Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Портфолио старшеклассника » Ответить

Портфолио старшеклассника

В.Т.С.: В своей практике внедряю систему портфолио старшеклассника: занимаюсь разработкой положения, оформляю образец портфолио старшеклассника IT-класса с направлением информационно-технологического профиля, изучаю существующие критерии оценки, организовываю конкурсы для пополнения старшеклассниками портфолио. Безусловно, процесс внедрения портфолио сопровождается проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Например, не существует обще принятых критериев оценки портфолио, согласованных и утвержденных вузами. Предполагается, что приемные комиссии будут принимать портфолио выпускника, но существует разновидности портфолио: творческие, официальные. Какой из них будет востребован? В своей практике я предпочитаю работу с комплексными портфолио, которые дают полное представление о его владельце и включают в себя как официальные документы, так и творческие работы. Однако, уже столкнулась с объективной системой оценивания. А как решаете эту проблему Вы?

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Хуторской А.В.: В.Т.С. пишет: цитатаОднако, уже столкнулась с объективной системой оценивания. А как решаете эту проблему Вы? Проблема столкновения субъективного и объективного - одна из основных не только в системе оценивания, а в самой сути понимания образования. Обезличенный ЕГЭ и личное портфолио - это только небольшое отражение этой проблемы, я бы сказал, отражение борьбы за то, каким быть образованию, какими быть людям, выходящим из отечественной школы. Пути решения разные. Вы вот, например, пытаетесь объективизировать, формализовать портфолио, сделать его официальным инструментом. Наверное, так можно и нужно - работать на территории оппонента его же средствами. Но глубинный личностно-субъективный смысл портфолио - не столько в прагматичном представлении его в приемные комиссии вузов. Портфель достижений человека - внеинституционален, портфолио - это презентация степени его самореализации. Презентации для кого? Прежде всего, для него самого. Для тех, с кем он живет и работает, с кем будет работать, учиться и т.д. Я бы в качестве исследования выявил бы все возможные функции портфолио, прежде всего, личностного значения. Во вторую очередь, социального и т.д.

ElenaEK: Полагаю, что основная роль портфолио ученика – помочь ему определиться в выборе профильной школы и, в дальнейшем, профиля высшей школы. Но едва ли «вес» портфеля может служить объективным показателем. Субъективность оценки связана не с сертифицированными документами (они всегда учитывались!), а с разделами творческих работ и отзывов. Во-первых, портфель по определению включает субъективные отзывы. Во-вторых, разный уровень профессионализма учителей и руководителей исследовательских работ и неконтролируемая степень участия преподавателей и родителей в формировании портфеля ставят учеников в заведомо неравные условия. Может быть, чтобы избежать дополнительного формализма, не стоит идею о формировании портфолио вводить в ранг всероссийской новаторской программы?

chalimova: Думаю, что главная цель создания "учебного портфеля" сводится к доказательству прогресса ( положительных результатов и дастижений) в обучении ученика. Неважно, что он не знает и не умеет. Важнее то , что он узнал и чему научился по данному предмету. И очень важна самооценка ученика. Ведь это он должен отобрать по собственнному выбору в свое "досье" работы. А четкий список наименований и пунктов , необходимых в "учебном портфеле" , нельзя предусмотреть . Думаю, что каждый учитель на свое усмотрение внедряет свои критерии.


kuznecova: Я полностью согласна с автором статьи Лободенко Е.И. Я работаю в школе почти 25 лет, преподаю географию и экономику. На собственном опыте знаю, что проверить знания учащихся с помощью теста невозможно. Тесты хорошо проверяют знание отдельных конкретных понятий или фактов. Проверить знание теоретических основ географии, взаимосвязей компонентов природы, принципов размещения различных географических объектов или экономических предприятий и т.д. и т.д. с помощью теста нельзя. Поэтому, если ввести ЕГЭ, то у школьников и абитуриентов выявить реальные знания предмета будет невозможно. Я в своей работе использую тесты в промежуточных проверках отдельных понятий, а затем провожу зачет (лучше устный) или семинар (кстати, дети так лучше учатся говорить, излагать материал, рассуждать, а с тестами учащиеся вообще перестанут что-либо рассказывать).

