Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Родители: как с ними работать? » Ответить

Родители: как с ними работать?

Воробьева И.Р.: Результаты обучения и воспитания во многом зависят от родителей. У меня немалый опыт работы в школе, в том числе и классным руководителем. Дважды я выигрывала в лицее номинацию "Самый классный классный". Но при этом я всегда испытывала одни и теже трудности в работе с родителями. 1. "Обожествление" учителя, т.е. родители полагают, что учитель может (и должен) делать все:все предусмотреть, все предвидеть, в конце концов, все знать, что делать с ребенком. 2. Как поступать с детьми, родители которых их физически наказывают за двойки (тройки, четверки), замечания по поведению? Ставить три? Не писать замечания? Решать по ситуации? Или это все риторические вопросы?

Ответов - 113, стр: 1 2 3 All

Евстифеева: Хорошая у вас проблема "обожествление". А мне порой кажется (просто из наблюдений со стороны), что последнее время нет уважения к учителям. Детям "внушают", что все учителя сейчас ничего не умеют, не знают и пр. Отсюда и наглые ученики. Раньше, мне кажется, было обожествление учителя: даже если старые фильмы смотреть. Ведь тогда даже с простыми проблемами в школу ходили за советом, помощью сами родители. Я не говорю, конечно, что все теперь такие, но обще впечатление такое.

Кинцель А.Е.: Евстифеева пишет: А мне порой кажется (просто из наблюдений со стороны), что последнее время нет уважения к учителям. Детям "внушают", что все учителя сейчас ничего не умеют, не знают и пр. Отсюда и наглые ученики. Раньше, мне кажется, было обожествление учителя: даже если старые фильмы смотреть. Ведь тогда даже с простыми проблемами в школу ходили за советом, помощью сами родители. Я не говорю, конечно, что все теперь такие, но обще впечатление такое. Изменилось общество, изменились взгляды. Изменились и сами учителя. Сейчас не каждого учителя по диплому можно назвать учителем по призванию. И это во многом определяет взгляды общества на профессию учителя.

Прокудина В.М.: Коллеги! В нашей школе сегодня просто стали видеть в учителе человека со всеми его достоинствами и недостатками, а родительские стереотипы порй ничем сломить невозможно. Отсюда и множество проблем в работе с ними. Кроме того, очень часто, родители считают, что обязанности по воспитанию их чада можно полностью переложить на школу, а сами они (дети рыночной экономики) зарабатывают средства для содержания своих детей. Я считаю, что сначала нужно попытаться вернуть воспитание в семью и тогда многие проблемы исчезнут. А по поводу физических наказаний за "2", то проведите несколько практикумов с родителями и детьми, поменяв их местами. У меня в классе после таких практикумов изменилось очень многое. И ещё, постарайтесь не диктовать родителям свою волю, а советоваться с ними, находить компромиссы.


Пономарева И.Н.: Прокудина В.М. пишет: Коллеги! В нашей школе сегодня просто стали видеть в учителе человека со всеми его достоинствами и недостатками, а родительские стереотипы порй ничем сломить невозможно. Отсюда и множество проблем в работе с ними. Согласна. Успешные родители учеников на учителя часто смотрят как на человека, который не умеет зарабатывать деньги, чтобы жить хорошо. В энтузиастов не верят потому, что сами имеют другие жизненные ценности.

Терентьева М.В.: Прокудина В.М. пишет: Коллеги! В нашей школе сегодня просто стали видеть в учителе человека со всеми его достоинствами и недостатками, а родительские стереотипы порй ничем сломить невозможно. Отсюда и множество проблем в работе с ними. Вы знаете, а может это и неплохо, что родители видят не только достоинства учителей, но и их недостатки. Работая классным руководителем уже 19 лет, вывела для себя формулу "Будь сама собой, все тебя и не должны любить и обожествлять". Для меня самое главное - это заитересовать родителя, внушить ему, что он мне очень нужен, без него мне очень сложно и трудно. Я не стесняюсь спрашивать совета у родителей, отдаю им некоторые свои мини обязанности. И вы знаете, вроде всё просто, а действует безотказно. Родителям нравится работать и с учителем в паре, и с ребёнком в трио. Они сами, как дети, радуются всем победам, а веселятся ещё отчаянее и бесшабашней. Они чувствуют свою нужность, заинтересованность в них, а это самое важное. У меня в копилке много сценариев совместных с родителями утренников и вечеров. Если кому-то интересно, с удовольствием поделюсь.

