Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Обучение без домашнего задания » Ответить

Обучение без домашнего задания

gliash: Работаю учителем химии в спортивной школе. Проблемы: мотивация учеников только на спорт, дефицит учебного времени, минимум или отсутствие домашней работы, но необходимо "дать стандарт". Кто -нибудь в стране занимается решением подобных проблем? Или кто-то еще работает в подобных условиях? Надеюсь, что вы поделитесь своим опытом. Спасибо. Галина

Ответов - 56, стр: 1 2 All

Оданович М.В.: Работаю учителем биологии в лицее, в котором есть спортивные классы по футболу. Беспорно трудно. Домашнее домашнее задание стоит давать, но я даю весь пепречень домашних заданий и упражненений перед изучением темы. Для того, чтобы ребята могли планировать свою подготовку к урокам иучились распределять свое время. Об уроке, на котором будет происходить контроль, мы с ними так же договариваемся. Сейчас начинают говорит об индивидуальном плане для учащихся, ребятам спортменам как раз он и необхлодим.

Antonina: Я считаю, что домашние задания нужны! Только давать их можно порционно, т.е. учитывая индивидуальные способности ребенка, но к сожалению, для учителя это сложно и трудно...

Королева Ольга: Даю домашние задания блоком на какой-то временной промежуток (неделя в младших классах, четверть - в старших). Все д/з проверяются и каждый верно выполненный номер закрашивается в ведомости домю заданий. Неверные задания исправляются. Очень удобно родителям отслеживать выполнение д/з. Удобно учителю - прозрачна ситуация выставления оценок за выполнение д/з за четверть. Есть ли недостатки такого способа организации домашнего труда? (я столкнулась с двумя).


Ивашкова Т.А.: В рамках требований общеобразовательной программы (я не говорю о возможностях поступления) без д/з не возможно. Причина проста. При мастерстве учителя и жёстких временных рамках учебной программы возможно научить всему, что требуется, даже среднестатистического ученика, но это поверхностные знания. Необходима отработка полученных знаний - приобретение навыков. а это возможно только дома, индивидуально. Иначе приходим к тому, что теоретически ученики знают как решаются те или иные уравнения, задачи, но ... Не помнят формул, делают вычислительные ощибки и т.д. Другое дело, что д/з должны быть дифференцированы, но это дополнительная нагрузка на учителя, что хотят не многие.

Федорюк Лидия: Ивашкова Т.А. пишет: д/з должны быть дифференцированы, но это дополнительная нагрузка на учителя, что хотят не многие. ДОброе утро! Позвольте с вами не согласиться по поводу того, что это дополнительная нагрузка. Наши учителя русского языка и литературы практически на каждом уроке дают дифференцированное домашнее задание. Спасибо авторам учебников, которые представили так материал, что у нас есть такая возможность. Есть вопросы. которые выполняют все (это оьычно теория), а письменная работа дается по группам. Нам это удобно, потому что есть гарантия. что ученики справятся со своим заданием. У нас столько дополнительной нагрузки, что мы уже давно перстали относится к ней как к дополнительной.

Ивашкова Т.А.: Таким учителям можно только низко поклониться! Но я думаю вы не будите утверждать, что дифференцированные д/з - это норма в наших школах?

Королева Ольга: Даю домашние задания блоками на какой-то временной промежуток времени (на неделю - в младших классах, на четверть - в старших), каждое праильно выполненное задание отмечаю закрашенным квадратиком в ведомости учета д/з. Если задание неправильно - надо перерешать. Удобно для родителей, для учеников тоже прозрачен момент выставления отметки за дом.задание в конце четверти. Какие недостатки Вы бы отметили в таком способе? (я знаю два).

Колясникова В.А.: Домашние задания жизненно необходимы по тем предметам, где 2 часа в неделю и менее. Нужны для того, чтобы удержать в паияти новое = чистая физиология. Дайте мне 3-4 урока в неделю, пусть даже по 20-25 минут и домашние задания не нужны.

Торощина А.В: В требованиях общеобразовательной программы д/з является одним из самых главных. Без него просто невозможно. Ученику необходима отработка знаний,полученных им на уроке, а это он может сделать дома, занимаясь индивидуально. Ученик работает самостоятельно,тем самым закрепляя свои знания.

Торощина А.В: Одним из главных требований общеобразовательной программы- это д/з. Без него просто невозможно обучение ребенка. Ученик отрабатывает полученные им знания, занимаясь дома самостоятельно. Со временем применяет свои знания на практике. Д/з не является лишней нагрузкой, а только повышает уровень обученности детей.

