Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Профильное обучение в школе » Ответить

Профильное обучение в школе

Хуторской А.В.: Дорогие друзья! Центр "Эйдос" с 2002 года разрабатывает и реализует систему дистанционного профильного обучения, проводит дистанционные профиль-курсы для старшеклассников - http://www.eidos.ru/project/profil/index.htm, методический курс для педагогов и управленцев - http://www.eidos.ru/courses/themes/index.htm Обращаюсь к вам с вопросами, которые важны для дальнейшей работы, проведения дистанционных профильных олимпиад, курсов, проектов и других занятий по профильным дисциплинам, элективным курсам. Какие проблемы профильного обучения можно решить с помощью дистанционных форм занятий? с помощью сети Интернет? Какие образовательные, методические возможности и услуги вы бы хотели получить от Центра дистанционного образования? Как обучать профильным курсам с помощью дистанционных технологий? Будет ли это более эффективно, чем в очном обучении? При каких условиях? Как в очном профильном обучении можно (нужно) использовать Интернет? Чем вы объясняете свои предложения?

Ответов - 82, стр: 1 2 3 All

Miroshnikov: Хуторской А.В. пишет: цитатаКакие образовательные, методические возможности и услуги вы бы хотели получить от Центра дистанционного образования? а например.. тестирование для определения сфер интересов личности.. и динамики развития представлений о будущем....

Пономарева И.Н.: Miroshnikov пишет: Хуторской А.В. пишет: цитата Какие образовательные, методические возможности и услуги вы бы хотели получить от Центра дистанционного образования? а например.. тестирование для определения сфер интересов личности.. и динамики развития представлений о будущем.... Кстати, знать бы что кто-то из участников конкурса ДТ будет проводить именно такой профиль- класс. можно было бы сориентировать на него моих 11 классников (они очень интересовались этим вопросом)

Bormenkov: "Сегодня у нас был областной семинар по профильному обучению.(nadi11)" Уважаемая, Васютина, вероятно Вы владеете полезной информацией в области профильного образования (далее ПО), а именно, какие основные проблемы ПО выявлены (на региональном, муниципальном уровне), как они решаются (или планируется...). Например, ПО в сельской и городской школе: ее реализация и проблемы; мониторинг эффективности(успешности) ПО , отслеживание успеха школьников при поступление и т.п., опрос родителей и т.п. С уважением, коллега. Bormenkov NI


Zuzina: Хуторской А.В. пишет: цитата -------------------------------------------------------------------------------- Какие образовательные, методические возможности и услуги вы бы хотели получить от Центра дистанционного образования? -------------------------------------------------------------------------------- Позволю вступить в полемику по вопросу профилирования и оказания услуг Центром дистанционного образования. Наверное таких направлений много. Одно из них - обучение математике с использованием "Живой геометрии". Чем не профильность? Информационные и коммуникационные технологии в интеграции с математикой. Что касается управленческого состава, то здесь и вовсе непаханное поле: обучение владению Интернет-технологий, возможности коммуникаций и др. Что касается документации, наверное не мешало бы научить управленцев составлять программы развития и программы информатизации учебных заведений на 3-5 лет, научить их разрабатывать комплексно-целевые программы не год, два и т. д. Для методистов школ и методических центров- осуществление подготовки пакетов документов для учителей по вопросу использования информационных технологий в профессиональной деятельности и т. д. Хочу заметить, что мои рассуждения это не просто рассуждения на уровне любителя, я в этом вопросе можно сказать профессионал и у4 меня есть опыт в некоторых вопросах. Спасибо!

Zuzina: Прошу прощения за некоторые опечатки в предыдущем высказывании. Пользуясь случаем хочу всех поздравить с наступающим Новым годом и пожелать всяческих успехов! Спасибо!

