Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Межпредметные связи » Ответить

Межпредметные связи

Вероника : Большой резонанс получили результаты тестирования, проведенного по программе PISA (Program for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Ключевой целью исследования являлось получение данных для ответа на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В целом по результатам PISA -2003 Россия заняла среди 40 стран: 20-30 места. Исследователи Центра Оценки качества обучения делают вывод: «На наш взгляд, результаты учащихся России свидетельствуют … о наличии … общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов. Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе». Интегрированные курсы, устанавливающие межпредметные связи, требующие углубленных знаний в нескольких областях... Давйте поделимся опытом

Ответов - 75, стр: 1 2 All

Trusova: Интегрированные курсы, устанавливающие межпредметные связи предметов школьного курса особенно с таким предметом как информатика позволят улучшить работу с информацией. Но меня волнует вопрос в том, что в очном обучении действительно наблюдается проблема не то, что "несформированности" общих навыков работы с информацией, а то, что мы учителя "связаны со своим предметом".

Л.З.Сидорова: Но интеграция может идти и не только на уровне совмещения содержания дисциплин, а на уровне введения сквозных способов деятельности. Ведь реальна практика, что каждый учитель в рамках занятий опирается на определенные способы организации учебного процесса, отдавая приоритет тем, которые близки, удобны и понятны ему. Если на уровне проектирования сообща определить способы деятельности для освоения учащимися, создать инструментарий на общих основаниях, может и будет определенный эффект в межпредметной интеграции.

КорешковаИ.А.: Л.З.Сидорова пишет: реальна практика, что каждый учитель в рамках занятий опирается на определенные способы организации учебного процесса, отдавая приоритет тем, которые близки, удобны и понятны ему. Реализация межпредметных связей с помощью бинарных уроков позволяют преподавателям разных дисциплин соприкасаться с темами (понятиями) не совсем ему близкими. В своем колледже мы проводили, в частности, бинарные уроки по ИТ и Технологии производства по разделу "Программирование". Учащиеся разрабатывали программы по Техн. пр-ва. Каждый преподаватель контролировал свою часть работы студента, невольно обучаясь терминам, понятиям или навыкам по другой дисциплине. Специалисты - компьютерному аспекту, я вникала в особенности специальности. Это интересно для учащихся, полезно - для преподавателей.


Л.З.Сидорова: КорешковаИ.А. Интегрированные занятия - вещь дельная. Но сейчас в педагогическом колледже мы уже от них отходим, так как пришли к пониманию важности реализации межпредметного подхода в проектной деятельности. В частности, наши студенты при подготовке к педагогической практике разрабатывают проекты уроков, внеучебных мероприятий и др., где комплексно учитывают педагогический, психологический, здоровьесберегающий, предметный компоненты. При этом, как я уже отметила выше, ведем интеграцию по линии формирования у студентов сквозных (надпредметных) компетенций. В частности, на когнитивном уровне - по саморегуляции и работе с информацией, на коммуникативном - способы коммуникации и т.д. В этой работе много проблем, но в логике реализации междисциплинарного взаимодействия подготовлены программы курсов "Основы учебно-исследовательской деятельности студента", "Основы самообразования", "Основы развития саморегуляции". ВСе они направлены на регуляцию педагогических рисков снижения качества образования и помогают нам в колледже способствовать достижению эколого-информационной безопасности УВП. Учитывая, что мы работаем с Вами на уровне среднего профессионального образования, видится ли Вам важным реализация данных посылов средствами межпредметной интеграции?

Николаева В.А.: Уважаемые коллеги! В ближайшем будущем планируется широкое (если не повсеместное) внедрение профильного обучения в школе. При этом возникает заинтересованность в элективных курсах. Вы уже сказали на этом форуме о межпредметных связях, где одним из предметов выступают информационные технологии. Какие темы элективных курсов, базирующихся на гуманитарных или технических предметах с одной стороны, и на информационных технологиях - с другой, вы могли бы предложить? Может быть, у вас есть уже такой опыт или есть какие-то идеи?

Л.З.Сидорова: Николаева В.А. В нашем педколледже разработан цикл элективных курсов для педагогического профиля школы. Практически все предметы на основе интеграции. Особый акцент сделан в курсе "Основы учебно-исследовательской деятельности" и "Основы самообразования", где идет отработка способов работы с информацией и проектное обучение.

Полле Н.О.: Недавно мне предложили вести элективный курс "Химия в быту", можно сказать что здесь необходимо проведение межпредметных связей с информатикой. При обсуждении бытовых проблем (пятна, загрязнения, потемнение изделий и др.), курс подразумевает их разрешение на уровне применения, но зачастую, чтобы аргументировать действия, необходимо показать химизм того или иного процесса, а наглядно не все реактивы имеются в школьной лаборатории, вот тогда на помощь приходит компьютер и диски по химии, которые наглядно на молекулярном уровне могут объяснить происходящее. Для меня странно, что эта тема форума столь популярная в прошлом году, в этом - неактуальна?

Вероника : У нас в школе идут занятия по программе интегрированного курса информационных технологий и изобразительного искусства, разработанного совместно учителем информатики и ИЗО, правда курс предназначен для учащихся среднего звена. Работаем уже два года, в 5-6 классах, седьмой пока только начали. В старшх классах, курса нет, но сотрудничество с учителями-предметниками достаточно тесное. Работа идет по проектному методу. Работа в определенной программной среде осваивается рамках изучения некоторой проблемы. Так были проекты информатика-биология "Многообразие животного мира", информатика-история "Война в истории нашей страны", небольшой проект по химии "Алкены" "Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе", и другие небольшие. Естественно, работа требует значительных трудозатрат, но результаты устраивают и учителей, и детей.

