Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » "Не хочу учиться!" - Как повысить мотивацию? » Ответить

"Не хочу учиться!" - Как повысить мотивацию?

Воинова Л.Ю.: Добрый день, уважаемые коллеги! Столкнулась с проблемой! С каждым годом все больше и больше детей первоклассиков не хотят в школу даже не приступив к учебным занятиям. Как повысить мотивацию дошколят?

Ответов - 99, стр: 1 2 3 All

Сеченова Юлия Борисо: К сожалению, это всеобщая прблема.здесь, как мне кажется , основная роль родителей!Сотики, компьютеры и т.д. заполонили сознание детей и зомбировали их. Пока родители не перестанут гнаться за всем этим и не будут понимать, что это все пустое и не главное, мы, учителя, вряд ли что- то сможем. Остается ждать и убеждать

Рямов Р.Ф.: Сеченова Юлия Борисовна пишет: основная роль родителей! Сотики, компьютеры и т.д. заполонили сознание детей и зомбировали их. Пока родители не перестанут гнаться за всем этим, и не будут понимать, что это все пустое и не главное, мы, учителя, вряд ли что-то сможем. Остается ждать и убеждать Только совместными усилиями можно решить эту проблему. Конечно, в первую очередь, зависит от родителя. Немаловажную роль играют воспитатели детских садов, нянечки… И естественно – учителя. Мы должны делать все, что касается с нашей стороны: надо детей увлечь в мир знаний, зажечь в них искорку. Пример, мой сын (ему 3 годика) 2 месяца не хотел ходить в садик (хотел пойти с сестрой в школу), постоянно ревел (и он не один такой был). Сейчас он с удовольствием бежит в свой любимый садик. Как мы этого добились? Совместно с воспитателями: они каждый день придумывали новые, зажигательные занятия, давали задания, проводили разные конкурсы, игры и многое другое. А мы занимались дома. И в результате, есть то, чего добивались. В этом садике, в старших группах, детей настраивают, готовят в школу. Ну а ребенок, после посещения такого садика, я думаю, с удовольствием пойдет в школу. Я прекрасно понимаю, если были бы еще везде такие воспитатели и родители, то такой проблемы вообще не было бы. Но это уже другой разговор.

Бондаренко Ю.А: Сеченова Юлия Борисо пишет: Сотики, компьютеры и т.д. заполонили сознание детей и зомбировали их. Мне кажется, что нужно из врагов сделать союзников. Показать, как можно использовать компьютеры, сотовые телефоны для помощи в школьной (и не школьной) программе.


Косивец О.В.: Сеченова Юлия Борисо пишет: Сотики, компьютеры и т.д. заполонили сознание детей и зомбировали их. Позвольте не согласиться. У каждого поколения детей свои игрушки. Мы живем в информационном обществе и, соответственно, должны быть социально адаптированными. Почему в развитых странах мира нет жалоб на зомбирование детей компьютерами? А знаете ли вы, что Россия по данным 2002 г. находилась на 11 месте в мире по общему уровню информатизации, а по данным 2006 г. - на 60-м. Если бы наш дети были бы увлечены компьютерами, так как учащиеся развитых стран мира, то мы не наблюдали бы плачевных показателей российских 15-летних школьников в исследованиях PISA: по уровню естественно-научной грамотности российские показатели находятся в диапазоне 38-42 места в мире! Так что официальные экспертные данные говорят об обратном: информатизация в России значительно отстает от мирового уровня, где ж тут "компьютеры, заполонившие сознание". Кроме того, существует громадная пропасть между информационной грамотностью молодежи и экономически активного взрослого населения. Проще говоря, дети в этой области знают больше, чем взрослые. Вот об этом сейчас надо говорить громко и честно, оценивая собственный уровень в области ИКТ!

Оданович М.В.: Коллеги не стоит опускать руки. Если перед ребятами яркая личность. Надо искать новые методики. Предостввлять ученикам самостоятельно организовывать свою деятельность на уроке. чтобы ребенок сумел для себя с сделать открытие. Любознательность в наш информационной век еще не потерялва своей актуальности.

