Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Рефлексия как педагогическая инновация » Ответить

Рефлексия как педагогическая инновация

Доманский:

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Любовь: Уважаемый, господин Доманский! С каких концептуальных подходов, Вы рассматриваете рефлексию? В чем педагогическая инновационность данного феномена?

Доманский: Уважаемый коллега, ответ на ваш первый вопрос для меня самая трудная задача, так как я пытаюсь выработать свою концепцию. Возможно я на днях поставлю точку в методологической статье, где я излагаю свои размышления по этому поводу. Они касаются нравственных аспектов ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Поэтому я в свое определение рефлексии включил такое понятие как СОВЕСТЬ. Я надеюсь, что в ближайшее время у вас будет возможность прочесть эту статью в интернет журнале Эйдос. Что касается второго вопроса. то я на него попытался ответить в статье "Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции". - http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm Возможно ключевой фразой статьи, для ответа на ваш вопрос будет следующая. "По сути, мы находимся у истоков любопытнейших перемен, с процессами проявления новых логик в реальном мире, захватывающими в себя все больше и больше людей и, как нигде, эти перемены очевидны в образовании". У меня встречный вопрос. Зачем вам нужны ответы на эти вопросы? Что вы с ними собираетесь делать? Спасибо.

Любовь: Уважаемый, Евгений Витальевич! Спасибо, что не заставили долго ждать ответа на поставленные вопросы. Буду, рада познакомится с вашей научной концепцией в ближайшее время в интернет-журнале "Эйдос". Чем мне интересна эта тема. Мое научное исследование рассматривает три основных научных понятия: "развитие общих учебных умений и навыков как ключевой компетенции", "педагогическое управление как содержание деятельности педагога" и "педагогический мониторинг как технология управления". Каждое из этих понятий обращается различным аспектам рефлексии: ОУУН включают в свою группу рефлексивные умения, педагогический мониторинг представленный технологично через рефлексивный механизм управления какна уровне учителя, так и на уровне ученика, а также педагогическое управление как рефлексивное взаимодействие субъектов (учителя и учащихся) в процессе обучения общим учебным умениям и навыкам. Отвечая на Ваш второй вопрос, отмечу следующее. На мой взгляд, владеть "живым знанием" на много перспективнее, это, значит, смотреть не только вперед, но и время от времени поворачивать голову вправо и влево, чтобы ориентироваться в современном, научном образовательном пространстве. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос. Спасибо!


Доманский: Т.е насколько я понял владение "живым знанием" необходимо "чтобы ориентироваться в современном, научном образовательном пространстве". Если убрать с этого контекста слово "живым", то я согласен. А так , нет. На мой взгляд выше приведенное сочетание слишком сужает жизнь. Ведь она у вас не сводится только к этому. Да и "рефлексивное взаимодействие субъектов (учителя и учащихся) в процессе обучения общим учебным умениям и навыкам" в последнее время меня настораживает. Что-то мне слишком не нравятся последствия этого взаимодействия. Не все конечно, а непридусмотренные. С уважением Доманский Е.В.

Любовь: Рефлексивное взаимодействие субъектов (учителя и учащихся) в процессе обучения ОУУН, нами понимается как педагогическое управление. Согласно концепции гомоцентричного подхода в менеджменте, управлять - это приводить других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным сам, управлять - приводить к успеху других. Конечно, моя жизнь не сводится только к "живому знанию", но вместе с тем, информация полученная из вне, становится знанием, если она субъективно значима, а если это знание еще и активно используется субъектом, то оно, на мой взгляд, "живое".

Доманский: "Согласно концепции гомоцентричного подхода в менеджменте, управлять - это приводить других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным сам, управлять - приводить к успеху других" Конечно, на бумаге все получается так как вы пишите. Только с жизнью возникает очень много сложностей. Хотел бы я посмотреть на этого управленца вживую. Они точно есть такие. Любопытно, что или кто его побуждет приводить к цели других, а не скажем манипулировать другими для достижения своих целей. "....если она субъективно значима, а если это знание еще и активно используется субъектом, то оно, на мой взгляд, живое". Вопрос у меня остался, можно сказать тот же. Что определяет значимость и сферу приложения этих знаний. Что за образ человека-ученика вы имеете перед собой? Он что полностью попадает под вашу концепцию? Похож ли этот образ на ваш собственный? В чем? Почему? И зачем? Если нет, то вопросы теже. Вы как кто? Теоретик? Практик? Или.. С уважением Евгений Доманский

