Форум » Педсовет Центра "Эйдос" » Психолог и учитель: сотрудничество или нелюбовь? » Ответить

Психолог и учитель: сотрудничество или нелюбовь?

Матвейчук Н.Н.: Достаточно давно работают в школах школьные психологи. Однако до сих пор время от времени поднимается вопрос: нужен ли психолог школе? Очень часто "нужность" проявляется там, где отношения психолога и администрации удовлетворительные. Где отношения не сложились, "нужность", зачастую, оказывается под вопросом. Вот так не сложилось, к сожалению, у некоторых моих коллег. То есть получается, что психолог нужен не системе образования, а конкретному администратору. Что думаете по этому поводу, коллеги? Поделитесь своим опытом общения с психологом. Спасибо. С уважением Наталья Матвейчук.

Ответов - 32

Горячева Л.Н.: Матвейчук Н.Н. пишет: нужен ли психолог школе? Матвейчук Н.Н. пишет: Часто бывает так, что профессионализм психолога не может удовлетворить потребности школы и простой учитель может решать задачи успешнее специалиста. Но в любом случае доверительное общение с психологом, особенно в трудных жизненных сетуациях необходимо.Здесь наверное даже ДО не поможет.

Косивец О.В.: Горячева Л.Н. пишет: Часто бывает так, что профессионализм психолога не может удовлетворить потребности школы и простой учитель может решать задачи успешнее специалиста. Хотелось бы уточнить насчет "простого" учителя. Что Вы вкладываете в это понятие? И кто тогда "непростой учитель"? Что же касается психолога, то его поле деятельности настолько обширно, что сложно даже охватить. В кратце это учащиеся, учителя, администрация школы, родители. Это специалист, в чьи обязанности входят элементы работы каждой из перечисленных категорий! Уверяю Вас, это большой груз и не меньшая ответственность. И вряд ли учителю (простому или нет) это посильно.

Камышлова Е.П.: Психолог в школе нужен.Сейчас есть ставка психолога в школе - не стоит отказываться от такой возможности. Объем работы в любой школе велик, поэтому психолог не может охватить всех учащихся. В первую очередь идет работа с первоклассниками в период адаптации к школе, трудными учащимися, поэтому некоторым кажется, что психолог не работает. Мне в работе помогает, что в школе есть психолог, и я могу посоветовать родителям обратиться за консультацией (например, по вопросам, не связанным с обучением) к профессионалу, т.к. обычно в психологические центры они обращаются в крайних случаях.


О.А. Истошина : Бывают ситуации, когда классному руководителю не хватает компетентности для разрешению конфликтных ситуаций, поэтому мое однозначное мнение - психологу в школе быть! А заявления администрации о ненужности психологов лишь указывыют на их некомпетентность

Матвейчук Н.Н.: О.А. Истошина пишет: когда классному руководителю не хватает компетентности для разрешению конфликтных ситуаций Горячева Л.Н. пишет: доверительное общение с психологом, особенно в трудных жизненных ситуациях необходимо Камышлова Е.П. пишет: я могу посоветовать родителям обратиться за консультацией Уважаемые коллеги! Все-таки не очень понятна роль психолога в Ваших школах. Очень четко прослеживается в приведенных цитатах роль некоего консультанта. Но ведь, если только консультант, то он, действительно, может быть. а может и не быть. Учитель сам справится, откроет нужную книжку. Да и без книжки давно поднаторел. А чем виден психолог в Вашей школе? Его инициатива видна? Что исходит лично от него? С уважением Наталья Никандровна.

