Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Как научить детей мыслить? » Ответить

Как научить детей мыслить?

Pashhenko:

Ответов - 23

Pashhenko: Проверяя работы детей столкнулась с проблемой, что наши ученики разучились мыслить, рассуждать, фантазировать... Большая часть ребят, обладает определенным набором знаний, но применить их в нестандартной ситуации не может. Что делать? Знаю, что дети, увлекающиеся задачами "ТРИЗа", более подготовленные к эвристическим олимпиадам. Но их-то немного...

Забелина Е.Г.: Pashhenko пишет: Проверяя работы детей столкнулась с проблемой, что наши ученики разучились мыслить, рассуждать, фантазировать... Большая часть ребят, обладает определенным набором знаний, но применить их в нестандартной ситуации не может. Что делать? Сталкиваюсь с такими же проблемами. Пытюсь решать разными способами. Изучала литературу, писала диссертацию на эту тему. Приемы активизации мышления, разных его видов, достаточно описаны в методической литературе. Согласна с Хисаметдиновым А.А., что чтение способствует развитию мышления. Но читать дети будут только в том случае, если это культивируется в семье. Сейчас апробирую метод проектов, дает результат даже больше ожидаемого. Главное, чтобы поддерживать ученика в его стремлениях и не всегда уверенных шагах самостоятельного мышления.

Пономарева И.Н.: Pashhenko пишет: Проверяя работы детей столкнулась с проблемой, что наши ученики разучились мыслить, рассуждать, фантазировать... Большая часть ребят, обладает определенным набором знаний, но применить их в нестандартной ситуации не может. Дети не разучились. Я тоже была такого мнения о некоторых своих учениках, но после узнала, что один ученик, который не мог применить знания - талантливый поэт, другой - конструирует сайты, третий - пишет песни, и мое мнение о них изменилось. Их интересы - в другой области.


ПичугинаВ.М: Pashhenko пишет: наши ученики разучились мыслить, рассуждать Наши дети умеют мыслить их этому надо учить. Иногда они просто бояться выражать себя открыто.

Еленушка: Проблемы, идеи, существуют для нас не сами по себе, а в нашем представлении. Если, объясняя, мы сосредотачиваемся исключительно на содержании излагаемой проблемы, значит, мы излагаем ее самим себе. Замыкаемся в себе. Ученик же является безличным «приемником» излагаемой нами информации. Однако он-то живет в своем собственном мире. Мыслит в собственной логике. Владеет своим объемом знаний, навыков. Мы же являемся для него авторитетным источником бесспорных, по сути непонятных «истин». Преподавание начинается тогда, когда мы начинаем ощущать, воспринимать предмет сердцем, глазами ученика. Продолжая при этом пребывать в себе, понимать суть излагаемого во всем объеме наших возможностей. Учитель как бы раздваивается на знающего учителя и не знающего, непонимающего ученика. Они с учеником вместе постигают проблему. При этом впереди идет ученик. Учитель же исподволь «открывает» ему глаза на «дорогу к вершине». Ученик идет по ней самостоятельно. Покоряет вершину сам.

Хисаметдинов А.А: По-моему мненению это приоисходит из-за того что дети не читают книги. Отсюда скудость фантазии и рассуждения

Полищук Ю.Д.: Вопрос не в том, почему это происходит, а в том, что с этим делать. Может, хватит разбираться с тем, "кто виноват"? На моих ребятах пока очень хорошо идет метод эмпатии, вроде и смешно, но ведь думают-то о серьезных вещах. Что с методом исследования - покажут к декабрю (у многих творческие работы на тему, которую они сами себе обозначили, но в рамках изучения информатики). Полезная информация есть в статье А.В.Хуторского Как обучать творчеству? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 5 января. http://www.eidos.ru/journal/2001/0105. htm

Хисаметдинов А.А: Полищук Ю.Д. пишет: Вопрос не в том, почему это происходит, а в том, что с этим делать. Может, хватит разбираться с тем, "кто виноват"? Кто говорит что "Кто виноват?" всего три ответа было на заявленную тему. Как научить? - посредством книг и только их. Будут читать все будет и мысли и рассуждения, а там уже и ТРИЗ - методика как уже упоминала коллега Pashenko

Фащук О.В.: При обучении детей необходимо использовать больше творческих заданий, направленных на развитие логического мышления, а не сообщать " готовый" материал. Ребенок должен сам на каждом уроке делать новое открытие, испрльзуя ранее полученные знания.

Пономарева И.Н.: Фащук О.В. пишет: При обучении детей необходимо использовать больше творческих заданий, направленных на развитие логического мышления, а не сообщать " готовый" материал. Ребенок должен сам на каждом уроке делать новое открытие, испрльзуя ранее полученные знания. представляете, на каждом уроке ребенок делает открытие. И домашнее задание состоит из одних творческих задач. Такого объема творчества никто не выдержит - ни учитель, ни сам ученик. Все хорошо в меру.