Иванова И.А.: Внимательно перечитала все сообщения оставленные по теме обсуждения. Занимаюсь профильным образованием более 6 лет, то есть начала задолго до официального объявления направления модернизации. Считаю, что до сих пор не проработана полностью структура профильного образования, нет идеальной модели. Понимаю как остро стоит эта проблема перед школами, которые совсем недавно вынуждены были ее решать. Я подчеркиваю - вынуждены! У нас идея организации профильных медицинских классов возникла из жесткой реальности - нехватки и старения медицинских кадров в области, где нет медицинских академий, а значит наши выпускники остаются работать в других регионах. Теперь медицинский профиль старейший у нас в гимназии и служит примером молели для создания других: управленческого, культурологического, информационно-технологического. Новое для нас в этом учебном году - привлечение возможностей дистанционного обучения. Мне бы хотелось рассмотреть проблему использования информационных технологий в двух аспектах профильного образования: исследовательской работе и практике. Возможно кто-то из участников форума может поделиться своим опытом, буду признательна. С уважением, Иванова И.А.

Оданович М.В.: Хотелось бы поблагодаритть участников дискуссии. Согласна с Андреем викторовичем по воппроосу о содержании мониторинга. Сложный вопрос. Мне кажется, что в основе мониторинга должно быть отражено содержание ключевых компетенций. Эта проблема сложна, но решаема. Еще сложнее созшдание измерителейи парамеиров диагностики.

Оданович М.В.: Уважаемый Андрей Викторович, предложеные вопросы для обсуждения весьма актуальны В прошлом году в 8-м классе вела курс по выбору "Интенет в обучении биологии", который включал два модуля: первый - знакомство с сайтами биологического содержания и их анализ, второй блок - выполнение учебного проекта - создание собственого сайта и его защита. Во первых, значимость этого курса заключаютеся в том, что ученики обогащают опыт получения учебной информации из различных сайтов музеев естетсвенной истории, крупных университетов.

Иванова И.А.: Оданович М.В. пишет: выполнение учебного проекта - создание собственого сайта и его защита. Уважаемая Оданович М.В., хочу уточнить у Вас несколько моментов по учебному проекту. Сайт по биологии, выполняемый учениками, содержит только информацию с других сайтов? Если так, то в чем развивающая роль, практическая значимость проекта? Программа вашего курса прошла процедуру сертификации и на каком уровне? С уважением, Иванова И.А.

Оданович М.В.: Иванова И.А. пишет: Программа вашего курса прошла процедуру сертификации и на каком уровне? программа эллективного курса утверждена комитетом образовагия Админимтрации Волгоградской области, прошла экспертизуВолгоградского института повышения квалификации работкников образования. Иванова И.А. пишет: Если так, то в чем развивающая роль, практическая значимость проекта задачей элективного курса являлась создание условий для реализации умений инфлормационно-коммуникативной компетенции, предусмотренфых стандартами. С другой стороны темы проектов выбирали сами ученики, то, что им было по душе, рефлексия учебной информации, полученной на уроках биологии. С другой стороны. задача состояла в том. чтобы учащимся предоставить возможность проанализировать необходимую проекта информацию, структурирровать информацию, научиться вести дискуссию при защите проекта. Формирование учебнро-познавательных умений реализуется в процессе преподавания курса биологии. сиспроользованием технологий рамзвивающего обучения.

Романов К.М.: Естетсвенно значение профилизации в учебном процессе умалять нельзя. Это один из важных компонентов в организации учебного процесса. Ведь профилизация- это подготовка к дальнейшему обучению ученика. И одной из основных задач профильной школы является интерес ученика на образование, его индивидуальный заказ. Но так ли это на самом деле? Особенно в рамках сельской школы. Вот тут-то мы и можем обратиться к помощи дистанционных профильных курсов. Но для этого нужно создать необходимые условия.