Иванова И.А.: Занимаюсь проблемой создания портфолио со своими учениками с прошлого учебного года в рамках преподавания профориентационного курса "Моя профессиональная карьера" для 9 классов. В конце учебного года педагогический совет принял решение : считать одним из условий конкурсного набора в профильные гимназические класы наличие портфолио. Предпочтение отдавалось портфолио, отражающим развитие творческих способностей ученика, его процесса самоопределения. Считаю, что излишняя формализованность оценки портфолио вредит этой идее. В содержании материалов должна прослеживаться личность ученика, его интересы, предпочтения, только тогда портфолио будет выполнять роль педагогичекого инструмента. ВУЗы страны (за исключением творческих) достаточно формально относятся к портфолио абитуриентов, их интересуют только конкретные победы в конкурсах и олимпиадах, так что в данном случае можно говорить только о наборе документов, но не о портфолио в его истминном смысле.

Попова Н.А.: С первого класса я веду с учащимися "Портфолио", т.е. папка достижения каждого учащегося. Каждый ученик старается собирать надлежащий материал, чтобы на выходе в пятый класс, взяв "Портфолио", можно четко и ясно представить себе индивидуальные и личностные качества ученика. В начальной школе портфолио могут быть разные по типу. Но чаще я пременяю смешаные. Без помощи учителя и родителей здесь не обойтись. Главной особенностью портфолио является анализ, отзыв каждого ученика о проделанной работе: итоги 1 четверти, анализ выполнения контрольной работы и т.д. Главное то - что каждый ученик изменяется сам в процессе изменения своего портфолио. Он старается учиться лучше, развиваются его индивидуальные способности.

Васильева И.В.: Попова Н.А. пишет: на выходе в пятый класс, взяв "Портфолио", можно четко и ясно представить себе индивидуальные и личностные качества ученика. Ответьте, пожалуйста, и что учителя средней школы изучают портфолио детей? У нас пока нет? Наше портфолио остается в средней школе невостребованным.

Кинцель А.Е.: Попова Н.А. пишет: С первого класса я веду с учащимися "Портфолио", т.е. папка достижения каждого учащегося. Каждый ученик старается собирать надлежащий материал, чтобы на выходе в пятый класс, взяв "Портфолио", можно четко и ясно представить себе индивидуальные и личностные качества ученика. Портфолио сейчас должно быть общепринято. Это намного облегчает знакомство учителя с пятиклашками. И я считаю, что портфолио нужно вести вплоть до выпускного класса. Плохо, что пока портфолио не нужно при поступлении в институт.

L_Fionina: Проблема портфолио ученика, учителя, работника стоит в принципе уже давно. когда я заканчивала школу в него входили аттестат, характеристика классного руководителя, набор грамот и похвальных листов за победу на всевозможных мероприятиях. В те времена не вызавались сертификаты за участие в олимпиадах и конференциях. Позже он временно исчезло из вида, и вот буквально последние 2-3 года опять встал вопрос о портфолио. Мое мнение о нем двояко, с одной стороны - да это хорошо и замечательно, когда можно увидеть активность ученика в различных областях деятельности - спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах, олимпиадах и т.д. С другой стороны - как оценить эту степерь "самосов" (самодостаточности, самореализации, самоконтроля и т.д.). Может "активность" ребенка - это "активность" его педагога или родителей, а сам он вовсе и не хочет этого всего, ему не интересно. Другая проблема с которой я столкнулась в этом году, это аттестация учителя на повышение разряда, которая с этого учебного года проводится в нашем городе в форме защиты портфолио. Требования, которые предъявлены к портфолио, на мой взгляд, не позволяют увидеть глубины знаний и мастерства учителя, которому некогда писать статьи и печататься - он занят проектами и творчеством со своими такими разноплановыми учениками (помимо обычных уроков). А в моем случае приходится еще параллельно осваивать этот многообразный мир компьютерных программ для уроков информатики и занятий элективных курсов. Конечно в нынешней ситуации портфолио необходимо, вот только какое, насколько оно может быть формализовано, пока на это вопрос ответить сложно.

Косивец О.В.: L_Fionina пишет: Требования, которые предъявлены к портфолио, на мой взгляд, не позволяют увидеть глубины знаний и мастерства учителя, которому некогда писать статьи и печататься - он занят проектами и творчеством со своими такими разноплановыми учениками Для портфолио учителя не существует жестких рамок "это можно, а это - нет". Учитель его САМ формирует. Поэтому отразить в портфолио глубины (или вершины) своего профессионализма - его задача. Что касается недостатка времени, то это просто вопрос самоорганизации. Кстати, один из способов продемонстрировать мастерство - конференции и форумы. Это еще и обмен опытом. Так что стоит находить желание, а за ним и время для САМОобразования и САМОактуализации.

Васильева И.В.: Косивец О.В. пишет: портфолио учителя не существует жестких рамок "это можно, а это - нет А я познакомилась с документацией по содержанию портфолио. И там предлагают три варианта. Так что содержание уже обусловлено.

