Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Как работать с одарёнными детьми? » Ответить

Как работать с одарёнными детьми?

Зайцева Н. В.:

Ответов - 96, стр: 1 2 3 All

Кинцель А.Е.: Романов К.М. пишет: Участие в ( особенно в районных) олимпиадах приводит к неоднозначной реакции детей. Обиды на то, что городским школьникам помогают члены комиссии, приводят к тому, что дети отказываются от участия в олимпиадах. Такие обиды были всегда. Постоянно испытаваю их на себе. Я тоже член городской и областной комиссии по проверке олимпиадных заданий. Но мои ученики. занимали призовые места и до того, как я вошел в состав жюрю. Но сейчас постояно слышишь - раз он там, значит помогает. Так ведь легче всего найти причину своих неудач. А дстанционные олимпиады, при всей их полезности, тоже могут разочаровать кого то.

Фоменко: Я согласна с теми высказываниями,что работать с одарёнными детьми надо и на уроке и во внеурочное время. Но всё-таки, считаю, что начинать работу необходимо на уроке.Перед собой ставлю следующие задачи: выявить, развить и постоянно оказывать поддержку.Выявление осуществляю через решение проблемно-познавательных задач, дифференцированных заданий, написание творческих работ.Развитие детей происходит и на уроке и во внеурочной деятельности.Обязательно надо стимулировать одарённость и оказывать поддержку, потому что одарённые дети часто склонны к депрессиям. Нельзя оставлять их без своего участия и заинтересованности в их работах.

Докучаева Ирина: За одарёнными людьми-будущее.Я считаю, что нужно способствовать развитию одарённости в наибольшей степени. Для этого строить урок с расчётом на сильного ученика, хотя ЕГЭ призывает нас засучить рукава и заняться слабыми учениками.


Горбушин А.Г.: Организую работу с одаренными детьми индивидуально. На уроках эти ученики работают по особым заданиям (олимпиадные задачи). Работать с ними одно удовольствие. Сам всегда находишься в тонусе, подбирая интересные и более трудные задания. Дети сами стараются творчески мыслить (красивое решение задач меня восхищает, что главное не стандартное решение).

Валентина Ф.: Горбушин А.Г. пишет: Организую работу с одаренными детьми индивидуально. На уроках эти ученики работают по особым заданиям (олимпиадные задачи). Вы имеете ввиду детей, одаренных по своему предмету. А как они себя ведут в общественной жизни класса?

Алсаева Н.С.: Эта тема для меня очень интересна. я благодарю свою судьбу за встречу с такими детьми. Как с ними бывает сложно, и в то же время, интрересно! Конечно, такая работа требует индивидуальности. Развитие математических и лингвистических способностей - это пища для многих учителей. А мне было интересно работать ещё и на уроках естественного цикла. Основной мой девиз: "Найти, узнай, расскажи!" Большую помощь и уверенность в своих силах мне придал дистанционный курс "Как работать с одарёнными детьми". Обязательно пройдите этот курс в "Эйдосе"! Вы не пожалеете!

Алсаева Н.С.: " Работать с ними одно удовольствие. Сам всегда находишься в тонусе, подбирая интересные и более трудные задания. Дети сами стараются творчески мыслить (красивое решение задач меня восхищает, что главное не стандартное решение)" - Горбушин А.Г. Уважаемый коллега! я полностью с вами согласна! Действительно, работать с одарёнными детьми - одно удовольствие! Развитию детей очень помогали занятия по "Логике", где мы решали логические нестандартные задачи. Благодаря таким занятиям, мои дети неоднократно становились победителями городских предметных олимпиад по математике и русскому языку.

Алсаева Н.С.: Одарённость - качество индивидуальное! Одни дети успешны в предметах, другие - в спорте, третьи - в искусстве. Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества, помочь адаптироваться в социуме. Не секрет, что таким детям не всегда комфортно в нашем мире! Не все дети свою одарённость проявляют сразу и конкретно! В моей жизни встречались такие дети. К сожалению, при переходе в среднее и старшее звено, один такой уникум растерял на сегодняшний день свою индивидуальность. Та жажда познания, которая была у ребёнка, не пришлась по душе некоторым моим коллегам. Непонимание, непринятие, даже отчуждение - и ребёнок почти в середняках!!! К сожалению!

