Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Чья эффективность выше: учителя или видеоролика? » Ответить

Чья эффективность выше: учителя или видеоролика?

Порозов Г.А.: Из своих наблюдений знаю, что обычное объяснение на уроке, пусть даже с привлечением PP-презентации, очень привычно для учеников. Они в силу уже сложившегося стереотипа не воспринимают всё рассказанное (масса вопросов когда дело доходит до дела), так как на всех уроках это происходит единообразно с разной степенью эмоциональности учителя. А вот то же объяснение в форме подготовленного видеоролика создает другой эффект - обычный (дома смотрят TV и Video) показ короткого учебного фильма в необычной ситуации, как по времени, так и в пространстве. Так может перепрофилировать учителей в режиссеров, операторов, дикторов? И всё в одном лице. Думаю, что стоит. Какие шедевры будут сотворены.

Ответов - 30

ox49: Роль учителя ( человеческий фактор) не превзойти никакому самому замечетельному видеоролику! Хотя бы уже потому. что устройство может сломаться. Я не видела "сломанных" учителей. Мартыненко М.

Корчагина Н.М.: Если видеоролик крутить весь урок, то никакого эффекта не будет (это скучно). Всего дожно быть в меру, и увлекательного видео, и традиционного объяснения нового материала.

Пономарева Л.Н.: Корчагина Н.М. пишет: Если видеоролик крутить весь урок Порозов Г.А. пишет: показ короткого учебного фильма Явно авторы говорят о разных вещах. Скорей всего, правильней называть то, о чем идёт речь, каким-то новым словом, которое не будет нести в себе все старые понятия и отражать мультимедийность объяснения нового материала на уроке.


Давыдова Анна: Целесообразность применения видеороликов на учебные темы очень даже приемлима в наши дни, т.к. учащиеся перенасытились уроками с использованием ррt. Я согласна с тем , что видео должно быть в меру. Например: Показать на уроке истории видеоматериал по теме "Битва за Москву", котоый более наглядно покажет все детали этого события, и произведет опеделенный эффект на детей. А назвать это нововведение можно просто "модулем".

Порозов Г.А.: Давыдова Анна пишет: учащиеся перенасытились уроками с использованием ррt. Да, первоначальный интерес и к другим и к собственным ppt резко снизился. Я думаю, что главная причина - обездвиженность, статичность информации плюс отсутствие хорошего звукового сопровождения. Таких презентаций изготавливается очень большое количество, но по сути это всего лишь та же карта по истории или географии, только на экране. Или текст, который в данный момент произносится. Спасибо психологам с их каналами восприятия, которые якобы у всех по разному развиты. Давыдова Анна пишет: А назвать это нововведение можно просто "модулем". Модуль - это хорошо. Только модули отражают некоторую временную завершённость и на уроке будет их много и они по сути разные (интригующий момент, краткое объяснение-показ, подробное, тест, инструкция). А речь идёт об универсальном, для любого обучающегося интересном, полезном и достаточно коротком видефрагменте (5 - 7 мин), который можно сравнить с рекламными роликами по продуманности и исполнению.

Косивец О.В.: Порозов Г.А. пишет: А речь идёт об универсальном, для любого обучающегося интересном, полезном и достаточно коротком видефрагменте (5 - 7 мин), который можно сравнить с рекламными роликами по продуманности и исполнению. Для реализации такой задумки нужен высокий (не базовый) уровень ИКТ-компетентности. К тому же работа по созданию даже короткого хорошего ролика - дело не одного дня. Вот если эму мысль превратить в проект для учащихся да с хорошим руководителем, то получится как в классике: обучение-воспитание-развитие!

Корчагина Н.М.: Порозов Г.А. пишет: А речь идёт об универсальном, для любого обучающегося интересном, полезном и достаточно коротком видефрагменте (5 - 7 мин) Здравствуйте! Приведите примеры саоих видеофрагментов. По каким темам разработаны? Как часто их применяете?

Петухова Ольга: Давыдова Анна пишет: видеоматериал по теме "Битва за Москву", котоый более наглядно покажет все детали этого события,

Косивец О.В.: Порозов Г.А. пишет: А вот то же объяснение в форме подготовленного видеоролика создает другой эффект - обычный (дома смотрят TV и Video) показ короткого учебного фильма в необычной ситуации, как по времени, так и в пространстве. Предложение имеет рациональное зерно. И даже для технически грамотного учителя вполне реализуемо (могу привести ряд примеров). Однако вопрос: что подразумевает фраза "в необычной ситуации, как по времени, так и в пространстве"?

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: "в необычной ситуации, как по времени, так и в пространстве"? Просто не в стенах школы и не на уроке в классе, а где угодно: в палатке, в ресторане, в очереди... То есть не в привычной учебной обстановке.