Оданович М.В.: Осваиваете технологию Талызиной поэтапного формирования умственных действий. Используйте на уроках тренинги.

Богданов П.Е.: Прежде всего заинтересовать ученика и направить в нужное русло. А как это сделать - другой вопрос.

Миронова Г.М.: Мы, учителя - стараемся развивать речь детей на уроке и во внеурочное время. Но наши родители зачастую, чтобы ребенок не надоедал, включаюи им компьютер - игры. Ребенок сидит молча. Это тоже влияет на развитие мышления. Разве не так?

Калиберова И. А.: Часто в школе путают знания с умением мыслить Умение мыслить можно тренировать только в связи с практикой.

Пономарева И.Н.: Калиберова И. А. пишет: Умение мыслить можно тренировать только в связи с практикой. Я правильно понимаю, что Вы имели в виду решение практических задач? Задачи для тренировки мышления могут быть и теоретическими, не обязательно практическими. Можно и нужно учить некоторым ПРИЕМАМ организации мыслительной деятельности. Можно это и на уроке делать, и во внеклассной работе по предмету. Этому сами не научатся (те, кто не умеет ). И это нужно всем. Если мы даем ребенку задачу и говорим:"Думай!", а он не знает с чего начать, то мы получим нулевой результат. Если же научим "раскручивать" условие, то сможет решить многие, в том числе нестандартные задачи. А если еще и приемы некоторые покажем, то успех обеспечен Вот, кстати, и хорошая тема для эйдосовских курсов!

Романов К.М.: Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Школьники любят мечтать и играть, разгадывать загадки, решать проблемные ситуации. Они стремятся к приключениям. Применяя эти формы на уроках мы каким-то образом поможем детям научиться мыслить.

Артемова О.Г.: При решении собственных проблем ребята начинают мыслить. Если мы сами пытаемся навязать свои проблемы, то толку от этого не будет. Только, если они сами поставят перед собой цель и найдут пути их решения, что-то получится.

А.В.Прохорова: Дети не разучились мыслить, мы сами , всей системой образования, пытаемся отучить их мыслить. Давайте вспомним, как учим детей в начальной школе:"Ты должен выразить свое мнение, для этого начни предложение со слов "Я думаю, что...". И когда ребенок приходит в среднюю школу, он очевидные факты пытается выдать за свои мысли, включая данный оборот. Кроме того учителя зачастую боятся задавать творческие задания- гораздо проще задать доклад о жизни, о творчестве какого-либо деятеля, чем поставить перед ребенком проблемный вопрос. Ответ на который может вызвать споры в классе, тем самым нарушив привычный ход урока.

Богданов П.Е.: Выскажу свое мнение. В классе встречаются ученики, которые задают вопросы, порой кажется, неправильные, несвоевременные. Некоторые учителя обрывают таких учеников, в смысле "помолчи". А может быть необходимо обратиь внимание именно на этих учеников? Если вопросы задают, значит умеют слушать.

Седова И.А.: Современный урок истории, на мой взгляд, должен быть высокоэффективным по содержанию и ярким по форме. При этом позитивные результаты могут быть достигнуты при рациональной работе учителя и учеников, без перегрузки последних. Развитие исторического мышления происходит при усвоении основных понятий, в стремлении приобрести знания усилиями мыслительной деятельности, в стараниях самостоятельно проанализировать, осмыслить сущность исторических явлений и фактов, установить их причинно-следственные связи, оценить их место и значение в общем историческом процессе

Чурикова М. А.: Седова И.А. пишет: Развитие исторического мышления не могли бы вы расарыть понятие "историческое мышление" .Я учитель биологии, мне хочется, чтобы мои ученики овладели не только зунами по биологии, но и знали общие закономерности.Информация меняется, и , наверное, необходимо формировать навыки работы с ней, т.е. то о чем вы пишете. Но ученик должен прийти с истории на математику или биологию и знать что можно применить знания общих закономерностей в приложении к конкретному предмету. И это не совсем так. Вернее, у него формируется надпредметность. И возможно это на основе диалектической логики.

Петрова Яна : На сегодня, ребенка научить мыслить можно через новые технологии урока: эвристические задания, проектирование, эксперименты и др. Для детей более младшего возраста существует множество разработанных игр, книг. Единственное на уроке учитель должен уделить время каждому ребенку, реализуя личностно-ориентированный подход, то родитель дома часто откупается от процесса развития новой компьютерной игрой или мультиком.

Звёздочкин В.Д.: Петрова Яна пишет: На сегодня, ребенка научить мыслить можно через новые технологии урока: эвристические задания, проектирование, эксперименты и др. Уважаемая Яна! Позвольте с Вами не согласиться. Ведь и раньше детей учили мыслить, а современных технологий не существовало. Обходились теми средствами, какие были тогда. Другое дело, что новые технологии дают больше возможностей для развития мыслительных способностей детей.



полная версия страницы