Алсаева Н.С.: Дорогие коллеги! Одним из критериев развития учебной одаренности считаю умение ребёнка найти материал по предложенной теме (на устных предметах в первую очередь), подготовить его и защитить на уроке. При такой защите своих работ ребёнок не только осваивает учебный материал, но и учится вести дискуссию, что в последующем ему обязательно пригодится. Защита у нас проходит в форме дискуссии по теме. Важно для ребёнка не потерять нить рассуждения - это очень сложно, но интересно и полезно... Готовят сам материал в форме письменных сообщений, оформляя рисунками, картинками по теме. Получаются непохие работы! В конце таких мини-конференций мы испытываем огромную радость от общения!

Барышева Л. В.: Как узнать этого одарённого ученика? И как его не потерять? Когда несколько лет назад я вела факультатив по информатике в 7 классе, я и не думала, что в 11-ом классе один из учеников займёт второе место в областной олимпиаде по информатике. Он проявил себя как одарённый ученик в 9-ом классе при повторении материала за 8-ой класс. Но он решал задачи только по программированию, всё остальное (ситемы счисления, алгебра логики, Excel, Word, ...) для него было (как он считал) не нужным. Приходилось ему давать задачи особые: "Составить программу перевода чисел, сложения в двоичной системе счисления" и т. д. Это привело к тому, что в 11-ом классе он "подумал" уйти из нашей школы в другую, потому что учитель информатики (т. е. я) его слишком много загружает.

Аношина Оксана Георг: Одарённые дети это залог успешности педагога. Для поиска таких детей в нашей школе проводится ежегодный Интеллектуальный марафон по разным направлениям. Его результаты помогают педагогам планировать процесс обучения одарённых детей, готовить их к предметным олимпиадам и конкурсам. Участие таких детей в конференциях помогает всем школьникам повысить мотивацию обучения. А труд педагогов становится более творческим и интересным.

Гусева Е.И.: Аношина Оксана Георг пишет: Для поиска таких детей в нашей школе проводится ежегодный Интеллектуальный марафон по разным направлениям. А как он проводится? Для всех учащихся или выборочно?

Аношина Оксана Георг: Интелектуальный марафон проводится для всех учащихся школы в несколько этапов: 1. По параллелям классов-отборочный тур. 2. 50%-от параллели классов по колличеству набранных баллов.(100 бальная оценочная система) 3. Участвуют те, кто набрал наибольшее кол-во баллов (финал) Примечание: марафонские задания по 4 направлениям(гуманитарное, физико-математическое, естественно-научное, иностранные языки). Оценивают результаты всех этапов марафона независимые разнопредметные комиссии.

Байракова С.А.: Байракова С.А. пишет У меня в классе разные ученики: есть слабые, есть средние (их большинство),еоть сильные.Я много внимания уделяю средним ученикам. Как же организовать работу на уроке (не в ущерб средним) одаренным ученикам? На уроках я использую игровую деятельность, т.к в игре проявляются способности и скрытые возможности учеников, при этом в игре участвуют все без исключения.

Бондаренко Ю.А: Аношина Оксана Георг пишет: Одарённые дети это залог успешности педагога. А что делать с неодаренными? Я за дифференциацию в обучении, но это не значит, что работать только с одаренными, чтобы повышать свой рейтинг в глазах той же администрации. Я принципиально работаю со всеми. За что была неоднократно "бита". Например, что спрашиваю на открытом уроке всех, а не тех, кто может ответить. За то, что никогда не делюсь на "сильных" и "слабых", и.т.д. К счастью, современные методики позволяют мне работать со всеми и всегда. Что касается одаренных детей, то есть дополнительные курсы, факультативы, структуры доп.образования