Лукашова М.К.: Воспитание детей надо ,по-хорошему, начинать с воспитания родителей.Делая это ненавязчиво и очень тактично.Без поддержки родителей мы не сможем решить многие проблемы.Так буквально на днях я была поражена учениками 5 классов ,что родители против решения олимпиадных задач по математике и отправкой их на конкурс.А ведь ребята взяли условия с энтузиазмом.

Пономарева И.Н.: Лукашова М.К. пишет: Без поддержки родителей мы не сможем решить многие проблемы.Т Конечно, ведь это их дети. А многие конкурсы и олимпиады сейчас платные

Хисаметдинов А.А: К сожалению это так! Панэдукационизм должен начинаться с родительских лекториев. В нашей гимназии практически ежемесячно такие проводятся. Вот как раз на них и можно ненавязчиво, даже за чашечкой чая посетовать на то или иное. Смешной случай произошел в прошлом учебном году. Родители 10-и классника, арестовали его компьютер , много времени мол играет, сидит в Сети бесцельно, утром на уроки опаздывает, весь заспанный. А до этого в позапрошлом году в творческой олимпиаде хорошо выступил, но был потенциал на вырост. Вот значит ходит он потерянный, недели две. А потом на лектории, да еще в присутствии учеников я обратился к его маме с просьбой снять "арест", (но с условием что будет занят делом) Результат не заставил себя ждать, разозленный Альберт победил как в городе и районе, так и на республике

Пономарева И.Н.: Воробьева И.Р. пишет: "Обожествление" учителя, т.е. родители полагают, что учитель может (и должен) делать все:все предусмотреть, все предвидеть, в конце концов, все знать, что делать с ребенком. Они правы: Вы ведь самый "классный классный". На кого же еще они могут переложить свою ответственность за воспитание детей?

Климко А.С.: Категорически не согласна с выражением о воспитании родителей. Это занятие бессмысленное и ничего кроме негативного отношения к себе не принесет. Отношения должны строится на принципах сотрудничества и взаимного уважения, даже если в силу определенных причин это сделать трудно.

Леви И.А.: Климко А.С. пишет: Категорически не согласна с выражением о воспитании родителей. Это занятие бессмысленное и ничего кроме негативного отношения к себе не принесет. Дорогие коллеги, наши уважаемые родители сейчас, как никогда, готовы поменять в своем сознании картину мира и взгляд на собственного ребенка на основе того, что идет глобальное насыщение информационного пространства о космизме земной жизни - едином мире мыслей, взаимном влиянии людей, влиянии каждого из нас на все окружающее пространство, о вечной жизни души и ее уроках в этом воплощении на планете Земля. И когда родители приходят на консультации ко мне, как психологу, по проблемам, касающимся отношениям с детьми, школьных проблем, в разговоре приходится упоминать, что наши дети - это души, данные нам на воспитание, они проходят свой опыт, и наше дело уважать их выбор. А главная задача родителей - показать и привить правильные модели взаимоотношений ребенка с миром и людьми. Законы развития опираются на законы нравственности, вот и всплывают эти проблемы в семейном воспитании. Я рекомендую и показываю книги, журналы, которые в свое время помогли мне и моим друзьям. Познакомившись с книгами,несущими новое мировоззрение, родители могут увидеть свою жизнь на Земле, в своей семье и своем социальном окружении по-новому, и главное, решить свои проблемы на основе нового сознания. Журналы "Свет", "Наука и религия", "На крыльях Лебеди", книги психотерапевтов Натальи Деминой, Майкла Ньютона, С.Н.Лазарева, А. Свияша, В. Тихоплава, Э.Цветкова, книги Е.И Рерих и Н.К. Рерих и т. д. Чаще всего родители берут книги у меня сразу после беседы, дети их потом возвращают, и достаточно много случаев, когда проблемы решаются именно родителями, по-новому увидевшими взаимосвязи с детьми в этой Жизни. Я сама в свое время, прочитав множество бесценных книг, перестроила взаимоотношения с собственными детьми и избавилась от ненужных ожиданий по поводу тех, с кем приходится ежедневно общаться. Это работает!