Юрченко : Вероника пишет: Естественно, работа требует значительных трудозатрат, но результаты устраивают и учителей, и детей. Уважаемые коллеги! В нашем учебном заведении межпредметные связи широко используются при подготовке студентов по специальности секретарь-референт для контроля (рубежного и итогового) результатов обучения. Это совместная работа преподавателей по информационным технологиям, по делопроизводству и производственному обучению. При обучении этой специальности возникла необходимость в проведении бинарных уроков для рубежного контроля по производственному обучению и спец. предметам: делопроизводство и компьютеризированное делопроизводство. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта, а именно, обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Последний урок при изучении темы «база данных» по дисциплине информационные технологии проводится в виде зачетного занятия, на котором обобщаются знания по определенным темам машинописи, делопроизводства и компьютеризированного делопроизводства. Защита экзаменационной работы студентами - это итоговый контроль. Одним из условий защиты работы является ее выполнение не только на бумажной основе, но и с использованием информационных технологий. Применение информационных технологий, а именно компьютерных презентаций для защиты выпускной работы сразу же поднимает эту защиту на качественно новый уровень. Данная форма проведения защиты способствует: приобретению навыков отбора, систематизации и структурирования информации; приобретению навыков представления информации; приобретению навыков публичного выступления и ведения дискуссии; у студента появляется дополнительная возможность иллюстрации защиты своей работы; применение эффектов анимации позволяет привлечь внимание и поддержать интерес аудитории.

Л.З.Сидорова: Юрченко пишет: При обучении этой специальности возникла необходимость в проведении бинарных уроков для рубежного контроля по производственному обучению и спец. предметам: делопроизводство и компьютеризированное делопроизводство. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта, а именно, обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. У нас в педагогическом колледже реализуется данный подход через занятия - презентации проектных достижений студентов и др. формы представления результатов проектной деятельности. Пришли к выводу, что эффективен междисциплинарный экзамен в рамках итоговой государственной аттестации. Для этого рабочей группой преподавателей разработали специальные программы к его реализации и методические рекомендации.

Николаева В.А.: Уважаемая Вероника! Большое Вам спасибо за ответ. Хотя проекты, мне кажется, это - не совсем элективные курсы. Скажите, пожалуйста, а в рамках тех проектов, которые Вы назвали, как используются информационные технологии? Ученики делают презентации, или веб-сайты, или анимационные проекты, или что-то еще?

Вероника : Николаева В.А. пишет: цитатаХотя проекты, мне кажется, это - не совсем элективные курсы Естественно, просто это пока наши первые шаги. Прежде, чем готовить курс, нужно посмотреть, как это будет работать. По крайней мере, что показал наш первый опыт работы. Например, проект "Война". Задача была у меня - изучение HTML. Я пошла по предметникам: "Давайте обдумаем тему, которая достаточно объемна, чтобы заниматься ей на протяжении нескольких занятий." В связи с 60-летием Победы, решили выбрать работу по данному направлению. Некоторое время занимал подготовительный этап. Несколько вводных уроков по истории и начальные понятия о гипертексте. Затем непосредственно, разбиение на группы, определение каждому задания и работа по поиску информации. Каждый из учеников должен реализовать работу в виде Web-страницы. Т.е. сначала создавалась самая простейшие страницы, потом рассматривалось как подключить иллюстрации, потом страницы связывались гиперссылками, рассматривалось как оформить расположение в виде таблицы, в процессе работы оказывалось необходимо познакомиться с основами Photoshop, и т.д. Таким образом если рассмотреть изучение данную тему по информатике в связи с изучением периода 1939-1945 гг, на который в учебнике истории отводится три параграфа, мне кажется более продуктивным, нежели абстрактное изучение: написали такие-то теги, сохранили, посмотрели. В этом случае чаще всего на страничках пишется: "Здесь будет текст..., гиперссылка1... и т.д."

Данилова Анна: Вероника пишет: цитатаИнтегрированные курсы, устанавливающие межпредметные связи, требующие углубленных знаний в нескольких областях... Давйте поделимся опытом Куосов я не разрабатывала, но вот уроки интегрированныей проводила. Например, обобщение по теме "Площади поверхностей". Интегрировали геометрию, черчение, информатику. Класс разделила на две группы, каждая из которых спроектировала модель замка. Замок должен был составлен из различных пространственных фигур: конусов, призм, пирамид, правильных многогранников. Модель замка разборная, изготавливается из бумаги. Эти модели ребята принесли на урок, который проходил в кабинете информатики, где ребята должны были с помощью электронных таблиц расчитать ,сколько краски, понадобиться, чтобы покрасить такой замок. Урок проходил в форме ролевой игры (две строительные организации получили задание на покраску замков). Можно было бы подключить и психолога для оценивания взаимодействия в группах. (Эта идея пришла сейчас). Урок проводила в индустриальном колледже. Результаты урока превзошли мои ожидания. А ведь с помощью таких пытливых информатиков, как вы, уважаемые коллеги, можно было подключить компьютерные технологии для моделирования замка. И т.д...

Вероника : Данилова Анна пишет: цитатаЗамок должен был составлен из различных пространственных фигур: конусов, призм, пирамид, правильных многогранников. Классная идея, попробую.