Любовь: Спасибо, Евгений Витальевич, за Ваши вопросы! Занимаясь проблемой педагогического управления развитием ОУУН учащихся, пришла к выводу, что в последнее время, понятия "управлять", "мониторинг", "общие учебные умения и навыки", "сопровождать"... почему-то вызывают некоторый негатив, не только со стороны теоретиков, но и практиков. Обсуждая вопросы профилизации образования, здесь на форуме, я говорила о том, что нет четкости в этих понятиях у теоретиков. А педагогом практикам самим в этих понятиях не разобраться. Я понимаю, что, ухватившись за новое течение в образовании, каждому хочется сделать свое открытие. Наверное это правильно. Но ведь каждый несет определенную ответственность за то, что он предлагает и разрабатывает. Возможно, речь идет о нравственных аспектах научных изысканий. Может быть, я буду старомодна, но мне хочется, чтобы идеи моего исследования были востребованы учителями, учащимися, а не стояли на полке и покрывалось пылью. Развивая идеи компетентностного подхода, я предполагаю, что на каждом уровне управления в школе работаю профессионалы, люди высококомпетентные в этой области, которые руководствуются идеей гомоцентричного подхода: управлять - приводить к успеху других. Т. е. создавать условия для развития как педагога (если речь идет об институциональном уровне управления - на уровне директора, собственно управленческом - на уровне заместителей директора), так и учащихся ( на технологическом - на уровне педагога и самоуправленческом - на уровне самого ученика). Если каждый управляет на своем месте и руковдствуется вышеуказанной идеей, то успех отмечается на всех уровнях, и самое главное на уровне учащегося - который становится компетентным в сфере образования и способным решать жизненно важные задачи. Возможно, Вы считаете, что я идеализирую ситуацию. Однако заняться изучением ОУУН учащихся, меня подтолкнула, конечно, школа. Мне повезло работать в дружном слаженном коллективе, который многому научил и поддерживает те идеи, о которых идет речь, вот уже на протяжении 10 лет. Мой практический опыт - это 7 лет работы в школе (педагогом-психологом) и вот уже на протяжении 5 лет в вузе (факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования). В этом году мне предстоит защищать свои идеи публично. Я очень надеюсь на то, что меня поддержат! Мнение форума для меня очень важно! С уважением Любовь Степашкина.

Доманский: "Возможно, речь идет о нравственных аспектах научных изысканий" Да, именно о них. "А педагогом практикам самим в этих понятиях не разобраться". Просто об этом перестали думать, (у меня есть версия почему)увлекшись внешней стороной проблемы, например управления. Если перед вами образ ученика в котором есть и нравственные черты, то вы все делаете правильно. Впрочем это не очень короткий разговор. Можно отнестись к конкретным аспектам вашей деятельности и тогда будет все очевидно. С уважением Евгений доманский

Доманский: Уважаемые коллеги, вот еще такой вопрос. Надеюсь он привлечет ваше внимание. Как человек заинтересованный в развитии и понимании даного напраления в образовании мне много приходится читать об ожидаемых последствиях реализаци внедрения рефлексии в образование. Надо сказать мне попадались очень разные позиции, за которыми естественно стоят и разные образы результата. Но читать это одно, а реальность это другое. Я обращаюсь ко всем коллегам имеющим и не имеющим опыта работы с рефлексией в школе. Какие у вас представления о выпускнике получившему образование и в этом направлении? Он же через 10 и более лет? Наиболее важные изменения в человеке, на ваш взгляд. Что он должен уметь? 1. 2. 3....... Есть ли уже такие ученики, видел ли их кто нибудь и как много? Расходятся ли ваши представления об образе результата с реальностью? Можно ли их дифференцировать по способностям и навыкам в этой сфере? Какие отношения могут возникнуть между рефлексивными учениками и не рефлексивными сверстниками, родителями, учителями и др.? А учителя, кто они - носители или трансляторы этого образа? Как они достигают целей и как этот навык проявляется в разных сферах их профессиональной (и не только) жизни? Не являются они праобразом ожидаемых результатов? Цель этой работы (рефлексии по поводу рефлексии) расширить наши, (а не только мои) представления о реальности, что бы с ней только и работать. И конечно избавиться от мифов и мифотворчества в этом направлении. Все таки мы имеем дело с живыми людьми. Спасибо!

