Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Легко ли быть отличником в школе? » Ответить

Легко ли быть отличником в школе?

Миронова Г.М.: Дети-отличники часто испытывают трудности общения со сверстниками. Причин много. Как вы помогаете детям преодолеть эти трудности?

Ответов - 71, стр: 1 2 All

Калиберова И. А.: Хорошие дети везде хороши, у них зачастую все получается. Общаются без проблем, потому что знаний достаточно. Разве не так?

Ачисова В.А.: Конечно не так. Прежде всего дети не всегда могут адаптироваться быстро в коллективе. Многие привыкают очень долго, поэтому бывают проблемы. Такие дети много учат и мало общаются вне школы. Стараюсь таких детей привлекать чаще в классные мероприятия.

Полищук Ю.Д.: Мне кажется, отличники бывают двух видов - "заучки" и "талантливые". Калиберова И.А. написала про вторых, Ачисова В.А. - про первых. Думаю, "заучек" надо сбивать с рельсов зубрежки, давать им творческие задания. В этом они могут быть наравне, а могут оказаться и слабее остальных. А с талантливыми проблемы только если ребенок "со странностями". Тут только если вовлекать в общественные мероприятия, чтобы он не оказался вне коллектива. Хотя странных много где "клюют" и не любят - если ребенка "заносит" в ощущении собственной исключительности, тут ничего не сделать. Надо предотвращать развитие "комплекса отличника", чтобы ребенок знал, что он имеет право на ошибку. И чтобы другие это тоже знали.


Пономарева И.Н.: Полищук Ю.Д. пишет: Тут только если вовлекать в общественные мероприятия, чтобы он не оказался вне коллектива. Почему плохо, если окажется вне коллектива? Все должны быть "коллективными"? Лучше отвести его к психологу, если у него проблемы, выяснить причину. А если одаренный ребенок обдумывает решение мировых проблем и ему хочется побыть одному? Неужели надо мешать?

Миронова Г.М.: Уважаемая Полищук Ю.Д.! А как же тогда личностно-ориентированный подход? На какие идеалы мы должны ориентироваться? Часто учителя сами в пример ставят отличников, тем самым создавая проблемы ребенку.

Эмбер В.И.: В жизни очень тяжело детям-отличникам, потому что привыкли быть впереди "планеты всей". Трудности выбивают их из коллеи, поэтому мы должны уделять внимание им также, как "трудным" в адаптации к жизни.

Марцинковская О .Р.: Не надо делить детей. В моем классе отличники прекрасно общаются со своими сверстниками. Я знаю в жизни отличников - людей успешных в жизни. И это нормально. Поспорим?

Воробьева И.Р.: Отличники - такие же дети, как и все. У меня старший сын школу с золотой медалью закончил и университет с красным дипломом - и никаких проблем с общением у него не было. Младшему в учебе до него далеко было, а вот проблемы общения перед ним всегда стояли, да и продолжают стоять. Поэтому мой собственный опыт, да и многолетние педагогические наблюдения говорят о том, что это скорее проблема личностного плана, чем непосредственно связанная с тем, отличник ты или нет. Отличники-заучки тоже могут нормально общаться.

Рямов Р.Ф.: Воробьева И.Р. пишет: многолетние педагогические наблюдения говорят о том, что это скорее проблема личностного плана, чем непосредственно связанная с тем, отличник ты или нет Согласен с Вами. Я тоже в школе был отличником (целых 10 лет) и окончил школу с медалью. В тоже время я не был примерным (за поведение мне всегда попадало) и шалил не только на уроках, но на всех мероприятиях, где это было возможным. Учителя, зная мои «склонности» всегда загружали дополнительной работой, чтоб я другим не мешал. А от общения не страдал и не страдаю. Действительно, все зависит от личности.

Тимофеева А.Ю.: Для успешного общения детей-отличников и не отличников (если проблема действительно есть) нужно проводить групповые тренинги, совместные игры, походы, поездки, т.е. помочь им общаться в формальной и не формальной обстановке. Согласна с Марцинковской О. Р., но и неотличники становятся не менее успешными людьми.

Григорьева Н.О.: Смею не согласиться с Калиберовой И.А. в том, что не все хорошие дети общаются без проблем, из-за того, что у них достаточно знаний. На мой взгляд то, что дети хорошие, это ещё не значит, что они могут общаться без проблем. Для беспроблемного общения необходимы навыки общения, коммуникабельность. А всё это нередко хорошо получается и у плохих учеников.