ElenaEK: Можно предложить следующие темы для межпредметных, интегрированных с ИТ, элективных курсов: моделирование и (или) решение задач в интерактивной среде "Живая физика" (физика-информатика) и "Живая геометрия" (математика-информатика)

Zueva_L: ElenaEK пишет: цитатамоделирование и (или) решение задач в интерактивной среде "Живая физика" (физика-информатика) и "Живая геометрия" (математика-информатика) Если я ничего не путаю, то мне кажется есть ткие электронные учебники

ElenaEK: Zueva_L пишет: цитатаЕсли я ничего не путаю, то мне кажется есть ткие электронные учебники Во-первых, на мой взгляд, наличие учебников по предмету вовсе не означает, что этот предмет не стоит преподавать. Во-вторых, что касается программы "Живая физика", то существует учебно-методический комплект, включающий руководство пользователя, а также отдельные разработки компьютерных экспериментов по механике и электростатике. Эти разработки нельзя назвать учебником, но вполне можно взять за основу для начального уровня освоения среды со школьниками. А для "продвинутых" пользователей среда "Живая физика" благодаря высокой степени интерактивности позволяет моделировать новые и более сложные физические ситуации.

Данилова Анна: ElenaEK пишет: цитатаА для "продвинутых" пользователей среда "Живая физика" благодаря высокой степени интерактивности позволяет моделировать новые и более сложные физические ситуации. Так хочется "продвинуться"...

Zueva_L: ElenaEK пишет: цитатаВо-первых, на мой взгляд, наличие учебников по предмету вовсе не означает, что этот предмет не стоит преподавать. Никто и не говорит об этом, я имела в виду "За чем изобретать велосипед, если он уже изобретен? " ElenaEK пишет: цитатаЭти разработки нельзя назвать учебником, но вполне можно взять за основу для начального уровня освоения среды со школьниками. А для "продвинутых" пользователей среда "Живая физика" благодаря высокой степени интерактивности позволяет моделировать новые и более сложные физические ситуации. Не совсем поняла Вашу мысль: для начального уровня - подходит школьникам, а продвинутые - используют для более сложных экспериментов. получаеться, что в среде находится материал, расчитанный на разноуровневое обучение? Тогда все-таки, почему это не ЭУ? Чего не хватает?

Вероника : ElenaEK пишет: цитатамоделирование и (или) решение задач в интерактивной среде "Живая физика" (физика-информатика) и "Живая геометрия" (математика-информатика) Вообще-то серия уроков по работе в среде "Живая геометрия" у меня подготовлена давно, сейчас начали работать с 7 классом. В рамках кружка.

Prosvirnina: В свою очередь хочется предложить следующие темы, по моему мнению, очень интересные в плане межпредметных связей по МХК, литературе и ОиВТ: "Лермонтов-поэт и художник", "Маяковский-поэт и художник", "Звукопись Андрея Белого " и т.д. Тем очень много!

ElenaEK: Zueva L пишет: цитатаТогда все-таки, почему это не ЭУ? Чего не хватает? "Живая физика" - это программная среда для построения физических анимаций. Компьютерная лаборатория содержит шкаф с физическими объектами (бруски, шары, тросы и т.д.) и меню, позволяющее накладывать определенные физические условия (менять трение, упругость, гравитацию и т.д.). Одновременно можно проводить измерения различных физических величин. Число возможных экспериментов, их сложность ограничиваются только воображением ученика. По сути, эта программа позволяет проводить индивидуальное обучение с мотивированными школьниками. Другая возможность интеграции с ИТ - создание предметных анимаций (FLASH). В нашей школе начальный опыт такой работы имеется по химии. Цель такого курса - расширение знаний по предмету (химия) и освоение программы Flash (информационные технологии).

Zueva_L: ElenaEK пишет: цитата"Живая физика" - это программная среда для построения физических анимаций. Всё ясно..

Zuzina: ElenaEK пишет: Можно предложить следующие темы для межпредметных, интегрированных с ИТ, элективных курсов: моделирование и (или) решение задач в интерактивной среде "Живая физика" (физика-информатика) и "Живая геометрия" (математика-информатика). Ответ: Я с вами полностью согласна, но позволю заметить, что "ЖГ" может использоваться не только на информатике или математике, но и на физике, уроках черчения, технологии рисунка или моделирования, проектирования и т д. Это очень мобильная программная среда. Спасибо!.

Zuzina: Добрый вечер! Пообщаюсь сама с собой, так как не дождалась реакции коллег. Что касается межпредметных связей, то очень хорошо, на мой взгляд, сочетаются такие предметы, как история и МХК, химия и ИТ, компьютерная география, различные развивающие курсы. Интересно, что в блоке дополнительного образования можно создавать такие направления, как компьютерное моделирование, проектирование и др. Конечно же, все это возможно и в дистанционном виде.

Pashhenko: Zuzina пишет: quote:Что касается межпредметных связей, то очень хорошо, на мой взгляд, сочетаются такие предметы, как история и МХК, химия и ИТ, компьютерная география, различные развивающие курсы. Я бы добавила еще физику- экологию - информатику и астрономию - информатику. Защитила и утвердила элективный курс "Нить в лабиринте или как рассчитать погрешности измерения" (физика - математика - информатика). Погрешности измерения достаточно скупо рассматриваются в школьном курсе физики, поэтому встала необходимость создания данного курса. И.В.

Zueva_L: Pashhenko пишет: quote:Защитила и утвердила элективный курс "Нить в лабиринте или как рассчитать погрешности измерения" (физика - математика - информатика). Вас можно поздравить?! А где Вы его защищали: у себя в школе на МО или выходили "на город"?

