Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Метод проектов в школе » Ответить

Метод проектов в школе

Марцинковская О .Р.: Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,проявлять компетенцию в вопросах,связанных с темой проекта,развивать критическое мышление.Что дает работа над проектом?Поделитесь,пожалуйста,опытом.

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

Пономарева И.Н.: Не очень хорошо понимаю термин "проект". В разных статьях и книгах ему придается разный смысл. Это то, что ранее считалось рефератом. научно-практической работой ученика?

Горбушин А.Г.: Проект - это движение вперед.

Артемова О.Г.: Проект это далеко не реферат. Хороший проект может перерости в научную работу(по моему мнению).При работе над проектом выделяю 5 этапов: -Поисковый(определение поля и темы проекта,поиск и анализ проблемы, постановка цели).У ченик сам должен захотеть !!! -Аналитический(анализ имеющейся информации, сбор и изучение её, поиск способа достижения цели, выстраивание алгоритма действий). -Практический(выполнение запланированных операций). -Презентационный(подготовка материалов и презентация проекта, изучение возможностей использования проекта). -Контрольный(анализ результатов, оценка качества проекта). Главное!!! Всё дети делают сами, учитель только направляет, советует. Даже анализ результатов проводится участниками проекта. Желаю успеха.


Пономарева И.Н.: Артемова О.Г. пишет: Проект это далеко не реферат. Хороший проект может перерости в научную работу(по моему мнению). думаю, что не нужно давать громкие названия "научная работа" детским проектам. Если и есть такие (у старшеклассников), то их очень мало. мы дезориентируем детей, когда так называем проекты из "детского сада". Да, ребенок сделал для себя открытие, которое всем известно, он молодец, научился работать. исследовать и прочее. Это к вопросу о детской "звездной болезни" Я знаю только одну детскую конференцию. где иногда совершаются настоящие математические открытия и решаются нерешенные ранее проблемы именно учащимися, а не учащимися "под чутким руководством руководителя проекта" - это Конференция Турнира городов.

Шеина Л.И.: В нашей школе большим успехом пользовался общешкольный коллективны долгосрочный проект "Песни Владимира Семеновича высоцкого поем вместе с Высоцким". Были все этапы, о которых говорит Артемова О.Г. Был продукт проектной деятельности - концертные выступления перед родителями учащихся, перед жителями микрорайона, было выступление в Центре -Музее В.С.Высоцкого на Таганке, было участие в конкурсе проектов "Диалог культур". Высокая оценка достигнутых результатов проникновения в творчество была дана сотрудниками Центра, в том числе Людмилой Владимировной Абрамовой. В разработке проекта, в подготовке продукта и его презентации приняли участие практически все учащиеся школы, начиная первоклассниками и заканчивая старшеклассниками. Если интересно, пишите мне на мой электронный адрес.

Полищук Ю.Д.: Супер! Хороший план для ведения проектной работы. Можно им воспользоваться? А как привести ребят к постановке проблемы, чтобы проект был не только обзорной, но и (не знаю слова - творческой, результативной - ?) работой? Чтобы разграничить стандартный реферат (в идеале не скачивание нужного файла из инета, а обработку имеющейся литературы, приведение собственного анализа материала и т.д.) и проектную (учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую) работу. С уважением, Ю.Д.ПОлищук

Шеина Л.И.: Юлия Дмитриевна! Если Вам действительно интересен вопрос проектной деятельности, могу поделиться теорией, с которой вытупала на семинаре в нашем Восточном округе Москвы. Хочется быть востребованной. Если есть , чем делиться, почему бы не сделать это.

Богданов П.Е.: Шеина Л.И. пишет: Если Вам действительно интересен вопрос проектной деятельности, могу поделиться теорией Извините, и со мной тоже поделитесь, пожалуйста. Может быть я в чем-то ошибаюсь, но как услышу с экрана слово "проект" возникают неприятные ассоциации. Спасибо.

Попова Н.А.: Марцинковская О .Р. пишет: Что дает работа над проектом?Поделитесь,пожалуйста,опытом. Уважаемая О.Р.! Работа над проектом дает очень многое в равитии творческих способностей.Оно однозначно ориентировано на развитие креативности, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление -двигаться вперед к намеченной цели. Проекты, созданные датьми, активмзируют их стремление к исследованию, формируя умения и навыки.Проекты могут быть от фантастических до эмперических.В работе над проектом можно применять ДО. Применяете ли вы ДО в работе над проектом , если да , то каким образом?

Пономарева И.Н.: Попова Н.А. пишет: Проекты, созданные датьми, активмзируют их стремление к исследованию, формируя умения и навыки Считаю, что работа над проектом носит характер учебы. Ученик учится исследовать. овладевает инструментарием. пригодным для этого. Это, без сомнения, положительный опыт.

