Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Учитель и эвристическое обучение » Ответить

Учитель и эвристическое обучение

Оданович М.В.: Реализация эвристического обучения на практике поднимает ряд важных вопросов: "Какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справляться с такого рода обучением? Какими качествами должен обладать учитель?" Учитель в этом случае не истотчник готовых знаний и директив для ребят, а кто?

Ответов - 15

Матвейчук Н.Н.: Учитель в этой ситуации сам Искатель. Готового-то ответа нет! И ему, так же, как и ребятам интерсно его найти. Но, мне кажется. не всем по силам будет подобная задачка. Восприятие должно быть особенным: в хорошем смысле ДЕТСКИМ. То есть непосредственным, открытым. очень заинтересованным. Учителя, к сожалению, не всегда сохраняют эти качества с возрастом. Ведь ориентированы на "правильные " ответы. .. А вот умение поддержать ученика (ведь не все сразу получится), показать ему пример уверенности в результате, настойчивости - это уже профессионализм, это качества, работающие на решение задачи эвристического обучения. И еще важным будет открытость переменам. Учитель, который не боится изменений. это учитель будущего!

Тагирова И.А: Учитель использующий эвристическое обучение - должен быть прежде всего сам творческим человеком. Смотреть на процее обучения другими глазами. Матвейчук Н.Н. пишет: Но, мне кажется. не всем по силам будет подобная задачка. Восприятие должно быть особенным: в хорошем смысле ДЕТСКИМ. То есть непосредственным, открытым. очень заинтересованным. Учителя, к сожалению, не всегда сохраняют эти качества с возрастом. Ведь ориентированы на "правильные " ответы. .. Мне кажется всему можно научиться, развить в себе это творческое начало, было бы желание.

Пырина С.Ю.: Учитель в ситуации эвристического обучения -участник процесса познания, он вместе с детьми творит новую познавательную реальность. Он понимает, что не существует заготовленных,однозначных ответов на поставленные вопросы . У него тоже есть право на ошибку. Ученик должен доверять учителю, а это произойдет, если будет создана атмосфера сотрудничества. И ученик поймет, что учитель заинтересован в диалоге и спрашивает не только потому что профессия обязывает, а потому что нуждается в построении нового образовательного смысла


Евгения Вдовина: Пырина С.Ю. пишет: Учитель в ситуации эвристического обучения -участник процесса познания, он вместе с детьми творит новую познавательную реальность. Он понимает, что не существует заготовленных,однозначных ответов на поставленные вопросы . У него тоже есть право на ошибку. Вы абсолютно правы. В моей педдеятельности, однако, порой случаются такие ошибки, которых не должно быть при почти десятилетнем педстаже: я преподаю композицию в ССУЗе, количество часов каждый год меняется, программы каждый раз обновляются, и, кажется, продумал все до мелочей, ан нет, импровизация на уроке доводит до того, что 3-4 темы, распределенные по разным семестрам, интегрируются в один проект по принципу "А давайте!.." Потом ломаешь голову, на что потратить оставшиеся часы так, чтобы была не только польза, но и логика. При этом студенты довольны только тогда, когда темп не снижается, малейшая заминка - и они скисают. В целом, все это весело и интересно. Только смахивает на анархию. И в данном случае, я, пожалуй, не откажусь от некоего внешнего жесткого контроля, чтобы не увлекаться самой и не уйти от главной цели. В то же время внешнее давление или убивает, или заставляет импровизировать еще активней. И справиться с такой ситуацией может только Импровизатор с твердым внутренним стержнем, человек предельно цельный и целеустремленный. А рядовому преподавателю может не хватить сил :-(

Волкова Е.С.: Учитель должен быть творческим. Мы зачастую изо всех сил стараемся загнать наших учеников в определенные рамки, не понимая, что тем самым мы лишаем их одной из главных человеческих составляющих – свободы. По этому поводу вспоминается такая история. В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!» Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Наконец его пустили на новое место. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый…. А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно… За годы работы в школе убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов. Нужно уметь смело и свободно экспериментировать, потому что тот, кто стоит на окончательных позициях, очевидно, перестал думать.

Дондокова Т.В.: Оданович М.В. пишет: "Какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справляться с такого рода обучением? Какими качествами должен обладать учитель?" Учитель в этом случае не истотчник готовых знаний и директив для ребят, а кто? А разве это возможно: пройти подготовку, обучение - станешь творческой личностью? Творчество у учителя - оно или есть или его нет.Волкова Е.С. пишет: Учитель должен быть творческим. А как этого добиться? Какими путями? Прежде чем говорить с детьми на языке творчества, надо самому обладать этим умением. А если его нет? Возможно ли развить в себе это качество, будучи уже взрослым, состоявшимчся человеком?