Мурашкина И. Н.: Я считаю, что необходимо начинать с дошкольных учереждений. В игре показать, как интересно и важно узнавать новое. Наладить больший контакт с дошкольными учереждениями.

Рыбкина Н.И.: Мурашкина И. Н. пишет: Я считаю, что необходимо начинать с дошкольных учереждений. В игре показать, как интересно и важно узнавать новое. Наладить больший контакт с дошкольными учереждениями. Существует много точек зрения на игру в учебном процессе... Есть, на мой взгляд, опасность заиграться. Ведь игра не всегда может принести желаемый эффект. Дети, привыкшие воспринимать материал только в игре, с трудом будут включаться в другие формы работы. А насчёт контакта с дошкольнымиучреждениями я полностью согласна. Также необходим теснейший контакт между начальной, средней и основной школой

Трофимова Нина Л.: Мурашкина И. Н. пишет: Я считаю, что необходимо начинать с дошкольных учереждений. В игре показать, как интересно и важно узнавать новое. Наладить больший контакт с дошкольными учереждениям Лично я соглашусь с коллегой Мурашкиной И.Н. Ведь в настоящее время многие будущие первоклашки в школу идти не хотят, а лет 10-15 и более назад картина была иная .Не правда ли,коллеги? Мне кажется ,что одной из проблем, почему дети не хотят учиться, является то, что учителя подготовительных курсов натаскивают детишек, занимаясь с ними по прогрмме 1-го класса, а не развивают(особенно этим грешат педагоги в детскихсадах) В 1-ом классе программа дублируется,нет новизны, и результат -детям скучно,неинтересно.Дошкольников нужно развивать, и ролевые игры для их возраста полезнее натаскмваний "по опережающим программам". Не так ли?

Ивашкова Т.А.: Полностью с Вами согласна, только винаваты не только те, кто натаскивает, а и те, кто в 1 классе не хочет использовать хотябы элементы личностно-ориентированного обучения. Собственного ребёнка не натаскивала, а просто развивала. Идя в первый класс он умел читать, но не умел писать. Я этим не страдала. Но в школе ему было очень скучно, т.к. всё для него было легко и известно. В начальной школе не научили учиться и все 10 лет я с этим боролась!

Матвейчук Н.Н.: Мурашкина И. Н. пишет: Я считаю, что необходимо начинать с дошкольных учереждений. В игре показать, как интересно и важно узнавать новое. Наладить больший контакт с дошкольными учереждениями. Несколько лет назад мне пришлось "преподавать" валеологию в подготовительной группе детского сада. Однажды я посчитала все занятия, которые проводились с дошколятами. Было 18 наименований. Ребятишкам гулять порой некогда, нужно осваивать премудрости на занятиях. Родителей тоже все устраивает: престижный детский сад. Интересно было бы отследить, что происходило со школьной мотивацией у перегруженных еще в садике ребятишек?Не является ли это одним из моментов нежелания учиться в школе?

Тарасова Н.Л.: Матвейчук Н.Н. пишет: Интересно было бы отследить, что происходило со школьной мотивацией у перегруженных еще в садике ребятишек?Не является ли это одним из моментов нежелания учиться в школе? Согласна с уважаемой коллегой. Родители начинают загружать малыша ещё до школы, превращают его в ученика раньше срока. Часто современные родители теряют чувство меры в стремлении дать ребёнку полноценное и разностороннее образование, совсем не учитывая реальные возможности ребёнка. Родители требуют совершенства во всём. Я считаю, что многочисленные(!) дополнительные занятия истощают ребёнка. У детей нет времени для собственных интересов, для общения со сверстниками. Детям не хватает времени, чтобы поиграть! И это не только дома, но и в детском саду. Об этом с болью говорят сами воспитатели. Стоит ли удивляться, что к учению у такого первоклассника нет стремления. Хорошо бы, действительно, изучить мотивацию у перегруженных занятиями дошкольников.

