Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Информатика во ВТУЗе. Помогите советом » Ответить

Информатика во ВТУЗе. Помогите советом

Полищук Ю.Д.: Здравствуйте! Я третий год работаю во ВТУЗе, образование получила не педагогическое, а скорее математика-информатика (методику вели, но мало и слабо, сейчас это осознала в полной мере). Первые годы работала по принципу лекции-лабораторки-практики, все накатано, все бестолково :( Сейчас начала серьезно думать об изменении этой системы. Много читаю материалов "Эйдоса", кое-что начала применять на практике и вполне успешно (метод эмпатии при изучении вычислительной техники - дети начинают думать, и это радует). Зато вылезла проблема, которую пока сама решить не могу, может Вы идею подкинете? Как эвристически освоить раздел "Основы алгоритмизации и программирования"? Раньше со студентами проще было, а в этом году я об одну группу просто бьюсь - они не хотят это изучать. Некоторым неинтересно (возраст колледжа, морально не все еще подросли), некоторые просто не въезжают. На самой базе сидим уже 2 месяца и до сих пор делают ошибки в элементарных примерах (даю основы на Паскале, потом планирую на Delphi с ними перебраться). Пыталась дать им рефлексию - я не могу понять, почему у них настолько все запущено - некоторые даже этого не могут написать. Что делать? Я очень уважаю своих ребят, понимаю, что к каждому можно ключик найти, но на сей раз просто уже в растерянности. На курсы "Эйдоса" собираюсь записаться во втором семестре, сейчас если удастся набрать человек 15-20 первокурсников запущу на ДЭО по информатике + еще кому чего захочется. С идеями знакома довольно давно (моя мама тоже педагог, но школьный, и уже наверное виртуозный, она дважды проходила курсы у А.В.Хуторского - ИОТ и "Ключевые компетенции...") Но, видимо, я только сейчас "доросла" сама до этого направления. И вот теперь мне нужна помощь. Буду рада любой подсказке. Спасибо большое! С уважением, Юлия Дмитриевна Полищук, г.Северодвинск

Ответов - 24

Скрипкина Юлия: Полищук Ю.Д. пишет: Как эвристически освоить раздел "Основы алгоритмизации и программирования"? Не буду говорить, что это просто и существуют готовые оптимальные решения. Если бы речь шла о младших школьниках, там, действительно - раздолье "придумай, сочини, поставь себя на место..." А у Вас речь идет о студентах. Кроме того, как я поняля из Вашего поста, проблема не столько даже в том, чтобы использовать эвристические задания на уроках, сколько в общей низкой мотивации Ваших учеников? Если хотите, давайте попробуем разобраться в этой глобальной проблеме, разбив ее на части. Думаю, многие откликнуться.

Полищук С.Г.: Здравствуйте! Скрипкина Юлия пишет: сколько в общей низкой мотивации Ваших учеников Совершенно согласна с Вами. Изучение раздела "Основы алгоритмизации и программирования" сопряжено с преодолением тоскливости учеников по поводу изучения этих вопросов определенный период. Чтобы преодолеть такой настрой приходится изрядно потрудится! Я стараюсь не использовать традиционных заданий в плане "Напишите программу, ..." Удачно идут задания с формулировкой: "Предложите один из алгоритмов решения проблемы", где проблема подбирается из окружающего пространства школьников; "На фотографии часть программы, сделайте предположение о ее назначении" Еще использую много наглядности, а для школьников помладше придумала "Алгоритмический конструктор" - из картона вырезаются элементы блок-схем, а составление алгоритма напоминает сборку картинок из пазл.

Полищук Ю.Д.: Спасибо, что откликнулись! Действительно, основная проблема стоит именно с мотивацией студентов. Это колледж, 2 и 3 курсы, специальность 2203 ("Программисты"), группы исключительно платные со всеми вытекающими. Но если 3 курс еще как то работает, то 2 курс практически невозможно заставить работать. А сами не хотят - если студенты спокойно приходят на пару со своими флешками, записывают в сетку Counter Strike и режутся в него, игнорируя требования преподавателя, выставляемые двойки, уговоры, интересные (для других их сверстников) задачи - у меня уже руки опускаются. Идти до родителей - возраст не тот, чтобы их ремнем учили. На всю группу единицы, кто хотя бы пытается что-то сделать. Больше тех, кто ничего не хочет. Главная отговорка по непосещаемости - "я долги за прошлый год сдавал". А то, что за этот семестр уже долги копятся, как то не доходит. При этом позиция администрации - не отчислять (детей становится меньше, нагрузка падает, надо же как то обеспечивать работой преподавателей). Вот и получается у них полная безнаказанность... И надо что-то с этим делать. У меня, наверное, еще "юношеский идеализм" - что еще можно в них заложить "разумное, доброе, вечное", дать толчок к внутреннему развитию... Только вот как это сделать в рамках моего предмета?


