Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Здоровье детей: как "оздоровить" процесс обучения? » Ответить

Здоровье детей: как "оздоровить" процесс обучения?

Вершинина Л.Н.: Большинство детей в процессе обучения теряют здоровье. Как " оздоровить" процесс обучения?

Ответов - 57, стр: 1 2 All

helenl2010: Не зарегистрирован ссылка на сообщение Отправлено: 02.11.07 18:11. Заголовок: Здоровье детей: как "оздоровить" процесс обучения? Большинство детей в процессе обучения теряют здоровье. Как " оздоровить" процесс обучения?

Гюля: По оценкам наших и зарубежных специалистов у детей в последнее время снижаются функцианальные показатели, отмечается замедленное развитие по сравнению с данными 15-летней давности. несоответствие между физическим развитием и предъявляемым требованиям ставят детей в экстремальные условия. Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Думаю, что каждый учитель должен решать задачи по созданию необходимого микроклимата для успешного обучения и развития ребёнка. Важно ,несомненно, с начальной школы и раньше формировать установку на здоровый образ жизни. А будет здоровым, психологически и физически, будут и результаты в учёбе. Не так ли, коллеги?

Горячева Л.Н.: Гюля пишет: Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Думаю, что каждый учитель должен решать задачи по созданию необходимого микроклимата для успешного обучения и развития ребёнка. Важно ,несомненно, с начальной школы и раньше формировать установку на здоровый образ жизни. А будет здоровым, психологически и физически, будут и результаты в учёбе. Не так ли, коллеги? К сожалению не только это может влиять на здоровье детей. Исторический процесс ускоряется с кахдым годом. Нормальным явлением стала акселерация у детей, которая проявляется в быстром росте тела, но в несформерованности внутренних органов, что отрицательно влияет на здоровье детей. Они очень сильно реагируют на стрессы, перепады погодных явлений. Известно, что при рождении наших детей оценивают по баллам от 9 и ниже. Так вот в нашем городе уже нерождаютс дети с баллом-9, чаще 8 и 7. Это так-же влияет на их дальнейшее развитие.


Г.П. Литвинова: Горячева Л.Н. пишет: Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Думаю, что каждый учитель должен решать задачи по созданию необходимого микроклимата для успешного обучения и развития ребёнка. Важно ,несомненно, с начальной школы и раньше формировать установку на здоровый образ жизни. А будет здоровым, психологически и физически, будут и результаты в учёбе. Не так ли, коллеги? Конечно, я с вами согласна.Установка на здоровый образ жизни- это уже необходимость. В нашей школе уже 6 лет успешно внедряется программа " Я- здоровый человек", где разработана система участия всех детей в школьном конкурсе " Самый здоровый класс". Разработаны критерии оценивания участия в спортивных, экологических, культурных мероприятиях. Опыт работы показал значительное уменьшение количества больных детей. Желательно эту работу продолжить с участием врачей детской поликлиники, чем мы сейчас и занимаемся

Кинцель А.Е.: Гюля пишет: Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Об этом забывают все. У нас в гимназии для сравнения можно взять простые классы (есть еще несколько таких) и гимназические. Среди гимназистов большая часть к 11-му классу резко теряет зрение. При медосмотре гимназисты всегда слабее здоровьем со сравнению с другими детьми. Даже не знаю, как можно решить эту проблему. Детям столько требований предъявляется. С одной стороны учим, с другой, если быть откровенным, калечим. Убеждаем многих записывать в спортивные секции. Несколько раз в неделю у нас по утрам общая физическая зарядка. На уроках некоторые практикуют физкультминутки. Делаем зарядку для глаз. Но этого, конечно, очень мало.

Васильева И.В.: Гюля пишет: Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Думаю, что каждый учитель должен решать задачи по созданию необходимого микроклимата для успешного обучения и развития ребёнка. Важно ,несомненно, с начальной школы и раньше формировать установку на здоровый образ жизни. Это, конечно, все правильно. А кто скажет о нормированном домашнем задании? Ведь, если в начальной школе учитель контролирует норму домашнего задания (правда не все), то в среднем и старшем звене (извините меня) учителя думают только о том, что их предмет самый главный, не задумываясь о том, что ученику над выполнением задания придется просидеть половину ночи. Мы решаем проблему здоровья детей следующим образом: 1. В нашей школе функционируют классы полного дня, в которых соблюдается режим. 2. Дети обязательно гуляют на улице 2 раза. 3. Трехразовое питание. 4. И я считаю самое важное (но и самое тяжелое для учителя), домой дети уходят с полностью выполненными домашними заданиями по всем предметам.