Попова Н.А.: Воробьева И.Р. пишет: "Обожествление" учителя, т.е. родители полагают, что учитель может (и должен) делать все:все предусмотреть, все предвидеть, в конце концов, все знать, что делать с ребенком В настоящее время нужны совершенно иные подходы в воспитании учеников и в воспитании родителей. Родители в настоящее время чаще занимаются зарабатыванием денег, а не воспитанием своих детей. Вот и поэтому свои обязаности по воспитанию сложили на плечи учителя.В таком сучае нужно прибегнуть к помощи психолога.А вы спросите у родителей, что же они сами сделали для того, чтобы у их ребенка была положительная оценка? Несомнено,как опытный классный руководитель вы обязаны дать рекомендации и ученикам и их родителям по важным темам.А спрашивать должны вы, а не они вас.

Шеина Л.И.: Попова Н.А. пишет: А спрашивать должны вы, а не они вас. Мы тут начали спрашивать, хотя спрашивали всегда, почему родители не пришли на родительское собрание, посвященное подведению итогов первой четверти, так одна семья такой скандал закатила - типа мы вмешиваеися в их личную жизнь и на каком основании классный руководитель звонит в вечернее время и нарушает семейный покой! Еле в чувства привели и еще раз напомнили Конституцию, Семейный кодекс, Конвенцию ребенка и пр.

Пятковская О.А.: Согласна с тем, что в силу определенных обстоятельств,родители 90% своего времен проводят на работе, и только 10 % остается детям... Отсюда наверное многие проблемы... А как их решать??? Сейчас работаю с учащимися 2 класса. В первом классе нагрузка была значительно меньше, поэтому реже задавалиь домашние задания. Сейчас объем зданий вырос и ребенок 2 класса, выполнив все письменные уроки в группе продленного дня все же не может самостоятельно выполнить устные задания, которые остались на дом... Родители приходят поздно, а рано утром уходят на работу...И как быть педагогу??? Наверное надо оставаться еще после группы продленного дня и доделывать устные уроки с несколькими учащимися, т.к в группе физичеки этого сделать невозможно, при наполняемости 33 человека... Жаль детей...

Матвейчук Н.Н.: Оксана Анатольевна! Вы пишете: "В силу определенных обстоятельств,родители 90% своего времен проводят на работе, и только 10 % остается детям... Отсюда наверное многие проблемы..." Конечно. загруженность родителей играет роль. Но, думаю, не все родители работают так. Возможно. причина еще и в родительской неграмотности в вопросах воспитания собственных детей. А дети, как следствие, несамостоятельны, не научены отвечать за свою учебу. Можно и целый день быть рядом с ребенком и все же делать за него уроки. А учителю можно только посочувствовать... Он в вилке: дети должны быть обучены, а родители не подключаются... И все же родителей надо привлекать и учить общению с детьми!

Воробьева И.Р.: Мой практический опыт говорит мне о том, что есть родители. с которых можно спрашивать и они это поймут адекватно, признав определенные проблемы со своей стороны, и есть родители, с которых спрашивать "чревато", у них на все своя точка зрения, их трудно переубедить. И это понятно, ведь они взрослые, давно сложившиеся люди. И спрос с них нередко оборачивается спросом с детей. В такой ситуации я стараюсь решать возникающие проблемы в группе ученик-классный руководитель-учитель-предметник. Безусловно, я согласна и с тем, что необходмио проводить тренинги с родителями, но ведь не на каждого они действуют!