Полищук Ю.Д.: Вчера поговорила со своими трудными колледжатами. Им интересно изучать ТСИ (Технические средства информатизации) - даю материал не сколько с теоретической точки зрения (что делать и как, чтобы твой компьютер не сломался, как выбрать ПК и т.п. - по современному "железу".). Это им интересно, дисциплина достаточно хорошая, все нормально. Но на "Основах алгоритмизации и программирования" ощущение, что вообще другая группа - слушают единицы, задания выполняют еще меньшее кол-во человек. Балльную контрольную работу по основам (типы данных, присваивание, условие, циклы - все на парах нарешивалось и разбиралось неоднократно) решили с "шикарным" результатом - из 25 человек одна "4", три "3", остальные "2" (не решили ни одной практической задачи + ошибки в понимании теории). Задействовать ребят на активное решение задач практически невозможно - только 1-2 человека пойдут к доске и что-то сделают, возможно по теме. А остальные даже если насильно вытащить, ничего не сделают. SOS!!!

Шмаков А. Л.: Уважаемая Юлия Дмитриевна. Я тоже преподаю программирование на Pascal и Delphi для учащихся школ 7-11 классов. Есть ученики, которым трудно даётся программирование. Но они всё равно стараются что-то сделать. Некоторые, правда, любят списывать программу у ученика с соседнего компьютера, что-то пропускают, у них не работает, но пытаются найти и исправить ошибку. Может быть для ваших учеников слишком быстрый темп изучения матерала. Попробуйте пересмотреть программу, и дать, как говориться, "лучше меньше, да лучше". То есть не спешить изучать навую тему, пока не освоили хорошо предыдущую. По поводу флешек, игр и т.п. Я своим разрешаю тоже пользоваться флешками, они на них копируют недоделанные работы, заканчивают их дома, и приносят на следующее занятие. Также разрешаю копировать игры. В игры они играют по окончании занятий. На самих занятиях я никому играть не разрешаю. Попробуйте быть более жёсткой, предъявляйте конкретные требования и достаточно уверенно и жёстко. Если играют, можно отключить сеть, можно заблокировать USB-порты, отключить в BIOS CD-ROM и т.п. Поставьте их в такие условия, чтобы им, кроме работы, ничего не оставалось делать. И чтобы на компьютерах не было ни картинок, ни мультиков, ни музыки, ничего, что они могут искать и рассматривать или слушать. А вообще, когда с ними ведёшь себя довольно жёстко, но уважительно и уделяешь им внимание - они работают и с интересом.

Полищук Ю.Д.: Алексей Леонидович, спасибо за советы. Программу постараюсь пересмотреть, попробую давать понемногу. Только бы деканаты не требовали оценок каждую неделю... С отключением "развлекалки" большие проблемы - доступа до настроек компьютеров у преподавателей нет. А по рукам лупить каждый раз - нереально. Пока одного "отключаешь", остальные лезут... В итоге чего мы получаем: нет мотивации в изучении предмета (ни "кнут", ни "пряник" не помогают), ставить задачи творческого характера смысла нет, так как почти никто не понимает базу. Но я не могу понять, как можно после двух месяцев занятий не понимать, как написать программу "Проверить, является ли число Х корнем квадратного уравнения с коэффициентами a,b,c". Причем подобные задания разбирались до этого неоднократно.

лусникова: Уважаемая Юлия Дмитриевна. Так же, как и Вы, я преподаю программирование в колллежже для специальностей 2203 и 2205. Похожая ситуация была с 2205("Прикладная информатика"). Основная проблема у моих студентов - низкий уровень подготовки по школьной математике и информатике. Приходилось все, особенно по алгоритмике и программированию начинать с нуля, давать довольно малыми блоками. Студентам, знакомым с азами программирования готовить индивидуальные задания. На каждом теоретическом занятии устраивать 15-ти минутные диктанты по изученному ранее материалу. А практикумы просто выручали и выручают - в них обязательные (на "3") , дополнительные (на "4") и повышенной сложности задания (на "5"). Они выполняются определенное время, и одно из практических занятий обязательно посвящается защите заданий из практикумов. Защита заключается в объяснении работы программ для любых готовых заданий. Даже, если студент "приобретет" где-либо программу к тому или иному заданию, ему приходится разбираться в ее работе и пытаться объяснить это преподавателю. А еще мои студенты очень любят уроки одной задачи, она обычно какой-либо неожиданной ситуационной формулировки, предполагающей множество вариантов решений: рассматриваем все, что заслуживает внимания и выбираем наиболее оптимальное, оригинальное.