Кинцель А.Е.: Zuzina пишет: Что касается межпредметных связей, то очень хорошо, на мой взгляд, сочетаются такие предметы, как история и МХК, химия и ИТ, компьютерная география, различные развивающие курсы. Интересно, что в блоке дополнительного образования можно создавать такие направления, как компьютерное моделирование, проектирование и др. Конечно же, все это возможно и в дистанционном виде. А разве не сочетаются хорошо биология и химия (биохимия), биология и информатика (новые компьютерные технологии), биология и математика (решение различного рода задач). Главно, чтобы была цель, а интерграция произойдет сама собой

Хуторской А.В.: Вероника пишет: quote:Большой резонанс получили результаты тестирования, проведенного по программе PISA В декабре 2005 года я побывал на одном из собраний организаторов ПИЗЫ в России. Мои заметки не столь однозначны, и называются "Пиза и компетенции. О том, как организаторы исследований Pisa пытаются приспособить модные компетенции, но пока это у них не получается". - http://www.eidos.ru/avh/be/20051205/index.htm

Л.И.Шеина: В школе любим проводить воспитательные коллективные творческие дела на основе пежпредметных связей. Так проводили декаду творчества Владимира Семеновича Высоцкого "Песни Высоцкого поем вместе с Владимиром Семеновичем Высоцким". при подготовке - сплошные МПС : литература, история, изобразительное искусство, история театра и кино, компьютерные технологии, музыкальная грамотность, цифровая фотография и пр. Все участники испытали себя в роли исследователя творчества Высоцкого во всех его аспектах. Все, кто заинтересуется ме тодикой проведения этого КТД, обращайтесь.

olga-sorokina: Здравствуйте! Мой путь к этой проблеме оказался намного короче. В этом году после долгого перерыва работы в старших классах я оказалась классным руководителем 9 класса. Это дети 1990-92 года рождения, сверстники моей дочери. Первая встреча повергла меня в шок: я шла к взрослым людям ( судила по собственному ребенку), а пришла к малышам! Причины этого вижу в том, что мы излишне опекаем детей,стараемся контролировать каждый их шаг, подсказываем, предостерегаем, а нужно дать им возможность набить свои шишки. Когда-то я корила себя за то,что не помогала делать дочери домашние задания. Она только и слышала: "У тебя ошибки. Ищи" Сейчас она -десятиклассница,победительница всяческих конкурсов и олимпиад, я никогда не вмешиваюсь в ее подготовку к урокам. Значит, я поступала правильно?

Кинцель А.Е.: olga-sorokina пишет: я шла к взрослым людям ( судила по собственному ребенку), а пришла к малышам! Причины этого вижу в том, что мы излишне опекаем детей,стараемся контролировать каждый их шаг, подсказываем, предостерегаем, а нужно дать им возможность набить свои шишки. Когда-то я корила себя за то,что не помогала делать дочери домашние задания. Она только и слышала: "У тебя ошибки. Ищи" Сейчас она -десятиклассница,победительница всяческих конкурсов и олимпиад, я никогда не вмешиваюсь в ее подготовку к урокам. Значит, я поступала правильно? Я всегда воспринимаю детей взрослыми. Так с ними даже легче найти общий язык. Они чувствуют такое отношение. Если их опекать слишком много, то в жизни они просто не смогут сразу найти общий язык с окружающими. Вообще, нужно в школу побольше мужчин. Извините, но женжины дей твитель иногда очень уж по матерински заботятся о детях.

Иванова И.А.: Хочу поделиться опытом с коллегами, преподающими биологию в профильных гуманитарных классах. Мною удачно реализовывается интегрированный элективный курс "Экология. Цивилизация. Культура", разработанный В.М. Назаренко и опубликованный в одном из номеров "Экологического вестника". Этот курс представляет исторический, эволюционный, культурологичекий подходы к изучению вопросов экологии. Творческие, эвристичекие задания, рефераты, исследовательские работы имеют не только биологичекое содержание, но очень удачно включают исторические факты объекты культуры. Если говоритиь о введении профильного образования, то неизбежно встает проблема "ущемления" непрофильных предметов и тогда интегрированные элективные курсы, как например, адаптированный мной "Экология. Цивилизация. Культура", являются удачным управленческим решением. Я думаю, что будущее элективных курсов именно в их иентегративном характере. С уважением,

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Межпредметные связи - одна из наболевших проблем, у меня, по крайней мере... Решение ее я вижу не только в применении интегрированных уроков, элективных курсов, внеклассной работе. Вы сталкивались с тем, что при объяснении темы, требующей опоры на знания других предметов, приходится сначала объяснять ее с точки зрения этого предмета, а потом реализовывать собственные задачи. Приведу пример: 5 класс, ПМК Роботландия, исполнитель "Конюх", чтобы решить задачу требуется умение определять адрес клетки (координату), хорошо, если дети умеют играть в шахматы - проблем нет, а если нет, приходится объяснять как определить адрес клетки, а затем знакомить с задачей. И это лишь самый простой пример. Одним из решений данной проблемы, на мой взгляд может явиться соотнесение программного материала по всем предметам, хотя бы частичное, но практика показывает нереальность этого намерения силами одного учителя. Работа должна быть комплексной. Соотнесение не есть изменение программы, а лишь ее корректировка с ориентацией на другие предметы, как бы создание единого информационного потока.

Иванова Л.А.: Полищук С.Г. пишет: Соотнесение не есть изменение программы, а лишь ее корректировка с ориентацией на другие предметы, как бы создание единого информационного потока. Здравствуйте! Меня как физика очень волнует проблема межпредметных связей физики и математики. Полностью согласна с Вашим мнением о корректировке программ. Математики ответьте, могли бы вы поставить тему изучения производной в начало учебного года 10 класса, в связи с тем, что изучение таких понятий как координата, скорость, ускорение связаны через производную.