Артемова О.Г.: В нашем лицее профильное обучение существует уже несколько лет. В том числе имеются классы естественно - научной направленности. Не хочется загонять ребят в узкие рамки этого профиля(или другого). В своей работе использую очень широко межпредметные связи. В частности, элективные курсы с испотльзованием математических методов решения задач по химии, применения биологических знаний в области химии и т.д. Использование современных информационных технологий при создании электронных учебников по химии (научные и творческие работы учащихся). Поделитесь опытом использования межпредметных связей в профильном обучении.

Хисаметдинов А.А: У нас профили физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, открыт класс предвузовской подготовки учеников (преподы из ВУЗа преподают). Трудностей много.

Артемова О.Г.: Считаю, что в профильном обучении нужно использовать Интернет. Это расширяет рамки профиля.Это поиск информации, решение проблем(при работе над проектом), создание собственных информационных модулей.Это презентация себя!

Романов К.М.: Артемова О.Г. пишет: Считаю, что в профильном обучении нужно использовать Интернет Совершенно с Вами согласен. Но как быть учащимся из сельской местности? Конечно сейчас идет подключение школ к Интернету, и это будет хороший шанс для расширения профильного обучения.

Пономарева И.Н.: Хуторской А.В. пишет: Какие проблемы профильного обучения можно решить с помощью дистанционных форм занятий? Конечно же элективные курсы, мы бы рекомендовали их учащимся. Но, к сожалению, мало курсов по математике. Мы изучаем математику достаточно серьезно, поэтому нам бы хотелось, чтобы были курсы, рассчитанные на ммотивированных и продвинутых старшеклассников. Пока их нет.

Хисаметдинов А.А: Интеграция ИТ с другими предметами возможна в случае наличия не менее 1 свободного кабинета ИТ, (медиазала либо видео-дисплейного класса), а также разумеется владением ПК предметником на уровне пользователя, конечно с хорошей моторикой кисти руки. Проблемой может стать методика проведения таких занятий, вот тут и выходят на первый план дистанционные курсы повышения квалификации. (см. здесь пункт 2 http://www.eidos.ru/courses/themes/index.htm) Видеодисплейный класс создается на основе учительского компьютера, DVD-проигрывателя, видеомагнитофона, и подключенных к АМР учителя посредством мультиплеера мониторов. Получается недорого.

Романов К.М.: Говоря о профилизации в школах мы естественно говорим прежде всего о психолого- педагогической диагностике, которая направлена на диагностику склонностей, интересов, которые будут определять успешность обучения школьников., диагностику готовности выбора учащимися профессии. Но мы забываем говорить о здоровье школьников, которое заметно стало ухудшаться. Дополнительная нагрузка на спец. курсах сказывается весьма негативно на учащихся. Если количество часов по предметам сократили в результате введения профильного обучения, то учителя стараются дать больше материала на уроке чтобы выполнить программу. Отсюда и разного рода нервные расстройства учащихся, бессонница, растет число хронических заболеваний, утомляемость учащихся. В результате чего складывается мнение, что введение профильного обучения в школах пока еще носит не совсем продуманный характер. Одно из решений данной проблемы- приведение в соответствие объема нагрузки учащихся в соответствие с санитарно- гигиеническими требованиями. А если еще говорить о том, что в некоторых школах ( включая и нашу) сократили ставку медсестры, то о каком здоровье школьников мы можем говорить?

Богданов П.Е.: Хуторской А.В. пишет: Как обучать профильным курсам с помощью дистанционных технологий? Будет ли это более эффективно, чем в очном обучении? При каких условиях? Профильные классы небольшой комплектности, поэтому можно использовать услуги Интернет. Сейчас практически в каждой школе есть компьютерный класс (в нашей школе их три по 12 рабочих мест в каждом) и выделенная линия. Дистанционное обучение можно организовать с обучающимися 11 классов профильного уровня. Андрей Викторович, есть региональные организации, которые занимаются дистанционным образованием, как, например, у нас в Пскове. Эти дистанционные курсы могут вести преподаватели Псковских ВУЗов (политехнический институт, педагогический универстет). Почему именно Псков? Большинство выпускников поступает в эти учебные заведения. Есть еще С.-Петербургская сельхоз академия. Список учебных заведений у меня есть. Считаю, что нужно начинать с регионов, исходя из запросов школ и тех учебных заведений, куда поступают выпускники.