Артемова О.Г.: Пономарева И.Н. пишет: думаю, что не нужно давать громкие названия "научная работа" детским проектам. Если и есть такие (у старшеклассников), то их очень мало. мы дезориентируем детей, Уважаемая И.Н. Старшеклассники нашего лицея являются членами НОУ, принимают участие и являются лауреатами и победителями городских и всеросийских конкурсов ("Я и Земля","Электронный Волгоград"),имеют собственные печатные издания.И если мы говорим о научной работе,то это не громкие слова.

Федорюк Лидия: Попова Н.А. пишет: Оно однозначно ориентировано на развитие креативности, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление -двигаться вперед к намеченной цели. Мы сейчас готовимся к конференции по этому вопросу. Спасибо, ваше замечание очень верное. Работа над проектом учит и сотрудничеству, развивает воображение, совершенствует навыки грамотного владения литературной речью. Это могут быть проекты и врамках одного урока, и на 3-4 занятия, есть проекты, над которыми мы работаем долгое время.

Яковлева Н.В.: Создавать проект не очень просто. Это действительно, порой, исследовательская работа учеников и учителя. У меня около пяти десятков хороших проектов. Я пользуюсь ими во время проведения уроков, внеклассных мероприятиях. Мы делали проекты по заданию администрации района города о истории района. Разве это не научная работа?

Яковлева Н.В.: Шеиной Л.И. Использованием проектной технологии в обученни учеников занимаюсь много лет Делюсь своим опытом. Но последнее время меня заинтересовали слайд-лекции. Но очень мало встречала материала по их созданию. Поэтому требованию разрабатывала сама. Может вы где-то встречали такую информацию?

Шеина Л.И.: Яковлева Н.В. пишет: мало встречала материала по созданию слайд-лекции. Да я тоже не встречала, все происходит методом тыка, исключений, удач, неудач. Иногда на уровне "нравится-не нравится". Конечно, установка моя звучит с моим видением того, что необходимо сделать ребенку, как сделать, чтобы было интересно смотреть и слушать. А с теорией по этому вопросу не встречалась.

Яковлева Н.В.: Создавать проект не очень просто. Это действительно, порой, исследовательская работа учеников и учителя. У меня около пяти десятков хороших проектов. Я пользуюсь ими во время проведения уроков, внеклассных мероприятиях. Мы делали проекты по заданию администрации района города о истории района. Разве это не научная работа?

Артемова О.Г.: Полищук Ю.Д. пишет: А как привести ребят к постановке проблемы, чтобы проект был не только обзорной, но и (не знаю слова - творческой, результативной - ?) работой? Уважаемая Ю.Д. попытаюсь ответить на ваш вопрос: Важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных. Поэтому помимо "академического настоящего" у старшеклассника должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем ,чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Проектную деятельность в этот период можно рассматривать как социальные практики. С другой стороны, в старших классах более четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами на дальнейшую учебу и трудовую деятельность. Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и\или углубленной/ информационной базы в рамках предметных областей. Например: Создание электронного учебника для ребят обучающихся на дому.Создавая учебник решаем свои проблемы(ликвидируем пробелы в знаниях) и помогаем другому(социальная значимость).

Прохорова А.В.: Яковлева Н.В. пишет: Да я тоже не встречала, все происходит методом тыка, исключений, удач, неудач. Иногда на уровне "нравится-не нравится". Конечно, установка моя звучит с моим видением того, что необходимо сделать ребенку, как сделать, чтобы было интересно смотреть и слушать. А с теорией по этому вопросу не встречалась. С теорией так же не встречалась. Но в нашей школе есть творческие учителя, которые разработали свою концепцию создания слайд - проектов. Так же слайд - проекты предлагаются учащимся как итог работы над проектом (заключительный этап). Интересен опыт работы учителя музыки нашей школы, которая разработала слайд - сопровождение каждого урока музыки. Но, опять же, есть небольшой перегиб. По моему не следует использовать слайды на каждом уроке, да и технические возможности не всегда позволяют это делать. Куда интереснее "живой учитель", с его улыбкой и желанием дать знание своим ученикам :-)

Артемова О.Г.: Роль учащихся значительно меняется(в учебном процессе) в работе над проектом:они становятся субъектом познавательной деятельности.Им никто не навязывает как и что делать. С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности,но именно это стимулирует его познавательную активность. С другой стороны это вызывает специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся трудно: намечать цели и задачи,искать пути их решения, осуществлять и аргументировать выбор, действовать самостоятельно,сравнивать полученное с требуемым, объективно оценивать процесс и результат проектирования. Преодоление этих трудностей-одна из ведущих дидактических целей метода проектов.

