Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Инновации в образовании - зачем и для чего? » Ответить

Инновации в образовании - зачем и для чего?

Хуторской А.В.: Уважаемые коллеги! 25 августа - 10 сентября 2005 года состоялась VII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Её тема "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ". - http://www.eidos.ru/conf/dist/2005/index.htm В продолжение этой конференции я предлагаю провести обсуждение проблематики инноваций здесь на форуме. Главные проблемы и тематика конференции: • Модернизация образования как педагогическая инновация. Изменения в целях, структуре образования, в стандартах, системе контроля (ЕГЭ). • Личностная ориентация, компетентностный подход, профильное обучение, информатизация образования с точки зрения педагогической инноватики • Технология проектирования, освоения и распространения новшеств на уровне учебного процесса, учебного предмета, системы обучения, школы, региона, страны. • Факторы, способствующие и препятствующие нововведениям в образовании. • Специфика и закономерности развития нововведений. Подготовка педагогических кадров к инновациям. Поделитесь своим ОПЫТОМ столкновения с инновациями, как успешным, так и неудачным. Давайте попробуем разобраться, зачем и для чего эти инновации необходимы, кто их создает, кто и почему противодействует. Всегда ли инновация идет на пользу.

Ответов - 60, стр: 1 2 All

novosselski: Читающего эти строки предупрежу сразу: я педагог не по призванию или образованию, а по должности. Основное занятие – научные исследования. Видимо, поэтому – инновационность у меня в крови. Не терплю застоя, повторения, рутины. Теперь по сути. Во многом, «инновации в образовании» - ОКСЮМОРОН! Типа «живого трупа». В глубоко переносном, конечно, смысле. И тем не менее: некая базовая задача образования – «укоренить» вновь пришедшего в эту уже устоявшуюся жизнь человека, нагрузить его «всеми заниями, которое выработало человечество» (В.И.Ленин). Дать личности некий фундамент, а это обязательно традиции, правила, устойчивость, мораль, мода и т.п. Дать ребёнку образование в общем случае означает – чтоб был как все и не высовывался! Разве я не прав? А что же инновации? Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так», не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. В моей деятельности традициям отводятся 30% (времени, усилий, учебного плана и т.п.), инновациям – 70%. А у вас?

Озеркова : Согласно одному авторитетному источнику, самое страшное проклятие - "Чтоб тебе жить в эпоху перемен". Итак, традиционное образование вполне возможно и решает свои задачи, когда мы имеем стабильное общество. В противном случае образование не выполняет заказ общества на выживание: в эпоху перемен именно среднестатистическим гражданам приходится труднее всего. Пассионарии адаптируются быстрее и лучше. Отсюда и инновации. Разумеется, пассионарными учениками (равно как и пассионарными учителями) управлять труднее. Но если общество хочет иметь хоть какой-то шанс - оно должно развиваться, а значит, инновации неизбежны. Я, конечно, не рассматриваю такой вариант внедрения инноваций, когда управленцам от образования надо просто обосновать выделение денег - те инновации, как правило, ни к чему хорошему не приводят. И вообще не всякая инновация всякому ученику и всякому учителю подходит. Универсальности здесь нет. Сама пробую многое, но не многое отбираю для себя.

Доманский: Чисто теоретически, для меня по работе с инновационными процессами, многое уже прояснилось. Лучше всего помогает понять инноватику неудачный опыт, философия и религия. Стал многое различать. И самое главное все неоднородности, на которые ложится инновационный процесс. Если, например он обеспечивает оба способа существования (Фромм), то он идет. И чем лучше, тем эффективней. Либо отбор. Наиболее показательна в этом плане школа Пифагора, где важной составляющей было развитие духовности. Правда, это не спасло Пифагора от его собственного ученика. Но, тем не менее. Кроме того, если отнестись к цитате коллеги: "Выходит, одного человека для инноваций недостаточно. А вдвоем – уже реально? Конечно, лучше всего, если есть еще третий – руководитель школы". то можно понять, что они себя отождествляют с инновационным процессом. Есть человек - процесс идет. И наоборот. Нужно отличать позиции творца и инноватора. Творец творит в инновационных процессах которые либо запускает сам, либо инноватор. Творить - это только цветочки. Запускать инновационные ЕСТЕСТВЕННЫЕ (а не искусственные) процессы, вот где высший пилотаж. Я не совсем согласен с коллегой Беловой "что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на УСПЕХ в любой области приложения своих возможностей". Я бы, все приоритеты расставлял начиная с совести. Мы уже такие звоночки пропускаем, что последнего можем уже и не услышать вовсе. Подкреплю свое высказывание следующей цитатой. Известный гуманист и ученый Альберт Швейцер, в своей речи при получении Нобелевской премии мира призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению... Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем он становится беднее... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся". Поэтому для меня все сверхчеловеческие усилия и настроения личности очень тревожат. Уж слишком на небольшом духовном пятачке они строятся. С этой точки зрения, как пример, грандиознейший инновационный процесс был запущен 2000 лет тому назад с целью освоения всего-навсего одного понятия - ЛЮБОВЬ. С учетом традиций, заметим. И что? За это время количество людей освоивших это понятие полностью исчисляется возможно тысячами. Подавляющее большинство бродит в кустах возле подножья этой вершины. И что любопытно и не рвется туда? Хотя теоретически путь обоснован за тысячелетие капитально. А у инноваторов как с этим?