Романов К.М.: Богданов П.Е. пишет: Сейчас практически в каждой школе есть компьютерный класс НЕ совсем согласен с Вами. Вы судите со стороны города. А во многих населенных пунктах стоит один компьютер, и что делать? Хотя процент поступления в ВУЗы, причем довольно престижные ( я имею в виду Казанские) довольно высок и без профильного обучения. Все зависит от желания ребят учиться.

Богданов П.Е.: Романов К.М. пишет: Вы судите со стороны города Я живу в поселке, население около 8 тысяч человек. Компьютеры получены по президентской программе "Дети России". Четыре года назад у нас в школе был тоже один ПК (четверка! И Windiws 3.11!). Выкручивались как могли. Согласен с Вами, многое зависит от желания ученика.

Артемова О.Г.: Считаю, что при выборе профиля большое внимание надо уделять интересам ученика, а не его родителей (хотя в жизни бывает наоборот).

Романов К.М.: Артемова О.Г. пишет: Считаю, что при выборе профиля большое внимание надо уделять интересам ученика В настоящее время ( может я повторяюсь) профильное обучение направлено не на выбор профессии, хотя ученики и выбирают определенное направление, а прежде всего на те предметы, которые являются наиболее важными в школе. Ученику трудно определиться в профиле, он выбирает и физику и химия и , предположим историю. А расписание составляетс я с учетом профиля.

Артемова О.Г.: Считаю, что при выборе профиля большое внимание надо уделять интересам ученика, а не его родителей (хотя в жизни бывает наоборот).

Богданов П.Е.: А как выбрать программу для пофильных классов по информатике? Даже обучение в рамках обычной программы вызывает трудности у ряда учащихся. А в рамках информационных технологий... С оглядкой на используемое программное обеспечение. Лицензионное стоит денег, которых в школе нет. А к нам уже приезжала комиссия, изучали, спрашивали, хорошо, что компьютеры не проверяли.

Сафонова О.Ю.: Уважаемые коллеги! Как вы знаете, к 2010 году во всех школах РФ планируется ввести профильное образование. Профильное образование коснется старших классов. Учащимся дадут возможность выбирать напрвление, по которому они хотели бы дальше обучаться. У нас в школе уже 6 лет используют систему набора в профильные классы ( инженерный, экономический, социологичесикй). Практика показывает, что нехватает более глубокого знакомства с будущей профессией, когда именно практикующий инженер или экономист рассказывает учащимся о достоинствах и недостатках выбранной профессии. Ученики выбирают профиль по-принципу: нравится-нет, хороший там учитель или нет, куда идут одноклассники. А как обстоят дела в других шкоолах? Что у Вас делается в этом направлении?

Кочкина Е.К.: Сафонова О.Ю. пишет: У нас в школе уже 6 лет используют систему набора в профильные классы ( инженерный, экономический, социологичесикй). В нашей школе в этом учебном году добавился оборонно- спортивный профиль, а были математический, гуманитарный и биологический. Замечу, что проблема с практикой знакомства с будущей профессией не только в наших школах. Сдают ли зимой у Вас ученики экзамены? Сколько часов математики в профильных классах?

Сафонова О.Ю.: Кочкина Е.К. пишет: Сдают ли зимой у Вас ученики экзамены? Сколько часов математики в профильных классах? Зимой ученики эгзамены не сдают( у них идет оценка за полугодие), а математики - 8 час в неделю. Интересно, что у Вас изучают на оборонно-спортивном профиле? (первый раз про такое слышу)

Игонина Е.М.: Сафонова О.Ю. пишет: Ученики выбирают профиль по-принципу: нравится-нет, хороший там учитель или нет, куда идут одноклассники В нашем лицее уже 14 лет существует профильное обучение. Создание профильных классов зависит от социального заказа. Конечно же мы ориентируемся на близкое расположение с нашей школой сельскохозяйственной академии. Сейчас у нас создан агротехнологический профиль. Раньше у нас тоже проводились зимние и летние сессии, а теперь мы от этого отказались, т.к. дети оказались сильно перегруженными. Проблема выбора профиля у учащихся та же самая, хотя в 9 классе ведем подготовительную работу. Но большую роль играют родители, порой не понимая что им надо в конечном итоге.