Новикова Е. И.: Тарасова Н.Л. пишет: Родители начинают загружать малыша ещё до школы, превращают его в ученика раньше срока. Часто современные родители теряют чувство меры в стремлении дать ребёнку полноценное и разностороннее образование, совсем не учитывая реальные возможности ребёнка. Родители требуют совершенства во всём. К сожалению, такой подход в воспитании со стороны родителей вызывает негативное отношение к обучению вообще и к школе в частности. И решать проблему мотивации школьников надо с просвещения родителей. Здесь необходима грамотная работа психолога: диагностики, индивидуальные занятия, консультации по вопросам выбора учебного учреждения и программы для будущего первоклассника. Здесь необходимо учесть и уровень его подготовки, и особенности психического развития. Акцент в беседе с родителями нужно делать на интересы ребенка, а не на их амбиции. И безусловно, огромную роль, особенно для первоклассника, играет личность учителя, его опыт, его заинтересованность в том, чтобы каждый ученик в классе чувствовал себя комфортно, чтобы каждый день приносил ему радость познания и общения.

Леви И.А.: Новикова Е. И. пишет: чтобы каждый ученик в классе чувствовал себя комфортно, чтобы каждый день приносил ему радость познания и общения. Я обратила внимание, что радость познания и общения нарабатывается при взаимной помощи. Как интересно детям быть в роли учителя, когда есть возможность помочь однокласснику в чем-то разобраться. И такие ситуации создаю на уроках с призывом, помочь или попросить помощи во время отработки какой-то темы, которую не все поняли с первого раза и идет ее отработка.Глаза у детей горят, благодарность копится к одноклассникам, и легче жить дальше.

Кильдяева Л.Г.: Новикова Е. И. пишет: И безусловно, огромную роль, особенно для первоклассника, играет личность учителя, его опыт, его заинтересованность в том, чтобы каждый ученик в классе чувствовал себя комфортно, чтобы каждый день приносил ему радость познания и общения. Особенно важно это и для пятиклассников, которые тоже первый раз идут в «новую» для них школу, переходят в среднее звено. С первых дней сентября одной из главных целей при работе с пятиклассниками ставлю не потерять тот интерес детей, с которым они приходят на свои первые уроки к новому учителю. Огонек в глазах при общении с детьми должен быть, прежде всего, у самого учителя, тогда это передается и школьникам. Если этот этап мотивационный в пятом классе будет упущен, то в старших классах учебную мотивацию восстановить в ребенке довольно сложно, а скорее невозможно. Кильдяева Л.Г.

orenalhimic: Каждый учитель, и думаю, в каждом классе видит "отсутствующих учеников". Как с ними быть?

Курчатова Марина: Интресная тема, актуальная, для каждого учителя. Думаю, необходимо так строить свой урок, что б интересно было всем учащимся и даже тем, кто считает этот предмет не нужным для себя. В этом и заключается мастерство педагога.

Астахов С.В.: Скажите, пожалуйста, у Вас это получается? Мне кажется, что невозможно заинтересовать всех одним и тем же материалом, хотя, конечно, необходимо к этому стремиться. Надо не забывать и о форме заданий: как это задание представлено. От этого зависит интерес к нему.

Федорюк Лидия Владим: С этим сталкиваешься очень часто. Пытаешься что-то придумать, сделать так, чтобы ученик захотел пойти к тебе на урок, а он почему-то не хочет. Нельзя не согласиться с Мариной Курчатовой, что надо грамотно и интересно строить урок. Я думаю, все это делают, ведь мы несем ответственность за знания своих учеников. На мой взгляд, еще очень важно убедить в этом родителей, которые , к сожалению, думают, что раз платное образование, то зачем учиться хорошо. Сегодня с этим и столкнулась.