Алсаева Н.С.: Бондаренко Ю.А пишет: А что делать с неодаренными? Я за дифференциацию в обучении, но это не значит, что работать только с одаренными, чтобы повышать свой рейтинг в глазах той же администрации. Я принципиально работаю со всеми. За что была неоднократно "бита". Например, что спрашиваю на открытом уроке всех, а не тех, кто может ответить. За то, что никогда не делюсь на "сильных" и "слабых", и.т.д. К счастью, современные методики позволяют мне работать со всеми и всегда. Что касается одаренных детей, то есть дополнительные курсы, факультативы, структуры доп.образования Уважаемая Юлия Александровна! Я согласна с Вами, что детей одарённых и неодарённых нельзя граничить откровенно. В каждом слабом ребёнке можно найти изуминку. Если мы смотрим только учебную сторону, то мы скорее поступаем неправильно. Где грань между способным ребёнком и одарённым? Помогите развиться дару и мы получим замечательного, талантливого человека!!!

Матвейчук Н.Н.: Одаренные дети - этот термин чаще характеризует детей, преуспевающих в учебных предметах. Мне, как психологу, привычнее видеть одаренность в каждом ребенке. Поэтому мне близок взгляд Бондаренко Ю.А. на предмет разговора. Имеет смысл создавать для всех детей ситуацию успеха. А на предмет развития одаренности ребенка имеет смысл согласовать свои действия с родителями. Возможно, у родителя свои взгляды на развитие своего чада, и школа эта нужна ему как основа. Нужно будет более фундаментальное образование, родитель подключит своего ребенка к нему. Дифференциация заданий на уроке существовала во все времена. Аношина Оксана Георг пишет: Одарённые дети это залог успешности педагога. Непонятно. Вы их ищите, а не сами создаете?Оксана Георгиевна, а если у Вас не будет одаренных, Вы как Учитель будете неуспешны? И еще. Дайте детям возможность быть успешными, и у Вас появится много одаренных.

Новикова Е. И.: Матвейчук Н.Н. пишет: Одарённость - качество индивидуальное! Одни дети успешны в предметах, другие - в спорте, третьи - в искусстве. Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества, помочь адаптироваться в социуме. Такая работа должна вестись планомерно и на уроке и во внеурочное время особенно. В нашей гимназии такая работа ведется давно и плодотворно. Работает научное общество учащихся, система дополнительного образования. В кружках ДО и секциях научного общества с одаренными детьми можно работать по индивидуальному плану, не ограниченному рамками урока. И еще, обязательно такие учащиеся должны принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах конференциях. Это - реальная возможность оценить свои способности, и понять над чем стоит работать дальше.

Алсаева Н.С.: В практике нашей школы был случай, когда в конце года (в апреле месяце) ученика 1-го класса перевели в мой 2 класс. Я была не против такого решения, тем более, что учила его старшую сестру – умницу во всех отношениях. Это мальчик был «на голову выше» своей старшей сестры – со своим мнением, умением нестандартно мыслить, умением отстаивать свою точку зрения, умением вникать в суть поставленного вопроса, но отличался необузданным поведением. Он не понимал элементарных правил поведения. Легко справлялся со всеми предлагаемыми заданиями, находил несколько решений - приходилось постоянно его нагружать, что доставляло ему огромное удовольствие. Некоторые вопросы, что мы изучали в 1-м и 2-м классах, для него остались непройденными, и, при переходе в 5 класс, он споткнулся на углах по математике. Я согласна с Вами, что, изучая материал постепенно, по спирали, - закладывается фундамент будущих глубоких знаний. Благодаря своим способностям ему приходилось навёрстывать то, что он не изучал. В этом плане он хорошую поддержку получил от учителя математики, но из-за своего ершистого характера не нашёл общего языка с другими учителями. В последующем иногда даже ставился вопрос об отчислении из школы! Его призовые места по многим предметам спасают его!!! Вот так! Что Вы на это скажете?