Полле Н.О.: Я с вами абсолютно согласна, конечно пересмотреть все программы одному учителю нереально, неужели институты, отвечающие за разработку программ не могут определиться с последовательностью тем в каждой возрастной категории, в то время как межпредметные связи способствуют решению трех главных дидактических задач: 1) повышению научности и последовательности учебной информации; 2) стимулированию познавательных интересов и активного отношения обучающихся к усвоению знаний; 3) воспитанию научных убеждений. Что нам и надо для формирования у ребенка целостного восприятия мира.

olga-sorokina: По настоящему прочувствовала эту проблему в прщлом году,когда пришлось поработать одновременно учителем литературы, русского языка и истории. До сих пор не перестаю удивляться тому, как нелепо составлены программы и учебники смежных учебных предметов. Например, тема " Древняя Греция" изучается по истории в 5 классе, а " Мифы Древней Греции" на литературе - 6-ом! И такое на каждом шагу. Как было здорово, когда я могла объединять эти темы и вести параллельно на разных уроках. Знания детей оказались глубже и устойчивее! Я думаю, что такие проблемы каскаются взаимодействия математики, физики, химии и др. учебных предметов. Неужели никто не догадается проводить изучение смежных тем на разных уроках( по предметам) параллельно?

Шулепова Т.В.: olga-sorokina пишет: Я думаю, что такие проблемы каскаются взаимодействия математики, физики, химии и др. учебных предметов. Неужели никто не догадается проводить изучение смежных тем на разных уроках( по предметам) параллельно? Меня постоянно интересует тот же вопрос. Например, по математике изучают стандартный вид числа вскользь, а в 7 классе по химии масса задач с использованием темы. По биологии 10 класса изучаем белки в начале по большинству программ, а по хими в конце. и много подобного. Но, если удается совместить дисциплины, то получаются просто суперуроки. У меня был очень удачный опыт с уроком по биологии-химии "Нормы питания, расход энергии". 2 часа, 2 педагога, но ведущая роль моя. Очень удачно получилось. А моментов интеграции в моей практике уйма. приходится в достаточной мере владеть и химией, и физикой, и географией, и даже математикой. Продумываю интеграцию с информатикой, но пока нет техники. Есть разработки, но использовать не могу. Вот это, действительно проблема.

Шулепова Т.В.: Да, совсем забыла. для проведения таких уроков лучше бы было иметь достаточную квалификацию одного педегога, чем использовать двух-трех.

Хисаметдинов А.А: Шулепова Т.В. пишет: Да, совсем забыла. для проведения таких уроков лучше бы было иметь достаточную квалификацию одного педегога, чем использовать двух-трех. Единственная проблема - какой это предмет будет, и как его оплачивать будут, (если ты физик и информатик, или информатик-математик это одно) а если иначе, тогда как?

Кинцель А.Е.: Шулепова Т.В. пишет: Но, если удается совместить дисциплины, то получаются просто суперуроки. У меня был очень удачный опыт с уроком по биологии-химии "Нормы питания, расход энергии". 2 часа, 2 педагога, но ведущая роль моя. Очень удачно получилось. Считаю не всегда обязательным присутствие на уроке 2-3 преподавателей для проведения интегрированного занятия. Например, биология с химией настолько взаимосвязаны, что проводя уроки биологии, можно обойтись без преподавателя химии, потому что белки, например, это та же биохимия и биологи этой темой прекрасно владеют сами.

Катерина Волкова: olga-sorokina пишет: По настоящему прочувствовала эту проблему в прщлом году,когда пришлось поработать одновременно учителем литературы, русского языка и истории. До сих пор не перестаю удивляться тому, как нелепо составлены программы и учебники смежных учебных предметов. Например, тема " Древняя Греция" изучается по истории в 5 классе, а " Мифы Древней Греции" на литературе - 6-ом! И такое на каждом шагу. Как было здорово, когда я могла объединять эти темы и вести параллельно на разных уроках. Знания детей оказались глубже и устойчивее! Я думаю, что такие проблемы каскаются взаимодействия математики, физики, химии и др. учебных предметов. Неужели никто не догадается проводить изучение смежных тем на разных уроках( по предметам) параллельно? Здравствуйте! Обсуждая тему межпредметных связях, мы забываем, что в советской школе им уделяли большое внимание. Вспоминаю методические пособия, изданные в то время: толстые солидные книги в твердом переплете. В этих "фолиантах" обязательно к каждому уроку были прописаны не только цели и задачи урока, но и межпредметные связи, которые можно было задействовать на занятии. Я преподаю историю и полностью согласна с автором, которого процитировала. С переходом на концентрическую систему преподавания истории полностью было разрушено то, что создавалось не одно десятилетие. Раньше при изучении темы "Восстание под предводительством Е. Пугачева" я знала, что учащиеся на уроках литературы изучают "Капитанскую дочку". А при изучении темы "Отечественная война 1812 г." могла опереться на знание учащимися "Войны и мира". Все это кануло в Лето. Да, можно разрабатывать отдельные уроки, построенные на использовании межпредметных связей, но, если Министерство образования и составители программ будут и дальше столь "удачно" экспериментировать, создание межпредметных связей - этих мостов и мосточков над необъятным морем знаний, ограничится деятельность только педагогов -энтузиастов.