Горская И.Ф.: Здравствуйте! Каждый раз, читая современную педагогическую литературу, я задумываюсь над тем, зачем надо называть знакомые всем категории или понятия новыми словами. Почему бы не оставить старое название "обратная связь" вместо рефлексии, или "ЗУН", вместо "ключевые компетенции"? По-моему, это было понятно всем категориям учителей: от студента - до учителя с полувековым стажем. А сейчас все эти новые слова только пугают доблестных учителей, заставляя их думать, что они отстали от современной педагогики. Я не права? Спасибо.

Евгений Доманский: Для того чтобы увидеть отличия, надо подвести эти термины под понятия. На мой взгляд рефлексия и обратная связь это разные понятия. Если бы они были одинаковы, то учителя быстро сообразили бы и не пугались. Попробуйте сформулировать рефлексивный вопрос и вы увидите всю разницу. Поэтому многие под видом рефлексии и проводят обратную связь и многое другое. Т.е. то что учителя умеют делать

Евгений Доманский: Для того чтобы увидеть отличия, надо подвести эти термины под понятия. На мой взгляд рефлексия и обратная связь это разные понятия. Если бы они были одинаковы, то учителя быстро сообразили бы и не пугались. Попробуйте сформулировать рефлексивный вопрос и вы увидите всю разницу. Поэтому многие под видом рефлексии и проводят обратную связь и многое другое. Т.е. то что учителя умеют делать

Любовь: Уважаемая коллега! На мой взгляд, аббревиатура "ЗУНы" не отражает истинного педагогического значения этой категории. В науке нет четкого определения понятиям "знание", "умение", "навык". Педагоги также путаются и смущаются если используется нетрадиционная точка зрения в рассмотрении данных понятий. Имеется ввиду, что не умение формирует навык, а наоборот, навык формируети развивает умение. Понятие "ключевая компетенция" и "компетентность" разводят смысл деятельностной и личностной основы данной формулировки (ЗУНы). Ключевая компетенция проявляет себя в деятельности и является характеристикой учебной деятельности учащихся. Компетентность, характеризует личностное свойство учащегося преиобретенное в процессе совместной деятельности учителя и учащегося, которое развивается на основе рефлексивного механизма. Я согласна с Евгением Доманским, что рефлексия и обратная связь это разные понятия. Педагоги упрощают порой смысл используемого понятия, что приводит к недопониманию теоретиков и практиков.

Свиченская О.Н.: Знания должны быть "живыми", только такие знания дают опору и путь в жизни. А живыми они становятся тогда, когда человек живет и поступает так, о чем он знает. В простом варианте - единство теории и практики.

Пономарева И.Н.: Свиченская О.Н. пишет: Знания должны быть "живыми", только такие знания дают опору и путь в жизни. А живыми они становятся тогда, когда человек живет и поступает так, о чем он знает. В простом варианте - единство теории и практики. Какими средствами вы обеспечиваете это единство?

Пономарева И.Н.: Свиченская О.Н. пишет: Знания должны быть "живыми", только такие знания дают опору и путь в жизни. А живыми они становятся тогда, когда человек живет и поступает так, о чем он знает Хорошо, а как должен поступать ученик с "живыми знаниями" по математике. В чем должна проявляться "живость" его знаний

Усольцева: Рефлексия, как способ подведения итога урока, необходим. Поэтому, на своих уроках я успешно использую этот метод. Учащимся дается возможность высказать свое мнение, выслушать своих товарищей, что является не только итогом подведения урока, но и служит средством обратной связи между учителем и учеником.

Бабина Е.И.: Рефле́ксия — размышление, деятельность самосознания, способность к анализу собственного психологического состояния. Эта способность зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его обучения. На уроках английского яызка учу детей анализировать свою работу, работу своих одноклассников. Делать это можно по разному: можно прсото попросить сказать, что ученики думают о..., можно это сделать с помощью цветных схем, рисунков. все зависит от педегога. Но самое главное, чтобы это была не просто дань моде, а полезная информация как для учеников, так и для преподавателя.

