Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Русский язык. Пути формирования грамотного письма у учащихся. » Ответить

Русский язык. Пути формирования грамотного письма у учащихся.

Ачисова В.А.: Использование всевозможных приемов и методов при обучении детей грамотного письма не приводят к желаемым результатам. Многие дети пишут безграмотно, хотя знают правила орфографии. Поделитесь опытом. Буду признательна за любую информацию по этому вопросу.

Ответов - 13

Сеченова Юлия Борисо: Здравствуйте!Проблема общая. Мой опыт небольшо, но полезный для решения этого вопроса.3 моих ученика становились участниками Всероссийских олимпиад по рус.языку. Не все писали без ошибок, но к 10 классу я поняла, что , изучая историю языка, этимологию слов, можно повысить грамотность.Без этого никак не получается, но и плюс к этому хорошее знание орфограмм, даже самый грамотный без этого не обойдется.

Макарова Л.П.: Многие слова в русском языке пишутся так именно не по правилам,а по традиции.Мы их относим к словарным словам,а ведь почти все эти написания имеют объяснение в историческом языкознании.поэтому изучение этого курса очень желательно.Я бы Вам посоветовала еще не пользоваться никакими учебниками с пропущенными буквами.Может ли у ребенка сформироваться орфографическая зоркость.если не надо искать место ,где применить только что полученные знания(оно пропусками с точками указано).А во время любой самостоятельной работы никто рребенку не говорит ,где стоят точки,он сам должен определить ,где применить свои знания.Я работаю с текстами из произведений.которые мы читаем на литературе,без пропусков ,с оригиналами .Учащиеся объясняют ,почему так должно быть написано.И образ слова не разрушается.и знакомство с произведением более осмысленное,и гарантия всеобщей грамотности.

Миронова Г.М.: Грамотность детей зависит от наследственности. Ребенок зная правила не всегда их применяет. Должна быть интуиция письма. Дети должны больше читать, развивая память, чтобы запоминать написание слов.


Зюба Т.С.: Много лет преподаю русский . В городе меня знают . Родители неизвестных мне детей находят меня и просят... Говорят по сарафанному радио, что я творю чудеса. Не знаю про чудеса.Я три в одном: преподаватель филологических дисциплин в педколледже, учитель русского-литературы в школе, преподаватель методики русского языка.. У меня большой опыт репетиторства, подготовки к ЕГЭ. За много лет работы сформировался свой дискурс, направления работы.Я бы выделила несколько принципов. Может, они Вам помогут. Во-первых, насыщенность обучения. Я бы это назвала интенсивной лингвотерапией, хотя есть не мои исследования по этой технологии. Но я пришла к выводу, что в русском языке нужно набирать "форму", как в спорте. Я выделила несколько ведущих, сверхсложных тем по правописанию, разработала алгоритмы и требую пошаговых рассуждений. На уроке задается мажорный и ускоренный темп работы, индивидуально успеваю провести мини-консультации. Во-вторых, сочетание в уроке грамматической пропедевтики и "орфографии без правил" (термин Тоцкого). У меня весь урок идет интенсивное орфографическое чтение вслух (я завожу) - правил, заданий к упражнениям, материалов зрительных диктовок, хором и вслух идет проверка и мн. др. В-третьих, комплексность заданий на правописание, логическое развитие ( напишите под диктовку, назовите для проверки слова с орфограммами в приставках, а теперь - в корнях, сгруппируйте правила написания наречий и расскажите их и т.п., найдите все существительные на тему "Урок", "Улица" и т.п., назовите из записанного словосочетания, что называется..., какие виды связи..., назовите предложения, чем отличаются от словосочетаний, найдите существительныев им. в падеже, повторим все падежи хором, с вопросами... Приготовились...Начали! и т.п.)Кроме того, эффект бывает от целой системы подобных занятий. Отдых тоже интенсивный: для глаз, рук, пальцев, спины, настроения, мобилизация внимания... Убеждена в том, и это следующий принцип, что результативность появляется тогда, когда все объединяются в едином порыве: учитель-ученики. Бывает сложно, когда я чужом классе. Тогда преодолеваю рассеянность, лень. На это уходит энергия, но дети ждут работы. Безделье их утомляет. Наконец, структура урока предполаганет нарастание степени сложности заданий : списывание - зрительное письмо - письмо по памяти - диктант - - на каждом уроке!, другая логика - наращивание единиц письма : буквы - слова - предложения - связные тексты, третья - опора на зрительные, слуховые, опорно-двигательные, речедвигательные факторы письма. Обязательно беру тексты с интересным содержанием, чтобы дети умели, увлекаясь сюжетом, распределять внимание и на правописание. И последнее: я учу на уроке. Задавая домашнее задание, я проверяю каждую тетрадь, проверяя, я прописываю детям проверочные слова - пусть видят, как легко, а они не додумались, кроме того, я зачеркиваю не букву, а морфему, графически ее обозначаю. Есть у меня и принцип опережения. Так, уже с 5 кл. я показываю детям обособления, приложения, правила говорю сама, но показываю интонацию чтения. При проведении контрольных диктантов читаю четко финали слов, чтобы не было непонимания смысла, читаю орфоэпически правильно, без подсказок. Пользуюсь коиандами : слушаем весь текст, следующее предложение, слушаем, пишем, прверяем.Много не расскажешь...