Малышева Е.Л.: Согласна с теми, кто считает полноценный процесс обучения не возможным без домашних заданий. Всё, что ребёнок узнал на уроке, должно так или иначе зарепляться. другой вопрос - каким должно быть это домашнее задание? Думаю, существует много возможных вариантов превратить обычное упражнение из учебника русского языка в занимательное и увлекательное. А уж про такие предметы как чтение и окружающий мир (нач.школа) и говорить нечего. Поделитесь своими предложениями!

Вершинина Л. Н.: Как сделать так, чтобы домашнее задание не становилось испытанием для всей семьи?

Матвейчук Н.Н.: Вершинина Л. Н. пишет: Как сделать так, чтобы домашнее задание не становилось испытанием для всей семьи? Королева Ольга пишет: Для родителей наших учеников это будет проще, и они помогут нам - учителям. Домашние задания, конечно, нужны. Это стимул для познания (если, конечно, задания имеют и такую цель, а не только закрепление навыков). Однако грустно, что домашние задания могут становиться испытанием для всей семьи... Как важно научить учиться ребенка в самом раннем возрасте. Сколько, по большому счету, предписывается мочь и уметь родителям...

Косивец О.В.: Вершинина Л. Н. пишет: Как сделать так, чтобы домашнее задание не становилось испытанием для всей семьи? Я рекомендую своим ученикам делать ДЗ самостоятельно. И при этом говорю, что проверять его я не буду. ДЗ нужно тем, кто не успевает усваивать на уроке, недопонимает. Это нужно и мне, и им. Мне - для диагностики того, на что надо сделать упор. А им - чтобы понять, где "западает", не "доходит". Родители при этом не участвуют в процессе. В процессе только я и учащиеся. Однако сразу надо было сказать, что речь идет об информатике. В других дисциплинах такая форма работы не приживется.

Смирнова Татьяна: Вы вопрос задаете от лица педагога, родителя или ученика?

Седова И.А.: Смирнова Татьяна пишет: Вы вопрос задаете от лица педагога, родителя или ученика? Действительно, для каждой категории свое отношение. Учителям кажется, что без домашнего задания никак нельзя. Ученикам можно бы не задавать, а родителям чтобы и знания были и дети их не притесняли, если что-то непонятно. Выход один - задавать надо , но в разных формах. "Составь тест по параграфу №2" Задай 3 вопроса и т.д.

Косивец О.В.: Седова И.А. пишет: Учителям кажется, что без домашнего задания никак нельзя. Позволю себе не согласиться. Я считаю, что добиваться понимания надо на уроке. А дома только закрепление. При таком подходе без ДЗ обойтись можно! Этот рецепт не для каждого подходит. Математика, языки, физика... Здесь часто просто надо отрабатывать навыки и приемы. А для своей информатики повторюсь - без ДЗ прожить можно

Просветова: Вершинина Л. Н. пишет: Как сделать так, чтобы домашнее задание не становилось испытанием для всей семьи? Этап урока, на котором дается домашнее задание, нередко выпадает из урока. Посещая уроки учителей, часто можно увидеть как учитель на доске пишет № задания или упражнения и всё. Или того хуже, не успели сделать задания на уроке, значит будете делать дома! Такая позиция учителя и приводит к "испытаниям для всей семьи". В моей практике есть такой случай. Ко мне за консультацией обратилась семья первоклассников одной из школ города в октябре месяце: ребенок отказывается идти в школу, так как после школы они с мамой делают задания по математике под редакцией Л.Г. Петерсон по 2-3 часа. Как быть? Хорошо, что в этой семье есть педагог-бабушка. Мы смогли вместе убедить родителей, что учебник здесь не причем. Это учитель не выдерживает принцип дифференциации. Родители решили перевести мальчика в нашу школу. Я наблюдаю за ним уже третий год. Он по коридору не ходит, а подпрыгивает. Не балуется, нет! Он счастлив!

Курчатова Марина: Нужны ли домашние задания? Основной целью домашнего задания является более тщательно осмыслить изучаемый на уроке материал, закрепить его в памяти и сделать знание более глубокими. Поэтому убеждена в необходимости домашних заданий.

Кочкина Е.К.: Курчатова Марина пишет: Нужны ли домашние задания? Конечно, ведь во время выполнения домашнего задания ученик ещё раз прокручивает материал. В старших классах по математике часто использую блочные задания , задания на неделю. В среднем звене ученики сами просят , чтобы преподавание велось по темам. а не параллельно, так как забывается материал. А если ещё не задавать домашнее задание? Не помню точную цифру, но психологи говорят, что через 8 часов забудется столько же, сколько за следующий месяц.Домашнего задания нет - и на уроке как будто не был. Многие ли наши среднестатистические ученики имеют прекрасную память?