Казакова Н.Е.: Наша гимназия специализируется на углубленном изучении английского языка, преподавание его ведется уже начиная с 1-го класса, а в 5-м классе все ученики начинают изучать второй язык - немецкий. То есть получается, что у нас все классы - профильные. Но в то же время в рамках предпрофильной подготовки у нас разрабатываются и ведутся курсы по выбору : География на английском языке для 7-х классаов, Караеведение для 8-х классов , страноведение (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия,Россия), курсы гидов-переводчиков для 9-х классов. В тарших классах ученики имеют возможность изучать "Бизнес-курс", "Письмо", "Перевод"

Кочкина Е.К.: Сафонова О.Ю. пишет: Интересно, что у Вас изучают на оборонно-спортивном профиле? (первый раз про такое слышу) У них много уроков физкультуры, ОБЖ, часов математики 5 плюс 1 на элективный курс. А математики у ВАс 8 часов даже в социологическом? У нас все обязательно и зимой и летом сдают экзамены.Например, в биологическом зимой алгебру и биологию, летом - геометрию и химию, хотя часов математики 6 +1(электив)

Аношина Оксана Георг: Выбрать профиль учащимся помогает введение элективных курсов. Большой выбор элективов в предпрофильной подготовке позволяет учащимся выбрать направление будущей профессиональной деятельности. Привлечение специалистов Вузов для проведения занятий( на платной основе) это дополнительная ориентация в мире профессий. Дни открытых дверей в институтах, экскурсии с родителями на производство - вот хорошее подспорье для выбора профиля.

Хавкина Т.А.: Сафонова О.Ю. пишет: А как обстоят дела в других шкоолах? Что у Вас делается в этом направлении? В нашей школе были попытки ввести профильное обучение. Целый год в школе существовал математический и гумманитарный классы. И как показала практика - опыт оказался неудачным. Профильность требует привлечения в школу новых специалистов, которые, увы, не всегда можно найти. Поэтому сейчас, не мудрствуя лукаво, школа работает в двух напрвленностях одновременно - первая специализация - иврит, еврейские традиции, еврейская история; вторая - информационные технологии. При этом дается возможность развиваться и в других направлениях на факультативных занятиях по математике, физике, риторике, англ. языку.

Назарова С.Н.: Хавкина Т.А. пишет: А как обстоят дела в других шкоолах? Что у Вас делается в этом направлении? В нашем лицее уже 15 лет существует профильное обучение. В 7 классе ученики занимаются на нескольких элективных курсах, которые носят ознакомительный характер с будущими профилями обучения. По окончании 7 класса они сдают вступительные экзамены на отделения различных профилей: физико-математического (группы физическая, математическая, экономическая, информатиков), естественнонаучного (химики, биологи), гуманитарного (журналистика, история, иностранные языки, социально-экономическая группа), спортивного. Сейчас разработаны программы профильных и элективных курсов, создан методический кабинет, значительную часть литературы в котором составляю работы наших педагогов.

Сафонова О.Ю.: Хавкина Т.А. пишет: Профильность требует привлечения в школу новых специалистов, которые, увы, не всегда можно найти. У нас именно с этим большущая проблема. Невозможно привлечь специалистов с производства, на предложив им достойную зарплату, а энтузиастов как-то не находится. Поэтому ищем среди родителей, но- не все умеют интересно рассказать о своей профессии,"зажечь".