Камышлова Е.П.: Матвейчук Н.Н. пишет: Все-таки не очень понятна роль психолога в Ваших школах. Очень четко прослеживается в приведенных цитатах роль некоего консультанта. В нашей школе психолог проводит, например, практические групповые занятия с детьми из классов выравнивания, направленные на развитие психических процессов. коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Кочкина Е.К.: Матвейчук Н.Н. пишет: Поделитесь своим опытом общения с психологом В нашей школе до недавнего времени было два психолога, но как обычно вопрос денег встает краеугольным камнем , поэтому сей час психолог один . С этого года у нас работает экспериментальная площадка по одаренным детям. У каждого учителя( кто занимается этой проблемой) есть несколько учеников. Психолог начала работу с такими учениками с того, что провела ряд различных диагностик. Она очень много работы проводит с родителями таких учеников. Психолог помогает учителям при составлении индивидуального маршрута развития таких детей. На сегодняшний день, большинство классных руководителей работают совместно с психологом.

Матвейчук Н.Н.: Уважаемые коллеги! Недавно на МО психологов города говорила о практически чистой страничке форума с вопросом о деятельности психологов. Психологов это чрезвычайно заинтересовало, поскольку это интересная возможность узнать, как работает психологическая служба в России. Я попытаюсь еще раз реанимировать это обсуждение. У нас в городе существует кафедра психологов (методическое объединение). В нашей школе, например, по разным направлениям деятельности психолога работают "Психологическая гостиная" для педагогов, "Родительский клуб" для родителей, клуб "Мудрики" для подростков. На город - стажерская площадка "Деятельность успешного учителя". И в каждой школе что-то свое. индивидуальное. Связь с высшими учебными заведениями, экспериментальные площадки...В конкурсе много заместителей директоров. Пожалуйста, поделитесь своими соображениями. Зачем психолог в школе?

Хавкина Т.А.: Матвейчук Н.Н. пишет: Поделитесь своим опытом общения с психологом. Делюсь: Так повелось, уж не знаю по какой причине, но психологи в нашей школе надолго не задерживаются. Тем не менее у меня есть опыт продуктивного сотрудничества с психологом. Когда в ноябре 2000 года я пришла работать в свою школу, меня сразу торжественно назначили классным руководителем 5 -В класса. Я была у них седьмым классным руководителем и дети сразу поинтересовались, надолго ли я к ним. Дети были сложные. Администрация совершила, на мой взгляд, серьезную ошибку, разделив детей на "сильных" и "слабых", "хороших" и "плохих". "Сильные" и "хорошие" попали в 5-А и Б, остальные достались мне. Наверное сложно бы мне пришлось, если бы рядом не оказалось психолога. Целый год мы, не покладая рук, трудились над выяснением причин "плохости" и "слабости" моих детей, над повышением их самооценки, истреблением из сознания формулы "мы хуже всех". Сменился психолог, но мне снова повезло. Снова получился тандем единомышленников. Снова психолог и классный руководитель работали вместе, не побоюсь высоких слов, спасая детей. И снова перемены. Сотрудничество с последним психологом не состоялось. Может не сошлись характерами, а может просто острой необходимости в присутствии и участии психолога уже не было. Дети выросли - добрые, душевные, чуткие, активные, и с самооценкой полный порядок. И пусть нет среди не отличников и медалистов, многие из них по своим душевным качествам на голову выше многих, достигших больших успехов в учебе. Сейчас они уже вышли из стен школы, поступили в институты, получают профессию. И большое спасибо психологам, работавшим вместе со мной!

Королёва Л.: Матвейчук Н.Н. пишет: нужен ли психолог школе? Я считаю, что психолог не просто нужен, а жизненно необходим в процессе обучения и воспитания, особенно при работе с подростками. Помимо помощи в процессе непосредственно обучения, психолог способствует личностному росту ребенка, а подчас и педагога... Своевременная диагностика позволяет определить уровень и учебной мотивации ребенка, и силы его нервной системы, что дает возможность мне, как педагогу, скорректировать подход к каждому ученику. А помощь при решении проблем личного характера? А индивидуальная коррекционно-развивающая работа с тревожными, агрессивными, отстающими учениками? я убеждена, что психолог должен стать неотъемлимой составляющей любого образовательного учреждения!