Королева Ольга: Кочкина Е.К. пишет: психологи говорят .... По мнению психологов, для того чтобы умение стало навыком, необходимо отработать его 82 раза. Например, чтобы ребенок стал самостоятельно чистить зубы, присматривайте за ним 82 раза, а потом это станет навыком (привычкой). Не касается ли это правило отработки математических навыков? Если это относится и к учебному труду, тогда стоит переносить решение однотипных заданий именно в домашнее задание.

Ивашкова Т.А.: Привычка и навыки это разные вещи. Выполнение математических упражнений будет доведено до автоматизма только тогда, когда это будет понято на уровне сознания. Домашнее задание предназначено (в большенстве своем) для отработки нвыков, но в разумных пределах. Здесь лучше срабатывает д/з "с опозданием", тоесть на повторение. Ведь "повторение - мать учения"

Королева Ольга: Татьяна, а возможно ли соединить д/з с опозданием с д/з на решение однотипных заданий? Для родителей наших учеников это будет проще, и они помогут нам - учителям.

Кинцель А.Е.: Курчатова Марина пишет: Нужны ли домашние задания? Основной целью домашнего задания является более тщательно осмыслить изучаемый на уроке материал, закрепить его в памяти и сделать знание более глубокими. Поэтому убеждена в необходимости домашних заданий. Домашние задания нужно, необходимы. На уроке невозможно запонить весь материал, дома он должен быть тщательно проработан. Тогда знания дейтсвительно останутся у ученика надолго.

Хавкина Т.А.: gliash пишет: Проблемы: мотивация учеников только на спорт, дефицит учебного времени, минимум или отсутствие домашней работы Можно посоветовать только одно: материал давать крупными блоками - вся тема за пару уроков, На остальных же уроках, отведенных на изучение данной темы, заняться отработкой знаний и умений, решением упражнений и задач, тренингом. Мне приходилось работать по такой системе. Надо будет потрудится при составлении блоков, опорных конспектов, лучше выдавать учащимся блок-схему (таблицу), которую в процессе освоения материала они будут заполнять.

Пырина С.Ю.: Можно ли обучать без домашнего задания? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, каковы цели д.з.? Если ученики не делают д.з. , то это проблема учеников, или проблема учителя? Какие методы и технологии лучше использовать для д.з.?

Барышева Л. В.: Я проверяю домашние работы с помощью консультантов. Очень хорошо получается работать с консультантами в начальных классах, когда я задаю по одному-два задания домой. Консультанты - это как правило "отличники". Их задача - на перемене проверить домашние задания у учащихся своего ряда. На уроке они анализируют проверенные работы (правильно выполнили .. человек, допустили ошибки - .. человек, не сделали домашнюю работу - .. человек). В старших классах уже немного по сложнее, есть вероятность, что ученик спишет домашнюю работу. Тогда в начале урока (иногда) я некоторым ученикам даю задания, очень похожие на домашние, и прошу их выполнить. А вообще, все учителя знают своих учеников, и я не исключение. Поэтому допускаю проверку домашних работ блоками с последующим выставлением оценок в журнал.

Вершинина: В последние годы учителя-практики и ученые спорят нужно или нет давать домашнее задание. А если мы задаем их, то какую цель преследуем? Как сделать так, чтобы домашнее задание не было испытанием для самого ученика и его родителей?

Камышлова Е.П.: Домашние задания бывают разными. Если для ребёнка они бессмыслены, то большой пользы от них нет. Одно и тоже задание разными детьми ведь воспринимается по-разному: одни, получая задание сочинить, стихотворение радуются, сразу начинают подбирать рифмы, а другие, думают, что не справятся и никто им дома не поможет. Тут, в идеале, учителю необходимо подготавливать индивидуальные задания. На мой взгляд, домашние задания нужны, так как ребенок выполняет упражнения, которые способствуют более прочному усвоению навыка. А что будет если по предметам, которые идут один раз в неделю, домашнее задание не задавать?

Вершинина: Сейчас ученые и учителя - практики много спорят о том, что же такое домашнее задание, какие цели нужно преследовать, задавая домашнее задание. Как сделать так, чтобы домашнее задание не становилось испытанием для всей семьи, чтобы ребенок стремился выполнить домашнее задание в срок? Поделитесь своими наработками.

Сафонова О.Ю.: У меня ребенок учится во втором классе - и все задания делает самостоятельно, старается. При этом задания не очень большие. А наш сосед учится в параллельном классе - сидит за урокамии до ночи - в том классе задают в 2 раза больше, а то и в 3. В двух классах одна общая проблема - английский язык. Как выяснилось, совсем не сразу, учитель английского задает новую тему на дом не объясняя ее, а потом только проверяет. Хорошо тем детям, чьи родители могут заниматься с ними, а остальные - или постооянные 2, или - репетитор... Выводы: задавать надо немного и всё-таки предварительно объяснять тему.

