Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Ключевые компетенции: в Европе и у нас » Ответить

Ключевые компетенции: в Европе и у нас

GET_GLSOT: Уважаемые коллеги! В процессе написания диссертационного исследования пришел к выводу, что социально-экономическая компетентность ключевая и более широка по объему чем социально-трудовая. Можно предложить следующее определение социально – экономической компетенции: способность человека, основанная на знаниях, умениях, навыках, опыте, ценностном отношении к миру, полученная в результате обучения выполнять роли из области общественных и экономических систем, а именно роли гражданина, “экономического человека”, семьяина; свободно ориентироваться в окружающей политической и социальной ситуации; интегрировать политическую, экономическую, социологическую информацию и информацию из области права для принятия адекватных решений на ее основе в процессе трудовой деятельности, с целью получения выгоды как материальной так и духовной.. Примером проявления социально-экономической компетентности может служить следующее: Джорд Сорос предвидел политическую ситуацию в 1992 году в Англии, знал из области права только следующее: “что не запрещено, то разрешено”. Эту информацию он перевел в область экономики и, сыграв на фондовом рынке акций, получил доход в размере 4 миллиардов долларов. Я считаю, что обладая социально-трудовой компетенцией не возможно проделать данное действие. Хотя, несомненно, данные компетенции очень близки.

Ответов - 27

Хуторской А.В.: Дело не в том, какая компетенция шире. Ключевые компетенции вообще трудно называть в единственном числе, поскольку они состоят из совокупности смежных компетенций. И они могут пересекаться. Дело в том, что, конечно, в школе нет достойного внимания к экономическим компетенциям. Нет ни ясных целей в этом направлении, ни учебного предмета. Между тем, понимание принципов работы денег и владение соответствующими приемами - нужно всем. Пример с Соросом - отнюдь не показатель экономической компетенции. Это узкопрофессиональная деятельность, имеющая отношение к фондовому рынку. Для школьников нужно другое - общеобразовательные экономические компетенции: как планировать бюджет, как определять доходы и расходы, вести учёт. Предпринимательские компетенции также нужны, но это уже другие задачи.

Борытко Н.М.: А мне вообще весь этот компетентностный подход представляется "играми для детей изрядного возраста" или, как говорил классик (В.И. Ленин), "игры в дефиниции". Было это у нас уже! И называлось "функциональный подход", когда каждой социальной функции ставилось в соотвествие определенное "направление коммунистического воспитания". И было "Примерное содержание воспитания школьников" под ред. И.Марьенко... А теперь каждой компетенции по "направлению капиталистического воспитания"? И вместо "Примерного содержания..." - куча диссертаций. Надо же на чем-то защищаться! Я видел даже о мотивационной компетентности диссертацию. Понятно, что компетентностный подход проплачивается немалыми зарубежными грантами, но ведь и себя терять не стоит. В отечественной науке есть немало того, что и на продажу можно предложить за те же гранты. При этом не следует очаровываться каждой конфеткой, которой нас поманили богатые американцы. Ну неужели это наука (тем более, педагогика), когда мы рассуждаем "какая компетенция в какую входит и из какой выходит"? Педагогика ведь - наука прикладная! Если ее не к чему "приложить", значит она либо не педагогика, либо не наука вовсе. Что нового эти рассуждения дают для практики образования? Нового кандидата (доктора) наук? Хорошо, конечно, но "маловато будет".

Хуторской А.В.: Николай Михайлович, Вы обозначаете только один ракурс, связанный с "компетентизацией" :-) образования. Действительно, сейчас всё сильнее разворачивается кампания по развитию компетентностного подхода. Многие диссертанты включают этот термин в качестве основного или одного из основных понятий своих исследований. Но этому процессу есть и другие причины, кроме как "тлетворное влияние капиталистического запада". Эти причины наши, внутренние. Одна из главных - очевидный отрыв целей, содержания и контроля (например, ЕГЭ) образования от реальных жизненных потребностей. Компетенции (понятийно и реально) позволяют эту проблему решать без революции, а органично. Я это понял, когда работал в концептуальной группе по разработке стандартов (2002 г.) и отчасти отразил это в совместной статье с Володаром Викторовичем Краевским на тему "Предметное и общепредметное в образовательных стандартах" - http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm Теперь я уверен в том, что для сегодняшнего отечественного образования компетеции крайне важны и нужны в качестве рычага для приближения существующего образования к нуждам и личности, и общества. А что касается диссертационной "пены", так она была всегда вокруг любого направления, важно лишь различать её от сущностных процессов и исследований.


Ольга Эвгенивна: Уважаемый Андрей Викторович! Скажите пожалуста, можете ли Вы дать рекомендации, перечень книг, для того чтобы я могла больше ознакомиться с проблемой компетенции в образовании. Буду очень благодарна.