Лукашова М.К.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Считаю, что межпредметые связи возможны не только между родственными предметами. Работая в 9 классах я провожу интегрированный урок математика-литература под названием "Произведения А.С. Пушкина и "золотое сечение"".

olga-sorokina: Думаю, что межпредметные связи возможны на любых уроках. Однако, есть такие предметы, где они просто необходимы для успешного усвоения материала учащимися. В нашей школе есть опыт изучения темы "Первая половина XIX века" методом погружения, когда абсолютно все уроки готовились по этой теме. Так вот, учащиеся показали глубокое понимание темы, у них сложилось целостное представление об этом периоде"История,литература, химия, танцы - все вместе сумели рассказать об этом периоде.

skorpi_26: Математики ответьте, могли бы вы поставить тему изучения производной в начало учебного года 10 класса, в связи с тем, что изучение таких понятий как координата, скорость, ускорение связаны через производную. Добрый вечер! Эта проблема возникает и в нашей школе. связь не только производной в курсах алгбры и физики. А понятие степени с отрицательным показателем, стандартного вида числа?... Мы связаны программой, учебниками. как бы то ни было - все это должно быть согласовано выше, теми, кто рекомендует учебники, т.е. Министерству образования. Как же мы выходим из этой ситуации? Работаем в тесном контатке: и физики, и математики. Но проблема еще состоит в том, что многим нашим ученикам нелегко применить математические знания в другие предметы, и, наоборот, решать задачи физического, химического содержания на уроках математики. причем в своем предмете они решеют задачи неплохо. Поэтому тема эта так же актуальна, как и многие годы назад. И надо находить новые технологии в разрешении проблемы.

Рябинина Л.В.: Здравствуйте, уважаемые колллеги. Я учитель информатики. Думаю, что у нашего предмета большой потенциал в реализации межпредметных связей и многие проблемы других предметов могут быть решены средствами ИКТ. У нас в лицее практически все учителя-предметники используют проектный метод обучения: дети создают компьютерные проекты, которые затем представляют-защищают на уроках истории, биологии, литературы. Пишите, с удовольствием поделимся опытом.

Полищук С.Г.: В корпусе, на кафедре "Математики Физики Информатики", у нас сложилась неплохая практика соотносить и корректировать каледарно-тематическое планирование. В свою очередь, на уроках информатики, использую такие задания, которые требуют от учащихся ЗУН-ов, полученных на других предметах. Задания могут опираться на изучаемую тему, как, например, "Решение квадратных уравнений" на математике и "Математические функции в Excel" на информатике. Удачным оказалась практика создания справочных тетрадей по основным предметам в MS Word. Межпредметные связи способствуют объединению отдельных образовательных областей в одно пространство, возникает неразрывность учебного процесса. Кроме того, ученики начинают не просто лучше заниматься, они начинают осознавать, что получаемые ими на уроках знания относятся не к разным предметам, оторванным от жизнедеятельности вне школы, а наоборот, помогаюшим им ориентироваться в ней.

Бояркина В.И.: Николаева В.А. пишет: Какие темы элективных курсов, базирующихся на гуманитарных или технических предметах с одной стороны, и на информационных технологиях - с другой, вы могли бы предложить? Может быть, у вас есть уже такой опыт или есть какие-то идеи? Я в школе преподаю ТРИЗ (Теорию решения изобретательских задач) . За 12 лет наработан ряд интегрированых с ТРИЗ уроков по разным предметам для 5-9 классов. Основная цель этих уроков - дать детям возможность проявить и развить свои способности к творческому мышлению, применить получаемые в школе знания для решения реальных технических и научных проблем, для генерации идей по применению изучаемых законов, явлений и т.д.

Конопацкая И.И.: skorpi_26 пишет: Но проблема еще состоит в том, что многим нашим ученикам нелегко применить математические знания в другие предметы, и, наоборот, решать задачи физического, химического содержания на уроках математики. причем в своем предмете они решеют задачи неплохо. skorpi_26 Меня, физика по образованию и одновременно преподавателя информатики в школе, эта проблема очень волнует. Например, в прошлом году, работая с учащимися 11 класса, большинство из которых собиралось поступать в технические ВУЗы, предложила им в качестве самостоятельной работы по теме «Моделирование» подготовить проекты решения некоторой (самостоятельно выбранной) задачи из курса физики средствами ИКТ. Учащиеся до этого освоили навыки программирования в среде Delphi. Мне казалось, что такая работа должна быть интересна и полезна учащимся, готовящимся к выпускным экзаменам. К сожалению, столкнулась с беспомощностью большинства учеников, как в части знания вопросов из курса физики, так и математики, в частности, тригонометрии. Всё это свидетельствует о том, что, зачастую, знания, полученные в школе, не формируют целостную картину мира, а остаются «запихнутыми» в головы детей «разноформатными кубиками». Это вина нас, педагогов. Думаю, что проектная деятельность, безусловно, может способствовать развитию умения увязывать знания, полученные на отдельных уроках, между собой и творчески применять их при решении конкретных задач. Однако при нынешней перегруженности (по часам) школьной программы довольно трудно выделять учащимся время на проектную деятельность. Не говоря уж о ресурсах педагога. Таким образом, затронутый в данной дискуссии вопрос, выходит на уровень КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21 века.

Елена Гудкевич: У меня как учителя МХК (не побоюсь громкого слова) миссия - выстраивать межпредметные связи, поэтому с интересом прочитала все выступления на этом форуме. Хорошо, что в школьной программе есть предметы, подобно моему. Приезжавшие этим летом к нам в школу для обмена опытом коллеги из Южной Кореи искренне недоумевали, зачем нужен ещё и МХК, когда есть такие отдельные предметы как история, музыка, ИЗО, литература. И тогдая нарисовала им картинку современного дома-башни, где живут знания в головах наших учеников и занимают как бы отдельные квартиры. Если представить многоэтажный дом как образ полученных ими гуманитарных знаний, то на первый этаж они поселят неких исторических персонажей, на второй этаж – толпу иностранцев, говорящих на разных языках, на третьем будут пылиться толстые книги художественной литературы, на четвёртом звучать одновременно все оперные арии, а под потолком будут парить обрывки философских идей. Причём, на каждый этаж будет вести своя лестница и «жильцы» разных этажей не будут никогда встречаться. Вероятно, многие из вас в своём опыте сталкивались с этой проблемой. Дети ищут ответы на наши вопросы на одном этаже, даже не пытаясь спросить соседей снизу. По вине нашей предметной системы, они мыслят линейно, не соединяя знания по разным дисциплинам воедино. Тут корейцы быстро согласились, что эта проблема и у них существует. Необходимость межпредметных связей была осознана педагогами давно. Известно, что ещё в позапрошлом веке великий педагог Ян Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы. Между прочим, в США интегрированный курс «Общественные науки» появился в 50-ых годах прошлого века. А мы всё дискутируем... Что касается Информационных технологий (не информатики, а именно технологий!), то тут, как говорится, карты нам в руки. Я считаю, что совоение компьютерных программ должно проходить не по каким-то абстрактным учебным планам, а разрабатываться в первую очередь как служебный инструмент учащегося в каждой школе в контексте с учебными задачами данной школы и в тесном контакте с учителями предметниками. (презентации докладов, илллюстрации литературных произведений в граф. редакторах, да мало ли что ещё!).