Корчагина Н.М.: Сафонова О.Ю. пишет: учитель английского задает новую тему на дом не объясняя ее, а потом только проверяет. Хорошо тем детям, чьи родители могут заниматься с ними, а остальные - или постооянные 2, или - репетитор... Тема затронута очень важная, да, новое веяние моды - на уроках минимум, остальное репетитор. Дети, чьи родители заинтересованны в образовании , просто не успевают бегать от одного репетитора к другому.Объем задаваемого на дом давно превзошел все нормы. Каждый учитель старается "выжать" из ребенка максимум, кто хорошо учится еще успевают что-то сделать, а кто нет - опускают руки.

Барышева Л. В.: Когда мы задаём домашнее задание во-первых, оно должно расчитано на 30-60 минут (в зависимости от возраста учащегося) не более во-вторых, обязательно оно должно быть оценено. Ведь это работа ученика, а всякая работа требует платы (даже в качестве оценки). в-третьих, результаты должны быть под контролем и у родителей учащихся, что бы они могли оценить успехи своих детей или обратить внимание на "непонимание" темы учеником. Если родители учат уроки вместе с ребёнком, для самого взрослого человека будет полезным узнать новую информацию, особенно это заметно по предмету информатики, т. е. пусть родители тоже учатся.

Надежда Лимонникова: Домашнее задание нужно задавать интересно и на выбор, чтобы каждый выбрал себе задание по силам, интересам, настроению, уровню заинтересованности и т.д. Заодно учитель потренирует своё воображение, фантазию и сообразительность.

Блохина Е.А.: Домашние задания нужны. Домашние задания — очень важный вид самостоятель¬ной работы. Сейчас очень много говорят о новациях в школьной жизни, которые связаны с попытками «уничтожить» домашние задания или свести их до минимума. Есть много доводов в пользу этой идеи: разгрузка, профилактика перегрузки, свободное время, раскрытие творческих возможностей... В этом есть доля истины и доля лукавства. Одно дело слушать материал, со слов учителя списывая с классной доски, другое дело, сидя за столом дома, возвращаться к нему, переварив его, закрепив в процессе самостоятельной работы. Помощь родителей можно с определенными оговорками поставить в один ряд с работой учителя на уроке. Необходимость домашних заданий хорошо прослеживается с психологической стороны. Между тем моментом, когда ребенок получил информацию на уроке, и тем, когда он усвоил ее, должен быть обязательно какой-то промежуток времени, для того, чтобы в сознании и подсознании личности произошла внутренняя работа по перевариванию этой информации, распределению ее по каким-то ассоциативным связям, чтобы она отложилась в памяти как краткосрочной, так и долговременной.

Блохина Е.А.: Домашняя работа должна быть связана с работой на уроке и рассчитана на самостоятельное выполнение учащимися и их творческое мышление. Задание вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит к последующему. Задания должны быть посильны для большинства, но не простым для сильных учащихся. Оно может состоять из двух частей: - общее для всех учащихся; - творческое или со «звездочкой» задание – по желанию.

Дондокова Т.В.: Каждый раз, когда по окончании урока я произношу фразу "А домашнего задания не будет"( как правило, после письменной или контрольной) с неудовольствием слышала в ответ ликующее "Ура".Всем, думаю, знакома эта ситуация. Детей тоже можно понять: большие нагрузки, усталость и т.д. Как же сделать так, чтобы дом.задание не воспринималось как бремя, дамоклов меч? Может, как раз и перевести домашнее задание на эвристическую основу. Дать на выбор одно из трех заданий, например (а задания разной степени сложности),Ведь чем и отличаются такие задания от обычных, что они доступны всем ученикам.а при их выполнении все равно необходимы знания, полученные на уроках. Так что, волей неволей, а заглянуть в учебник придется, ведь задание-то необычное, так и хочется высказаться, пофантазировать, поразмышлять!

Астахов С.В.: Или давать задания творческие: вот материал, вот материал учебника. Что бы ты поместил на эту страницу? Или давать больше размышлять о себе, о мире.

Корчагина Н.М.: Я стараюсь весь новый материал дать на уроке и по возможности закрепить. На дом идет все что в тетради (т.е все . что прошли на уроке) , ученикам остается просмотреть и вспомнить все что проходили + одна задача ( и то не всегда). На следующем уроке , от 3 до 5 минут повторение материала + сам. работа ( в зависимости от темы). Очень эффективно, большая часть работы ложится на урок, нужно успевать отработать и решить все непонятные вопросы.

annita: Работая в гуманитарной гимназии, где дети уже определились с выбором "нужных" предметов, стараюсь давай задания творческого характера, а так же практикую проекты, составление кроссвордов, а оценка идет в рейтинг. Но и полностью отказаться от практической тренировки в написании уравнений или решении задач не могу. так как химия такой странный предмет, что без этого просто будет не понятной и не нужной.



полная версия страницы