Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Пенсионеры и инновации » Ответить

Пенсионеры и инновации

Иванова Г.А.: Уважаемые коллеги! Проблема "старения" нашей школы существует, и меня очень волнует вопрос сосуществования инноваций и пенсионеров. Как в вашей школе относятся старшие коллеги к нововведениям нашей жизни - компьютер на уроке, ДО, электронное портфолио и т.д. А вот сказать - "новые технологии" - язык не поворачивается, ведь всё, кроме использования ИКТ, существует достаточно давно. Но и тем не менее - должны ли пенсионеры освобождать место молодым? Или их опыт настолько бесценнен, что должны работать, пока есть силы, хоть до семидесяти ( у нас есть такие коллеги)? К сожалению, в нашем форуме, наверное мало участников - пенсионеров, но, может и есть? Выскажите, пожалуйста и свою точку зрения.

Ответов - 50, стр: 1 2 All

g.salionova: Цитата: должны ли пенсионеры освобождать место молодым? Где же очередь из тех энергичных, креативных и небезразличных молодых, для которых нужно освободить место? И ещё. В каждом конкретном случае вопрос должен рассматриваться индивидуально.

гадышева А.Б.: Если учитель - пенсионер ведет уроки на современном уровне, участвует в семинарах, конкурсах, внедряет инновационные технологии, то пусть работает столько, на сколько хватит его сил и энергии. А если он преподает также как и 30 лет назад, он должен или измениться, или уступить место молодым.

lebtv: гадышева А.Б. пишет: он должен или измениться, или уступить место молодым Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! У нас в школе 60% пенсионеров. Я думаю, что здесь всё зависит от учителя. А работать надо. Много случаев, когда учителя, уходив на пенсию, не смогли жить без школы. А если нет молодых? Перестраиваться трудно, но время требует.


Иванова Е.В.: гадышева А.Б. пишет: Если учитель - пенсионер ведет уроки на современном уровне, участвует в семинарах, конкурсах, внедряет инновационные технологии, то пусть работает столько, на сколько хватит его сил и энергии. Я человек среднего возраста и мне очень трудно физически: увести уроки, успевать работать со своим классом, участвовать в семинарах, конкурсах, внедряет инновационные технологии, готовить детей к олимпиадам, к викторинам, ПИК, помогать своим колегам, делать огромное количество все увеличивающихся отчетов, работать в МО и др. Я не посто устаю, я чувствую себя выжитым лимоном. А как же могут все это одолеть пожилые??? Государство не просто так с потолка установило пенсионный возвраст. КПД низкий. Наверное если учитель имеет полезный опыт, он должен продолжать педагогическую деятельность, но уже в качестве консультанта, автора методических пособий и т.п., а не как учитель.

Косивец О.В.: Иванова Е.В. пишет: А как же могут все это одолеть пожилые??? У них закалка другая. Конечно, не у всех. У тех, кто болеет душой за свое дело. У нас в школе таких немало. И я ими любуюсь! Пока раздумываю, стоит ли участвовать в очередном мероприятии Эйдос, как они уже детей убедили, списки составили, отвественных назначили... На уроке - придраться не к чему. Только учиться можно их мастерству! И в связи с этим я все чаще задумываюсь о том, кто придет им на смену и смогут ли они ТАК работать

Иванова Е.В.: Косивец О.В. пишет: У них закалка другая. Конечно, не у всех. У тех, кто болеет душой за свое дело. У нас в школе таких немало. Очень рада и немного завидую! Кроме закалки, наверное, важное значение имеет здоровье. Эх если бы все жили на юге, да в курортных городах...

Иванова Г.А.: Иванова Е.В. пишет: Кроме закалки, наверное, важное значение имеет здоровье. Эх если бы все жили на юге, да в курортных городах... Но климат не имеет отношения к здоровью - надо всего лтшь вести здоровый образ жизни, т.е. обязательно физически активную жизнь. Если бы кто - то 10 лет назад сказал, что я буду регулярно трижды в неделю по полтора часа заниматься в спортзале до пота, я бы не поверила. А вот уже пять лет занимаюсь фитнессом, и чувствую себя лучше, чем 10 - 15 лет назад.