Королева Ольга: Можно попробовать убедить собственным примером. Сеймур Пейперт отмечал парадокс педагогики - учитель должен научить учиться своего ученика. Но ученик никогда не видит, как учитель учится. Многие ученики своего учителя воспринимать начинают по-новому, если они видят, как учитель учится (как и они!). И, тем более, НЕ отстает от темпа развития современной техники. Хотя, вот вопрос, у кого больше авторитета: у учителя-стажиста (у нас есть учитель, который категорично отметает нужность использования техники на уроках математики) или у молодого специалиста, который использует компьютер на уроках?

NZV: По-моему, невозможно... Сегодня на уроке сказала, что впору ставить памятник "За выдающееся упрямство" в изучении математики. Делают всё ровно наоборот по сравнению с тем, как я объясняла. Спрашиваю: -Я, Юля, что в этот момент решения просила ни за что не делать чего? -То-то и то-то. -Так почему ты ровно это и делаешь? -Не знаю. И, ведь, умнейшая девица, и не из-за упрямства это делает, и объясняла я и уговаривала - дай бог каждому, а вот... Что не так?

Астахов С.В.: А Вы не пробовали показать красоту математики? Симфонию математики, песню? Дети не видят настоящей математики, они видят только цифры, числа, задачи. Но это не интересно! Часто даем репродуктивные задания, но утверждаем, что они развивают. То есть не понимаем, что значит настоящее развивающее задание. Надо, чтобы дети горели, с ума сходили по математике. Тогда все наладится. Выводы по собственному опыту.

Курчатова Марина: Может у ученицы просто отсутсвтует личная мативация и заинтересованность в данном предмете? Может ее больше увлекают гуманитарные предметы? я всегда была уверена, что ученик будет учиться, если считает, что ему это надо. Тогда и учитель ему приятен, и предмет интересен. Может я не права? Буду рада познакомиться с мнением других педагогов.

Астахов С.В.: А если ему не надо, а НАДО!!! Надо сделать так, чтобы ребенок полюбил или хотя бы ему понравился предмет обучения. Это достигается разными способами: и формой задания, и его содержанием, и личностью учителя. Надо постоянно ВЕРИТЬ в ученика, использовать такой прием как дорисовываниеребенка, показывать малейшее продвижение к успеху.

Власова Е.М.: Астахов С.В. пишет: А если ему не надо, а НАДО!!! Надо сделать так, чтобы ребенок полюбил или хотя бы ему понравился предмет обучения. Это достигается разными способами: и формой задания, и его содержанием, и личностью учителя. Надо постоянно ВЕРИТЬ в ученика, использовать такой прием как дорисовываниеребенка, показывать малейшее продвижение к успеху. Согласна с тем, что надо гореть, верить, любить. Но, по-моему, отсутствует самый главный компонент: а зачем? Без поставленной цели самим ребенком, его родителями, учителем формы и методы останутся только формальностью. Учитель будет гореть, любуясь на себя, а дети, не понимая, зачем, гаснут к 11 классу...

Астахов С.В.: Зачем - это очень важный момент образования. Чтобы стать Благородным Человеком! К этой цели я подвожу все годы обучения в начальной школе. И каждое задание дается с обсуждением - зачем мне оно? Что мне оно даст? Как оно мне поможет в моем становлении?

fomenko1957: Курчатова Марина пишет: я всегда была уверена, что ученик будет учиться, если считает, что ему это надо. Тогда и учитель ему приятен, и предмет интересен. Не согласна, обычно самым ведущим фактором мотивации учения у ученика является в первую очередь учитель, особенно в младших классах, а уж затем интерес к предмету.

Сергеев С.А.: Марина, Вы абсолютно правы в том, что"что ученик будет учиться, если считает, что ему это надо. " Иначе говоря, знания должны быть востребованы, тогда обучение идет быстро и эффективно. К счастью, такие ученики есть, и проблем с ними, как правило, не возникает. Проблемы с теми, кто вопрошает: "А зачем это мне?!! " Иногда удается сыграть на самолюбии, на чувстве собственного достоинства. Может, кто-нибудь "клюнет" на простую мысль:"Да, мол, меня интересует только история (допустим), ваша алгебра мне не нужна.. Но - что, у меня не хватит мозгов, чтобы разобраться с логарифмами? Получать 3 и 2 ниже моего достоинства! И если по истории у меня 5, по алгебре будет не ниже 4 - для самоуважения!" Такие ребята есть! Но только осторожно: самолюбие - дело тонкое, не для публичного обсуждения в классе.