Попова Н.А.: Доманский пишет: Какие у вас представления о выпускнике получившему образование и в этом направлении? Он же через 10 и более лет? Наиболее важные изменения в человеке, на ваш взгляд. Что он должен уметь? 1. 2. 3....... Уважаемый Домонский! Рефлексия- пожалуй это главный метод обучения творчеству. Школа выполняет , как бы, социальный заказ, и на выпуске учащиеся должны быть прекрасно адаптированы в обществе, могли самостоятельно выйти из разной ситуации достоыно, должен быть сформирован ,кактворческая личность, ведь от этого зависит будущее страны.Поэтому осознание учениками собственной деятельности имеет огромное значение.Рефлексия может быть текущая и итоговая. В своей работе я применяю оба вида. Всё это помогает ученикам учиться лучше, а учителю лучше учить. С уважением, Попова Н. А.

Антипенко Оксана Вас: Рефлексия - способность анализировать свое эмоциональное состояние, размышление и просто незаменимый этап урока-успешность и подведение его итога. На уроках музыки часто использую рефлексию. Где ученики открывают свои души и сердца, порой сами этому удивляясь, т.к ответы искренние, то. что подсказывает их внутреннее состояние.

Шеина Л.И.: Антипенко Оксана Вас пишет: Где ученики открывают свои души и сердца, Чтобы ребенок открыл душу и сердце учителю, надо очень хорошо потрудиться и не один год. Должно быть полное доверие ребенка не только к учителю . но и к одноклассникам! Хорошо если ребенок это сделает в личной беседе, но чтобы публично?! Сомневаюсь!

Антипенко Оксана Вас: Шеина Л.И. пишет: Хорошо если ребенок это сделает в личной беседе, но чтобы публично?! Сомневаюсь! Музыка-великая сила! Она способна делать чудеса. Согласна, что ребенок открывает лишь небольшую частицу своей души.

Евстифеева: Рефлексии - вообще анализ себя. И в плане учёбы каждый должен осознать сначала насколько и для чего он должен знать данный предмет, а уже потом анализировать какого уровня он достиг. Какой-то ученик рад простому знанию формул на матем-ке, дат на истории, а кому-то надо уметь ими пользовься в решении задач, при сопоставлении фактов. Здесь опять и о профильном обучени речь.

Прохорова А.В.: Я счттаю, что рефлексия это отражение, самоанализ, обобшение чувств, ощущений, возникщих на уроке. Не обязательно проводить рефлексию в конце урока, она может присутствовать на любом этапе урока.

Богданов П.Е.: Спроите ученика, а задает ли он сам себе вопросы, анализирует ли свои поступки, свои достижения. Видит ли в себе недостатки. Не каждый откровенно вам ответит. Этому надо учить.

Шеина Л.И.: Богданов П.Е. пишет: Этому надо учить. Учить и объяснять, зачем это надо делать. Какая польза от этого каждому индивидуально и учителю конкретно.

Богданов П.Е.: Шеина Л.И. пишет: Какая польза от этого каждому индивидуально и учителю конкретно. "Уважай в ученике Личность". Учитель должен знать своего ученика, а не искать в этов выгоду. Один из элементов познания ученика - проведение различного вида тестирований, анкетирований. Существуют критерии, по которым можно оценить, способен ли ученик к рефлексии. Бывает часто, когда слова бегут впереди мыслей. Так и хочется одернуть такого человека. Мы и учим первоначально пропускать мысли через голову, чтобы в дальнейшем проблем не было.

ситчихина: javascript:pst3(' ','','','','') по вашим ответам, я поняла рефлексия это творческий момент который используется на всех уроках, а как использовать ее на уроках естественнонаучного цикла, например на уроках изучения скелета.

Иванова И.А.: Добрый день, коллеги! Я учитель биологии, поэтому хочу ответить Ситчихиной (извините, Вы не проставили инициалы, а хорошо бы имя - отчество писать). В любом предмете возможен момент рефлексии, приведу лишь один пример. Дети охотно откликаются на предложение написать синквейн (особая краткая форма записи проблемы) - это удачное решение рефлексии, содержит эмоциональную оценку изучаемой проблемы. С уважением, Иванова И.А.