Озеркова : На самом деле настоящие, стопроцентные творцы попадаются крайне редко, большинство тех, кто работает с инновациями (и я в том числе), занимается тем, что приспосабливает чужой опыт к новой, своей образовательной ситуации. Между прочим я, являясь некоторым возмутителем спокойствия (любимая фраза моих коллег: "Во что ты меня втянула?!" - с легким ужасом и толикой восхищения собственной крутостью после очередной инновации), знаю, что большую часть того, чему я пытаюсь научить своих коллег они делают в итоге гораздо лучше меня. У них более интересные проекты, более красочные мероприятия. Да и с отчетами у них гораздо лучше. Это я-то не могу втолковать аттестационной комиссии, что я в действительности делаю, кроме обучения азам программирования. Так что к реализаторам (по терминологии Хуторского) я себя отнести никак не могу. но и к творцам не получается. А инноватор - с моими-то организационными способностями и отсутствием статуса? Так что хромает классификация. Относительно приоритетов в образовании. Вы абсолютно правы, только как правило главная цель только подразумевается. но не произносится. На меня в свое время огромное впечатление произвело эссэ Калйва Льюиса "Человек отменяется", написанное, поводом для которого послужил анализ школьных учебников - не у нас, а в Англии середины 20 века, но не думаю, что для нас то менее актуально. Рекомендую всем прочитать - наводит на мысли.

Kuleshova G: Кирилл Игоревич! Мне очень приятен Ваш филологический подход. Видимо потому,что происходят метаморфозы понятий "образование", " обучение" и т.д. и нужны эти оксюмороны. В нашем случае, наверное, важно это неискоренимое стремление к Новому, которое продумано и взвешено и следует принципу "Не навреди". Укоренение через образование -с одной стороны. Но ведь и создание Образа самого человека. Я это понимаю, как возвышенность над традицией и вселение в душу познавательного огня.

Дмитрий: Мне кажется Вы отчасти правы давая критические оценки современному образованию, однако, мне кажется образование не улучшить просто введением чего-то нового, не традиционного. Инновации в образовании должны быть тщательно подготовлены и глубоко осмыслены в научном плане. Инновация означает что-то новое, но появление чего-то нового не самоцель, сделать образование более красочным, интересным, оригинальным - это часть проблемы. Другой вопрос как инновация полияет на качества и оптимизацию учебного процесса. Здесь нужен системный, комплексный подход к данной проблеме. Пожалуйста прочитайте мой доклад, возможно Вы более серьезно с научной точки зрения отнесетесь к проблеме инноваций в образовании. С уважением, Миллер Дмитрий

Свиченская О.Н.: инновационный подход необходим в образовании. Жизнь не стоит на месте, поэтому и требует инноваций. А они заключаются в тех парадоксальных методах и приемах. которые не только надо применять, но и учить этому детей. Я считаю, что на данном уровне развития человечества инновация в том, что нужно учить логике парадокса и логике творчества.

Кинцель А.Е.: novosselski пишет: Основное занятие – научные исследования. Видимо, поэтому – инновационность у меня в крови. Не терплю застоя, повторения, рутины. Теперь по сути. Во многом, «инновации в образовании» - ОКСЮМОРОН! Типа «живого трупа». В глубоко переносном, конечно, смысле. И тем не менее: некая базовая задача образования – «укоренить» вновь пришедшего в эту уже устоявшуюся жизнь человека, нагрузить его «всеми заниями, которое выработало человечество» (В.И.Ленин). Дать личности некий фундамент, а это обязательно традиции, правила, устойчивость, мораль, мода и т.п. Дать ребёнку образование в общем случае означает – чтоб был как все и не высовывался! Разве я не прав? А что же инновации? Это некоторые элементы парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так», не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. В моей деятельности традициям отводятся 30% (времени, усилий, учебного плана и т.п.), инновациям – 70%. А у вас? Интересно было бы узнать кем Вы работаете? Не могу согласиться с высказыванием "дать ребенку образование значит чтоб был как все". Нет, дать ребенку образование значитвырастить из него незаурядную личность. Хочет ребенок дерзать, пусть дерзает. Создайте ему только условия для этого. Инновациям у меня отводится примерно столько же процентов как и у Вас. Без этого сейчас просто ельзя.

annita: Кинцель А.Е. пишет: Нет, дать ребенку образование значитвырастить из него незаурядную личность. А что именно Вы подразумеваете под незаурядной личностью? Разве все люди имеющее настоящее образование - незаурядные личности?

Белова: Как профессиональный психолог с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Матвейчук Н.Н.: Белова пишет: Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Инновации в образовании, как мне видится, касаются, в основном, обучения. А с инновациями в воспитательном процессе намного сложнее. Появляются иногда всплесками новые призывы к развитию личности посредством тех или иных технологий. Но по этим технологиям деятельность организуется так, что степень передачи ответственности за дело ребенку мала. И зависит эта передача зачастую от личности педагога, который рядом, а не от целей самой технологии. Я думаю, что это одна из причин, по которой выпускники не отличаются самостоятельностью в выборе, в принятии решений.

Озеркова : Я уже много лет работаю в гимназии, где образовательный процесс является открытым для всего нового, и поэтому мне очень интересно наблюдать отношение к инновациям своих коллег по гимназии, а также педагогов других образовательных учреждений. Когда находишься внутри, кажется естественным, что постоянно приходится думать, анализировать, пробовать сделать то или иное. Однако вне гимназии зачастую сталкиваешься с полным непониманием: «И зачем тебе это нужно? Ведь есть же типовая программа и учебник!» (К слову, по тому учебнику невозможно заниматься, так как в него заложена объяснительно-иллюстративная методика.) И это не только мое мнение. Моя коллега, волей судьбы ушедшая на повышение в другую школу, говорила: «Я оказалась в вакууме. Ничего не происходит. Все уходит, как в болото.» Выходит, одного человека для инноваций недостаточно. А вдвоем – уже реально? Конечно, лучше всего, если есть еще третий – руководитель школы.

Федорюк Л.В.: Озеркова пишет: Выходит, одного человека для инноваций недостаточно. А вдвоем – уже реально? Конечно, лучше всего, если есть еще третий – руководитель школы. Очень важно на самом деле ощущать поддержку, хотя бы со стороны своих коллег. Порой откликаются тогда. когда возникает необходимость (чаще всего- подготовка к аттестации) К инновациям отношусь положительно. Выбирая формы и виды деятельности, мы думаем о результате. Так и к инновациям нужно подходить . Если внедрение их способствует повышению эффективности учебного процесса, нельзя отказываться.