Гадельшина А.Т.: Сергеев С.А. пишет: Марина, Вы абсолютно правы в том, что"что ученик будет учиться, если считает, что ему это надо. " Иначе говоря, знания должны быть востребованы, тогда обучение идет быстро и эффективно. К счастью, такие ученики есть, и проблем с ними, как правило, не возникает. Проблемы с теми, кто вопрошает: "А зачем это мне?!! " Иногда удается сыграть на самолюбии, на чувстве собственного достоинства. Может, кто-нибудь "клюнет" на простую мысль:"Да, мол, меня интересует только история (допустим), ваша алгебра мне не нужна.. Но - что, у меня не хватит мозгов, чтобы разобраться с логарифмами? Получать 3 и 2 ниже моего достоинства! И если по истории у меня 5, по алгебре будет не ниже 4 - для самоуважения!" Такие ребята есть! Но только осторожно: самолюбие - дело тонкое, не для публичного обсуждения в классе. Да именно так, у меня были проблемы именно в этом случае: пусть ученик самый заядлый двоечник, но самолюбия у него ого-го! В первую очередь учитель должен заинтересовать учащихся темой урока: у меня это иногда получается , ведь химия такая интересная наука, но когда от "интересного" переходим к формулам и задачам, здесь я использую метод дифференцирования: одни решают задачи и уравнения - им 5, другие формулы , а третьи отвечают на самые простые вопросы.Таким образом, каждый ученик по мере своей возможности получает оценку

Ивашкова Т.А.: Сергеев С.А. пишет: Проблемы с теми, кто вопрошает: "А зачем это мне?!! " Иногда удается сыграть на самолюбии, на чувстве собственного достоинства. Я думаю что играть на самолюбии мало эффективно, хотя порой приходится. В конкретном случае необходимо как раз показать "Зачем это нужно" Многие ли из вас в жизни встречаются с тригонометрией?. А ведь в школе изучали! А многие делали это с интересом? В прошлом году провела проект и учащиеся сами нашли применение тригонометрии в физике, химии, биологии, экономике, военном деле, а лирики просто строили графики с помощью различных программ и придумывали к нам лирические коментарии. Вопрос"ЗАЧЕМ?" уже не возникал. В этом году только заикнулась 10 классу о таком широком спектре применения тригонометрии и уже огонёк в глазах.

Курчатова Марина: Да, такие ребята есть, но они в меньшетстве! Тем и сложна профессия учителя, что нужно суметь донести материал не только интересующимся, но всем остальным! Это мастерство, которое, думаю, приходит с опытом.

Королева Ольга: NZV пишет: Что не так? А вдруг любовь...

NZV: Курчатова Марина пишет: Может у ученицы просто отсутсвтует личная мативация и заинтересованность в данном предмете? И из-за отсутствия мотивации она делает ровно то, что я просила не делать? Хотя, ведь, она чётко воспроизвела мои требования, когда я стала на неё "наезжать" Т.е., в момент объяснения она вникала в проблему, а на момент реализации - отключилась... Королева Ольга пишет: А вдруг любовь... . Хорошо бы, если б всё так романтично, а если нет? У меня иногда складывается впечатление, что методической ошибкой является подстилание соломки, дескать, не делайте так - это ошибка! Или показывать и объяснять ошибки других - ещё пять человек начинают делать ту же ошибку. Как в известном кино:"Запоминается последняя фраза".

Астахов С.В.: Попробуйте увидеть в детях не сосуд для наполнения знаниями, а людей. Вы не ошибаетесь? Вы все делаете точно, в срок, без малейших ошибок? Не высок ли у Вас уровень притязаний?