Иванова Е.В.: Иванова Г.А. пишет: Но климат не имеет отношения к здоровью - надо всего лтшь вести здоровый образ жизни Позвольте не сргласиться. Имеет и очень большое. Вот у нас на севере зимой холодно не только на улице, но и дома, в детском саду, в школе... Ребенок учиться в школе зимой в пальто, вода в ведрах покрывается корочкой льда. В библиотеке разве только пар не идет со рта. А ведь детям надо проучиться 5-6 уроков, а учителям их првести и они не могут на перемена побегать, как учащиеся. Добавьте к этому, что туалет в школе во дворе и неотопляемый, а на улице -45, -50. Сходит один раз здоровый человек в школу и ... вот и волучается, что по окончании школы дети получают не только аттестаты, но и букет хронических заболеваний. И еще 6 месяцев полярной ночи, а дефецит солнечного цвета Вы знаете к чему приводит... А то, что летом бывает иной раз так холдно, что и в самый теплый день нельзя купаться и загорать... А как же то, что большинство людей ни разу не были на море, на юге, да вообще нигде где потеплее. Не потому, что не хотят, а потому, что ужасно дорого. Вот, а Вы фитнес, зарядка, здоровый образ жизни... (не обижайтесь, просто прикипело)

Косивец О.В.: гадышева А.Б. пишет: А если он преподает также как и 30 лет назад, он должен или измениться, или уступить место молодым. Коллеги, может быть не стоит так категорично. Вы считаете, что Макаренко и Коменского уже можно раскритиковать и отправить на полку? Почему сейчас нельзя преподавать так, как преподавали раньше (если раньше были высокие результаты)? Да, изменилось время. Да, изменились технологии. Дети стали другими, с другими ценностями... Но это не значит, что труд педагогов тех лет надо перечеркнуть Внести новое, скорректировать планы и методики - это ДА. Так что давайте уважим наших учителей, отдадим должное тому, что получили в школе мы и поможем новыми технологиями тем, кто этого хочет.

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: Коллеги, может быть не стоит так категорично. Вы считаете, что Макаренко и Коменского уже можно раскритиковать и отправить на полку? Отправить "на полку" то, что вечно, нельзя. А вот постоянно обращаться к их опыту нужно и можно. Глупец тот, кто этого не понимает.

Дондокова Т.В.: Иванова Г.А. пишет: Как в вашей школе относятся старшие коллеги к нововведениям нашей жизни - компьютер на уроке, ДО, электронное портфолио и т.д. Конечно, они понимают, что все это - веление времени. Но пока сельские школы отстают в этом плане от городских - наши пенсионеры будут работать, так как молодежь в школу работать идет неохотно. А вот когда все новое придет в школу окончательно и бесповоротно, тогда, думаю, старшие уйдут, а кто останется, у тех просто не останется выбора - придется на старости лет осваивать новые технологии. Впрочем, наши старшие коллеги сильны в традиционной системе обучения, а она, как уже говорилось на форуме, из школы никуда не денется. Новое всегда существует рядом со старым - это закон жизни.

Иванова Г.А.: Дондокова Т.В. пишет: наши старшие коллеги сильны в традиционной системе обучения Ну а мы - то с вами разве работаем не в традиционной системе? Только материальная база меняется, а суть - нет, как был урок, так и остался. И если они сильны - то и мы у них должны научиться. И всё - таки объективный процесс - с возрастом человек становится менее активным, быстрее устаёт, и вот, например, учитель в 68 лет берёт классное руководство в 5 классе. Как вы думаете, будет ли полноценным его общение с детьми?