Смирнова ЕВ: Неудачи во внедрении инноваций в образовательном процессе объясняются тем, что мы идем на уровне интуиции. "А вдруг вот так будет лучше, чем так". Это закономерно. Главная проблема, почему трудно внедрить что-то новое в учебный процесс, к примеру, информационные технологии - это твердый отказ преподавателей, 20 лет подряд ведущих занятия по строгой схеме - лекция, практическое, контроль. Привыкшие к этой системе, они то же самое требуют от молодых преподавателей, останавливая их инициативу. Разрабатывая что-то сама, ты пытаешься показать это другим преподавателям, но осознаешь. что им это не нужно. Ты объявляешь семинары, но на них никто не приходит, потому что нужно остаться после работы. Мое личное предложение, на которое я не раз получала отказ от администрации - ввести часы семинаров, например, раз в неделю и оплачивать их посещение преподавателям. Еще одна проблема - неприятие пожилыми преподавателями молодых. Часто, слишком часто слышишь фразу: "Ты еще молода, а меня учишь. Да как ты смеешь". Молодому преподавателю сложно получить категорию и тем самым заработать себе статус. И последняя проблема - материальная. К сожалению. Нехватка свободного компьютерного времени приводит к резкому падению у преподавателей интереса к новым информационным технологиям. Школы и другие учебные заведения надо снабжать новой техникой и не в размере 1 компьютер в год, а гораздо больше.

Хуторской А.В.: Смирнова ЕВ пишет: [blockquote]цитата[hr size=1]Разрабатывая что-то сама, ты пытаешься показать это другим преподавателям, но осознаешь. что им это не нужно. [hr size=1][/blockquote] Совершенно верно! По-другому и не может быть. Разработать новшество - это 20% дела. Остальные 80% - обеспечение его реализации. К этому надо быть готовым уже на стадии разработки нового, чтобы не думать, что оно сразу "пойдет". Смирнова ЕВ пишет: [blockquote]цитата[hr size=1]Неудачи во внедрении инноваций в образовательном процессе объясняются тем, что мы идем на уровне интуиции.[hr size=1][/blockquote] Интуиция великая вещь. Но нужна и наука - инноватика. Без этого, не зная типовых препятствий и способов работы с ними, будешь всякий раз только зря огорчаться, упираясь в проблему. А знаешь инноватику - и радуешься, когда сталкиваешься с проблемой: "Вот она, милая, появилась как и предсказано, сейчас я её родимую решу! :-)

Кинцель А.Е.: Смирнова ЕВ пишет: Еще одна проблема - неприятие пожилыми преподавателями молодых. Часто, слишком часто слышишь фразу: "Ты еще молода, а меня учишь. Да как ты смеешь". Молодому преподавателю сложно получить категорию и тем самым заработать себе статус. И последняя проблема - материальная. К сожалению. Нехватка свободного компьютерного времени приводит к резкому падению у преподавателей интереса к новым информационным технологиям. Школы и другие учебные заведения надо снабжать новой техникой и не в размере 1 компьютер в год, а гораздо больше. К сожалению так бывает - непринятие молодых учителей более опытными с высоты их опыта. Но многое зависит от самих молодых педагогов. Нужно упорно, твердо идти вперед. Показать всем, что мы можем сделать все, все в наших руках. Я не знаю как в России, слышал немного о снабжении школ компьютерами. Но у нас в Казахстане сейчас большая часть школ, в том числе и сельских имеет мультимедийные кабинеты, школы снабжаются интерактивными досками. В нашей гимназии их 5. И это для нас мало. То есть государственная поддержка есть. Во многих кабинетах есть мультимедийные проекторы или просто компьютеры. Участвуте во всевозможных конкурсах, сейчас можно выиграть компьютер себе в кабинет.

annita: Кинцель А.Е. пишет: К сожалению так бывает - непринятие молодых учителей более опытными с высоты их опыта. Но многое зависит от самих молодых педагогов. Нужно упорно, твердо идти вперед. И не только это относится к молодым. Лучше сказать, что тех, кто идет в ногу со временем, не зависимо от возраста, не всегда принимают. Ведь такие нарушают покой, размеренность жизни, они не всегда удобны большинству. И не от возраста это зависит. ..

novosselski: Озерковой И.А. Уважаемая Ирина Александровна! Ваше выступление всколыхнуло во мне целый пласт наболевших проблемных ощущений по поводу образования вообще и в частности школьного. Хотя обычно я этих общепостановочных вопросов обучения стараюсь избегать (типа «чему учить?», «кого учить?»), уж больно неприятные эмоции рождаются! Сегодня снова мои трое ребят вернулись из школы, сижу – пересматриваю выданные учебники, беседую со своими «бедными кроликами» (они ходят теперь на занятия не с портфелями и сумочками, а с … - ну не подумайте только «с карманными органайзерами», боже упаси, грех-то какой – с рюкзаками и чемоданами. Я в командировку меньше вещей беру, чем дети каждый день в школу. А по сути? Кроме раздражения и гнева – никаких у меня эмоций. Куча толстенных книг с тысячами цифр, имён, несвязанных друг с другом картинок… Заранее знаю, чтоэффект будет «НОЛЬ». Летом для контроля спрашивал детей что-то из прошлых лет: запоминаемость – ноль. Да, отдельные фамилии всплывают («какой-то Наполеон когда-то зачем-то на Москву ходил»), но абсолютно нет СВЯЗИ явлений и СМЫСЛА событий. И так по всем предметам, о главном – ни слова! Этому не учили и нас, не учат и теперь, наверное, не будут учить никогда… По отношению к новым технологиям, к тому, что действительно сейчас увлекает ребят – полное убожество. Вот в руках «Черчение» 7-8 кл., 220 стр., 2004 г. Бумага, рейсшина… Зачем? Мои друзья-проектировщики давно уже в AUTOCAD'е всё это делают, а за кульманами их коллеги-пенсионеры последние годы досиживают. Так кого мы готовим? Сразу стариков? С любопытством читаю сейчас английские сайты, где описан опыт их школ по «вживлению» популярных компьютерных игр в учебный процесс. Молодцы! Я тоже так пробовал и собираюсь дальше. Например, звонят на семинаре у студентов мобильники. «Ну-ка, переведите их в тихий режим, включите «Bluetooth» и получите от меня текст и рисунок к домашнему заданию». В аудитории шок, тишина, оживление: «А как это? Ой, получилось! Здорово! А я и не знала, что по сотовому не только болтать с подружками можно…». Со своими детьми изучаем географию на авиасимуляторах: они теперь лучше меня просто вынуждены разбираться "как рыба в воде" в широте и долготе, часовых поясах, смене времён года, расположении основных мировых столиц... И это не зубрёжка, а развлечение - я теперь летаю с ними как пассажир, а они мои штурманы-туроператоры. Что наша жизнь? Игра! Так что вот один из «непедагогических» приёмов – идти на поводу у ребячьих интересов, вкладывая в популярные технологии «нужное» содержание. Вредный совет?