Зырянова Н.А.: Нужно включать таких детей в учебный процесс. используя для них разнообразные формы заданий и стимула (поощрений). У меня на уроке музыки были такие дети. ничем их незаинтересуешь. Каждый урок я давала им индивидуальные задания, а с классом работала по основной теме. Естественно в задании были вопросы по пройденным темам, с алгоритмом ответа на вопросы. Эти ребята сидели на первой парте. За выполнение работы оценки ставила только в конце урока, или применяла систему "заработка" им звездочек, чтобы поднять мотивацию к работе со всм классом. Привлекала их к оценке работ других учащихся. Конечно, такие дети в классе требуют больше внимания и напряжения. Но результат того стоил. К концу четверти ребята активно включались в урок, работая в группах, предлагая свои темы к обсуждению. Но это один только пример уроков музыки, где творческая роль учителя идеальна. А вот как быть с другими предметами: математика. физика, когда знания учителя порою "вталкивают" не желающим их получать ученикам?

Королева Ольга: Можно попробовать убедить собственным примером. Сеймур Пейперт отмечал парадокс педагогики - учитель должен научить учиться своего ученика. Но ученик никогда не видит, как учитель учится. Многие ученики своего учителя воспринимать начинают по-новому, если они видят, как учитель учится (как и они!). И, тем более, НЕ отстает от темпа развития современной техники. Хотя, вот вопрос, у кого больше авторитета: у учителя-стажиста (у нас есть учитель, который категорично отметает нужность использования техники на уроках математики) или у молодого специалиста, который использует компьютер на уроках?

Берюмова О.Н.: Заинтересовать детей своом предметом сложно. но когда получается это здорово. Я пытаюсь это делать с помощью творческих проектов, причём только значимых для ребят. Даже родителей некоторых учащихся удалось увлечь этим делом. Увы, но этого мало.

Нарина: Я думаюЧто это проблема равнодушных ,скучных и случайных людей в школе...НЕ ТАК ЛИ?

Берюмова О.Н.: Курчатова Марина пишет: Каждый учитель, и думаю, в каждом классе видит "отсутствующих учеников". Как с ними быть? Эта проблема, наверное, каждого учителя. Но может быть выход должен быть в умении учителя найти в каждом ребенке сферу его интересов по любому предмету,например, через творческое задание, мини-проект, какое-то исследование, важное для самого ребенка, его семьи, окружающих. У меня иногда это получается, хотя в сельской школе, когда образовательный уровень родителей очень низкий, убедить прежде всего родителей в том, что его ребенок должен учиться и не пропускать занятия довольно сложно.

Малышева Е.Л.: В начальной школе эта проблема стоит не так остро, так как дети данного возраста легче идут на контакт с учителем. Если я вижу на уроке отсутствующий взгляд, стараюсь заинтересовать этого ребёнка, ободрить его словами, дать интересное задание и т.д. Кроме того, существуют различные виды стимулирования учебной и познавательной деятельности, которые в начальной школе применяются довольно часто. Например, выдача так называемых "счастливчиков" за успехи ученика, собрав определённое количество которых, ребёнок может сделать какое - либо приобретение в "классном магазине".

Трофимова Нина Л.: Малышева Е.Л. пишет: В начальной школе эта проблема стоит не так остро И всё-таки, к сожалению,остро.Обидно,что у первоклашек не горят глазки,что пребывание в школе со сверстниками радости не приносит. А чего ждать в средних и старших классах? А вот "счастливчики" за успехи в учёбе-это, на мой взгляд, очень спорный момент.А если у ребёнка не получается дотянуться до так называемого "счастливчика"?Счастлив ли он будет?Думаю,нет.А вот обида и зависть проявятся.Обида не только на себя, но ина учителя, который никак не "выдаёт" "счастливчиков" ему ,и, вволне возможно, на обладателей оных.Вот тогда уж точно ничем ученика не заинтересуешь... А что вы,коллеги,думаете по этому поводу? С ув.Трофимова Нина Л.



полная версия страницы