Матвейчук Н.Н.: Хотя, конечно, остается вопрос. Обсуждаем одаренных, у которых одаренность - дар Божий, или это успешные, легко идущие вперед? Где грань? Алсаева Н.С. пишет: из-за своего ершистого характера не нашёл общего языка с другими учителями Да, трудно ребенку. Учитель математики, похоже, выстроил с учеником отношения. Получается, это возможно. В общении с такими детьми учителю не всегда удается успешно применить имеющиеся навыки. Общение с "одаренными" (а порой. и просто нестандартными) для многих учителей становится пыткой. Такие дети и наглые, и самоуверенные, и ...всякие разные. Понимать таких детей - это сверхусилие. Не каждый учитель готов это усилие осуществлять.

Алсаева Н.С.: В своей педагогической практике мне посчастливилось встретиться с действительно одарёнными детьми. Они с удовольствием выступали в роли консультантов и арбитров, при этом нисколько не чувствовали себя лидерами. Со стороны класса к таким детям не было негатива. Всё дело в том, как эту работу построить. Мы знаем, что каждый ребёнок – это Личность. И каждого считайте одарённым, потому что так считают себя дети и их родители. И они правы! Поэтому каждый ребёнок у меня может выступить в роли консультанта и арбитра. Сегодня это может быть очень сильный ученик, а завтра – обыкновенный троечник, который с заданием справился раньше всех! Озарило!!! Разве это плохо??? Благодаря такой работе действительно многие слабые ученики выправились и успешно закончили школу. Но, к сожалению, это был единственный класс, где все помогали друг другу. С остальными классами так не получилось.

Алсаева Н.С.: Уважаемые коллеги, ксожалению, проблема с одарёнными детьми всегда стоит остро. И то, что у них постепенно теряется интерес, во многом виноваты мы сами, дорогие коллеги. Печально, но среди нас есть учителя, которым сделать шаг влево, шаг вправо от составленного методически верного плана – катастрофа. Они не приемлют мысли, которые высказывают ребята на уроках, недовольны, когда дети начинают что-то дополнительно рассказывать по теме – ведь время идёт и план урока полностью не будет выполнен. Изо дня в день такие уроки – и одарённый ребёнок становится постепенно серенькой мышкой. Таким детям постоянно нужна пища для ума!

Волкова Е.С.: Технология разноуровнего обучения - это выход для работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебе. Сознательно не говорю "с одаренными детьми", потому что уверена: одаренные - все, каждый в своем и по-разному. Сейчас про разноуровневое обучение много пишут, про принцип минимакса, найдите литературу. А ярлыки "одаренный"-"неодаренный" лучше не навешивать. Среди моих учеников (а у нас обычная сельская школа) - призеры областных олимпиад, победители и призеры региональных научно-практических конференций, а победителем во Всероссийской эвристической дистанционной олимпиаде по сочинительству стала девушка с весьма скромными учебными достижениями. И эта победа помогла ей приобрести уверенность в себе. Верьте в своих учеников!

Барышева Л. В.: Аношина Оксана пишет: Для поиска таких детей в нашей школе проводится ежегодный Интеллектуальный марафон по разным направлениям. Его результаты помогают педагогам планировать процесс обучения одарённых детей, готовить их к предметным олимпиадам и конкурсам. И есть ли ученики, которых увидели как одарёнными во 2-ом классе, и к 11 классу они свою одарённость подтвердили? Всегда ли это удавалось?

Першина Л.Г.: Хороший результат дают элективные курсы. Сначала изучаем потребности "населения", проводим опросы, анкетирование, обрабатываем результаты и на их основе формируем предложение тем и продолжительность курсов. Если электив не превращается в дополнительный час по латанию "дыр" в программе, то результат, определяемый опять же опросом, очень и очень положительный.

Пырина С.Ю.: Каждый ребенок одарен по-своему. Задача в том, как раскрыть эту одаренность или как создать ситуацию, в которой бы проявилась одаренность ребенка? Образовательная среда дожна способствовать развитию детской одаренности.