Романов К.М.: Поясните пожалуйста, кто такие благополучные дети? Это дети из благополучных семей? Но там есть и двоечники. Или это дети "новых" русских. Или просто отличники? Здесь разные понятия и разные взгляды таких детей на общение со своими сверстниками. Может здесь надо искать трудности общения между детьми?

Миронова Г.М.: Уважаемый Романов К.М. Я имею в виду детей, которые учатся отлично. У них часто бывают трудности общения со сверстниками, так как большую часть они проводят дома, уча уроки. Мало времени остается на встречи с друзьями, лдноклассниками.

Полищук С.Г.: Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Дело не в том, отличник ребенок или нет. С моей точки зрения благополучие может определяться по-разному: дети из материально благополучных семей, дети где оба родителя, тоже считаются из благополучных семей, наконец дети, успешные в обучении и учебной деятельности. А школьные трудности бывают у всех этих категорий и необязательно, что они вызваны неумением общяться в коллективе сверстников. Эти причины могут лежать как во внутреннем психологическом состоянии ребенка, так и во влиянии внешних факторов, например статусе среди одноклассников.

Воробьева И.Р.: Согласна с тем, что дети-отличники много времени тратят на приготовление домашних заданий. Однако школьная практика показывает, что такие дети очень активны в общественной жизни, они заняты практически во всех мероприятиях, т.е. на них поневоле ложится еше и эта дополнительная нагрузка. Вот это действительно проблема, как разгрузить таких детей, одновременно ответственных и безответных в ответ на все наши просьбы. Мы же знаем, что если поручим им что-то, они обязательно сделают и сделают это хорошо. К тому же они и сами стремятся быть везде задействованными быть. Наверное, действительно, кому много дано, с того много и спрашивается. Плюс этих детей в том, что они на фоне своих сверстников более рационально умеют распоряжаться своим временем, имеют более сформированные навыки.

Прохорова А.В.: А что отличник - это диагноз? Это показатель непременной успешности в жизни? Главная причина трудностей общения - это, на мой взгляд, зацикленность на учебе.

Косивец О.В.: Прохорова А.В. пишет: А что отличник - это диагноз? Это показатель непременной успешности в жизни? Нет, конечно, не диагноз. Однако как показывает практика - это одна из самых сложных категорий детей. Дело в том, что мотивы стремления к высшей оценке у детей могут быть кардинально различными. Многое (и даже очень) зависит от семейных ценностей. Один трудится на результат в форме балла, а другой - на качество образования. Однако не всегда взрослые объясняют своим отличникам, что в жизни бывают как взлеты, так и падения. И надо уметь смотреть дальше, чем сегодняшняя оценка, видеть реальную цель и к ней идти. А пятерка или зарплата - это еще не высшая оценка. Успех - это реализуемость цели!

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Успех - это реализуемость цели! Цитата для библиотеки школы Хуторского. Возможно, есть чуть точнее слова применительно к цели, но "реализовать цель" звучит!

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: А пятерка или зарплата - это еще не высшая оценка. Но вот здесь как раз и сказываются семейные ценности - для кого - то высшая, а для кого - то нет. И хорошо, если школа помогла ребёнку сформировать ценности истинные, позже он это обязательно поймёт.

Давыдова Надежда Вяч: Действительно, такая проблема существует. Мы пытаемся как-то её разрешить.Например помогаем им участвовать в различных интеллектуальных конкурсах, где наши отличники прекрасно находят "общий язык"

Романов К.М.: В нашей школе несколько лет практикуется ШСУ для старшеклассников ( в первую очередь). Школа социального успеха. Психолог, после занятий ,( обычно по вечерам)провожит занятия по общению сверстников в своей среде. Довольно успешно. Приходят дети самого разного уровня. В первую очередь те, кто испытывает затруднения в общении.

Миронова Г.М.: Уважаемая Прохорова А.В.! Конечно, отличник - не диагноз. Но посмотрите как тяжело многим отличникам-взрослым в жизни. Очень тяжело переносят неудачи, потому что привыкают к тому, что они везде успешны, всегда впереди. Тяжело им приходится и учиться в ВУЗах, боятся потерять свой "статус" отличника.

Воробьева И.Р.: Наверное, задача школы и семьи в том и состоит, чтобы этот "комплекс лидера" не помешал ребенку в дальнейшей жизни. А потом, эти дети достаточно умны для того, чтобы везде желать успеха. Достаточно определенных высот в каком-то одном направлении.

