят к значительному прогрессу в изучении фонетического и лексического аспектов языка. Они не только мотивируют учащихся изучать английский язык, но и способствуют успешному усвоению фонетических явлений.

Халилова Е. С.: Оксана Георгиевна! Как Вы оригинально написали: - "Возьмите дерево, немного солнца, времена года и температуру воздуха ...". Как раз девиз для меня, как географа. Очень интересно. Спасибо, большое!

Хавкина Т.А.: Хуторской А.В. пишет: Дистанционные эвристические олимпиады - только один из способов решения этой проблемы. Каким ещё способами можно повысить уровень творчества детей на уроках? Его величество, Проект! Вот где простор для творчества, поиска, открытий и находок. Да и на обычных уроках использование различных методик позволяет добится неплохих результатов ("мозговой штурм", "обратная связь", семинары, консилиумы, деловые игры) А как повышает творческий потенциал ребят участие во внешкольный семинарах, конкурсах, проектах!

Алсаева Н.С.: Хавкина Т.А. пишет: Его величество, Проект! Вот где простор для творчества, поиска, открытий и находок. Абсолютно согласна с Вами! В позапрошлом году я прошла дистанционный курс "Как разработать и провести проект в начальной школе"и начала потихоньку вводить в свою педагогическую практику ПРОЕКТ. Очень сложно, трудно мне и детям, но интересно! Мы сейчас в 3-м классе и думаю, что к окончанию 4-го класса мы создадим хороший проект для своего класса или школы в целом.

Бондаренко Ю.А: Хавкина Т.А. пишет: Его величество, Проект! Вот где простор для творчества, поиска, открытий и находок. Полностью согласна. Однако, мне кажется, что любое творчество невозможно без деятельности. Здесь нам на помощь придут интерактивные методики

Халилова Е. С.: Хавкина Т. А. пишет: -"Его величество, Проект!" Какое прекрасное выражение! Какое возвышение проекта! Да, действительно, ПРОЕКТ заслуживает похвалы. Сколько надо "перелопатить" материала, перебрать, исследовать. Сколько времени уходит на работу? Сколько труда? А результат стоит того. Сколько энергии, фантазии, творчества вкладывают дети в работу. Я на уроках географии и во внеклассное время работаю над проектами. Каждый раз удивляюсь творчеством ребят.

Алсаева Н.С.: Очень люблю применять следующий приём на уроках, особенно устного цикла - найти материал по заданной теме к следующему уроку, наприме;, "О жизни и творчестве писателя", "Растительный мир лесной зоны" и т.д. Дети поиск ведут, работая с дополнительной литературой. По желанию ребята могут оформить свою работу письменно - в рабочих тетрадях, или спецвыпусках по теме. Урок начинается с вопроса: "Что вы можете рассказать о растительном мире лесной зоны?" Дети очень внимательно слушают друг друга, добавляют, исправляют, высказывают своё согласие или несогласие. Ребята учат друг друга! Мне, как учителю, остаётся регулировать ответы детей, направлять в нужное русло. Такая работа требует терпения, кропотливости, системности в работе самого учителя. При хорошо отлаженной работе мои ученики - выпускники начальной школы умеют вести дискуссию и легко переходят на II-ю, а в последующем и на III-ю ступень обучения.

Алсаева Н.С.: Уровень творчества помогает поднять такой приём, когда дети дома или в классе выполняют работы творческого характера: придумать ребус, составить кроссворды, шарады, придумать загадки... Особенно любят работать в группах. Технология сотрудничества помогает развить творчество детей.



полная версия страницы