Романов К.М.: Часто на родительские собрания приходят только те родители, чьи ученики учаться без проблем, нет дисциплинарных взысканий, есть тесный контакт с учителем, психологом школы, классным руководителем. Такие родители интересуются всегда оценками своих детей, участвуют во всех классных и школьных мероприятиях. С такими родителями хорошо. Но как быть с родителями "неблагополучных" детей, ведь эти же самые родители были также в свое время "неблагополучными" детьми в нашей же школе. И таких родителей в основной школе достаточно много. Они даже не пускают учителей в свои дома для изучения условий для учебы ученика. Существует инспектор по делам несовершеннолетних. Постоянно поддерживаем с ним связь. Были случаи лишения родительских прав, но таких единицы. Штрафовались родители и через предприятия, вызывались индивидуально к директору, но результатов мы не видим. Может что-то подскажете и Вы?

Алтухова Е.В.: Мне кажется, что перевоспитывать родителей невозможно. Надо пытаться привлечь их на свою сторону, чтобы действия по воспитанию их собственного ребенка были согласованы. Делать это можно и с помощью разъяснений об особенностях ребенка, и с помощью убеждений и т.д. Главное дать понять, что мы деоаем общее дело. Но если родетелям все равно как растет их собственный ребенок, то думаю, школа здесь бессильна. Единственное. что можно предпринять - это не дать пропасть ребенку и попытаться довести его до получения аттестата

Романов К.М.: Алтухова Е.В. пишет: Делать это можно и с помощью разъяснений об особенностях ребенка, и с помощью убеждений и т.д. С некоторыми родителями пробовали по разному. Не помогает Считают, что если ребенок в школе, пусть его школа и воспитывает. Есть такие "упертые" ( извините за выражение) родители.А ведь отсюда и наркомания и алкоголизм . Совеместно с родителями проводимсовеместные собрания, походы, поездки в театр, поездки в Раифский монастырь, Поездки в Болдинои т.д. Т.Е. мероприятий достаточно. Как всегда- родители благополучных детей, которым не безразлично будущее своего ребенка.

Кулакова С.А. : Алтухова Е.В. пишет: Мне кажется, что перевоспитывать родителей невозможно. Надо пытаться привлечь их на свою сторону, чтобы действия по воспитанию их собственного ребенка были согласованы Абсолютно правильно. На мой взгляд, в нашей школе найден эффективный способ взаимодействия с родителями. Могу поделиться опытом с теми, кому интресно.

Миронова Г.М.: Работа с родителями - неотъемлемая часть школьной жизни. Мы всегда должны работать с родителями так, чтобы избежать конфликтов не только со взрослыми, но и с их детьми. Нужно стараться всегда находить компромисс, чтобы меньше было конфликтов.

Воробьева И.Р.: Алтухова Е.В. пишет: цитата: "если родителям все равно..." Согласна, что это самый сложный случай, но если этот родитель не окончательно сложившийся асоциальный тип, где возможно только лишение родительских прав (официальное), т.к. неофициально он их сам с себя сложил, наверняка можно найти какие-то варианты общения. Лучше всего привлечь его к какой-то работе, пусть даже не очень значительной, а порою просто придуманной именно для него, а потом похвалить. лучше на собрании, необходимо похвалить его и в присутствии ребенка в классном коллективе (ученик потом обязательно ему передаст), а доброе слово...помогает контакт наладить всегда.

Миронова Г.М.: Уважаемый Романов К.М. Получается, что у вас все равно работа с благополучными семьями. А где же работа с детьми, которые находятся в социально-опасном положении? Им то и нужна ваша помощь больше. Чтобы их свозить на экскурсию, нужны деньги, а их у них нет. Вот здесь и должны помочь школа, родительский комитет класса. Тогда и дети потянутся и не будут изгоями и чувствовать себя ущемленными.