Миронова Г.М.: Рефлексии учат с начальной школы. Ребенок должен учиться себя оценивать,свои поступки, знания. Недаром а школах внедряют развивающее обучение, где дети учатся рефлексии.

Эмбер В.И.: Согласна с Мироновой Г.М. В нашей школе все учителя обучают детей рефлексии. Считаю, что продолжение должно быть и в старшей школе. А в последствии,во взрослой жизни,они смогут предотвратить свои ошибки.

Миронова Г.М.: Веду дневник настроения, который заполняем с детьми в начале урока и в конце урока. Дает возможность получить обратную связь о результативности занятия, ситуацию рефлексии учениками своего внутреннего состояния, развивает внимание и интерес. Дорогие коллеги! Поделитесь опытом, как вы отслеживаете нравственные эмоции и чувства?

Марцинковская О .Р.: Интересная работа ведется у меня по определению эмоций. Веду карту эмоцианальных чувств. В конце недели провожу рефлексию по полученным данным. Результаты довожу до детей.

Калиберова И. А.: Хорошая идея - Дневник настроения. Времени не хватает на уроке на наблюдения и заполнение данных, Но работа интересная.

Ачисова В.А.: Зачем нужен такой дневик? Лишнее время тратить и на уроке и свое собственное? Может я не права?

Миронова Г.М.: Конечно, не права, дорогая Ачисова В.А. Наблюдение не забирает много времени на уроке. Просто в начале урока спросить у детей про настроение и в конце урока. А отмечать можно и после уроров, либо сделать заранее график.

Радиченко Валерия: В должности заместителя директора работаю пятый год, и не раз мне пришлось убедиться в том, что самое сложное в деятельности учителя – аналитическая деятельность. Однако, и это закономерно, именно навык аналитической деятельности в совокупности с умением целеполагать и прогнозировать результаты своей педагогической деятельности – наиболее необходимые компетентности в нашей работе. В течение прошлого учебного года я организовала в школе цикл семинарских и практических занятий, целью которых было совершенствование навыка проблемно-ориентированного анализа учебного процесса у педагогов школы и членов административной команды. думаю, у нас получилось убедить коллег, что нужен такой анализ. Давайте обсудим все вместе.

Рябинина Л.В.: Вы пишете: навык аналитической деятельности в совокупности с умением целеполагать и прогнозировать результаты своей педагогической деятельности – наиболее необходимые компетентности в нашей работе Полностью с Вами согласна. Только поясните в чем заключается проблемно-ориентированный анализ урока? (у меня очень расплывчатые представления)

Прохорова А.В.: Готовясь к педсовету по ключевым компетенциям, мы с коллегами пришли к выводу, что рефлексия - это основная компетенция. И не только в педагогической практике, но в жизни. Иногда полезно остановиться и подумать о совершенном или не совершенном поступке, о слове, брошенном невзначай, о полученном резком ответе. Проанализируйте, попробуйте разобраться в себе.

Богданов П.Е.: Прохорова А.В. пишет: подумать о совершенном или не совершенном поступке, о слове, брошенном невзначай, о полученном резком ответе Так Вы себя изведете. Извините. Если реагировать на каждый "чих", здоровья не хватит. По отношению к себе есть определенные нормы, упрощающие жизнь, но в рамках своей работы, компетенции, профессионализма. Могу поделиться...

Петрова Яна : А вам не кажется, что рефлексия это психологический термин и его не стоит иначе трактовать. Педагогике близкое и понятное - обратная связь.

Петрова Яна : Рефлексия позволяет оценить только субъективное отношение человека. Я использую рефлексию в конце каждого урока психологии, с цель отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося, например: «Как вы считаете, что в нашем занятие было для вас полезным?», «Где вы можете применить полученные знания?» и т.д. И из своих наблюдений могу заметить, что влияющим фактором на рефлексию является эмоциональное состояние учащегося. Как новый педагогический метод, рефлексия позволяет педагогу отследить не только свои чувства, но и чувства ученика, это позволяет сотрудничать, тогда и результативность урока выше.



полная версия страницы