Озеркова : Очень сочувствую. Однако так не везде. Наши дети чертят на компьютере в системе КОМПАС, информатика с первого класса, проектная работа фактически тоже с начальной школы. Они издают школьную газету, участвуют в школьном самоуправлении ("Демократическая республика") и многое другое. Те дети, которые через все это проходят - это другие дети, можете мне поверить. Они более самостоятельны, умеют мыслить и действовать. Базовый стандарт, да, необходим. Вопрос, как мы его даем. Но учащийся НЕ ОБЯЗАН развиваться во всех направлениях сразу, а только в тех, которые нужны и важны прежде всего ему самому. В нашей школе у него есть некоторый выбор.

Матвейчук Н.Н.: novosselski пишет: Со своими детьми изучаем географию на авиасимуляторах: они теперь лучше меня просто вынуждены разбираться "как рыба в воде" в широте и долготе, часовых поясах, смене времён года, расположении основных мировых столиц... И это не зубрёжка, а развлечение - я теперь летаю с ними как пассажир, а они мои штурманы-туроператоры. Что наша жизнь? Игра! Так что вот один из «непедагогических» приёмов – идти на поводу у ребячьих интересов, вкладывая в популярные технологии «нужное» содержание. Вредный совет? Вот Вам и мотивация на уроке, вот и интерес детей! Среднестатистическому учителю достаточно трудно будет увидеть внутри себя такую легкость переключения собственных возможностей. Но ведь такой подход к обучению либо есть, либо нет... Инновации внутри себя - дело непростое.

inclub: Полагаю, что педконференции нужно хорошо организоваться. За эйдосовскими анонсами нет конференции. Поясню на своем примере . Послал заявку на регистрацию 23 августа с темой доклада. Получил ответ - ждите письма. В списке участников по названию организации увидел, что меня зарегистрировали. Посмотрел, что диспута фактически нет, но все же 1 сентября направил свой доклад и ответы на общие вопросы. Получил уведомленние, что письмо прочитано. В выпусках конференции так своих материалов не увидел. С уважением , А. Борзых

Хуторской А.В.: Андрей Андреевич, ваш доклад вышел в общую рассылку участникам конференции в выпуске Eidos_Conf-12. Вы вполне можете обсуждать проблематику инноваций в образовании на данном форуме не дожидаясь рассылки своего доклада. Для этого нужно отнестись к уже разосланным докладам, а также к выступлениям в данном форуме. А то мы все хотим, чтобы обсуждали наши доклады, а сами написать отклик на выступления коллег не торопимся.

Светлана: Не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога

Вероника : Как показывает реальный опыт работы, дети испытывают трудности при работе с информацией. Как обычно происходит обучение в школе: выучить параграф такой-то к следующему уроку и пересказать. Решить такой-то и такой-то пример – в конце учебника даны ответы, т.е. решение должно быть однозначным. Найти информацию, которую неизвестно еще где и каким образом получить, детям очень сложно. Здесь играет роль определенная информационная изоляция провинциального городка, отсутствие Интернета в школе, неподготовленность детей к самостоятельному поиску информации. Дети не умеют работать в библиотеке, не знают, как самим найти нужный материал, как отобрать и структурировать необходимую информацию

Миллер: Студенты и преподаватели привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно идут на введение новых форм и технологий обучения. В реальном опыте организации аудиторной самостоятельной работы в высшем учебном заведении не наблюдается достаточного качества обучения. Преподаватель дает знания в готовом виде, аудиторная самостоятельная работа носит на занятиях репродуктивный характер, традиционные формы ее организации - задания, упражнения, работа с учебником, конспектирование, не требуют от студента высокого умственного и творческого напряжения. В этой связи, образовательные технологии организации самостоятельной аудиторной работы, которые предполагают, прежде всего, активное участие студента в процессе обучения, равноправные субъект-субъектные отношения между студентом и преподавателем, использование в процессе обучения новых информационных образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля приобретают большое значение.

Кинцель А.Е.: Миллер пишет: Студенты и преподаватели привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно идут на введение новых форм и технологий обучения. Не могу согласиться категорически! Это не так. Только скажи ребенку о чем-то новом , он от тебя не останет, даже если учитель уже и передумал. И многие преподаватели охотно идут на эксперимент. Да мы все экспериментаторы, только в разной степени и в разных областях.