Назарова С.Н.: Хуторской А.В. пишет: Какие проблемы профильного обучения можно решить с помощью дистанционных форм занятий? Во многих сельских школах внедрение дистанционного обучения может обеспечить САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ профильности, т.к. далеко не всегда сами сельские учителя могут разработать профильные и элективные курсы. Наш лицей является Региональным ресурсным центром для сельских школ, которые просят преподавать у них конкретные курсы исходя из потребностей учеников в течение каждого учебного года.

Корючкин М. А.: Назарова С. Н. пишет:Назарова С.Н. пишет: Во многих сельских школах внедрение дистанционного обучения может обеспечить САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ профильности Наша сельская школа, для того, чтобы обеспечить существование профильности стала ресурсным центром для двух других сельских школ. И ребята-профильники каждую неделю на один день приезжают к нам, где вместе с нашими ребятишками посещают профильные уроки. Я - учитель химии, веду занятия со всеми учащимися нашей школы два раза в неделю, а третий час преподаю для части наших ребят и ребят из других школ. Возникают проблемы отбора содержания: на первый взгляд, существуют программы углубленного изучения химии, но если по ним работать, как учесть, что часть информации получена на базовом уровне, порой дети из разных школ изучают различные темы, как успеть за один час выполнить нормы профиля. Как быть с тем что дети, выбирающие профиль ждут от него не углубления знаний по предмету, а подготовки к вступительным экзаменам. При организации профильного межшкольного обучения возникает много проблем: транспорт, единое расписание уроков в профильный день, деление классов на естественно-научный и универсальный профиль, переход учащихся из одного профиля в другой в середине года. Я думаю все эти проблемы поможет решить дистанционное обучение. Как его организовать в условиях нашей школы и силами наших учителей?

Сонина М.Н.: Хуторской А.В. пишет: Какие проблемы профильного обучения можно решить с помощью дистанционных форм занятий? с помощью сети Интернет? Считаю, что дистанционное обучние профильным дисциплинам - отличный вариант для создания новых профилей на базе тех школ, которые не имеют ресурсных возможностей (кадровых, технологических), реализовывать соответствующие программы. Предположим, школа обучает только по профилям гуманитарного цикла. А ученик роявляет интересы и способности к физико-математическим дисциплинам. В силу каких-то причин (к примеру, место расположения школы, нежелание менять сложившийся учебный коллектив и др.) ни родители, ни ученик, не желают уходить в другое образовательное учреждение. И вот здесь-то на помощь и может прийти дистанционное обучение: ученику составляется индивидуальная образовательная траектория, в рамках которой он и продолжет обучение: какие-то предметы изучает вместе с классом в классно-урочной системе, а какие-то - дистанционно. Другим вариантом использования дистанционного обучения при переходе на профильную школу могут стать специализированные курсы (в частности, элективные) для отдельных учащихся, которые они самостоятельно выбирают в дополнение к уже исмеющимся в учебом плане.

КащееваО.П.: С помощью дистанционных форм занятий решаются, на мой взгляд проблемы кадрового профессионального состава. Не у всех школ есть возможность отправлять на стоящие курсы учителей, да и учителя не всегда охотно на это идут. Для учеников это возможность повышения ИКТ компетенции, самооценка, определенный престиж знаний такого уровня.Условия эффективности курсов в том числе зависят и от технического оснащения школы, и возможности использовать межпредтетные связи и команда единомышленников. Эффективность зависит от того пошагового алгоритма, который предлагается на обучении.

КащееваО.П.: Николаева В.А. пишет: цитата -------------------------------------------------------------------------------- Какие темы элективных курсов, базирующихся на гуманитарных или технических предметах с одной стороны, и на информационных технологиях - с другой, будут востребованы и интересны? Очень эффективный курс, который сочетает в себе эти требование, это "Основы информационной культуры". В нашей школе он преподается в 10-11 классах, и на уровне пропедевтики в основной школе, вещь очень стоящая.



полная версия страницы