Полищук Ю.Д.: лусникова пишет: А еще мои студенты очень любят уроки одной задачи, она обычно какой-либо неожиданной ситуационной формулировки, предполагающей множество вариантов решений: рассматриваем все, что заслуживает внимания и выбираем наиболее оптимальное, оригинальное. Вы не могли бы привести хотя бы один пример подобной задачи? Просто чтобы от чего-то отталкиваться. Спасибо большое!

Богданов П.Е.: Добрый день, Юлия Владимировна! Преподаю информатику в школе. Тема серьезная, требующая нестандартного мышления и осознания необходимости ее изучения. Наверняка у вас в группе есть увлекающиеся студенты. Попробуйте индивидуально позаниматься с ними. Для начала один-два человека. От Вас требуется заинтересовать в предполагаемой работе и в полученном результате. Выберите интересную тему и разработайте с ними проект, напишите исследовательскую работу..., пусть Ваши подопечные выступят на научно-практической конференции, выставке, да не на одной. Пусть покажут, на что они способны. Нужна реклама Вашей деятельности, определите степень важности предмета. Проведите неделю информатики. Нужно разработать сценарий, привлечь заинтересованных педагогов, студентов, пусть даже не с Вашей группы. Откройте музей. Сейчас много всякого "старья", начиная с "советского компьютера", арифмометра типа "Феликс", и заканчивая современными комплектующими компьютера. Организуйте выпуск газет, например, "Информатика в жизни человека". Проведите, наконец, КВН. Посмотрите как все хорошо пойдет. Успехов Вам!!! P.S. Передайте привет Северодвинску. Я в свое время жил на Яграх.

Полищук Ю.Д.: Павел Евграфович! Привет Яграм передам :) Проблема не в информатике - если бы я начинала с нее, было бы легче. Проблема в узкой специализированности предмета - именно "Основы алгоритмизации и программирования". С "Феликсом" у меня программисты сейчас занимаются, гордые, что сами разобрались, как ОНО работает. А эти гаврики... Эх, руки опускаются. Сегодня пару просто сорвали. Сил нет...

Богданов П.Е.: Полищук Ю.Д. пишет: Проблема в узкой специализированности предмета Так называется предмет или просто тема? Сколько часов отводится?

Полищук Ю.Д.: Именно предмет. Размазан на 4 семестра, в этом - 36 лекций + 36 лабораторок, в следующем - 10 лекций и 18 лабораторок, в след. году 18 лекций + 36 ЛР в первом семестре, 10 лекций + 10 ЛР во втором семестре. То есть часов "до чертиков". Но если с 3 курсом мы уже Делфи проходим (там не так уж плохо отработали базу+массивы+строки+функции и процедуры+графику) то с этими нам дай Бог довести до ума условия к концу семестра. Выношу вопрос дисциплины на род.собрание, больше идей нет как с ними справиться. Первый раз такое досталось. Как бы не пыталась увлечь - если они просто не способны помолчать, когда учитель объясняет материал, что тут говорить...

Романов К.М.: В нашей школе имеется музей информатики. Для учеников это показательно, с каких компьютеров мы начинали и до чего доросли. Многие ученики заинтересованы в изучении информатики, даже самостоятельно. Берут литературу, участвуют в научно- практических конференциях республиканского уровня ( пока). А вот выхода на российский уровень пока нет, но думаю все еще впереди.

Богданов П.Е.: Полищук Ю.Д. пишет: часов "до чертиков". И вы успеваете? Может количество часов взять меньше и брать качеством. А дополнительные обязанности у Вас есть? Надо что-то делать... Возьмите на урок мужа, например, или человека, который пользуется авторитетом, подумайте. Но это только вопрос дисциплины. Надо подумать над методикой проведения уроков. У Вас все-таки пары, а не урочные часы. Хотя я тоже добился того, что информатику провожу парами.

Полищук Ю.Д.: Основная идея, которая появилась по поводу преподавания - заставить все знания "добывать". Ставить вопросы, не давая опорной информации, типа: опытным путем выяснить, чем отличается WRITE от WRITELN. Ну и подобные задания. Хуже будут составлять типовые программы, зато научатся "ковыряться" в языках программирования. Только вот что делать на лекции, если часов много, а толку мало...

Богданов П.Е.: Уважаемая Юлия Владимировна! На одном из форумов я уже формулировал ряд требований, котрые я предьявляю к своим ученикам в начале учебного года. Могу повториться. Если есть желание пообщаться, свяжемся по электронке. Очень действенные меры. Проблем не бывает.