Архипова А.Н.: Артемова О.Г. пишет: Роль учащихся значительно меняется(в учебном процессе) в работе над проектом:они становятся субъектом познавательной деятельности.Им никто не навязывает как и что делать. Уважаемые коллеги! В проектной деятельности меняется и роль учителя. Из педагога, который в большей степени дает знания ученикам, он становится наставником, координатором познавательной деятельности. И это главное - не давать знания в чистом виде, а добиваться того, чтобы дети стали открывателями.

Аношина Оксана Георг: Архипова А.Н. пишет: не давать знания в чистом виде, а добиваться того, чтобы дети стали открывателями Проект для учителя это тоже источник знаний.Работая с одним проектом в течении 3-х лет можно наблюдать те изменения, которые вносят новые участники. А роль учителя так подвижна. Поток информации в проекте требует от координатора моментальной реакции т.к. детей может сильно увлеч. Открытия, диктуемые проектом могут быть неожиданны и неоспоримы. Поэтому проектная деятельность педагога очень трудоёмка.

Ивашкова Т.А.: При правильной организации проекта учитель выступает только в роли координатора и консультанта. Он руководит проектом. Направляет деятельность детей в нужное русло.

Забелина Е.Г.: Марцинковская О .Р. пишет: Что дает работа над проектом?Поделитесь,пожалуйста,опытом. Несколько лет я использую проектную работу с учащимися. Начиналось все с проектов на учебных занятиях, сейчас создаем с ребятами и педагогами общелицейский проект "Экология души". Согласна, что работа над проектом - это очень трудоемкий процесс, так как требует от учителя не столько объяснять материал, сколько организовывать поисковую, исследовательскую, аналитическую и оформительскую работу учеников. При этом проет - процесс творческий и непредсказуемый, даже если заранее планируется некий продукт, результат может быть неожиданным. Проектом нельзя называть реферат, доклад или научную работу. Я считаю, что проект, в первую очередь, это совместная деятельность, процесс с перспективой на будущее. работа над проектом дает многое и учащимся и педагогу. Радость от совместного интеллектуального творчества, развитие креативности, умение организовать свою деятельность, повышение самооценки, отработка умений работать с разными техническими средствами и многое другое.

Журавлева Ольга: Я считаю, что проектная деятельность напрямую связана с такими понятиями как "компетентностный подход в образовании", "качество образования". Ведь работа над проектом-учебным. социальной направленности и т. д. предполагает самостоятельность при вычленении проблемы. прогнозирования задач, этапов ее решения, видения результата деятельности по ее решению и, конечно, основывается на использовании собственного социального опыта учащихся, уровне образованности учеников на определенном этапе обучения. Проект предполагает исследование проблем, видение перспектив. сопричастности с тем, что происходит вокруг учеников в реальной жизни. А это - новый уровень познавательной деятельности, появление новых качественных характеристик процесса образования как такового.

Артемова О.Г.: Совершенно согласна с Журавлёвой Ольгой. Действительно проектная деятельность направлена на формирование ключевых компетентностей учащихся, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Оданович М.В.: Использование учебно-исследовательских проектов способствует индивидуализации обучения. Темы проектов выбирают сами учащиеся. Но увлекаться ими только тоже не стоит.

Кулакова С.А. : Оданович М.В. Пока ни у кого не услышала, что метод проектов еще и очень эффективная форма контроля знаний учащихся. Что вы об этом думаете ? Спасибо.

Кулакова С.А. : Оданович М.В. Пока ни у кого не услышала, что метод проектов еще и очень эффективная форма контроля знаний учащихся. Что вы об этом думаете ? Спасибо.

Ивашкова Т.А.: Дело в том что понимать под проектом? Этим модным словом теперь принято называть всё, что делает ребёнок. Но это совсем не так. Метод проектов подразумевает не только творческую, исследовательскую работу 1-2 уч-ся, а это прежде всего групповая работа, продукт которой будет востребован. Я сейчас говорю только об учебных проектах, опуская из внимания воспитательные и социальные проекты. Не могу похвастаться 5 десятками проектов, как у некоторых выше, но... Разрабатывая проект учитываю личностно-ориентированный подход, так чтобы ученик например изучал тригонометрию посредством: физики, биологии, экономики и т.д. Один и тот же объект изучается с разных сторон. При защите проекта каждый является не только слушателем, но и активным "непонимающим" учеником. Вот тут и происходит непроизвольный, но эффективный контроль знаний. Умение не только доступно преподнести свой материал, но и воспринять новый материал, задать каверзный вопрос и т.д. Не дали как сегодня 11 класс возмущённо спросили : " А проект в этом году будет?" Я была приятно поражена. Приятно, так как не смотря на большой труд при работе над проектом с их стороны - им это очень нравится!!!!!!!!! Удивлена, так как 11 класс, экзамены, а им творчество подавай Пришлось задуматься.