Дондокова Т.В.: Иванова Г.А. пишет: с возрастом человек становится менее активным, быстрее устаёт, и вот, например, учитель в 68 лет берёт классное руководство в 5 классе. Как вы думаете, будет ли полноценным его общение с детьми? Все зависит от человека. В нашей школе есть такие пожилые коллеги, что дадут фору молодым. Наших молодых коллег не убедишь сходить в поход с детьми, встретиться на классном огоньке в субботу-воскресенье. А 70-летняя учительница ходит и в походы, организует поездки с классом в театр, и проводит классные вечера по выходным. Молодежь наша в душе изумляется: откуда столько сил и энергии. И успокаивают себя : это фанатики, т.е. исключение из правил. Почему наши старшие коллеги держаться за работу? Здесь много причин и субъективных и объективных. Мизерная пенсия, на которую разве что ноги протянешь, и одиночество (дети свои выросли и внуки тоже вроде уже не нуждаются в помощи) и привычка не сидеть без дела (сразу же задавят всевозможные болячки). И как говорит всегда моя очень пожилая коллега :"Я на работу бегу с радостью, чего не было в молодые годы".

Кочкина Е.Н: Иванова Г.А. пишет: К сожалению, в нашем форуме, наверное мало участников - пенсионеров, но, может и есть? Выскажите, пожалуйста и свою точку зрения. .Мне 52, я пенсионерка, т.е. получаю пенсию. У нас в школе много педагогов моего возраста и старше. Пенсионер это всего-навсего некоторый статус, всё остальное зависит от человека. Всё совместимо, если рядом люди, которые сами идут в ногу со временем и ведут за собой. Я горжусь тем, что моя республика Саха, в решении многих проблем, ни только по добыче алмазов и угля, "впереди планеты". Если нет возможности выехать на курсы повышения квалификации, можно пройти их дистанционно. Вы спросите, при чём тут ответ на ваш вопрос? А если подумать, как учитель-пенсионер пройдёт дистанционные курсы, не изучив "премудростей" ИКТ и ДО? Вот и получается - ненавязчиво предложили" или или". А классное руководство мудрый директор и предлагать не будет, хотя кто нас знает, у некоторых именно в 50-60 лет стремление удержаться "на плаву" только просыпается

Кинцель А.Е.: Кочкина Е.Н пишет: Мне 52, я пенсионерка, т.е. получаю пенсию. У нас в школе много педагогов моего возраста и старше. Пенсионер это всего-навсего некоторый статус, всё остальное зависит от человека. Всё совместимо, если рядом люди, которые сами идут в ногу со временем и ведут за собой. Я горжусь тем, что моя республика Саха, в решении многих проблем, ни только по добыче алмазов и угля, "впереди планеты" А В Казахстане на пенсию выходят только в 58 лет(женщины), а мужчины в 63. И многие продолжают работать. И не только из-за денег, хотя это немаловажный фактор.

Косивец О.В.: Кочкина Е.Н пишет: Всё совместимо, если рядом люди, которые сами идут в ногу со временем и ведут за собой. Это точно! Дело не в возрасте, а в жизненной позиции. Моей маме 73, стаж педагогической работы - более 50 лет! Недавно просит меня: "Научи на ноутбуке работать. Не хочу от учеников отставать!". Да, забыла сказать - мама еще работает

Сонина М.Н.: Просто пару примеров на тему ветки. 1) Буквально вчера выступала на областном семинаре. Тема выступления была тесно связана с использованием ИКТ. В моей группе оказалась женщина как раз примерно такого возраста, о котором Вы пишете - около 70 лет (или даже больше). Вы бы видели, с каким интересом она училась! 2) В нашей гимназии есть прецедент, когда классное руководство (правда, не в 5-х классах, а 10-11х, но разве с ними легче? У каждого возраста своя специфика, свои плюсы и минусы в работе классного руководителя) отдавали пенсионерам: за 60 и старше. Среди них есть яркие примеры, когда "возрастной" классный руководитель становился близким другом старшеклассников: когдадети-внуки выросли, у человека порой больше возможностей проводить время с учениками, жить их жизнью. Так что, согласна с коллегами - все зависит от человека. Некоторые и в 25 лет ощущают себя стариками.

lebtv: Здравствуйте!Здравствуйте!Здравствуйте! И все таки жаль, что молодёжь не идёт работать в школу. У нас в этом году ещё двое учителей уходят на пенсию. Работать будут, многие говорят :"Второе дыхание открывается!". И что не говори, отношение к пенсионерам более лояльное у администрации. Если уйдут эти, кому работать?