Шамина : Спасибо Андрею Викторовичу Хуторскому – Ваша статья позволила системно и целостно взглянуть на проблемы педагогической инноватики и инновационной деятельности. Весь мой достаточно большой опыт работы в вузе и некоторый опыт работы с учениками старших классов в гимназии позволяет на все сто процентов согласиться с коллегами Кулешовой Галиной Михайловной и Беловой Жанной Владимировной – инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они «должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей».

Гичева : Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги: - сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК ”Enjoy English” М.З. Биболетовой и др.); - идет подготовка к введению билингвального обучения (внедрение немецкого языка на основе УМК Бим И.Л. «Шаги» в 5-м классе для детей, изучавших английский с первого класса); - переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий; - введение предмета «Информатика» с 7-го класса; - широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей, проводимых Центром Дистанционного образования ЭЙДОС); - использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов; - разработка учителями собственных элективных курсов; - разработка и проведение «Ярмарки элективных курсов»; - введение триместров с установлением гибкой системы выбора предметов для зачета; - проведение внутришкольного конкурса «Урок года»; и т.д. Гичева Ирина Сергеевна, Голодышин Владимир Иванович, школа N 11, г.Байкальск

Бермус: Вопросы для обсуждения: • Как вы определяете для себя содержание пройденного за последние 15 лет в российском образовании цикла: "совершенствование" - "инновации" - "реформы" - "модернизация" - "инновации"? • Кто главный герой и, соответственно, антигерой современного этапа модернизационных мероприятий? В каком жанре происходит их противостояние: трагедия, фарс, виртуальная игра? • Как тремя - пятью словами определить происходящее в российском образовании?

Смирнова ЕВ: Бермус пишет: цитата• Кто главный герой и, соответственно, антигерой современного этапа модернизационных мероприятий? Главным героем мне видится молодой преподаватель, проработавший в учреждении 3-5 лет, уже осознавший свою деятельность и с интересом рассматривающий предлагаемое и созидающий новое. Антигерой: это не личность, а скорее стиль работы многих образовательных учрждений, авториратный стиль руководства, когда от преподавателя требуют то, что руководство считает необходимым, загружают той работой, которую они считают сейчас необходимой. а не тем, чем преподаватель мог бы эффективно заниматься. Он хочет провести с учащимися учебный проект, а от него требуют оценки в журнале за каждое занятие. Он хочет развить творчество студентов, а от него требуют конкретных свершений. Он пробует новое, а от него требуют конкретных результатов. Вспомните барона Мюнхгаузена и его распорядок дня: "с 10 до 12 подвиг". От нас требуют примерно такого же планирования в области внедрения чего-то нового, даже если мы просто пытаемся делать первые шаги и экспериментируем.

Борис Крузе: Инновации действительно проходят в современном российском образовании не совсем сообразным образом. С одной стороны, предложенный алгоритм вполне логичен, с другой - нужно понимать, что современной российское образование напрочь лишено сколь бы то ни было заметной рентабильности, то есть полученные учениками и студентами знания и умения на сегодняшний день не возможно "продавать", став специалистом ни в одной из многочисленных бизнес структур. Принимая во внимание рыночный тип развития экономики, принятый сегодня в России, приходим к выводу, что формулировку целей модернизированного образования нужно начинать, исходя из особенностей современного рынка и соответствующего ему спроса. Только тогда система российского образования сможет таки стать органичной частью современной российской жизни удовлетворяя одному из основополагающих принципов здорового рынка: спрос рождает предложение. Таким образом, на сегодняшний день становится очевидным, что цели для модернизации образования должны формулироваться не учителями, не учащимися и родителями, а экономистами-аналитиками, которые как раз и могут граммотно оценить, что небходимо стране, и на что есть спрос, и как долго он будет сохраняться

Л.З.Сидорова: Фактологический анализ образовательной ситуации в рамках модернизации показывает: при проявлении достаточно прогрессивных тенденций (вариативность образования, системная разработка и реализация механизмов непрерывного образования, получающие распространение дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов и т.д.), проявляются признаки ее регресса, антикачества в широком их понимании. Примерами могут служить: - раскрытые А.М.Новиковым «парадоксы образования» - мода на реформы, гуманитаризация образования как опасная тенденция очередного крена, рассматриваемая только как увеличение удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах школ, профессиональных училищ и вузов и др.; - распространение в системе образования жестокости, насилия, преступности, тенденции снижения доли обучающихся детей и подростков в школе. Причем , 43% оставивших школу в рамках социологических опросов мо-тивировали это конфликтами с преподавателями; - снижение показателей здоровья обучающихся. По данным межрегиональ-ных исследований последних лет, в настоящее время в стране лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию, 50% - морфофункциональные отклонения . В их ряду учеными (В.Ф.Базарный, Д.Н.Исаев, Г.Н.Крыжановский) выявлен новый тип нев-роза – школьный. Его причина – боязнь учителей и отсутствие интереса к учебе. Например, опрос 1,5 тыс. школьников Курска выявил, что 41%из них нуждается в защите своих прав по причине психологического наси-лия от учителей, криков, прямых оскорблений, прямых унижений . Таким образом, отдельные неупраляемые инновационные процессы порой становятся угрозами и рисками для модернизирующегося образования. При этом, в «Концепции модернизации образования РФ» констатируется, что оно, в его неразрывной и органичной связи с наукой, на современном этапе развития общества является важнейшим фактором национальной безопасности. В связи с этим очевидна проблема - как соотнести инновации в рамках модернизации и обеспечение их безопасности для обучающихся. Ведь, порой, энтузиазму в реализации инновации нет предела, но какие эффекты при этом будут получены, не прогнозируется.

Suvertok O.I.: Реалии сегодняшнего дня требуют нового подхода к воспитанию и обучению школьников, а внедрение современных информационных технологий на уроках английского языка позволяет осуществлять процесс обучения в социокультурном контексте с четко выраженной культуроведческой направленностью. Поэтому с 1999 года мы участвуем в работе экспериментальной площадки по «Внедрению интерактивных и аудиовизуальных средств обучения». Применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения при изучении английского языка способствуют повышению качества проведения уроков, а, следовательно, и заинтересованности учащихся в изучении языка. Также одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика позволяет включить учащихся в реальное общение.