Матвейчук Н.Н.: Россия была первой страной, которая запретила физические наказания детей. Сейчас физические наказания восстановлены, только ребенка бьет отец или мать после полученнной "двойки" или полученной на собрании информации о ребенке. Как защитить ребенка?

Шулепова Т.В.: Матвейчук Н.Н. пишет: Сейчас физические наказания восстановлены, только ребенка бьет отец или мать после полученнной "двойки" или полученной на собрании информации о ребенке. Как защитить ребенка? Вопрос актуальный, но как Вы себе представляете тотальное отслеживание? Другое дело, что механизм действий при выялении насилия над ребенокм должен быть четко прописан в законе и соответствующих инструкциях. ДОлжно быть предусмотрено жесткое наказание за неисполнение закона, в том числе не только для родителей-садистов (подразумеваются люди с насильственными правилами воспитания), но и должностных лиц, которые, зная о правонарушении, не принфли соответствующих мер.

Малышева Е.Л.: Начать процесс "оздоровления" нужно с семьи. Начнём с того, что не каждая семья может сделать самое элементарное - создать и проконтролировать режим дня школьника. А ведь отсюда - сонное состояние на уроках, неправильная посадка за столом, усталые глаза и раздражительность. И как правило, вытекающие последствия: нарушение зрения и осанкии т.д. Так может быть организовать разъяснительную работу с родителями? пригласить психолога? врача? Дать толчок к родительскому вниманию, а вместе с тем и самому учителю будет проще проводить оздоровительную работу в классе. Давайте любить не только себя, но и своих детей!

Федорюк Лидия: Малышева Е.Л. пишет: Давайте любить не только себя, но и своих детей! Вот это и должно стать отправной точкой для взаимодействия всех, кто имеет отношение к ребенку. Родители дома создают условия. учитель на уроках использует здоровьесберегающие технологии, школа организует мероприятия, способствующие оздоровлению. Одному учителю эту проблему не решить. Как решить проблемы с партами? Требуют наклейки по росту. Й меня 5 и 11. Могу ли я подобрать каждому парту?

Г.П. Литвинова: Я с вами целиком и полностью согласна, что оздоровление школьников надо начинать с семьи. Поэтому вся работа классного руководителя должна планироватся с участием родителей и преподавателей. Каждый должен обязательно видеть перед собой главную цель - здоровье и благополучие детей. Большую часть времени ребенок проводит в семье и поэтому необходимо постоянно напонинать родителям о необходимости совместных семейных походов на природу, участия в спортивных мероприятиях города. В нашей школе постоянно проводятся соревнования " Я и моя спортивная семья". Кроме участников приглашаюся болельщики (родители и дети), которые "заболевают" духом соперничества и уже в следующем мероприятии они активные участники. Во многом отчужденность родителей объясняется занятостью на работе и только школа может помочь сблизить детей и родителей проводя совместные мероприятия и спортивные соревнования.

Андреева Е. В.: Вершинина Л.Н. пишет: Большинство детей в процессе обучения теряют здоровье. Как " оздоровить" процесс обучения? Для того чтобы "оздоровить процесс" обучения на уроках нужно применять здоровьесберегающие технологии:пальчиковая,дыхательная гимнастика,самомассаж,физминутки,подвижные игры,разнообразные этапы,не утомляющие детей, урока. Оздоровление-НЕ совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей..

Ульянова Т.С.: Андреева Е. В. пишет:Для того чтобы "оздоровить процесс" обучения на уроках нужно применять здоровьесберегающие технологи. Я согласна, что на уроках необходимо применять технологии, которые позволяют детям больше двигаться. Например работа в парах сменного состава, парацентрическая технология. Но может быть стоит подумать и о том, чтобы сократить время урока. Уроки проводить по 30 минут (один предмет), перерыв 5 мин.

Седова И.А.: Наша школа в этом году вступила в эксперимент по здоровьесберегающим технологиям. У учеников 4 урока физкультуры, правильное питание, физ.паузы и т.д. Ежегодный медосмотр, педагогам выдаются предписания на каждого ученика.

Кинцель А.Е.: Седова И.А. пишет: Но может быть стоит подумать и о том, чтобы сократить время урока. Уроки проводить по 30 минут (один предмет), перерыв 5 мин. Среди 9-ти школ нашего города, только одна практикует уроки по, так называемой ленинградской технологии. Урок состоит из двух частей по 30 минут с перерывом 5 минут. Технология прменяется уже 15 лет, но пока никто другой не последовал этому примеру.