Косивец О.В.: Васильева И.В. пишет: А я познакомилась с документацией по содержанию портфолио. Существует примерная структура портфолио: документы, достижения, отзывы. Однако наполнение этих разделов - дело творческой активности автора. Вы можете показать папку с документами, презентацию (фильм) о себе, представить себя в Сети сайтом. Все это вместе и по частям можно назвать портфолио. Жесткого, нормативно закрепленного регламента о портфолио нет и вряд ли появится в обозримом будущем. Так что, коллеги, творите!

Рыженко Г. К.: Я поддерживаю идею внедрения портфолио с начальной школы. И уже имею практический опыт. В этом году передала своих учеников в 5й класс, ребята ушли со своими "папками успехов". В них содержатся не только результаты по учебным предметам (анализы контролных за 1-4кл) но и лучшие (по мнению самих учеников) сочинения, творческие работы и т.п. Портфолио позволяют мне мотивировать детей на достижение успеха и наглядно демонстрируют родителям положительные успехи (род. сборания начинаю с просмотра "папок успеха"). Одно из условий эффективности применения "папок успеха" считаю непосредственное участие самих учащихся.

Бабина Е.И.: Мои ученики уже в 8 классе. С 5 класса мы создаем с ними наш языковой портфолио. Это не только портфолио достижений, но и рефлексивный документ. Ученики учатся оценивать себя, свои успехи, неудачи, свою работу на уроке, участие во внеурочной деятельности. Начиная работу над языковом портфолио, не думали о профильной школе. Просто хотелось найти возможность заинтересовать детей заниматься английским языком. Администрация гимназии, где я работаю, предоставила возможность разработать и вести спецкурс "Языковой портфель как средство самооценки ученика (Диалог с друзьями)". Думаю, что имея такой опыт работы с портфолио на уроках английского языка, мои ученики смогут работать и собирать портфолио выпускника средней школы.

Рыженко Г. К.: Бабина Е.И. пишет: Это не только портфолио достижений, но и рефлексивный документ. Расскажите пожалуйсто об этом по подробней!

Бабина Е.И.: Рыженко Г. К. пишет: к вопросу портфолио учителя. Четвертый год, работая с учащимися по созданию потфолио, стараюсь создать портфолио учителяю Могу представить содержание первого варианта, созданного еще в 2003-2004 учебном году. Только он на английскоя языке, так как я учитель английского. Content Page 1. Teacher Portfolio Introduction 2. The Golden Rules of Being a Good Teacher 3. Some ways to praise a child 4. Written and oral English language conventions 5. Schedule 6. Effective exercises, tasks, tests and activities 7. Items that illustrate the process of learning 8. Samples from student’s portfolio 9. Out-of-school activities 10. Assessment cards 11. Evaluation 12. Conferences 13. References Рыженко Г. К. пишет: Бабина Е.И. пишет: цитата: Это не только портфолио достижений, но и рефлексивный документ. Расскажите пожалуйсто об этом по подробней! Мы действительно стараемся оценивать любую работу, в том числе и выступления одноклассников, и участие в работе на уроке. Для этого были разработаны листы оценки и самооценки. кроме того, начиная работать над новым разделом мы определяем цели, чему должны научиться. Закончив тему, учащиеся оценивают свою работу, обязательно ставят дату самооценки. Если они что-то не усвоили, то могут вернуться к данному оценочному листу через какое-то время, чтобы заново проверить, что они могут, знают, умеют. А все проекты лежат в последнем разделе портфолио, который так и называется - досье.

Попова Н.А.: Бабина Е.И. пишет: Это не только портфолио достижений, но и рефлексивный документ. Уважаемые коллеги! В портфолио входят не только творческие успехи учащегося, но и учебные. На каждую работу, буть то учебная или творческая,ученик высказывает свои мысли по выполнению.Это своего рода анализ или можно сказать рефлексия на сою деятельность.Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями. Вот только как? Попова Н.А.

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Портфолио мы занимаемся недавно. Пока только на уроках информатики. В результате получается некий сводный вариант, содержащий основные данные. Надеюсь, поделитесь опытом, как отойти от сухих данных.

Кинцель А.Е.: Полищук С.Г. пишет: Уважаемые коллеги! В портфолио входят не только творческие успехи учащегося, но и учебные. На каждую работу, буть то учебная или творческая,ученик высказывает свои мысли по выполнению.Это своего рода анализ или можно сказать рефлексия на сою деятельность.Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями Подскажите, как это сделать? Мы сейчас только начали разрабатывать портфолио учеников. Пока еще делаем пробные шаги.