Бархатова В.В. : Вот уже второй год на нашем районном метод. объединении математиков мы говорим об обучении одаренных детей. Я считаю, что такую работу прежде всего надо начинать с диагностики, выявлении математических способностей таких детей. Ведь обычно человек одарен в какой- одной области, а мы знаем , что одаренный ребенок очень неусидчив. И если его одаренность не в твое й области деятельности, то тебе очень и очень трудно привлечь его внимание. Поэтому надо работать совместно с психологами. Ну уж если ребенок проявляет одаренность в математике, то это тебе, как учителю в награду. Успевай только ищи дополнительные задания. Хотя он, часто решая вперед упускает очевидные знания, а это надо остаться после уроков и натолкнуть его на решение данной проблемы. Но он с удовольствием останется. Это у тебя занято свободное время, и некогда пообщаться с коллегами в интернете. Но это я так, шуткой. Хандрю немного. Устала, хочу есть, уже 17.00, а я еще не обедала. Прошу прощения.

Алсаева Н.С.: Бархатова В.В. пишет: мы знаем , что одаренный ребенок очень неусидчив. И если его одаренность не в твоей области деятельности, то тебе очень и очень трудно привлечь его внимание. Абсолютно с Вами согласна. Надо найти область одарённости ребёнка и развивать его в этом направлении, конечно не в ущерб остальному. Ребёнок неусидчив? Не всегда! Бывают и другие. Усидчивые, погружённые в свои мысли. Один мой такой ребёнок по результатам олимпиады, проходившей в Москве, получил право поступить в любой институт России без экзаменов. Разве это не награда маме, которая одна воспитывала его, мне, как первому учителю и тому учителю, кто вёл его дальше?! Сейчас он учится на 2-м курсе.

Плешивцева Т.В.: В классе во время групповых работ одаренный ребенок может выполнять роль консультанта. Но не привыкнет ли он к своей исключительности в этих учловиях, ведь одаренность должна подкрепляться огромным трудолюбием. Может здесь уместно было бы ДО как часть учебного процесса.

Горная Г.З.: С одаренными детьми, я считаю, помимо занятий на уроках, необходимо работать факультативно. В нашей школе одаренные дети обучаются по индивидуальным планам дополнительно. В группе - 2-3 человека. 1 час в неделю - это не перегрузка. Ребята с удовольствием посещают такие уроки, им, наоборот, нравится работать индивидуально.

Новикова Е. И.: Горная Г.З. пишет: Сознательно не говорю "с одаренными детьми", потому что уверена: одаренные - все, каждый в своем и по-разному. Для развития ребенка и достижения поставленной цели, необходим творческий союз между учеником и учителем, основанный на сотрудничестве, взаимомонимании и взаимоуважении.

annita: Работать с одаренными детьми одно удовольствие. Но вот я столкнулась с такой пробелой, как "звездная болезнь". Если ребенок где-то преуспел и не только в силу Божьего дара, но и трудолюбия, а родители, учителя возвели его в ранг звезды, то вот тут и начинаются трудности. Причем трудно ребенку удержаться, а порой даже мы сами, взрослые, может быть непроизвольно, начинаем ему внушать - а зачем тебе химия, если ты гений в литературе... И очень часто такие дети ломаются, начинают чувствовать себя непризнанными гениями. Думаю, что кроме дополнительных занятий по предмету, обязательно нужна занятия с психологом

Новикова Е. И.: annita пишет: Если ребенок где-то преуспел и не только в силу Божьего дара, но и трудолюбия, а родители, учителя возвели его в ранг звезды, то вот тут и начинаются трудности. Считаю, что эти проблемы связаны ни с одаренностью ребенка, а с проблемами воспитания.