Иванова Г.А.: lebtv пишет: Если уйдут эти, кому работать? И ведь действительно, пока уходят больше, чем приходят. И если ситуация не изменится коренным образом через 10 лет, то в нашем городе будет не хватать учителей даже при том, что количество детей не увеличивается.

Косивец О.В.: Иванова Г.А. пишет: Как в вашей школе относятся старшие коллеги к нововведениям нашей жизни - компьютер на уроке, ДО, электронное портфолио и т.д. Мне уже третий год приходится учить учителей основа ИКТ. Среди них к старшему поколению можно отнести треть. Отношение к ИКТ разное: от восторженного до полного неприятия. Учителя (не все, но многие) привыкли быть истиной в первой инстанции. Таким сложно принять то, что они некомпетентны в необходимых для них вещах. И признать, что это нужно - тоже непросто. Я нахожу подход к каждому разными способами. одним показываю, как ИКТ "упростят жизнь". Других убеждаю, что вырастет их статус в глазах учеников и коллег. Третьим показываю, что компьютер - это просто инструмент и им не сложно пользоваться для решения тех или иных задач. ... В большинстве своем коллеги берут ИКТ на вооружение. Но бывают и провалы Недавно одна пенсионерка выдала: "Я в библиотеке найду больше, чем в вашем интернете!"

Кинцель А.Е.: Косивец О.В. пишет: Но бывают и провалы Недавно одна пенсионерка выдала: "Я в библиотеке найду больше, чем в вашем интернете!" Пожилым очень трудно переходит к ИКТ. Но многие из них это делают с удовольствием. Такие люди всегда были на переднем крае. И в подилом возрасте они тоже хотят быть впереди.

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Недавно одна пенсионерка выдала: "Я в библиотеке найду больше, чем в вашем интернете!" И вы знаете, она - права. Чисто для эксперимента возьмите любой глобальный вопрос, и вы увидите, что то, что есть в Интернете - это жалкие крохи. Всё, что создавалось предыдущими поколениями, создавалось на бумажных носителях и сейчас продолжается этот процесс.

lebtv: Порозов Г.А. пишет: Всё, что создавалось предыдущими поколениями, создавалось на бумажных носителях и сейчас продолжается этот процесс. Хорошо, если это библиотека городская , а если сельская? Для сельского учителя - Интернет - это выход.

Дондокова Т.В.: lebtv пишет: Хорошо, если это библиотека городская , а если сельская? Для сельского учителя - Интернет - это выход. Не всегда. Интернет страшно замусорен, найти нужную информацию тоже стоит и времени и нервов. Быстрее и проще бывает найти нужное в библиотеке. И в скором времени найти бесплатную информацию в Интернете тоже станет невозможно.

Иванова Г.А.: Порозов Г.А. пишет: Всё, что создавалось предыдущими поколениями, создавалось на бумажных носителях и сейчас продолжается этот процесс. Но в Интернете все эти материалы на бумажных носителях можно найти в различных библиотеках, не выходя из дома ( ещё и часто бесплатно), а не бегая по библиотекам и городам.

Порозов Г.А.: Иванова Г.А. пишет: Но в Интернете все эти материалы на бумажных носителях можно найти в различных библиотеках Как понять, что в Интернете расположены материалы на бумажных носителях? Да ещё в различных библиотеках?