Шмаков А. Л.: Миронова Г.М. пишет: Дети-отличники часто испытывают трудности общения со сверстниками. Причин много. Как вы помогаете детям преодолеть эти трудности? И совсем даже не часто отличники испытывают трудности в общении . Такие есть, но их мало. С ними я работаю следующим образом: 1) На некоторых практических занятиях по информатике ученики создают свои программы, либо другие работы, которые в конце занятия (или нескольких занятий) должны защитить, представить, прорекламировать всему классу. 2) при организации краткосрочных групповых проектов детям приходится общаться друг с другом в своей мини-группе. 3) организую выезд детей на каникулах или, иногда, на выходных за город, покупаться в горячих источниках (это на Камчатке), но в других регионах тоже, наверняка, можно куда-нибудь съездить с детьми. 4) некоторые дети, приходят ко мне в компьютерный класс, после занятий, им интересно что-нибудь поделать на компьютере: порисовать, составить программу, и т.п.. Вот такие отличники у меня обычно и "тусуются", но и троечники тоже, им инетерсно узнать что-то новое, они и общаются с отличниками. Вот в таких ситуациях и налаживается общение друг с дургом и отличников и просто замкнутых детей и всех остальных.

Миронова Г.М.: Отличная работа у вас, уважаемый Шмаков А.Л. Но в будущем таким детям тяжело. Руководителей мало из них получается. А руководят предприятиями в основном те самые середнички.

Шмаков А. Л.: Миронова Г.М. пишет: Отличная работа у вас, уважаемый Шмаков А.Л. Но в будущем таким детям тяжело. Руководителей мало из них получается. А руководят предприятиями в основном те самые середнички. Спасибо за тёплые слова . Но руководителями не все же должны быть. Нужны и учёные (химики, физики и др.). Без науки страна развиваться не будет. Да и не все хотят быть руководителями. Я, например, особо таким желанием не горю. Летом мне предлагали поехать в детский лагерь начальником лагеря, я отказался и поехал просто воспитателем . Хотя в школе был почти отличником, плюс красный диплом в институте. А тяжело всем. Мне вот, что по ночам готовлюсь к конкурсу ДУГ-2006. Сейчас вот 6 утра, а я только спать собираюсь - втянулся, называется в работу. А руководителям предприятий тоже тяжело, они постоянно в делах. Зарабатывают деньги с утра до вечера. А так все нужны: и руководители, и учёные, и врачи, и преподаватели, и в кабинетах кто-то должен полы мыть и т.п. Хотя отличники могут вполне быть руководителями научных отделов

Зайцева Н. В.: Я согласна с тем, что тяжело детям в жизни, которые были успешны в школе. Но зато с ними очень легко работать и общаться. Люблю умных детей.

Воробьева И.Р.: По-моему, им потому тяжело, что они привыкли все делать на совесть, тщательно, а это быстро понимают в любом месте и "грузят" на них любую работу, да и они порой стремятся к тому же. Обидно за одну и ту же порой зарплату делать различный объем работы. Человек, который привык все делать на совесть, с трудом воспринимает другой стиль выполнения обязанностей. Вопрос, как изменить устоявшиеся стереотипы. А уж здесь как жизнь научит.

Пономарева И.Н.: Воробьева И.Р. пишет: Обидно за одну и ту же порой зарплату делать различный объем работы. Человек, который привык все делать на совесть, с трудом воспринимает другой стиль выполнения обязанностей. Причина обиды как раз в нежелании ТАК жить. Если бы все устраивало, человек не обижался бы и не задумывался над тем, больше он делает, чем другие или нет. Воробьева И.Р. пишет: "грузят" на них любую работу, Все люди манипулируют другими людьми (неважно, согласны мы с этим или нет - это так), но по-разному. Вести себя так, чтобы на тебя "грузили" - тоже манипуляция людьми. Нужно просто задуматься и ответить себе предельно честно: "А почему я так себя веду? Чем выгодна для меня такая моя позиция? Я хочу, чтобы заметили мою исполнительность? Или пожалели меня? Или мне нравится роль жертвы?" Не нужно только прикрываться тем, что при этом "все делается на совесть"(то есть поведение оправдано высокими положительными целями). Разве нельзя делать на совесть так, чтобы еще и зарплату выше получать, и чтобы настроение было отличным, и обид чтоб не было? Можно, конечно! Я не призываю объявить забастовку и не исполнять отлично свои обязанности. Но, изменив себя, мы меняем и отношение окружающих к себе.