Иванова И.А.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне хотелось бы затронуть проблему прикладного использования информационных технологий в преподавании любых предметов: будь то гуманитарные или естественнонаучные. Мы давно и успешно применяем мультимедийные презентации, созданные детьми для представления своих рефератов, докладов, исследовательских работ, имеем образцы электронных пособий, также сделанных детьми, представляющие сборники кроссвордов, структурированной информации по темам недостаточно освещенных в учебниках и содержащих новые данные. Вообще сложилась практика: принимаем работы только исполненные с учетом всех требований к печатным работам. А какие еще возможности информатики можно использовать в преподавании предметов? К сожалению не все учителя информатики отзывчивы к нашим просьбам: обучить технологии создания презентаций и др. Как в ваших школах решаются проблемы интеграции именно информатики с другими предметами? С уважением, Иванова И.А.

Иванова Л.А.: Я как учитель физики остро ощущаю необходимость такой интеграции по крайней мере с предметом математики. Не совпадает очередность изучения тем, "камнем преткновения" является обозначение буквенных величин. Следует отметить положительную тенденцию в математике 2100, где дети с начальной школы легко владеют действиями с буквенными величинами, что очень упрощает работу на уроках физики.

Лукашова М.К.: Постоянно работаю в содружестве с учителем физики в моей школе. Корректируем тематические планы по возможности. Так в 7-м классе при изучении темы "степень с натуральным показателем", расширяю до темы "степень с целым показателем"

Оданович М.В.: Проблему интенграции предметов необходимо рассматривать шире. Не только когда один предмет является базой для изучения другого, а все таки для целостного восприятия об образа. В прошлом году учащимся 7-х классов был предложен проек "Кошка", как внеклассное мероприятие по предметам не только естественно-математического цикла. Ребята, которые интересуются физикой и математикой ффизико-математиечскую модель, влюбденные в литературу напмисали стихи и рассказы о своих любимцах, интересуюшиеся биологией стали организаторами выставики кошек. Смысл интеграции сводится к следующему объект изучение один (кошка), а премет изучения разный, то есть рассматриваются разные аспекты. А если рассматривать и информационные технологи, то еще более разнообразные будут точки соприкосновения. Спасибо вы подняди очень интересную и сложную тему.

Иванова Л.А.: Оданович М.В. пишет: Проблему интенграции предметов необходимо рассматривать шире. Спасибо за отклик. Интеграция действительно более широкое понятие. Понятен механизм осуществления интеграции во внешкольных мероприятих, факультативах. А в рамках урока? Например тема физики: звук и его "технические" характеристики. А музыка, звуки издаваемые животными и т.д. Должно ли рассмотрение этих вопросов ограничится только дополнительным материлалом. Как сделать так чтобы на разных уроках дети видели, что изучают одно и то же явление, но с разных точек зрения? Например, периодическая система элементов. ученик часто "не видит", что это одна и та же таблица на уроках физики и химии.

Оданович М.В.: Иванова Л.А. пишет: Как сделать так чтобы на разных уроках дети видели, что изучают одно и то же явление, но с разных точек зрения? Предлагать задание интегративного содержания как можно чаще на уроках. Иванова Л.А. пишет: Например, периодическая система элементов. ученик часто "не видит", что это одна и та же таблица на уроках физики и химии. Чаще обращайтесь к ней, тогда у них будет развиваться непроизвольная память.

Горячева Л.Н.: Как учитель истории иобществознания я не могу без интеграции с другими предметами.Сегодня мне нужна межпредметная связь с литературой, завтра с Мировой художественной культурой, после завтра с экономикой, политикой, психологией и социологией. А без межпредметных связей мой предмет потеряет свой колорит, перестанет быть жизненным и понятным для восприятия детей.

Odinets: Горячева Л.Н. Вы употребляете синонимично межпредметные связи и интеграцию. В чем сущность интегративного подхода, с Вашей точки зрения? В чем проявляется принцип межпредметности?

Бушуева Л.Г.: Odinets пишет: В чем сущность интегративного подхода, с Вашей точки зрения? Интеграция - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение частей в целое. И должен это делать один предметник, а не 2-3, как принято, и у себя на уроке, и желательно почаще. Те же характеристики движения через производную в старших классах, законы Ньютона через анализ, обобщение или просто сочинение и пр. А межпредметные связи - взаимосвязь, формирование мировоззрения. Так?

Наталья Семенихина: Считаю, что преподавания предмета в чистом виде не существует. Всё взаимосвязано и интегрировано. Поэтому в своей практике преподавания математики использую связь не только с родственными маатематики предметами научно-естественного цикла, но и с гуманитарными ,как то русский язык, литерату, иностранный и, конечно, история. И обязательно нашим учащимся необходимо показать свой предмет в его прикладной направленостии и широкой взаимосвязи с другими науками. И постоянно проводя четкую параллель жизненности дисциплины. Ведь нашим ученикам интересен не сам по себе логарифм, а где он может понадобиться в жизни, а иногда и откуда он появился("да кто же его придумал", - реплика студента сегодня). При этом идет разносторонее развитие личности учащегося и подтверждение компетентности преподавателя. В свете новых стандартов образования этот момент преподавания со ссылкой на компетентностное обучение является одним из основных направлений образования.