Полищук Ю.Д.: Богданов П.Е. пишет: Уважаемая Юлия Владимировна! Дмитриевна я! :) Богданов П.Е. пишет: На одном из форумов я уже формулировал ряд требований, котрые я предьявляю к своим ученикам в начале учебного года. Могу повториться. Если есть желание пообщаться, свяжемся по электронке. Очень действенные меры. Проблем не бывает. Электронка - в профиле, пишите, буду очень признательна!

Барышева Л. В.: При изучении раздела "Основы алгоритмизации и программирования" многие учителя совершают одну и туже ошибку - они хотят сделать из учеников программистов. Обратите внимание, какие задачи они дают ребятам. А язык программирования?? Паскаль - не для начинающих!!!! Самый лёгкий язык для обучения - это QBasic. И не надо говорить, что это не серьёзно. Не надо им пренебрегать. Наша цель - дать ребятам ОСНОВЫ программирования. Да и некоторые задачи, которые предлагают в учебниках надо сменить. Задачи должны быть приближены к действительности, а не, например, составьте программу вычисления площади круга. Да, это задание лёгкое, причём чисто математическое. Но не все же математики, а некоторые даже и нужной формулы не знают (она им не нужна). И тогда, как последние смогут определить аргументы и результаты? Пусть, лучше, составят программу, которая определяет сколько будет стоить мебельный гарнитур, состоящий из 4 стульев, 2 кресел, и одного стола. В решении этой задачи ориентироваться легко будет всем, а значит и выполнять это задание интересно будет всем. На самостоятельную отработку можно предложить различные вариации данного задания (например, про чайный сервиз, или набор покрывал...). Но, одновременно с изучением языка QBasic (в 7 классах), я обучаю ребят школьному алгоритмическому языку, который ввёл в школьный курс информатики в 80-ых годах Ершов Андрей Петрович. А чтобы в дальнейшем создавать с ребятами "серьёзные вещи", то можно использовать среду VisulBasic.

Ковалёва Марина: Барышева Л. В. пишет: При изучении раздела "Основы алгоритмизации и программирования" многие учителя совершают одну и туже ошибку - они хотят сделать из учеников программистов. Обратите внимание, какие задачи они дают ребятам. Согласна. Вседа даю ребятам живые задачки. На структуру выбора, например:"Составьте программу, которая поприветствует каждого из ваших знакомых и близких по разному, после того, как они представятся." А ещё советую познакомиться с технологией РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Правда, практически не описан опыт использования её на уроках информатики, но сами принципы позволяют актуализировать интерес учеников великолепно.

Горбушин А.Г.: Преподаю программирование на Pascal и Delphi для учащихся школ 7-11 классов и студентов. Я думаю метод не новый, попробуйте: дать готовую задачу, и пусть ученики пытаются найти и исправить ошибку.

Хачатрян С.А.: Горбушин А.Г. пишет: Задачи должны быть приближены к действительности, а не, например, составьте программу вычисления площади круга. Позвольте возразить: необходимо объяснить учщимся, что если они составят такую программу - они на "отлично" будут решать любую задачу по математике и не нужно проводить вычисления каждый раз (один раз составил программу и можешь "отдыхать" ) или что-то в таком духе. "Лень -двигатель прогресса": именно ленивые изобрели столько предметов облегчающих жизнь человеку. Объясните ученикам чем могут облегчить их жизнь данные знания и все. Но приближение к действительности не исключаю, напротив + это.

Трусова Н.П.: Горбушин А.Г. пишет: Преподаю программирование на Pascal и Delphi для учащихся школ 7-11 классов и студентов. Я думаю метод не новый, попробуйте: дать готовую задачу, и пусть ученики пытаются найти и исправить ошибку. Я тоже применяю такой метод, например, разбирая алгоритм "Игра Баше", подбираем задачи на этот алгоритм, составляем новые задачи по аналогии, пишем даже рефераты по этой теме. А почему бы и нет. Ведь готовые задачи, с разработанными алгоритмами и программами, тоже учат.

Ярцев В. А.: В том, что дети на уроке играют в сети, никто, кроме учителя не виноват. Значит, так заведено. Это вопрос общей дисциплины, отношения к предмету, преподавателю. Если не решить эти проблемы, то же самое будет при изучении любой сложной темы по любому предмету.

Лусников В Ю: Ярцев В. А. пишет: В том, что дети на уроке играют в сети, никто, кроме учителя не виноват. Значит, так заведено. Это вопрос общей дисциплины, отношения к предмету, преподавателю. Если не решить эти проблемы, то же самое будет при изучении любой сложной темы по любому предмету. в том числе это и техническая сторона если ограничить права доступа, установить специальное программное обеспечение да и откуда игры в сети то и соблазнов будет меньше ведь зачатую и дети-то не очень виноваты им просто хочется а дома нет ввозможности вот они и самореализуются где могут



полная версия страницы