Лукашова М.К.: Почти все учителя в нашей школе стали реализовывать "метод проектов". В результате сильные учащиеся получают непосильную нагрузку, ввиду ответственного отношения к образовательной деятельности. Считаю это "минусом" не самого метода проетов, а недостатком координации такого вида деятельности со стороны администрации.

Оданович М.В.: Иванова Л.А. пишет: Факторы, способствующие и препятствующие нововведениям в образовании. стремление самому педагогу использовать новые технологии, понять сущность компетентностного подхода. В связи с этим проанализировать свой опыт работы.

Витевская М. И.: Нововведения в образовании - это веление времени. Но ограничиться одними новыми технологиями и инновациооными методиками недостаточно. Нововведения в образовании необходимо начать с измениния в сознании самих подходов к образованию, к ученику. В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику, науку, культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому, что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Современное информационное общество в огромной степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Какие условия необходимы для воспитания граждан новой формации? Прежде всего, на мой взгляд, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. И здесь ключевую роль, по моему убеждению, играют новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Центр дистанционного образования «Эйдос» и Научная школа А. В. Хуторского помогают современной российской школе решать поставленные перед ней обществом задачи. Они осуществляют свою деятельность в ключе новой парадигмы образования: « ученик – предметно-информационная среда (в том числе новые информационные технологии) – учитель», присущей всем видам образования, всем образовательным системам. В то же время нельзя не отметить, что школа достаточно консервативна, и не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных работников. Учебный процесс в современной российской массовой школе мало изменился со времен Коменского и Гербарта, предложивших классно-урочную систему и определенную схему ведения урока. Возможно, со мной кто-то не согласится и возразит, что с тех пор кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось множество новых средств обучения. Все это так, но мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в 19 веке, - «учитель – учебник (система средств обучения) – ученик». Эта система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, на мой взгляд, пока не реализуются на практике в должной мере. И проблема далеко не в консерватизме, косности или нежелании идти в ногу со временем учителей. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Решать все эти проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей материально-технической базе очевидны уже сегодня. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов – исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, т. е. процесс познания, а не преподавания, как это происходит при традиционном обучении. Сегодня все перечисленные американским бизнесменом умения учащиеся приобретают, участвуя в дистанционных эвристических программах центра «Эйдос». Современному учителю просто необходимо осваивать новые педагогические и информационные технологии. Это веление времени. Однако, разве не актуальны парадоксальные выводы, высказанные американским учителем Кони Стаут на страницах журнала «Еducom Reviem» о том, что учитель, получивший диплом в 1980 году, мог бы совершенно спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок. Представить себе аналогичное положение, например, в хирургии, просто невозможно. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений (от сельской школы до специализированной гимназии) задачу подготовки выпускников способных самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Таково веление времени, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам в целом и к педагогам в частности. А. Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Сегодня каждому учителю необходимо, на мой взгляд, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. На первый план в современной школе выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые нетрадиционные педагогические технологии. Приоритетными в своей работе я лично выбрала проектные, игровые, этнокультурные, витагенные технологии. Стараюсь применять эвристические методы обучения. Привлекаю своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах центра «Эйдос», занимаюсь с ними поисковой , исследовательской видами деятельности. Именно названные технологии и методы, на мой взгляд, позволяют повысить мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают им ощущение творческой свободы, и, самое главное, приносят радость. В школе должно быть больше радости – это мое искреннее убеждение! Для того чтобы ученик реально стал субъектом учебного процесса нужно чтобы философская парадигма демократического устройства общества «человек- общество- государство» реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь – в системе образования.

Оданович М.В.: Витевская М. И. пишет: Для того чтобы ученик реально стал субъектом учебного процесса нужно чтобы философская парадигма демократического устройства общества «человек- общество- государство» реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь – в системе образования. Для того чтобы ученик стал субъектом достаточно создать условия для взаимодействия: учитель (выбор соотвествующей технологии и жедлания и стремления ученика взаимодействовать.)

Бабина Е.И.: Наверное, это не совсем инновации, но в рамках одного образовательного учреждения - это действительно способ подготовки педагогов к чему-то новому. Второй год наша гимназия работает в рамках муниципального эксперимента по теме "Создание педагогических условий для формирования исследовательской компетентности гимназистов". Мы учим детей проводить исследовательскую работу, но не всегда делаем это сами. Поэтому по согласованию с директором гимназии было решено разработать индивидуальный план научно-исследовательской деятельности учителя. За основу взяли критерии национального проекта, материалы методических изданий. Были также разработаны критерии определения рейтинга педагога гимназии. В сентябре был проведен семинар по теме "Индивидуальный план научно-исследовательской деятельности учителя: Самообразование. Повышение профессиональной компетентности учителя". Если сама идея составления плана не вызвала отрицательных откликов, то к рейтенгу педагоги отнеслись настороженно, потому что не привыкли, чтобы их кто-то оценивал. Поэтому, еще раз хочу сказать, что работа в данном направлении является для гимназии своего рода инновацией и подготовкой к новому, что может еще ожидать учителя в образовании.

Пономарева И.Н.: Бабина Е.И. пишет: Если сама идея составления плана не вызвала отрицательных откликов, то к рейтенгу педагоги отнеслись настороженно, потому что не привыкли, чтобы их кто-то оценивал. Получается все-таки. что инновации насаждаются насильственно. Странно было бы, если бы педагоги не сопротивлялись этому...