Абдуллина Альфия: Оданович М.В. пишет: Но увлекаться ими только тоже не стоит Увлекаться действительно не стоит. 50 % процентов работы беру чаще всего на себя, чтобы за учебный год выполнить несколько проектов. Если проект связан с компьютерной графикой, то эскизы – полуфабрикаты подготавливаю я, а дальше дорабатывают сами дети. В этом случае творческие личности, могут все перечеркнуть и внедрить свои идеи, ну а остальные просто совершенствуют иллюстрации.

Хисаметдинов А.А: А вот если учащийся создал мультимедийный журнал, использованы все современные технологии: DHTML, 3D-графика, обработка видео - будет ли считаться это исследовательским проектом? А?

Абдуллина Альфия: Хисаметдинов А.А пишет: DHTML, 3D-графика, обработка видео - будет ли считаться это исследовательским проектом Уважаемый, Азат Анварович, я думаю, что это и есть самая настоящая исследовательская работа потому, что виртуозное владение инструментами программ дается не сразу (видимо сами наблюдали). Например, в нашем с Вами случае, в компьютерной графике: у учеников воображение практически развито у всех, но задатками художника владеют не все, поэтому им приходится перепробовать множество способов, чтобы изображение объекта было как можно реальнее. И это практически у каждого получается.

Шеина Л.И.: Мультимедийный журнал - это форма представления проектной разработки, мне так кажется. С другой стороны, использование компьютерных программ с предварительным их изучением - это проектная деятельность. Мне кажется иак.

Оданович М.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: А вот если учащийся создал мультимедийный журнал, использованы все современные технологии: DHTML, 3D-графика, обработка видео - будет ли считаться это исследовательским проектом? Исследовательским в том, случае, если он создал новую программу, принципиально отличаюуюся от других. Учебно-исследовательским в большей степени, при одном условии если сопоставил ранее используемые техноллогии, аргументировал какие из них наиболее эффективны. Доказал преимущества своей разработки по сравнению сдругими. Если ученик хотя бы использует метод исследовательмской работы такой как сравнительный агнализ, то считать учебно-исследовательской работой. Ученик получил субъективно новые знания.

Пономарева И.Н.: Оданович М.В. пишет: Исследовательским в том, случае, если он создал новую программу, принципиально отличаюуюся от других. Отличающуюся чем? Содержанием? Но мультимедийный журнал, к примеру. создавали и до него. Уточните, пожалуйста, когда проект считается научным?

Бабина Е.И.: Марцинковская О .Р. пишет: Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике Метод проектов действительно используется давно. Задавая вопрос о том, что дает его использование, Вы сами на него отвечаете. Марцинковская О .Р. пишет: В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,проявлять компетенцию в вопросах,связанных с темой проекта,развивать критическое мышление.Что дает работа над проектом? Жаль только, что сейчас проектом мы называем все работы, которые выполняют учащиеся. Проект, вернее работа над проектом предполагает выполнение и соблюдеие определенных этапов. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюн, У.Х..Килпатрина, Э.Колинза и др. Основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой / социально – или личностно / проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная / индивидуальная, парная, групповая / деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта/ с указанием поэтапных результатов/;использование исследовательских методов /определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы/. Основные этапы проектной деятельности: - организационно-подготовительный; - технологический; - заключительный.

Пономарева И.Н.: Бабина Е.И. пишет: Жаль только, что сейчас проектом мы называем все работы, которые выполняют учащиеся. Проект, вернее работа над проектом предполагает выполнение и соблюдеие определенных этапов. Бабина Е.И. пишет: Основные этапы проектной деятельности: - организационно-подготовительный; - технологический; - заключительный. Так и реферат можно считать проектом. Этапы те же.

Артемова О.Г.: Бабина Е.И. пишет: Жаль только, что сейчас проектом мы называем все работы, которые выполняют учащиеся. Любую работу, которую выполняют учащиеся нельзя называть проектом. Проект это специально организованный учителем и выполняемый учащимся труд, приводящий к получению конкретного продукта (при этом учитель выполняет роль наблюдателя, советчика). При этом учащийся решает собственные проблемы!

Артемова О.Г.: Несколько дней назад я уже сообщала вам этапы по которым я работаю над проектом(смотрите внимательнее). Они далеки от реферата. Метод проектов-набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. Для того,чтобы понять чем отличается метод проектов от реферата, нужно поработать по этому методу и не один год. Желаю успеха.

Романов К.М.: Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру.Можно выделить основные моменты работы над проектной деятельностью: -Изучение теоретического материала; -Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования; -Формулировка рабочей гипотезы; -Освоение методики исследования; -Сбор собственного экспериментального материала; -Обработка материала; -Обобщение, анализ, выводы; -Представление исследовательской работы;



полная версия страницы