Звёздочкин В.Д.: Дондокова Т.В. пишет: Возможно ли развить в себе это качество, будучи уже взрослым, состоявшимчся человеком? Для этого нужно обратить особое внимание на использование эвристических методов, самому придумывать подобные задания и тогда всё получится. А чтобы легче было это сделать, придётся обратиться к методической литературе. Не зря ведь существует пословица: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так и здесь. Не захочется тонуть, значит, обязательно выплывите.

Косивец О.В.: Дондокова Т.В. пишет: Творчество у учителя - оно или есть или его нет Творчество - это свойство динамичное. Кто сказал, что его отсутствие - приговор? Во-первых, абсолютно не творческим может быть только робот, работающий по жестко заданному алгоритму. Да и то, искусственный интеллект уже набирает силу. Что же касается учителя, то на мой взгляд, есть просто плывущие по течению, безразличные к новациям противники реформ и перестроек. Таких нужно просто разбудить, промотивировать и показать спектр всего того, что проплывает мимо, пока креатив учительский дремлет. Конечно, это сделать сложно в масштабах города, региона и т.п. Но в школе-то можно! Разве интерес учащихся к предмету не является индикатором успешности преподавателя, его самореализации и творческого потенциала? Безразличие к результатам своего труда случается в нашей учительской среде , но это скорее исключение, чем правило! От таких школе надо избавляться. А вот подавляющее большинство учительской братии, находящейся в творческой коме, нуждается либо в стимуле, либо в толчке, либо в хорошем пинке , чтобы из этого состояния выйти.

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: А вот подавляющее большинство учительской братии, находящейся в творческой коме, нуждается либо в стимуле, либо в толчке, либо в хорошем пинке , чтобы из этого состояния выйти. Но толчок и пинок помогают довольно редко - наоборот, возможно противодействие с указанием кучи объективных факторов, не дающих работать в полную силу. А вот стимул... Даже моральный, ну как бывает приятно слышать добрые слова...

Блохина Е.А.: Суть метода эвристического обучения в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный, оригинальный результат, открывающий новую перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Метод эвристического обучения нужно правильно организовывать, поддерживать, развивать: - успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается. - ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость. - Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой.

Просвирнина Т.Н.: Блохина Е.А. пишет: ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость. Лучше не скажешь. Задача учителя создать благоприятную образовательную среду, чтобы каждый ученик : и одарённый, и обычный - чувствовал свою значимость и востребованность. Тогда ребёнок с удовольствие будет спешить в школу пообщаться не только с друзьями, но и с учителями.

Евгения Вдовина: Блохина Е.А. пишет: Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость. Жаль только, что для того, чтобы у ребенка была эта "завтрашняя радость", у педагога она должна быть сегодняшней. Его образ должен быть светлым изначально, без всяких там "Вы меня поймите, я тоже человек, могу устать и сорваться". ...И он будет светлым, если будет чувствовать себя нужным и ценимым. Настоящему учителю ведь не деньги нужны, а чувство собственного достоинства. Только уважение - и все. А если ущемляют власть имущие, тогда-то он и начинает срываться на учениках

Шишкина Н.И.: Каждому ученику необходимо создать ситуацию успеха! В прошлый год у меня лауриатами стали дети, которые никогда не занимали призовых мест в простых олимпиадах. Я просто им сказала: "У вас все получится!" И получилось. В этот год даже рекламы не нужно, дети сами спрашивают, а когда будет олимпиада? Не малую роль здесь играет личность самого учителя. Если учитель стремится достигнут успеха в свой профессии, значит и его воспитанники будут также стремится. Нужно заразить их этим желанием. Кроме тогонеобходим совершенно другой подход и поэтому учителю необходимо самому владеть методикой создания эвристических заданий, способностями психолога.

Косивец О.В.: Оданович М.В. пишет: Учитель в этом случае не истотчник готовых знаний и директив для ребят, а кто? Провокатор в хорошем смысле этого слова. Нужно уметь спровоцировать беседу, спор, мозговой штурм. Попросту говоря, так поставить задачу, чтобы дети не отнеслись к ней не как задаче из учебника "Дано... найти...". Лучшая задача - ситуация, проблема. А если это еще и "из жизни", то таким задачам дети только рады будут! Например, предложите способ избавиться от проблемы жвачки в школе. При этом можно указать на пострадавший от "лепешек" пол.

Аммосова Светлана: Я работаю в Районном Детском центре. В этом году защитила проект по созданию районного сообщества учителей физики. Хотелось бы сделать его еще и "виртуальным". Помогите советом молодому педагогу.



полная версия страницы