Любовь: Уважаемые коллеги! Очень хочется поделиться своими научными изысканиями. В своем исследовании я рассматриваю общие учебные умения и навыки как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представляющий собой целостную интегративную способность школьника быть субъектом, активно и сознательно управляющим ходом своей учебной деятельности.

Kuleshova G: Любовь пишет: цитатаВ своем исследовании я рассматриваю общие учебные умения и навыки как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представляющий собой целостную интегративную способность школьника быть субъектом, активно и сознательно управляющим ходом своей учебной деятельности. Уважаемая Любовь! Мне очень близки Ваши научные изыскания. Именно этим ключевым компетенциям- учебно-познавательной и ценностно-смысловой ( А.В. Хуторской) или Вашей образовательной я тоже сейчас уделяю внимание в подготовке своего курса ,условно названного «Менеджер своего образования». Какие общие учебные умения и навыки Вы бы выделили в первую очередь?

Любовь: Спасибо за вопрос, уважаемая Kuleshova G! Анализируя имеющиеся классификации общих учебных умений и навыков в психолого-педагогической литературе, мы остановились на следующих, которые на наш взгляд составляют основу ключевой образовательной компетенции. Это учебно-управленческие умения (анализировать свою учебную деятельность (УД), планировать УД, организовывать УД, контролировать УД и регулироватьУД), учебно-информационные умения (умение читать и писать в заданном темпе, осознанно, правильно, выразительно читать, слушать и исправлять свою речь, подробно, сжато, выборочно пересказывать), учебно-логические (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и оперировать понятием). Это те, на основе котрыйх выстраиваются и надстраиваются, усложняясь, развиваются ключевые компетенции. Проблемно-ориентированный анализ помог нам выделить из 37 формируемых умений (по программе Н. Лошкаревой) - 17 основных. Вторая и третья группы ОУУН формируются на теоретическом уровне с помощью ориентировочной основы действия начиная с третьего класса. Первая группа умений включена в структуру каждого умения и его ориентировочную основу действия. Уважаемая коллега, что вы включаете в понятие общие учебные умения и навыки? Какие умения на Ваш взгляд являются первоосновой.

Kuleshova G: Уважаемая Любовь Юрьевна! Спасибо за отклик.Мы встетимся на семинаре,который вот-вот начнется. А первоосновой ( без научных изысков) я считаю следующие умения: умение читать умение писать умение говорить умение думать умение слушать... С уважением,Кулешова Галина Михайловна

Озеркова : Здравствуйте! А как насчет умения грамотно ставить себе цели (задачи)? Мне это кажется одной из самых главных, наиболее востребованных в последующей жизни компетенций. Обычно в школе этому не только не учат, а, скорее, отучают, предлагая некий набор уже готовых задач. Практически единственный метод, который эту проблему решает - это метод проектов. Был пример - одиннадцатиклассники отказались делать проект по предложенной учителем теме и предложили ее заменить (тоже литература, тоже поэзия, но - другая). Моя коллега несколько удивилась (хотя на мой взгляд все закономерно), но согласилась. Я же порадовалась, что в данном случае четырехлетние усилия дали результат.

Kuleshova G: Ирина Александровна! А мы этим тоже занимаемся и даже предлагаем дистанционный курс "Как поставить и достичь свои цели в образовании".В школе же ( Школе менеджеров г.Нефтекамска) нынче даже принимаем на курс "Менеджер своего образования". Очень охотно записываются. Начнем заниматься и целенаправленной оргдеятельнгостной подготовкой. С уважением, Галина Михайловна Кулешова

Доманский: Попробую отнестись к этой теме с чисто практического опыта. Я, как ведущий Эйдос классов столкнулся с очень интересной ситуацией, когда дебатировался вопрос стоимости творческой работы и кто ее купит. Такого поворота событий никто из участников не ожидал. Понятно что польза самому участнику есть, когда он делает свою работу, но часто дальше этого дело и не идет. Так и по жизни. Вопрос задевал за живое. Если никто твою работу и за грош не купит, то зачем она? Проблематизируя таким образом мне удалось запускать и экономические процессы. Но не всегда. Многие не хотят отказываться от идеи молотить воздух и складывать его в ящик. Особенно много таких оказалось среди студентов пед. вуза. К сожалению. То что они лепили как творчество и выставляли на защиту я назвал педагогическим мифотворчеством. Оно кстати было на порядок ниже ученического.То же они будут продолжать делать и в школе. А жаль. Если это в сфере экономической компетенции, то я за. За то чтобы творчество прошло испытание жизнью. Доманский Е.В.