Бушуева Л.Г.: Порозов Г.А. пишет: Просто не в стенах школы и не на уроке в классе, а где угодно: в палатке, в ресторане, в очереди. Вопрос просится, а зрелищность и не классные (в смысле учебный кабинет) время - место ролика (ресторан, остановка, палатка) не перекроют содержание предмета (физика, математика)? Как не просто показать, а научить, тоесть как положено - с умениями и навыками. Детям нравятся развлечения, как быть со школьной документацией? Нет, я не против, я понять хочу

Порозов Г.А.: Бушуева Л.Г. пишет: а зрелищность и время - место ролика (ресторан, остановка, палатка) не перекроют содержание предмета (физика, математика) Если в упомянутых местах человек смотрит такое, то содержание имеет главнейшее значение. А в физике и математике содержание всегда более захватывающе, чем всё остальное. Видели шахматистов, мутным взлядом оглядывающих всё вокруг? А перед ними всего лишь доска с клеточками и фигурки.

Иванова Г.А.: Порозов Г.А. пишет: Так может перепрофилировать учителей в режиссеров, операторов, дикторов? И всё в одном лице. А останемся ли мы тогда учителями?

Порозов Г.А.: Иванова Г.А. пишет: А останемся ли мы тогда учителями? Вне всяких сомнений. именно учителями, а не "преподами". Разве Марк Захаров, Михаил Ульянов, Фазиль Искандер - не учителя? А они делают совсем другое дело, казалось бы никак не связанное со школой и уроками. Учитель - это настройщик среды обитания и существования, программист душ человеческих.

Пономарева Л.Н.: Порозов Г.А. пишет: Учитель - это настройщик среды обитания и существования, программист душ человеческих. Прямо таки что-то близкое к Господу. Хотя, я полностью согласна.

Козлова Татьяна Викт: Порозов Г.А. пишет: Учитель - это настройщик среды обитания и существования, программист душ человеческих. Здорово сказано, спасибо. Я на своих уроках (физика) использую все методы - и видеофрагменты опытов (очень удобно для постановки проблемной ситуации или подтверждения сказанного), и привычный демонстрационный эксперимент (он остается в памяти учащихся), и презентации, и интерактив. Самое главное, на мой взгляд, смена видов деятельности - и внимание акцентируется, и дети не устают, и интерес в течение всего урока поддерживается. каждый урок должен быть уникальным!

Косивец О.В.: Иванова Г.А. пишет: А останемся ли мы тогда учителями? Конечно Если мы сами составляем сценарий, снимаем, монтируем, демонстрируем ... В классе ведь делаем то же самое (только без съемки-монтажа), многократно и зачастую, после ...надцатого показа хочется записать все это и при показе просто комментировать! Разве при этом мы перестанем быть учителями? Если в руках удобный инструмент, визуализирующий объяснение, помогающий учителю и ученику в их совместной деятельности, доступный и в неурочное время для изучения или закрепления ... Например, сборка и запуск системного блока. Можно один раз показать на практике, но учебных групп-то много. Не будешь же разбирать-собирать блок 10 раз? Задумка: собранный системный блок должен заработать. Или установка Windows. Каждый выпускник-школьник-пользователь должен знать, что это, как и зачем. А установка ведь требует около часа А был бы ролик, и проблема бы была решена

Кильдяева Л.Г.: Порозов Г.А. пишет: Так может перепрофилировать учителей в режиссеров, операторов, дикторов? Учитель конечно может создать эффективный, захватывающий видеоролик. Но все вопросы по просмотренному, диалог ученик не может же установить с телевизором. Поэтому учитель не может перепрофилироваться в режиссера.

Порозов Г.А.: Кильдяева Л.Г. пишет: Но все вопросы по просмотренному, диалог ученик не может же установить с телевизором. Поэтому учитель не может перепрофилироваться в режиссера. Придется быть режиссером, чтобы создать ТАКОЙ ролик, посмотрев который не один раз, вопросов по существу, а не размышлений на тему, возникать не должно.

Васильева И.В.: Может быть, видеоролик и хорошо использовать на уроке, но только как дополнение к слову учителя. Ведь мы знаем, что главный инструмент обучения и воспитания - это слово. И этого еще никто не отменял, и не привел никаких других основных методов воздействия.

Иванова Г.А.: Васильева И.В. пишет: Ведь мы знаем, что главный инструмент обучения и воспитания - это слово. Когда и не было видеороликов, были прекрасные учителя и уроки, и когда видеоролики есть, то урок тааааким может быть... Всё - таки по - прежнему главное - личность учителя.