Юлия Бондаренко : Одаренные дети. Я не понимаю это понятие. Кто и как оценивал тх одаренность? Для меня все дети одаренные. А если нет, значит я не смогла найти эту точку одаренности. Как правило, в школах одаренными называют детей, которые смогли проявить себя. Но так часто приходится слышать "в школе ничем особенным не отличался, а сейчас ....". Поэтому мне очень нравится принцип человекособразности Научной школы, где каждому человеку представляется право на индивидуальную траекторию движения к личной системе координат каждого человека. У каждого человека свой путь, поэтому каждый человек одарен по-своему. Я стараюсь найти общий язык с каждым своим учеником, каждому помочь реализовать себя. Конечно, мне, как учителю английского языка, легче работать с 12 человеками нежели с 25 учениками в классе. Но даже здесь, было бы желание.

Дондокова Т.В.: К сожалению, при существующей системе классно-урочного образования работать на уроке с одаренным ребенком практически невозможно. Тут успеть бы на уровне середняков сработать. А ведь еще имеются в наличии и слабые. Разве что за счет свободного времени учителя.Юлия Бондаренко пишет: Но даже здесь, было бы желание. . Желание всегда есть (каждому учителю доставит огромное удовольствие пообщаться с таким ребенком), но не хватает элементарных возможностей, то бишь времени.

Кинцель А.Е.: Барышева Л. В. пишет: Как узнать одарённого ученика? Существует много различных методик. Например: - методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А) - тесты для интеллектуалов (Серебрякофф В) и много других. Нужно помнить, что не каждый учитедль сможет работать с одаренными детьми. Для этого у него тоже должны быть определенные наклонности, Например, есть тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми; - тест по выявлению мотивов и личностной установки учителя по отношению к одаренным детям (по В.С.Юркевич и В.Э.Чудновскому)

Хайдорова С.И.: В нашей школе интеллектуальный марафон проводится для учащихся 8-х классов. Принимают участие все желающие. Для них проводят олимпиады по предметам. По всем предметам школьной программы. И места занявявшие в этих олимпиадах -это баллы. По сумме баллов выявляют победителя интеллектуального марафона. В 9-11 классах проводятся школьные олимпиады по всем предметам школьной программы.

Исаева О.Ю.: Одаренный дети- это дети которые требуют индивидуального подхода. Учителя либо их используют в своих целях: участие в олимпиадах чуть ли не по всем предмета, а призовые места пишут все педагоги ( из заслуга вроде). А ребенок на самом деле просто очень ответственно относиться к учебе, поэтому и багаж знаний у него твердый. По настоящему одаренный ребенок как правило нестандартный и в обучении, и поведении, и особенности мышления, что не всегда устраивает педагогов. У нас в школе коллеги детишек с особенностями в развитии ( ЗПР и УО), тоже называют "одаренными". Так что одаренность это понятие слишком широкое. На уроке можно использовать индивидуальные задания разных уровней сложности, проектная деятельности - этот метод именно для них, где одаренные дети могут использовать нестандартность своего мышления.

Николаева М.И.: Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества, помочь адаптироваться в социуме. Ребёнок может быть одарённым в разных областях. Кто-то в искусстве, кто-то в учёбе, кто-то в - в спорте, кто-то, по велению времени - в информационных технологиях. Педагогу нужен правильный подход, чтобы вовремя увидеть в ребенке то качество, чего нет у других детей и настроить с помощью этого качества достичь успехов в других областях.

Звёздочкин В.Д.: Найти одарённого ребёнка – счастье для учителя. Именно такие дети и вызывают стремление у педагога самому учиться дальше и постоянно узнавать что-то новое. Не секрет, что в нашей работе многие вещи приходится повторять десятки раз, и не всегда получаешь желаемый результат, и от этого часто опускаются руки. А одарённый ученик как раз и стимулирует тебя быть на уровне его запросов, чтобы ему было интересно с тобой, чтобы он знал, что от тебя он многому научится. В своё время Архимеду требовалась точка опоры, чтобы перевернуть шар земной. Так вот для учителя одарённый ученик и есть такая точка опоры.



полная версия страницы