Иванова Г.А.: Наталья Семенихина пишет: И обязательно нашим учащимся необходимо показать свой предмет в его прикладной направленостии Вот этого - то и не смогли сделать наши ребята на тестировании PISA, так как задания сами в своей формулировке несли практическую направленность, рассматривались конкретные ситуации, связанные с использованием в жизни знаний и умений, получаемых в школе. Статья о тестировании 2003 г с анализом результатов была в журнале "Народное образование".

Юлия Бондаренко : Иванова Г.А. пишет: Вот этого - то и не смогли сделать наши ребята на тестировании PISA, так как задания сами в своей формулировке несли практическую направленность, рассматривались конкретные ситуации, связанные с использованием в жизни знаний и умений, получаемых в школе. Противоречие, которое связано с образовательной политикой страны. Российское образование базируется на принципе фундаментализма и академизма, сторонники которого опираются на тезис "Знания - сила". Тестирование же, на мой взгляд, базируется на принципах политехнического образования, акцент которого на практицизм, культ действия. Данного противоречия не было бы, если бы основной идеей российского образования стала бы идея человекосообразности и эвристического подхода в образовании.

Горная Г.З.: Интегрированные курсы не будут нужны, если заново пересмотреть все учебные программы. Если в 5 классе по литературе изучается древнерусская литература, а по истории в это время - Древний Египет, то о какой интеграции можно говорить?

Иванова Г.А.: Горная Г.З. пишет: Интегрированные курсы не будут нужны, если заново пересмотреть все учебные программы. Но пересмотреть все учебные программы заведомо нереально. Может быть, это дело будущего. А межпредметные связи нужно развивать сейчас.

Просвирнина Т.Н.: Иванова Г.А. пишет: Но пересмотреть все учебные программы заведомо нереально. Может быть, это дело будущего. А межпредметные связи нужно развивать сейчас. Зачастую детям неитересна физика, химия, потому что они не улавливают связи данных предметов с окружающей их действительностью. Учитель, увлекаясь объяснением нового материала, забывает показать ребенку практичность применения данных знаний.

Кинцель А.Е.: Просвирнина Т.Н. пишет: Зачастую детям неитересна физика, химия, потому что они не улавливают связи данных предметов с окружающей их действительностью. Учитель, увлекаясь объяснением нового материала, забывает показать ребенку практичность применения данных знаний. Поэтому сейчас и ставят проблему, что многие наши предметы или темы этих предметов оторваны от реальности, от жизни. А мы забываем об этом.

Иванова Г.А.: Просвирнина Т.Н. пишет: Зачастую детям неитересна физика, химия, потому что они не улавливают связи данных предметов с окружающей их действительностью. Учитель, увлекаясь объяснением нового материала, забывает показать ребенку практичность применения данных знаний. Но виноваты в этом не химия, физика, а учитель! Это он увлёкся, это он не сформировал нужные знания и умения. Надо учителям адекватно оценивать именно свою деятельность и не забывать о практической направленности любого материала.

Катерина Волкова: Горная Г.З. пишет: Интегрированные курсы не будут нужны, если заново пересмотреть все учебные программы. Если в 5 классе по литературе изучается древнерусская литература, а по истории в это время - Древний Египет, то о какой интеграции можно говорить? Еще раз, добрый вечер! "Категорически" согласна с автором! Наверное, для меня это больная тема, раз я так живо радуюсь, встретив человека, считающего, что современная программа по истории буквально "уродует" школьников. Обидно, что этого не понимают разработчики программ. Столько уже было сказано о минусах двух концентров в образовании, а воз и ныне там!

Прохоренко lydmila: Как Вы считаете, нужно ли формировать знания, основанные на межпредмет-ных связях? Если да, то каким образом?

Кинцель А.Е.: Вероника пишет: Большой резонанс получили результаты тестирования, проведенного по программе PISA (Program for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Ключевой целью исследования являлось получение данных для ответа на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Напишите, пожалуйста, что это за программа - интересно было бы узнать.

Гриневич Л.А.: Кинцель А.Е. пишет: «Напишите, пожалуйста, что это за программа - интересно было бы узнать.» PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Тестирование по этой программе проводится среди 15-летних школьников раз в три года. В России тестирование проводится Центром оценки качества образования (www.ctnteroko.ru). Когда тестирование проходило в 2003 году, а результаты были обнародованы осенью 2004 года, то они были весьма неожиданными. Особенно удручает то, что по чтению Россия оказалась на 32 месте (из 40 стран). И это дети "самой читающей страны в мире". Впрочем, та страна называлась СССР. Кстати, по математике, наши дети оказались на 29 месте, а по естествознанию - на 24.

Кинцель А.Е.: Есть очень хороший курс по использованию компьютерных технологий в преподавании биологии - курс Козленко А.Г. Использовал ли этот курс кто-нибудь?

Кинцель А.Е.: Есть очень хороший курс по использованию компьютерных технологий в преподавании биологии - курс Козленко А.Г. Испотзовал ли этот курс кто-нибудь?

Юлия Бондаренко : Мне кажется, что именно особенность научной школы, ее научно-практический характер, когда фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными, способна решить это противоречие

Тианна: Всем добрый день! Помогите найти сайт, где будет о межпредметных связях истории и любого другого предмета.



полная версия страницы