Миронова Г.М.: Я согласна с Воробьевой И.Р. У нас всегда так. Кто "везет", на того и "грузят". МАло кому все легко дается. Наша задача в том, чтобы научить всех общаться, не выделять детей. А то часто учителя ставят в пример наших отличников, чтобы на них "равнялись", этим самым создавая им неудобства.

Пономарева И.Н.: Миронова Г.М. пишет: А то часто учителя ставят в пример наших отличников, чтобы на них "равнялись", этим самым создавая им неудобства. К вопросу о толерантности: Я, например, в детстве ненавидела свою одноклассницу, которую мне всегда приводили в пример. Учителя, не создавайте вражды детей!

Полищук С.Г.: Добрый день! Еще одни момент: отличников ставят в пример, любят активную работу на уроке, общественной жизни, а помнят и теплее относятся к "неуспевающим". Приходишь на вечер встреси и чувствуешь, что обязана отчитаться в очередных "покоренных вершинах". Согласна, что многое зависит от отношения учителя к этому: нет разделения - нет проблемы.

Миронова Г.М.: Добрый день, уважаемые коллеги! Очень приятно с вами общаться. Проблема эта всегда остро стояла и стоит. Мне очень жалко детей, от которых ожидают достижений. Может поэтому в жизни наши отличники теряются, напрягают себя, чтобы при встречах чем-то удивить?

Миронова Г.М.: Уважаемая Пономарева И.Н.Я с вами согласна по поводу толерантности. Мы стараемся в школе учить этому, но наши плоды будут видны через несколько лет.

Эмбер В.И.: Коллега пишет: "По-моему, им потому тяжело, что они привыкли все делать на совесть, тщательно, а это быстро понимают в любом месте и "грузят" на них любую работу, да и они порой стремятся к тому же..." Это вы не о нас? Если не мы, то кто же? Мы должны подготовить себе достойную смену!

Воробьева И.Р.: Возможно, что и о нас, ведь учитель - это традиционно "рабочая лошадка". Если бы нам платити адекватно нашим затратам энергии, зздоровья, да просто объему выполняемой работы... Я об учениках. Конечно, очень хотелось бы никого не выделять, ко всем относиться ровно, но как это сделать, если один делает много и хорошо, а другой мало и плохо? Наверное, только таким образом, чтобы не сравнивать этих детей, хвалить одних (они это заслужили) и не укорять других, что они-то - не такие. У них другие есть качества, за которые их можно уважать.

Макарова Л.П.: Понимающее воспитание -вот выход в случае таких сомнений.В любой ситуации:много ,мало делает,проступок совершил,подвел и т.д.-встать на сторону ученика,понять и простить.И так все время.Терпение и труд (души)все перетрут.Это и нам подходит.Большая часть проблем в обучении-это проблемы межличностных отношений.Дети не всегда верят,что мы их правильно оцениваем,доверяем,верим,любим.А от показавшегося недостатка любви Иуда предал Христа.Я уверена,что ребенок нахамить может только в ответ на хамство учителя,которое мы иногда подаем как требование.Научите (создайте условия)их любить друг друга,никаких проблем не будет.

Романов К.М.: «Заучка» – слегка гнусавит, взгляд сумасшедший, в глазах то и дело пробегают формулы, правила или формулировки законов физики. Речь правильная до отвращения. Если «заучка» не может решить задачу, начинается истерика. Даже когда «заучка» разговаривает с кем-нибудь, всё равно решает в уме задачку или думает, какая у неё (него) будет оценка за контрольную. Спрашивать что-либо у «заучки», когда она (он) пишет проверочную, контрольную или делает уроки – смертельно опасно. Конечно это шутка, но можно ли так сказать об отличниках в современной школе?

Хисаметдинов А.А: Романов К.М. пишет: Конечно это шутка, но можно ли так сказать об отличниках в современной школе? Ну не знаю! Отличнику всегда легко учиться ИМХО (сам был им ) Лично мне когда-то было неинтересно учиться, т.к. либо знал все либо работал самостоятельно учительница(ль) всегда спрашивал правильно ли что нибудь в формулах или в доказательствах. (ЭВРИКА!!!! Вот оказывается почему я быть хочу в ДО!!!)

Миронова Г.М.: В каждой шутке есть доля правды. Ведь действительно бывает такое, что дети закатывают истерики по поводу оценки. считают, что из специально "зарубили". Может мы сможем в будущем искоренить такие инцинденты?



полная версия страницы