Порозов Г.А.: Иванова Г.А. пишет: Всё - таки по - прежнему главное - личность учителя. И не только для учителя это характерно, но и для любой профессии. Из 10 000 уроков, проведёнными вами в школе как ученик, сколько вы помните ярких и сотворённых личностями? И сколько из них могут быть воспроизведены для других? Урок - вот он есть и его нет. А видеоролик, особенно талантливый и исполненный личностью, - на века и для всех. Значит и пользы от него больше.

Иванова Г.А.: Порозов Г.А. пишет: А видеоролик, особенно талантливый и исполненный личностью, - на века и для всех. Значит и пользы от него больше. Но в паре учитель - ученик связь двухсторонняя, а паре видеоролик - ученик - односторонняя. Ученик или смотрит на видеоролик, а может, и не смотрит, и видеоролику всё равно... Какая же польза? Не у всех наших учеников развит самоконтроль и самостоятельность.

Шипунов С.Г.: Спасибо за тему, сам опасался её поднять, с интересом наблюдаю за дискуссией, крайне интересно, пожалуйста, продолжайте. Предлагаю не забывать, что предрекали театру, когда появилось кино, что говорили о кино, когда появилось TV, а когда Интернет?... Просто это замечательный повод подумать о своей роли и месте в этой жизни, о новых методах работы, других технологиях, но не всё сразу, остальное позже, начало положено.

Порозов Г.А.: Шипунов С.Г. пишет: Предлагаю не забывать, что предрекали театру, когда появилось кино, что говорили о кино, когда появилось TV, а когда Интернет?... А ещё остались книги, лошади, почтальоны. Хотя, казалось бы, давно уже они должны перейти в историю. Шипунов С.Г. пишет: повод подумать о своей роли и месте в этой жизни, о новых методах работы, других технологиях Думаю, что нужно "подумать" и о той ауре, которая создавалась теми старыми, вековыми технологиями. И останется ли тот дух могущества человека, который всё больше переходит к машинам и технологиям.

Косивец О.В.: Порозов Г.А. пишет: Какие шедевры будут сотворены. Кто ж поспорит Будут шедевры и в прямом, и в переносном смысле. Мне приходилось видеть и те, и другие. Сегодня создание роликов преподавателями можно сравнить с периодом "ввода" презентаций PP в образовательный процесс: широчайший диапазон качества, но все авторы собой практически одинаково гордятся. Мысль об учебных роликах замечательна своей востребованностью и перспективностью на реализацию. Однако для начала нужно ввести курс повышения квалификации. Причем обязательно очный, с реальными нажатиями на кнопки под наблюдением опытного оператора и монтажера. Я бы сама на таком курсе поучилась, хотя опыт съемок и нелинейного монтажа имеется. А пока вынашиваю идею видеозахвата экрана монитора и на его основе создания роликов о приемах работы с тем или иным приложением на ПК. Это актуально, востребовано и развязывает руки учителю при обучении "мышевождению". Коллеги, есть у кого-нибудь опыт создания таких роликов?

Порозов Г.А.: Создано не так уж много учебных видеороликов, не более 10-и. Главная трудность при создании- очень много нужно времени. Для 5-иминутного качественного ролика нужна неделя работы. А могут это делать и ученики, причём с громадным удовольствием. И спектр требуемых для этого умений чрезвычайно широк: от текстового редактора до подбора кодеков. Так что это клад для учителя информатики - и занятнО, и трудно, и востребовано.

Порозов Г.А.: Завершая, а точнее делая паузу в обсуждениии вопроса об эффективности, хотелось бы сказать всем, кто принял участие - БОЛЬШОЕ СПАСИБО. Хотелось бы через некоторое время вернуться сюда в эту ветку форума "Эйдос" и обнаружить кучу ссылок на шедевры видеоуроков, сотворенные учителями - фанатами. Верю что это случится.

Надежда Пучкова: Я считаю, что никакой необходимости в демонстрации видеороликов в школе нет. Если учитель обладает навыками проведения презентаций и публичных выступлений, в полной степени владеет аудиторией и улавливает ее настроение, то интерес учеников к объяснению учителем нового матерала будет неизменно высоким даже без использования каких бы то ни было технических средств. В то же ремя отказываться от достижений прогресса не следует, но надо помнить, что техника является вторичной по отношению к умению педагога общаться с учениками в формате свободного диалога.

ev2011: На мой взгляд, нельзя сравнивать эффективность учителя и видеоролика, видеоролик является средством для повышения эффективности учителя, например, на уроках английского языка детям важно услышать иностранную речь в оригинале, поэтому видеоролики очень в этом помогают, а если составить задания по увиденному и услышанному, то это повысит и интерес, и эффективность работы.



полная версия страницы