Лусников В Ю: для оздоровления процесса обучения прежде всего нужно утсановить государственный контроль за школьной мебелью, учебниками, канцелярскими товрами все остальные разговоры про перегруженностьь программы, роль семьи я считаю возвращают нас в недавнее прошлое когда не стало мяса, всем стали объяснять как хорошо быть вегетарианцем когда не стало сахара. его назвали белой смертью и т.п. демагогия просто не требует вложений денежных средств со стороны государства и перекладывает отвественность на родителей, семью и т.п

Хавкина Т.А.: Лусников В Ю пишет: для оздоровления процесса обучения прежде всего нужно утсановить государственный контроль за школьной мебелью, учебниками, канцелярскими товрами Насколько я поняла вопрос не в том, что нужно делать на государственном уровне, а втом, что уже сейчас можем сделать мы с Вами. Специалистами разработаны здоровьесберегающие технологии, которые мы, школьные учителя должны и знать и применять. Не сложно на каждом уроке уделить пару минут на двигательные упражнения и зарядку для глаз. От этого учебный процесс не пострадает, а только выиграет. Зачастую мы не делаем элементарных вещей, экономя время на уроке. И не задумываемся над тем, что это экономия вредит здоровью детей. Казалось бы - элементарные вещи: больше движения на уроке, смена рода деятельности и формы подачи материала, интерактивные технологии, релаксация, эмоциональный доброжелательный фон урока... и все это помогает детям комфортнее и здоровее себя чувствовать. Часто ли мы задумываемся над этим?

Лусников В Ю: Хавкина Т.А. пишет: Насколько я поняла вопрос не в том, что нужно делать на государственном уровне, а втом, что уже сейчас можем сделать мы с Вами. Специалистами разработаны здоровьесберегающие технологии, которые мы, школьные учителя должны и знать и применять. Не сложно на каждом уроке уделить пару минут на двигательные упражнения и зарядку для глаз. От этого учебный процесс не пострадает, а только выиграет. Зачастую мы не делаем элементарных вещей, экономя время на уроке. И не задумываемся над тем, что это экономия вредит здоровью детей. Казалось бы - элементарные вещи: больше движения на уроке, смена рода деятельности и формы подачи материала, интерактивные технологии, релаксация, эмоциональный доброжелательный фон урока... и все это помогает детям комфортнее и здоровее себя чувствовать. Часто ли мы задумываемся над этим? а разве кто-то этого не делает???

Кинцель А.Е.: Лусников В Ю пишет: а разве кто-то этого не делает??? Именно, что многие не делают. Для них главное - выдать на уроке все по максимуму, спросить по максимуму, после уроков задержать. И такие есть. Пока не выдавят с ученика все, нужное или ненужное, неважно, не успокоятся.

Лямшина Т. А.: Проводить доскональное обследование дошкольников и по результатам обследования рекомендовать родителям приёмы оздоровления и сохранения здоровья. Дать рекомендации и учителю. Учителя обязательно это учтут.

Кинцель А.Е.: Лямшина Т. А. пишет: Проводить доскональное обследование дошкольников и по результатам обследования рекомендовать родителям приёмы оздоровления и сохранения здоровья. Дать рекомендации и учителю. Учителя обязательно это учтут. Обязательно ежегодно каждый школьник централизовано проходит медицинское обследование, которое и выявляет все снижающееся здоровье детей. Родители и учителя ставятся об этом в известность. Но нужно учитывать и тот факт, что многие родители сейчас заняты зарабатыванием денег, чтобы прокормить ту же семью. Они и с детьми видятся редко. Это тоже немаловажный факт. И среди учителей не все являются единомышленниками по этому вопросу.

Васильева И.В.: Лямшина Т. А. пишет: Проводить доскональное обследование дошкольников А кто этим будет заниматься? Детям оформляют медкарту к 1 классу. А все, что недоделают медики, придется делать нам.