Kuleshova G: Доманский пишет: цитатаМногие не хотят отказываться от идеи молотить воздух и складывать его в ящик. Особенно много таких оказалось среди студентов пед. вуза. К сожалению. То что они лепили как творчество и выставляли на защиту я назвал педагогическим мифотворчеством. Оно кстати было на порядок ниже ученического.То же они будут продолжать делать и в школе. А жаль. Евгений Витальевич! Мы будем продолжать работать со студентами пед.вузов и в этом году. Как, на Ваш просвещенный взгляд, можно их от «педагогического мифотворчества» уберечь? Чем бы могли помочь мы? Кстати, Яков Смирнов, студент, защищавшийся в моем присутствии, явно выражал желание продолжить обсуждение его работы о самообразовании и вне чата.

Зыкова Г.Ю.: На мой взгляд, появление понятия "ключевые компетенции" продиктовано стремлением как-то привести в соответствие запросы общества и возможности образования. Ведь "школа должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает, ..., поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развиая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность". (Лебедева О.С. Компетентностный подход к образованию) Я учитель литературы и нахожусь сейчас в затруднительном положении: чему учить. Абсолютно согласна с мнением А.В. Хуторского о том, что такой науки, как литература, нет. Есть литературоведение, история литиературы и т.д. Но поокончании школы выпускник должен обладать определенной суммой знаний, чтобы поступить в вуз. Он должен, к сожалению, просто заучить ряд тем, чтобы потом благополучно забыть о литературе. Компетентностный подход ставит несколько иные цели: научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научиться самостоятельно отбирать, оценивать ипонимать литературные произведения. Такая цель должна порадовать любого учителя. Вопрос лишь в том, как оценивать сегодняшних школьников? Ведь понять, насколько они овладели ключевыми компетенциями, возможно, на мой взгляд, лишь через несколько лет.

Геннадий: Человек, - это отношение устойчивых социальных ориентиров. Люди понимают других через сравнение систем ориентиров. Мы выделили три социальных ориентира: завышенные самооценки; заниженные самооценки; адекватные самооценки. Ориентиры обретают ценность если люди своей волей их укрепляют в форме динамического баланса. Эту чисто практическую задачу мы выполняем так: просим каждого учащегося поставить самооценки по 9-ти функциям: контроль ошибок; выполнение ГОСТов; включенность в учёбу; прилежание; исполнительская дисциплина; ответственность за группу; закрепление знаний; усвоение новых тем на уроках; межпредметное мышление. Далее программно вычисляем дисбалансы самооценок и намечаем меры по устранению рецессивностей. Другой вариант, - оценки успеваемости программно превращаем в соускорения и получаем коэффициенты креативности каждого учащегося по каждому предмету. По этим данным каждый учащийся составляет траекторию своих успехов на следующую четверть. Дети уважительно относятся к подобным подсказкам. Банков Г.С., Ph.D, gen-bn@yandex.ru

Т. Жданова: Хотелось бы поддержать коллегу, учителя литературы. Действительно, результаты деятельности учителя, особенно сформированные умения и навыки, увы, наблюдать не приходится. Особенно это понятно тем предметникам, которые имеют отношение к гуманитарным дисциплинам. И у меня возник вопрос: каким образом, по каким критериям должны определяться ключевые компетенции?

Т.В.: Кулешова Г.М.пишет: А первоосновой ( без научных изысков) я считаю следующие умения: умение читать умение писать умение говорить умение думать умение слушать... Мне, как учителю начальной школы, очень близко это высказывание. Именно на учителя начальных классов ложится основная функция по формированию у ученика умения трудится, навыков самостоятельной работы, творческого подхода к учебе, а именно умения мыслить и отстаивать свою точку зрения. Необходимо, чтобы ключевые компетнции учащегося начальной школы соотносились с тем, что требует от них средняя школа. Нужна преемственность, чтобы в дальнейшем у ребят не возникло проблем в среднем звене.

Геннадий: "по каким критериям должны определяться ключевые компетенции?" Известен подход по итогам деятельности, что создаёт проблему сопоставимости диагностики. Мы более склонны к идее взаимной распределённости функционального участия человека в деятельности. Таких функций 9: Контроль ошибок; контроль выполнения ГОСТов; Контроль включенности; Прилежание; Исполнительская дисциплина; Ответственность; Закрепление знаний; Освоение новых тем; Межпредметное мышление. Можем выслать разработки по теме. gen-bn@yandex.ru

Kuleshova G: Уважаемые коллеги! Со 2 по 10 сентября в рамках Всероссийской дистанционной августовской конференции проводится методологический семинар «Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании». Для активизации обсуждения актуальных вопросов на форуме заведена новая тема. Мнения участников семинара разделились. На вопрос «Можно ли компетенции назвать функциональной грамотностью?» есть как ответ «да» ( Гончарова Н.И.), так и такой: «…образовательная компетенция не может сводиться только к функциональной грамотности. На каждой ступени обучения проявляется компетентность как значимое личностное качество ученика. В начальной школе- это образованность ученика, в основной школе- это функциональная грамотность и, наконец, в старшей школе речь может идти собственно о компетентности в сфере образования»( Степашкина Л.Ю.) Выразите, пожалуйста, своё мнение.