Косивец О.В.: Иванова Г.А. пишет: Но и тем не менее - должны ли пенсионеры освобождать место молодым? Или их опыт настолько бесценнен, что должны работать, пока есть силы, хоть до семидесяти Это сложная проблема для любой школы. Во-первых, слово "должны" не совсем корректно. Бывает объективная необходимость, осознаваемая самим пенсионером. А если человек не хочет (не может) работать на необходимом уровне, то решение проблемы - дело профессионализма директора. Можно не избавляться от человека, а предложить по-сильную работу. Во-вторых, опыт любой бесценен! Только не каждый хочет им делиться, обмениваться, брать на заметку более перспективный. Вот вопрос продолжения работы должен все-таки решаться самим учителем при согласовании с администрацией школы. Здесь готовых ответов быть не может

Кинцель А.Е.: Косивец О.В. пишет: Во-вторых, опыт любой бесценен! Только не каждый хочет им делиться, обмениваться, брать на заметку более перспективный. Вот вопрос продолжения работы должен все-таки решаться самим учителем при согласовании с администрацией школы. Здесь готовых ответов быть не может Мы не должны выжать с уителя все силы, а потом его уволить. Рано или поздно все мы станем пенсионерами и только тогда полностью поймем нынешних пенсионеров. Как им бывает больно и обидно за не очень почтительное отношение некоторых учителей к ним. А опыт у них действительно бесценен.

Иванова Г.А.: Кинцель А.Е. пишет: Как им бывает больно и обидно за не очень почтительное отношение некоторых учителей к ним. Но любому будет больно за непочтительное отношение, и молодому тоже. И действительно, пенсионерами все будем. И уже задумываешься - а как это будет? Как я буду относится ко всему новому, буду ли продолжать учиться и меняться или всё надоест? Мне кажется, здесь ещё большую роль играет и наша семья.

Косивец О.В.: Иванова Г.А. пишет: должны ли пенсионеры освобождать место молодым? Если бы на пороге школы стояла очередь из молодых учителей, то этот вопрос был бы уместен. Мне кажется, что сегодня он не актуален. Напротив - вопрос ухода пенсионера вызывает у директора "легкую панику"

Гриневич Л.А.: Похоже, что по возрасту я самая старшая из тех, кто высказывался по вопросу о пенсионерах. Согласна с теми, кто пишет, что возраст - это состояние души, а не просто годы. Когда-то я думала, что как только выйду на выслугу, то из школы уйду. Ничего подобного. Причин много, я не буду писать об экономических, они существенны, но не главные. Сейчас столько возможностей есть, чтобы работать интересно. Это, пожалуй, самое важное. Завидую молодым, у них ещё больше возможностей будет. И стараюсь успеть узнать и использовать в своей работе как можно больше из того, что есть нового. Постоянно езжу на курсы, провожу фестивали учебных проектов, КВНы для школ района, участвуем с учениками в конференциях, эвристических олимпиадах, интернет-проектах и др. Со своим седьмым классом третий год выпускаем классную газету, используя программу Publisher. Иногда смотрю на молодых, многие просто не торопятся что-то менять в своей работе, может быть, думают, что у них ещё много времени впереди. А у меня его уже не так много. Потому и тороплюсь везде успеть. Мне это просто интересно. Стараюсь идти в ногу со временем и не отставать от своих учеников. А как только пойму, что уже не поспеваю за молодыми, вот тогда и уйду из школы. Спасибо.

lebtv: Гриневич Л.А. пишет: Мне это просто интересно. Стараюсь идти в ногу со временем и не отставать от своих учеников Побольше бы таких педагогов. Гриневич Л.А. пишет: Со своим седьмым классом третий год выпускаем классную газету, используя программу Publisher Я тоже загорелась этой идеей. Правда у меня 5 класс и всё с нуля буду начинать, но идея классная! поделитесь поподробнее.

Гриневич Л.А.: "Я тоже загорелась этой идеей. Правда у меня 5 класс и всё с нуля буду начинать, но идея классная! поделитесь поподробнее." (Лебедева Т.В.) Знаете, мне всегда было жаль выбрасывать старые классные стенгазеты, но со временем они в такой вид приходят, что вывешивать их, когда на встречу приходят выпускники, не хочется. Когда у меня появился 5-й класс, решила, что газета - это то общее дело, которое может как-то сплотить детей. Ведь в классную газету заметку может написать любой ребёнок. Он может поместить в газету свой рисунок или стихотворение собственного сочинения. Вот мы и создали свою газету "Кораблик". Она у нас печатается на цветном принтере, красочная, красивая. В газете есть свои рубрики: "Сами о себе", "Сказки пишем сами" и др. Сейчас ребята стали старше и у меня уже появляются помощники, которые сами на своём компьютере пишут заметки и даже компануют их в общую газету. Два номера наших "Корабликов" можно найти на сайте творческих учителей в библиотеке сообщества "Классный руководитель". Спасибо.