Васильева И.В.: Полищук С.Г. пишет: Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями Я приобрела диск, который называется "Портфолио в школе" издательство "Учитель". Очень интересный! В нем представлены разработки портфолио для начальной школы, среднего звена, старшего звена. Разные его виды. Рекомендации по его ведению. Памятки, которые должны находиться в портфолио (ведь портфолио - это еще и помощник ученика). Диагностика. Тесты. Если увидете в продаже, приобретите.

Хисаметдинов А.А: Пускай туда свои работы размещает. Портфолио ИМХО: лучше бы делать в HTML-документе. Элективный курс "Создание электронного портфолио" здесь бы сильно помог!

Рыженко Г. К.: Уважаемые коллеги! В портфолио собираются не только "сухие данные" - результаты контрольных, грамоты и т.п., но и творческие работы учащихся. В связи с этим "загонять" портфолио в рамки HTML документа не целесообразно (не кждому ученику есть необходимость учиться создавать HTML документы). Интереснно обсудить возможность испоьзования портфолио с точки зрения рефлексии.

Перепелова А.А.: В портфолио моих учителей не только результаты контрольных срезов и грамоты. Оно оснащено большим количеством электронных носителей, где каждый может ознакомиться с тем или иным уроком по разным предметам; увидеть выступления детей на различных внеклассных и внешкольных мероприятиях; творческие работы детей представлены в схемах, рисунках, чертежах, сочинениях.

Попова Н.А.: Бабина Е.И. пишет: Это не только портфолио достижений, но и рефлексивный документ. Уважаемые коллеги! В портфолио входят не только творческие успехи учащегося, но и учебные. На каждую работу, буть то учебная или творческая,ученик высказывает свои мысли по выполнению.Это своего рода анализ или можно сказать рефлексия на сою деятельность.Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями. Вот только как? Попова Н.А.

Хисаметдинов А.А: Поповой Н.А.: или это нечаянно? Попова Н.А. пишет: Это своего рода анализ или можно сказать рефлексия на сою деятельность.Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями. Вот только как? что вы подразумеваете под выражением оснащено? Можно в HTML-редакторе его оформить, а можно просто в презентацию загнать

Рыженко Г. К.: Что касается "оснащения" портфолио носителями, то я только за (я под этим понимаю вкладывание работ учащихся на каком либо эл. носителе). Но возникает вопрос о смотрибельности. А по поводу рефлексии: Попова Н.А. пишет: ученик высказывает свои мысли по выполнению.Это своего рода анализ или можно сказать рефлексия на сою деятельность. Здорово! Хотелось бы добавить, что дети имеют возможность сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним и это позволяет им корректировать свое отношение к учебе (в случаи отрицательной динамики) или утверждаться в своих силах (при положительной).

Бабина Е.И.: Попова Н.А. пишет: Хотелось, чтобы чтобы портфолио было оснащено электронными носителями. Вот только как? Во-первых, есть готовые программы, если говорить об учителях английского языка. Во-вторых, проработав какое-то время по данной теме, любой учитель сам сожет создать свои электронные материалы. В самом начале, т.е. в 5 классе, все распечатывала ученикам, теперь они создают оценочные листы в электронном виде сами. Можно сказать, что у нас уже есть материалы, которые можно использовать.

Веселова Н.В.: Перепелова А.А. пишет: В портфолио моих учителей не только результаты контрольных срезов и грамоты. Оно оснащено большим количеством электронных носителей, где каждый может ознакомиться с тем или иным уроком по разным предметам Если каждый может ознакомиться, то как соблюдаются авторские права? Ведь работу одного учителя можно увидеть и услышать от имени другого?

Иванова Л.А.: Первый год работаю классным руководителем. Только сейчас начинаем осваивать работу над Портфолио. Спасибо коллегам за ценные высказывания, помощь.