Любовь: Уважаемые коллеги! Поддержите, пожалуйста, участников методологического семинара "Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании". Ваше мнение поможет теоретикам и практикам лучше понять друг друга, ведь между психолого-педагогической теорией и школьной практикой находится самое ценное - ребенок! Желаю Всем нам удачи!

Горбушин А.Г.: Для формирования ключевых компетенций в процессе обучения на примере информационных технологий необходимо учитывать следующие моменты: 1. Объем часов, выделенный на изучение информационных технологий для некоторых профессий очень мал, а объем материала достоточно велик. 2. Информационные технологии развиваются очень быстрыми темпами, в программном и аппаратном обеспечении компьютера постоянно происходят изменения. 3. Изучение информационных технологий носит практический, прикладной характер. 4. Сегодня большой комплекс задач, решаемых с помощью компьютерных технологий, невозможно решить в одиночку. Если перечисленные особенности будут учитываться в учебном процессе, то ВУЗ сможет выпустить из своих стен квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентироваться в смежных областях знаний, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, что сегодня является основной целью профессионального образования.

Ушакова Г.И.: Горбушин А.Г. пишет: Теперь я уверен в том, что для сегодняшнего отечественного образования компетеции крайне важны и нужны в качестве рычага для приближения существующего образования к нуждам и личности, и общества. Формирование новых компетенций на уровне ученик-ученик, ученик- учитель возможно при условии творческой активности и взаимопомощи в педколлективе. При компетентностном подходе базовый процесс оценивается на основе индивидуальных эталонов, т.е. с точки зрения достижений учащихся важна система оценивания приближение ученика самооценке.

Харисов М. С.: Помогите определить, каким способом измерить сформированность компетенции?

eidos: Харисов М. С. пишет: каким способом измерить сформированность компетенции? См. http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0630.htm

aduda: На данный момента изучаю теоретические положения компетентностного подхода, прочитала многие статье в вашем журнале по поводу ключевых компетенций. формирование на протяжении всего периода, исследователи определяют от 3 до 7 групп ключевых компетенций, охватывающих практически все поле нашей жизнедеятельности.Очевидно, что средствами , например, иностранного языка сложно формировать компонент компетенции личностного самосовершенствования "правила личной гигиены", или же затронуть "историю цивилизаций", особенно это представляется сложным при формировании специальных, профессионально-значимых компетентностей. Вопрос: Каким должно быть пропорциональное соотношение ключевых компетенций в рамках каждой, отдельно взятой дисциплины? На что следует опираться педагогу, создавая рабочую программу по своему предмету,уповать на то, что "правила личной гигиены" будут освещаться другим преподавателем и программа вузовского или школьного образования составлена таким образом, что на выходе мы все равно тем или иным образом получим компетентного выпускника?

Хуторской А.В.: aduda , мне кажется, что вы несколько по-своему трактуете компетентностный подход - с традиционных позиций. Например, когда пишите про компетенции - aduda пишет: будут освещаться другим преподавателем Компетенции не могут "освещаться". Кроме того, ваш вопрос aduda пишет: Каким должно быть пропорциональное соотношение ключевых компетенций в рамках каждой, отдельно взятой дисциплины? - иллюстрирует ваше довольно механистичное понимание.

aduda: Хуторской А.В. пишет: Извините, что неправльно подобрала слово ,но я не написала "освещать компетенцию" , а "осветить правила личной гигиены, как возможно осветить ту или иную тему понятие механистическое, может быть, однако я и пишу вам потому, что не совсем понимаю, как это срабатывает, совершенно не претендуя на то, что я отлично разбираюсь в данном вопросе. Надеюсь все-таки получить ответ на свой вопрос. Каким должно быть пропорциональное соотношение ключевых компетенций в рамках каждой, отдельно взятой дисциплины? На что следует опираться педагогу, создавая рабочую программу по своему предмету

Геннадий: Компетенции, ЗУН, целеполагание, целеосуществление, - это попытки угадать смыслы, заложенные природой в реальных процессах. В Природе нет самодостаточных сущностей типа независимых оценок. На самом деле оценки успеваемости, - это точки на оболочке частного мировосприятия учащегося. По нашим исследованиям задача в том, чтобы вычислить разброс оценок от устойчивой оболочки и подтянуть рецессивные оценки к этой оболочке. Мы настаиваем, что при базбросе оценок более 30% учащийся паникует и теряет мотивацию. К сожалению большинство авторов не связывают цели с динамическим балансом знаний. Банков Геннадий Серафимович, Ph.D, gen-bn@Yandex.ru



полная версия страницы