Иванова Г.А.: Гриневич Л.А. пишет: А как только пойму, что уже не поспеваю за молодыми, вот тогда и уйду из школы. Мне кажется, что это Вам не грозит. В нашей школе ещё долго будут такие молодые, которых Вы точно обгоните. Но это так печально - существование таких молодых.

Порозов Г.А.: Иванова Г.А. пишет: Проблема "старения" нашей школы существует, и меня очень волнует вопрос сосуществования инноваций и пенсионеров Наряду с этой проблемой есть и ещё другая - самостоятельно мыслящие и творчески одаренные учителя выживаются из школ серыми и стандарно обучающими. Можно сказать, что если ещё и встречаются мыслящие учителя, то это вопреки СИСТЕМЕ. Не везде, конечно, так. Но тенденция имеет место.

Иванова Г.А.: Порозов Г.А. пишет: Можно сказать, что если ещё и встречаются мыслящие учителя, то это вопреки СИСТЕМЕ. Мне кажется, уважаемый коллега преувеличивает. Мыслящих учителей не так уж мало. Иначе можно прийти к мысли, что работать не с кем, а в одиночку всё равно ничего не сделаешь, и совсем опустить руки.

Цорхаева Екатерина: Порозов Г.А. пишет: Проблема "старения" нашей школы существует, и меня очень волнует вопрос сосуществования инноваций и пенсионеров Учитель пенсионер- это не значит старый учитель.Это -состояние души.ИКТ осваивают и пожилые люди Потом минимальные знания ИКТучителя осваивают.Конечно слово не заменит ИКТ , но и компьютер-слово. А пенсионеры- кладезь знаний,опыта.Ведь пожилые осваивают ИКТ. Спасибо

Иванова Е.В.: Иванова Г.А. пишет: Порозов Г.А. пишет: цитата: Можно сказать, что если ещё и встречаются мыслящие учителя, то это вопреки СИСТЕМЕ. Мне кажется, уважаемый коллега преувеличивает. Мыслящих учителей не так уж мало. Иначе можно прийти к мысли, что работать не с кем, а в одиночку всё равно ничего не сделаешь, и совсем опустить руки. Не преувеличивает! Это правда и эта проблема существует.

Валентин Удалов: В нашем центре образования 30% учителей - пенсионеры, и их энергии может позавидовать иной молодой педагог. Например, на турслете школьники, затаив дыхание, слушали песни пожилых педагогов под гитару и учились у них прохождению маршрута. А что касается меня, то я тоже пенсионер. Но почти 10 лет использую компьютер и интернет в своей деятельности, а также при подготовке к урокам. Еще это лучшее средство для поддержания отношений с друзьями, живущими в других городах и странах. Для освоения ИКТ нет возрастных пределов, все зависит от желания и энергии самого педагога.

Попова Людмила: Печально осознавать, что возникает такой вопрос. Дело даже не в возрасте. Как-то не очень приятно осознавать, что наступает такой момент, когда учитель перестает соответствовать современным требованиям. Педагогический опыт - это несомненно большая ценность. Но в наше время этого недостаточно для зффективной деятельности педагога. Если хочешь быть востребованным - учись, применяй современные ИКТ. Не хочется стареть! Имея за плечами большой педагогический стаж работы, мне пришлось сесть за компьютер и учиться. Конечно, трудно, не все получается сразу. Учусь прямо по ходу деятельности: прошла курсы в ЦДО "Эйдос", стали участвовать в эвристических олимпиадах, подключилась к обсуждению проблем на форуме. Долго молчала, потому что не могла понять, как это нужно делать. Учиться еще надо многому! Зато работать стало интереснее. Так что учитель пенсионер может еще очень многое, если захочет. Я поддерживаю коллег.



полная версия страницы