Макарова Л.П.: ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА И ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ...КАКИЕ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ИХ СЧЕТ .А НЕ ДОСЬЕ ЛИ ЭТО?-СПРАШИВАЮТ НЕКОТОРЫЕ .А ЭТО ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКИТВА,ОТ КУЛЬТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЯ.И НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТОЖЕ.МЫ НАЗЫВАЕМ И СОЗДАВАЛИ ЕГО КАК ПОРТФЕЛЬ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.ВОТ ЧТО КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ,СЧИТАЕТ СВОИМ ДОСТИЖЕНИЕМ,ТО И ВКЛАДЫВАЕТ.НАШЕ ДЕЛО - ЗАМЕТИТЬ ВОВРЕМЯ,ПОГЛОЖИТЕЛЬНО ОТРЕАГИРОВАТЬ.ЭТО ПОРТФЕЛЬ УСПЕШНОСТИ,И ЕСЛИ ЭТО НЕ ИСКАЖАТЬ,ТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ОН СЛУЖИТ.ЭЛЕКТРОН.ВАРИАНТ НЕ ПРОБОВАЛИ(ГРАМОТЫ КУДА ЖЕ?)ДА И ОН БОЛЬШЕ НА РЕЙТИНГ ПОХОЖ,А ЭТО ДРУГОЕ

Богданов П.Е.: Второй год работаю над порфолио учеников как классный руководитель. Сначала было негативное отношение, потому что делал все сам. В этом году привлекаю актив класса к оформлению. Ученики сами заинтересованы в том, чтобы поплнялся портфолио. Более активно принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах, выставках... В школьной базе данных (разработал мой ученик) использую объект "Классный руководитель". Наряду с другой информацией, веду и портфолио. В школе разработана система баллов по которой оценивается успешность ученика. По итогам года лучшие награждаются Дипломом и премией Главы администрации.

Рыженко Г. К.: А к вопросу портфолио учителя. Интересно, и к аттестации будет некое подведение итогов (хотя конечно есть папка по самообразованию, но это не то) и тренировка по оформлению документов на президентскую премию (тоже некий вариант портфолио, но жестко структурированный).

Веселова Н.В.: Рыженко Г. К. пишет: и к аттестации будет некое подведение итогов (хотя конечно есть папка по самообразованию, но это не то) и тренировка по оформлению документов на президентскую премию В нашем городе аттестация без представления портфолио учителя - не аттестация. Если вы не имеете портфолио - вы не владеете информационной культурой (сбор, хранение, презентация и т.д. информации). Значит вы некомпетенты в полной мере. Такие строгие критерии.

Алтухова Е.В.: Когда мы начали вводить портфолио учителя многие не знали что и как написать. Некоторым и сейчас с этим тяжко. У большинства же появился навык обобщения своей работы, анализа успехов. Необходимо выработать в себе привычку регулярно его заполнять: выступил на педсовете - пойди запиши по какому вопросу и какие отклики, получил грамоту или благодарность - неси в свою папочку. В нашем лицее все портфолио хранятся в методическом кабинете и любой приходящий может поинтересоваться его содержанием. Задача администрации дать возможность учителям самореализоваться, тогда точно будет что внести в портфолио!

Лукашова М.К.: Социальные проблемы подчас не дают возможности созданию более широкого портфолио, что связано с платными Российскими конкурсами. Хорошо если администрация школ идет навстречу одаренным ученикам, помогая оплачивать участие в конкурсе.

Размашкина Н.В.: Лукашова М.К. пишет: Социальные проблемы подчас не дают возможности созданию более широкого портфолио, что связано с платными Российскими конкурсами. Хорошо если администрация школ идет навстречу одаренным ученикам, помогая оплачивать участие в конкурсе. Согласна с коллегой. Жители села не всегда заинтересованы в достижении их ребёнком каких-то результатов на олимпиадах и конкурсах, поэтому любое начинание встречается настороженно. Да и не каждый родитель найдёт лишние 300-500 рублей для оплаты участия в конкурсе. С уважением Размашкина Наталья.

Фоменко: Меня волнует вопрос: будут ли учитываться результаты портфолио при поступлении в ВУЗы?

Фоменко: Я думаю,что портфолио это в перспективе один из важнейших способов оценивания знаний уч-ся при поступлении в ВУЗы.Особенно важен этот способ оценивания для одарённых детей,которые не всегда могут оплатить обучение. Но как на это посмотрят ВУЗЫ? Интересно, используется ли на практике этот метод?

Фоменко: Я думаю,что портфолио это в перспективе один из важнейших способов оценивания знаний уч-ся при поступлении в ВУЗы.Особенно важен этот способ оценивания для одарённых детей,которые не всегда могут оплатить обучение. Но как на это посмотрят ВУЗЫ? Интересно, используется ли на практике этот метод?

Нарина: В старшей школе, несомненно,нужно, вот когда заставляют готовить портфолио в детском саду и в начальной школе!!!!!Это ужасно,не так ли?Такая мода уже в нашей губернии пошла.Девятиклассники нашей гимназии уже привыкли готовить портфолио,так как это помогает при поступлении в профильные классы.



полная версия страницы