Демидкова Е. Н.: "Оздоровить" процесс обучения просто необходимо, ведь любое государство заинтересовано в здоровом будущем своих детей. Многое зависит от нас, учителей. Я думаю, что каждый из нас проводит на уроках разнообразные физкультминутки, использует на уроках смену различных видов деятельности, гимнастику для глаз, отдых под спокойную музыку, даже закрепление изученного материала часто проводится в форме игры. Но тем не менее, как показывают исследования, здоровье детей ухудшается. Я думаю, это связано с тем, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера, заменяя этим прогулки на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях. Поэтому, я считаю, что в школах должно быть больше уроков физкультуры, особенно на свежем воздухе, в нашей школе введён предмет "Народные игры", которые также рекомендуется проводить на улице. Также у нас в школе дети пьют кислородный коктейль, который также способствует оздоровлению детей.

Кинцель А.Е.: Демидкова Е. Н. пишет: Я думаю, это связано с тем, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера, заменяя этим прогулки на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях. Поэтому, я считаю, что в школах должно быть больше уроков физкультуры, особенно на свежем воздухе, в нашей школе введён предмет "Народные игры", которые также рекомендуется проводить на улице. Также у нас в школе дети пьют кислородный коктейль, который также способствует оздоровлению детей. Наша гимназия предоставляет три часа физкультуры в неделю начиная с первого класса и заканчивая одинадцатым. Но это не спасает. И физкультминутки тоже есть. Огоромный поток информации, боязнь учителя не додать что-то ребенку, а вдруг это ему пригодится - вот настоящий бич для детского здоровья. Нужно полность пересмотреть всю программу обучения, определить норму домашних заданий и отслеживать эту норму. У нас очень многое пущено на самотек.

Нарышкина Н. Г.: Демидкова Е. Н. пишет: каждый из нас проводит на уроках разнообразные физкультминутки, использует на уроках смену различных видов деятельности, гимнастику для глаз, отдых под спокойную музыку Думаю, что физкультминутки и даже дополнительный урок физкультуры не решит проблему в целом. На мой взгляд потеря здоровья закладывается изначально из-за раздутого объема информации и требует в первую очередь государственного решения. Должна быть обратная связь между создателями учебников, психологами и практикующими учителями с целью выявления доступности учебного материала и языка на котором он излагается и оправданности введения того или иного раздела на данном этапе обучения.

Зведер О.А.: Вопрос оздоравления учащихся актуален для современной школы. В обучении учитель должен учитывать психолого-педагогические особенности учащихся, использовать дифференцированные домашние задания, на уроках проводить физкультминутки. В каждой школе должны быть организованы бесплатные спортивные секции. В нашей школе учащиеся и учителя получают кислородные коктейли.

Лямшина Т. А.: Всек меньше и меньше детей с первой группой здоровья. Из 24 детей в моем классе только 1 с первой группой здоровья. Ослабленные дети часто болеют, пропускают занятия, приносят справки-освобождения от физкультуры на две недели. А здоровые дети в это время учатся новому, набираются сил, активно общаются. Физкультминутки, уроки физкультуры, проветривание, гимнастика для глаз, прогулки на свежем воздухе, выходы в лес, парк - видимо этого мало для сохранения здоровья в условиях школы.Это проблема общества, учёных-медиков, родителей. Надо нам объединиться.Здоровые дети- уверенность в будущем.

Г.П. Литвинова: Оздоровление учащихся актуально потому, что сегодня очень много детей больных. Из 30 учащихся класса как правило на уроке физкультуры не работают 10. Для решения этой проблемы в школах организуют группы здоровья. По отдельному расписанию дети с отклонениями в здоровье занимаются по специальным программам. В нашей школе работает кабинет с тренажерами. В этом кабинете работает учитель физкультуры, который закончил специальные курсы. На занятия ходят не только ученики,но и учителя.

Аношина Оксана Георг: Педагоги нашей школы во главу угла при использовании ИКТ-технологий ставят сохранение здоровья учащихся, здоровьесберегающие технологии. Недопустимо, чтобы за получение знаний дети расплачивались своим здоровьем. А эта угроза реально существует. Оптимальная организация рабочих мест в компьютерных классах, соблюдение временного режима работы за компьютером в течение учебного дня, профилактическая работа с помощью специальных упражнений для различных групп мышц, которые позволяют улучшить мозговое кровообращение, снять утомление с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, предотвратить утомление глаз. Все это помогает нивелировать негативное воздействие на учащихся во время их работы на ПК.