Бабина Е.И.: А почему Вы считаете, что рейтинг - это то, что Пономарева И.Н. пишет: насаждаются насильственно Мы же оцениваем наших учеников. После проведенного семинара с педагогами, их отношение к идее создания планов научно-исследовательской деятельности изменилось. И для этого нужно было совсем не много. Чтобы кто-то один из коллег "загорелся" идеей создать свой план. так что еще раз убеждаюсь, что заставить - нельзя, можно только личным примером поддержать.

Кинцель А.Е.: Бабина Е.И. пишет: Получается все-таки. что инновации насаждаются насильственно. Странно было бы, если бы педагоги не сопротивлялись этому... Если педагоги не понимают, что время сейчас другое, образование должно меняться, значит нужно поступать как Петр I. Если нужно заставлять, значит нужно заставлять. Иначе осободи место для другого. Жить только прошлым нельзя, нужно смотреть в будущее, беря из прошлого все нужное и полезное.

annita: Кинцель А.Е. пишет: Если педагоги не понимают, что время сейчас другое, образование должно меняться, значит нужно поступать как Петр I. Если нужно заставлять, значит нужно заставлять. Иначе осободи место для другого. Жить только прошлым нельзя, нужно смотреть в будущее, беря из прошлого все нужное и полезное. Не со всем в этой цитате согласна. Да, жизнь не стоит на месте, да, чтобы идти в ногу со временем нужно быть впереди. Это беспорная истина. И большинство профессионалов не принимают сразу новое. Но вот не могу согласиться, что профессионал должен уступать место. А кто у нас в образовании приходит на его место? Ведь если мостадонты уйдут сразу, кто молодым передаст опыт? Кто будет их учить? да и не особенно охотно молодые идет в школу. Разве не так?

Кинцель А.Е.: Бабина Е.И. пишет: Наверное, это не совсем инновации, но в рамках одного образовательного учреждения - это действительно способ подготовки педагогов к чему-то новому. Второй год наша гимназия работает в рамках муниципального эксперимента по теме "Создание педагогических условий для формирования исследовательской компетентности гимназистов". Мы учим детей проводить исследовательскую работу, но не всегда делаем это сами. К сожалению, далеко не все учителя стремятся к научно-исследовательской работе учащихся. С одной сторы их можно понять - очень мало оборудования для исследований, с другой стороны - это настолько увлекает учеников, что они готовы работать над исследовательскими темами постоянно. А мы должны создавать им такие условия.

Оданович М.В.: У нас в лицее уже много лет работает консуотатнтом Борвытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, профессор. Под его руководством проводился семинар учителей исследователей. Трое учителей нашего лицея, участников этого семинара, защитили дисертации на соискание степени кандидата педагогических наук, среди которых и та, которая пишет и эти строки. Кроме этого плодотворно сотрудничает с нашим лицеей проректор по научной работе института повышения квалификации Кузибецкий Александр Николаевич, кандидат педагогических наук. Беспорно учителей необходимо готовить к инновациям. На педагогических чтениях, которые проводятся в нашем лицее ежегодно педагоги выступаеют на различных секциях. В 2005 году темой наших педчтенйи была следующая тема: Системы компетентностного образования в инновационных учреждениях: научные основы и опыт.. Педагоги имеют возможность выступить с промежуточными результамии опубликовать статью в сборнике. Это совершенно другой и потрясающий уровень работы педагога.

Марцинковская О .Р.: Требования сегодняшнего дня -воспитание нового человека,человека будущего.В связи с этим возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса,вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.Считаю,что инновации в образовании способны решить эту проблему.Но при этом необходима четкая система регулирования инновационного движения,что в настоящее время отсутствует в системе образования.

Оданович М.В.: Марцинковская О .Р. пишет: Но при этом необходима четкая система регулирования инновационного движения,что в настоящее время отсутствует в системе образования Руководство со стороны ИПК, внедрение и пропаганда инноваций - одна из функций институтов повышения квалификации ипереподготовки работкиков образования. По крайней мере унас в области так и происходит.

Татьяна: Мотивационное управление инновационной деятельностью педагогов одна из актуальных проблем в образовании. Хотелось бы узнать мнение коллег по данной проблеме. Какие исследования в этом направлении осуществляются?

Доманский: Вы на самом деле уверены, что мотивами других людей надо управлять? Я смотрю под вашу теорию сейчас все наше государство, или все государства работают. Особенно получается управление мотивом потребления. Впрочем возможно что я и не прав? Тогда что вы имеете ввиду? С уважением Евгений Доманский

Т. Жданова: Хотелось бы прежде всего ответить уважаемому коллеге Доманскому. Мотивами других людей управлять можно, но не нужно, даже вредно. Думается речь шла о мотивации управления, а не об управлении мотивами. И здесь, в самом деле, много вопросов и проблем. Например: что такое в принципе инновационная деятельность школы, можно ли прогнозировать ее результаты, положительные и отрицательные, что представляет собой инновационная деятельность педагогов на современном этапе развития и реформирования школьного образования и в каких масштабах она возможна и т.д. Наша школа является городской экспериментальной площадкой и проблемы инновационной деятельности педагогов являются для нее актульными. Как, впрочем, для меня лично, как завуча по научно-методической работе, проблема мотивационного управления инновационной деятельностью. К сожалению, об исследованиях по этой теме мне мало что известно. С удовольствием узнала бы больше об исследованиях по данной проблеме и прочитала бы мнения коллег. С уважением Т.Жданова

Zuzina: Т. Жданова пишет: ... инновационная деятельность педагогов на современном этапе развития и реформирования школьного образования и в каких масштабах она возможна и т.д. Наша школа является городской экспериментальной площадкой и проблемы инновационной деятельности педагогов являются для нее актульными. Как, впрочем, для меня лично, как завуча по научно-методической работе, проблема мотивационного управления инновационной деятельностью. К сожалению, об исследованиях по этой теме мне мало что известно. С удовольствием узнала бы больше об исследованиях по данной проблеме и прочитала бы мнения коллег. Ответ: Не знаю, как вы, я бы почитала труды Татьяны Ивановны Шамовой, Третьякова Петра Ивановича именно по функциям управления. Более того, для начинающих управленцев, эти работы должны быть настольной книгой, т. к раскрывают сущность управления вообще, его функций, , с подробным объяснением их целей, технологий управления, раскрывают некоторые ситуативные моменты. Спасибо!