makhabbat.kucaeva: Хорошая работа по развитию орфографической зоркости идет по у.м.к. "Гармония", автор учебника русского языка Соловейчик

Зюба Т.С.: makhabbat.kucaeva Хорошая работа по развитию орфографической зоркости идет по у.м.к. "Гармония", автор учебника русского языка Соловейчик Но я больше говорила о средних классах, не о начальных.

Тарасова Н.Л.: Можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. Вспомним о трёх каналах получения информации. Это визуальный, слуховой и кинестетический. У конкретного человека один из каналов развит лучше остальных. Это отражается в учебной работе.Существуют данные, что характер грамматических ошибок у ребёнка связан с особенностями его системы получения информации.

Просвирнина Т.Н.: Тарасова Н.Л. пишет: Вспомним о трёх каналах получения информации. Это визуальный, слуховой и кинестетический. Именно поэтому на каждом уроке, работая с текстом не только записываем, но и комментируем все орфограммыи пунктограммы, вызывающие определённую сложность у учащихся конкретного класса. Я согласна, что главное условие для формирования грамотного письма, начиная с начальной ступени обучения, морфемное "видение" слова.

Камышлова Е.П.: Ачисова В.А. пишет: Использование всевозможных приемов и методов при обучении детей грамотного письма не приводят к желаемым результатам. Многие дети пишут безграмотно, хотя знают правила орфографии. Поделитесь опытом. Буду признательна за любую информацию по этому вопросу. Использование инновационных технологий Ю.А. Поташкиной по изучению руссого языка учителем, кто проникся её идеей, даёт очень хорошие результаты с 1 класса. Я была на уроках учителей в Уфе, в нашей школе был учитель, который успешно использовал эту технологию на практике. Конечно уровень сложнее, но есть система, алгоритмизированные таблицы, которые способствуют сознательной работе с орфограммами, а не требуют заучивание правил, которые подчас не выручают при написании диктантов. В этой технологии есть "разминка", в течение которой есть возможность актуализировать многие изученные темы. Единственное, учитель должен быть готов к обучению на новом уровне, так как система работы отличается от привычной.

Астахов С.В.: Очень интересная методика у Барановой из Питера. К сожалению, не помню имя - отчество. Основана на глубинном значении каждой буквы и слов в языке. Найдите материал, не пожалеете.

Астахов С.В.: Товарищ Букатов разработал театральную педагогику. У него очень много приемов по становлению грамотного письма. Поинтересуйтесь. Очень много материала на сайте газеты "Первое сентября".

Власова Е.М.: Грамотное письмо во многом, конечно, заслуга учителя и начальной школы, и предметника. Не всегда грамотность зависит от количества прочитанного. В большей степени от привычки "всматриваться" в слово, привычки остановиться и проверить себя. Конечно, необходима и интенсивность материала,и темпа урока, и постоянное возвращение к тому, что уже как будто известно. Изучая причастие в 7 классе, мы только к 9 можем сказать, что видим причастные обороты. А 2 часа в 9 классе? Можно ли изучить все сложные предложения и подготовиться к экзамену? Конечно, работа д. вестись с 5 класса. Смена учителя часто приводит к нежелательным результатам, к сожалению. Начали работать по программе Дейкиной, Пахновой - очень нравится. Интересно узнать Ваше мнение, коллеги.

гадышева А.Б.: Для формирования грамотности учащихся можно использовать методику Тоцкого "Орфография без правил". Самое важное в этой методике - точность орфографического чтения. Слова произносятся медленно и хором, произношение должно быть четким. После приобретения учащимися навыков орфографического произношения слов и словосочетаний проводится письмо под диктовку, а также полезно приучать детей читать словари (любые) как художественную книгу.



полная версия страницы