Хавкина Т.А.: Только сейчас, являясь ведущей дистанционного курса и одновременно локальным координатором своих учеников на курсе коллеги, я поняла как это все таки физически тяжело. Особенно если дистанционное обучение происходит без отрыва от основной деятельности. Ребята, у которых я - локальный координатор, уже просто стонут - столько времени и сил у них забирает курс, некоторые говорят, что сегодня лягли спать в четвертом часу утра. Пока школьные д.з. сделали - уже полночь, а тут еще дистанционка. В результате - раздражение, плохое настроение, плохое самочувствие. Ребята, у которых я руководитель курса пока держатся, но в своих рефлексивных записках указывают на то, что было трудно! По этому поводу испытываю чувство вины, т.к. забираю у детей частицу сна и отдыха, а значит и здоровья

Косивец О.В.: Хавкина Т.А. пишет: Только сейчас, являясь ведущей дистанционного курса и одновременно локальным координатором своих учеников на курсе коллеги, я поняла как это все таки физически тяжело. Особенно если дистанционное обучение происходит без отрыва от основной деятельности. Спасибо, что предупредили Мне это скоро предстоит! Но к сожалению, что-то все-таки придется принести в жертву: или качество работы, или качество жизни.

Берюмова О.Н.: Здоровье и компьютор не совместимы. Хотите поспорить, давайте.

Надежда Лимонникова: А по-моему усталость возникает не от того, что много нужно сделать, а от того, что время в школе распределять не учат. Отсюда все проблемы со здоровьем.

Берюмова: Надежда Лимонникова пишет: время в школе распределять не учат. Отсюда все проблемы со здоровьем. Вы правы далеко не все школьники могут правильно распреднлить своё время учась в школе, и как не печально это мало интересует не только их самих, но и педагогов и родителей. И здоровье ребёнка зависит отт многих факторов, но в брльшей степени и от того сколько он сидит за компьютером и за каким компьютером. Мы не всегда обращаем внимание на осанку детей во время работы за компьютером и самое главное не соблюдаем сами и не учим детей правилам снятия усталости после работы с компьютером. Собрав всё воедино получается : мы вредим здоровью детей

Дубина О.А.: Берюмова пишет: Учителю и родителям нужно думать не только об отметках, но и о здоровье ребёнка. Думаю, что каждый учитель должен решать задачи по созданию необходимого микроклимата для успешного обучения и развития ребёнка. Безусловно. На здоровье влияет еще и фактор стресса, который испытывает на уроках достаточно часто. Создание положительного эмоционального настроя, дружеской обстановки зависит прежде всего отучителя. Мне в этом плане понравилась технология НЛП ( с ней больше знакомы психологи). Например, написание диктанта по русскому языку. Вступительное слово учителя: "Закройте глаза. Представьте шоколадку. какая она большая и вкусная. Какая красивая у нее обертка. Каждый представил себе свою любимую шоколадку. Поместите сверху на шоколадку название: Диктант" дети улыбаются, настрой другой.

Шишкина Н.И.: Здраствуйте, хочу поделится опытом-как в нашей школе решают эту проблему. Мы разработали проет "Здоровье". На всех уроках, начиная с младших школьников и заканчивая старшими проводи физкультминутки.Это обязательное требование к проведению урока. Далее на большой перемене дети младшего звена занимаются зарядкой. Один раз в четверть проводятся дни здоровья, в которых принимает участие вся школа, в том числе и учителя. В этом году нам постоили супер современную сортивную площадку. Также организовано горячее питание. Введены нормы домашнего задания.

Кильдяева Л.Г.: В погоне за уровнем успеваемости и качества мы забываем о здоровье детей. Да и объем учебного материала, который нужно дать детям на уроке не оставляет время на физкультминутки. А как пишет Шишкина Н.И. на большой перемене дети младшего звена занимаются зарядкой это здорово и не только для младших, но и для старших классов.

Носова Ж.Е.: Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: •строгая дозировка учебной нагрузки; •построение урока с учетом работоспособности учащихся; •соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); •благоприятный эмоциональный настрой; •проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Иванова Г.А.: Носова Ж.Е. пишет: строгая дозировка учебной нагрузки; А как на практике дозируется нагрузка учащихся в вашей школе? Кто её отслеживает? Каким образом регламентирован объём домашних заданий?

Просвирнина Т.Н.: Иванова Г.А. пишет: Кто её отслеживает? Каким образом регламентирован объём домашних заданий? В нашей школе календарно-тематическое планирование, которое мы сдаем завучу в начале учебного года на утверждение, предполагает подробное описание не только целей, задач урока, но и всех его этапов, включая домашнее задание. Понятно, что сам учитель должен уметь методически правильно спланировать урок, в противном случае завуч-методист поможет исправить недочёты.



полная версия страницы