Романов К.М.: Вопрос сбора денег на нужды класа очень щекотливый. Не каждый классный руководитель пойдет на это. Конечно же все идет с согласия родителей, и здесь хорошо и юридически правильно должен работать родительский комитет. Лучше , конечно находить спонсоров. Миронова Г.М. пишет: А где же работа с детьми, которые находятся в социально-опасном положении? Работа с такими детьми у нас ведется и неплохо справляется социально- психологическая служба. У нас тесная связь с церковной школой, которая и предлагает вывоз таких детей и в театр и по святым местам. А сбор денег с родителей мы не практикуем.(Только на учебники у нас существует благотворительный фонд)

Воробьева И.Р.: Действительно, проблема - где найти деньги для детей из асоциальных семей, а порой и из "нормальных", но малообеспеченных. Мы эту пробему решаем следующим образом: во-первых, есть фонд класса, из которого всегда можно взять деньги, например, на Новый год, во-вторых, сбор денег "с запасом", т.е. если экскурсия стоит 150 рублей с человека, мы можем собрать по 155, конечно, с согласия род.комитета, а детям при этом мы ничего не объясняем, чтобы не давать повода для пересудов.

Миронова Г.М.: А не лучше найти спонсоров, чтобы помогли в организации экскурсий или купить подарок. Неужели никто из родителей не возмущается?

Эмбер В.И.: Уважаемая Воробьева И.Р.! Из чего складывается фонд класса? Мы же не имеем право собирать деньги на какие-то бы ни было нужды.

Воробьева И.Р.: Действительно, мы не имеем права собирать деньги, но это решение принято не мной, а родителями и сумма определяется ими же. В этом году они решили собирать по 100 рублей в четверть - как видите, деньги вполне доступные. Были предложения и о большей сумме. Я думаю, что во многих классах есть такая практика. Деньги находятся у председателя род.комитета и в этом году она на них купила часы для класса (над доской), подарок к Дню пожилого человека для технического работника, который моет наш кабинет и призы для детей для одного из классных часов. Также уже закуплены небольшие сувениры на Новый год, в т.ч. и на ребенка, родители которого не могут платить взносы. Решение собирать деньги с небольшой "нагрузкой" тоже принято родителями. В нашем классе существует традиция - начало и конец учебного года знаменуются экскурсиями в радиусе области. Ездит весь класс и родители, которые сами за себя платят. Кстати, я всегда оплачиваю свою поездку - это тоже ресурс для детей. И когда остается небольшая сумма, всегда есть возможность купить детям воду, мороженое и т.д. Т.е. "хвостик" не только для необеспеченных детей, но и для всех тоже. Что касается спонсоров, у нас в классе их нет. Есть одна обеспеченная семья, сами они своих услуг не предлагают, а мы не просим.

Миронова Г.М.: Уважаемая И.Р.Воробьева! У вас прекрасные отношения с родителями. Сразу видно, что эта работа поставалена в вашем классе на хорошем уровне. Это здорово, что в вашем классе понимающие родители. Большое спасибо за ответ.

Воробьева И.Р.: Я думаю, что у любого добросовестного классного руководителя складываются хорошие отношения с родителями, если они видят, что он со всей душой относится к детям, болеет за класс. Всегда найдется инициативная группа, которая с удовольствием будет помогать классному руководителю. А еще эту помощь в нашем лицее стимулирует наш "Лицейский Олимп", где есть специальные родительские номинации. Родителям очень приятно на празднике Лицея выходить на сцену, получать сертификаты, давать интервью, видеть довольные лица собственных детей.

Богданов П.Е.: В большинстве случаев родители занимают сторону своего ребенка. Всегда найдутся оправдания. Проще во всех грехах обвинить школу, чем брать на себя ответственность. А как себя вести с родителями старшеклассников, которые без принуждения писали заявление о приеме в школу? А они не учатся, пропускают уроки...

Романов К.М.: Богданов П.Е. пишет: В большинстве случаев родители занимают сторону своего ребенка. Всегда найдутся оправдания. Совершенно с Вами согласен. пробовали с такими родителями по разному. Не помогает Оставалось одно, дожидаться 15 лет и определять в училище.