Горбушин А.Г.: Основой любой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Это означает, что перед каждым образовательным учреждением стоит сложная, многофакторная задача – сформировать новую информационно-образовательную среду с учетом не только сегодняшних требований, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Ушакова Г.И.: Инновации- это поиск новых форм, методов, технологий, которые дают результаты. Всякая инновация предполагает у участников инновационной деятельности нестандартное, творческое мышление, высокую ответственность за полученный результат. Инновация меняет мышление педагога и ученика. Выбор нововведений , с одной стороны, соответствовать традициям, а с другой- гарантировать её продвижение. Инновация обеспечивает школе конкурентноспособность, создаёт условия для самообразования, самопродвижения и ученика, и учителя. Одновременно это требует осторожного внедрения, вдумчивого и внимательного наблюдения.

Ушакова Г.И.: Новые педагогические технологии, овладение ими использование в педагогической деятельности позволяет повысить мотивацию современного школьника, добиваться более гарантированных запланированных результатов в совоей профессиональной деятельности. Интерактивные методы обучения помогают наладить межличностные взаимотношения путем внешнего диалога в процессе усвоения знаний. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективноти учебной деятельности в целом.

Кинцель А.Е.: Хуторской А.В. пишет: Давайте попробуем разобраться, зачем и для чего эти инновации необходимы, кто их создает, кто и почему противодействует. Всегда ли инновация идет на пользу. А как сейчас без инноваций. Все также ходить по классу с тряпкой и мелом? Да ученики сбегут от таких "инноваций". Сама жизнь сейчас заставляет идти вперед. Инновации повышают мотивацию учащихся, оживляют процесс обучения, повышают эффективность восприятия материала. Без этого наши ученики просто не смогут конкурировать с теми ребятами, у которых обучение шло с использованием интернета, компьютеров, интеркативной доской и т.д.

Кинцель А.Е.: Хуторской А.В. пишет: Давайте попробуем разобраться, зачем и для чего эти инновации необходимы, кто их создает, кто и почему противодействует. Всегда ли инновация идет на пользу. А как сейчас без инноваций. Все также ходить по классу с тряпкой и мелом? Да ученики сбегут от таких "инноваций". Сама жизнь сейчас заставляет идти вперед. Инновации повышают мотивацию учащихся, оживляют процесс обучения, повышают эффективность восприятия материала. Без этого наши ученики просто не смогут конкурировать с теми ребятами, у которых обучение шло с использованием интернета, компьютеров, интеркативной доской и т.д.

Гриневич Л.А.: Кинцель А.Е. пишет: «Инновации повышают мотивацию учащихся, оживляют процесс обучения, повышают эффективность восприятия материала. Без этого наши ученики просто не смогут конкурировать с теми ребятами, у которых обучение шло с использованием интернета, компьютеров, интеркативной доской и т.д» Я тоже за инновации, согласна во многом с автором строк. И всё же нам всем надо помнить, что инноваций много, а здоровье у ребёнка одно. А то бывает и так. Один учитель претворяет в жизнь свой проект, другой, но ведь, к сожалению, одни и те же дети участвуют в этих проектах. А расшевелить слабенького редко когда удаётся. Вот и получается, что подчас наши инновации оборачиваются излишней нагрузкой на детей.

Размашкина Н.В.: Хочу рассказать о своём опыте "столкновения" с инновациями. В своей деятельности использую групповые техологии, личностно ориентированный подход, метод проектов, групповое обучение. Но методы должны быть оправданны.Да, всё новое необходимо, как струя чистой воды, как глоток воздуха. Но если для подготовки одного урока с использованием проектных методов надо потратить неделю, то как быть с остальными уроками? Считаю, что инновационные методы необходимо внедрять, но применять разумно, следуя принципу "Не навреди".

Кочкина Е.Н: В Республике Саха проводиться огромная работа по изучению и внедрению инноваций. Положительная сторона этой работы у нас, в том, что если что-то обсуждается-одобряется, потом оно внедряется на деле. Приведу примеры: обещали все школы подключить к Интернету-подключили, приняли решение помочь школам, внедряющим инновации-выделяют компьютерные классы, утверждают гранты, а на эти деньги можно и интерактивные доски приобрести и на курсы съездить. Словом, чтобы "процесс пошёл" нужны реальные дела, действенная помощь, а уж педагоги- изучить и внедрить смогут. .И ещё, все давно убедились в необходимости инноваций, остаётся вопрос: "Всё ли хорошо для Чокурдаха, что хорошо для Якутска или Москвы?" Конечно, всегда должна быть установка: НЕ НАВРЕДИ!Причем как у тех, кто декларирует, так и у тех, кто внедряяет.Спасибо за внимание.

Юлия Бондаренко : Совершенно точно то, что инновация далеко не всегда идет на пользу. За бесконечными экспериментами, анализами их проведения так легко потерять самого ученика. С другой стороны нельзя превращать учебную деятельность в болото. Здесь нужно чувство меры от каждого учителя. Внедрять или нет должен решить каждый педагог. Если у учителя горят глаза, то и ученики поймают волну вдохновения.

Звёздочкин В.Д.: Вначале, когда начинаешь применять инновации, то подготовка к урокам отнимает много времени. Но постепенно осваиваешься с нововведениями, и тогда становится легче. Ну, и конечно, учитель должен сам оценивать свои силы, распределять время и не забывать про выполнение программы. Но раз меняется жизнь, надо меняться и нам.



полная версия страницы