Ушакова Г.И.: Богданов П.Е. пишет: В большинстве случаев родители занимают сторону своего ребенка. Всегда найдутся оправдания. Проще во всех грехах обвинить школу, чем брать на себя ответственность Очень важно помочь ребёнку в его трудностях, вникнуть в проблемы, разобраться, почему так резко меняется отношеник к школе. Увидели снижение отметок- бейте тревогу. Практически все родители учат детей читать, писать но зачастую забывают прививать им самостоятельность, усидчивость, без которых трудно приучить детей к деятельности, к осозданному учению, добросовестности. В будущем часто можно наьблюдать картину, когда в средних старших классах меняется интерес к школе, к учебе, возникает неудовлетворенность собою, желание избавится от трудностей. Не по тому ли в 5-6 классах начинаются пропуски, а в 7-8 - систематические прогуливания по 1-2 уроку в неделю. Что делать??????

Воробьева И.Р.: По-моему, с этими родителями надо вести себя точно так же, как и в более младших классах:вызывать в школу, звонить домой, информировать по полной программе, т.к. из 9 класса мы их все равно выпустим, а из 11 - нет. Родители обязательно должны быть в курсе сложившейся ситуации, чтобы перед допуском к экзаменам многие вещи не стали для них неожиданными. Ведь некоторые родители даже не знают. что их чадо прогуливает уроки. Всегда полезно приводить примеры предыдущих лет, когда ученики не допускались, не смогли сдать ЕГЭ, уходили со справками.

Богданов П.Е.: Воробьева И.Р. пишет: вызывать в школу, звонить домой, информировать по полной программе Так и делаю! Все по полной программе. Официальные документы, выговор, Совет школы, комиссия по делам несовершеннолетних... Один из учеников только в этом триместре имеет больше 160 прогулов. Толку никакого. За полтора года родителей в школе не видел. Встречался только у них дома. Не хочется по-плохому, но видимо придется. А таких в классе четыре человека.

Воробьева И.Р.: А по-плохому - это как? В середине учебного года исключить ученика практически невозможно. Можно - не допустить до экзаменов, но для показателей школы это не выход. Видимо, надо мириться с такой категорией учащихся, хотя класс они, безусловно. разлагают.

Романов К.М.: Воробьева И.Р. пишет: В середине учебного года исключить ученика практически невозможно Если ему исполнилось 15 лет- пожалуйста, но с трудоустройством, или с определением в ПУ. Мы это практикуем.

Миронова Г.М.: А может быть надо разобраться в причине пропусков уроков. Есть же какая-то причина. Не каждый ребенок может сказать свою причину. Иногда бывает, что виноваты мы сами в пропусках. Есть категория учителей, которые оскорбляют детей, унижают. Нам как-то надо решать проблему прогулов. Но с другой стороны, всегда были в школе проблемные дети, прогульщики. Наша рутинная, повседневная работа.

Воробьева И.Р.: Миронова Г.М. пишет: "Нам надо как-то решать проблему прогулов". Если проблема в нежелании ребенка учиться да еще помноженная на асоциальную ситуацию в семье - навряд ли ее решить - только перетерпеть и выпустить (даже может быть с документом об образовании). Если же дело в учителе - тогда проблему надо решать в школе. Только куда учителей, оскорбляющих детей, девать?

chachinaea: Здравствуйте. У вас очень интересная тема. Я молодой специалист, классным руководителем работаю второй год. И на протяжении этих двух лет есть только одна проблема - это родители. Сначала они говорили, что я слишком молодая и не смогу ничему научить их детей. Потом, когда их дети стали ко мне тянуться и проводить очень много времени со мной после уроков, родители стали перекладывать на меня все семейные проблемы. Они теперь говорят, что я для их детей вторая мама и должна их воспитывать и учить как своих детей. Но я не могу все время проводить с их детьми, потому что есть своя личная жизнь и хочется посвещать всое свободное время своей семье. Помогите, как можно это объяснить родителям?



полная версия страницы