Штейн: Королёва Л. пишет: Я считаю, что психолог не просто нужен, а жизненно необходим в процессе обучения и воспитания Полностью с Вами согласна, однако за 15 лет работы в школе еще ни разу не сталкивалась с действительно профессиональным психологом. Чаще психологи, к которым хочется вернуться за советом, встречаются в частной практике.

Клементьева В.Е.: На мой взгляд все люди-учителя,каждый учит.Вопрос только чему и как?Ещё китайские мудрецы говорили:"Уши-зеркало души",поэтому важно чтобы твои труды были услышаны.А когда они дойдут и как будут воспользованы-время покажет.Поэтому, если вас услышали и это кому-то помогло и пригодилось, образование может беть только успешным!!!

Порозов Г.А.: Да не нужен никакой психолог в школе. Пустая трата денег и времени детей. Реально они ничего не могут. Задушевные беседы вести? Да любой нормальный педагог сделает это нисколько не хуже. Провести анкетирование с построением диаграмм уровня тревожности или удовлетворённости? Дядя с улицы проведёт. Море бумаг исписать с рекомендациями? Вот это, пожалуйста. Реальный психолог всегда будет в оппозиции к руководителю, так как он, если конечно честен перед собой, не станет приглаживать и нивелировать в своих отчётах сложности самой системы образования. Которые, практически, проявляются в каждом учебном заведении. И какому директору такой психолог нужен? Вот они и перемещаются в поисках лучшей доли. У нас через каждые два года смена психолога. И вот так уже 15 лет.

Чмелева Елена: Матвейчук Н.Н пишет: психолог нужен не системе образования, а конкретному администратору Аппаратова М.А. пишет: Актуальный вопрос для обсуждения - как оптимизировать работу школьного психолога... это наверное в компетенции самого психолога и школьной администрации На мой взгляд, психолог должен быть нужен не системе и не администратору, а детям :) А чтобы его жизнедеятельность в школе не сводилась к "исписыванию бумаг", он /этот самый психолог/ должен сам себе ответить на вопрос - зачем он в школе... Система образования в обычной средней школе /как и вся система в целом/, на мой взгляд, построена таким образом, чтобы: 1. научить детей писать-читать-считать /т.е. ликбез/ 2. подготовить к сдаче егэ 3. обеспечивать функционирование системы :) Раньше /сколько-то лет назад/ у нас в школе был такой предмет - "этика и психология семейной жизни"... и ребятам он очень нравился, они ходили с удовольствием /не ради "задушевных бесед", конечно/. Потом был предмет просто "психология" - не очень знаю, правда, чему именно там учили. Потом не стало ничего. Потом и психолога в школе не стало... Вот такая была эволюция. Не так давно у нас в школе снова появился психолог. Где-то там наверху решили, что нужно, чтобы он в школе был. Правда, опять непонятно, зачем. Порозов Г.А. пишет: Да не нужен никакой психолог в школе. Пустая трата денег и времени детей. Реально они ничего не могут. Так вот. Уже два года как я с нашим психологом сотрудничаю: мы опять проводим уроки психологии в моем классе, психолог вместе с детьми участвует в эвристических олимпиадах "Психология", "Любовь", "Счастье"... на форумах мы обсуждаем вопросы и решаем проблемы, до которых обычно не "доходят руки" у родителей и учителей... А еще есть куча проблем, решать которые может и должен психолог: как-то помочь детям и родителям,, классному руководителю и учителям учиться и учить в тяжелых условиях, специально созданных системой для усложнения процесса образования... Порозов Г.А. пишет: Да любой нормальный педагог сделает это нисколько не хуже. Может быть... Только занят он обычно своей математикой, физикой, химией, так как "детям же егэ сдавать - это главный показатель успешной работы школы". А учить дружбе, любви, счастью, семейным отношениям, успешности, профессиональному самоопределению - должны родители, которым большей частью некогда, так как они на работе...

Косивец О.В.: Чмелева Елена пишет: Система образования в обычной средней школе /как и вся система в целом/, на мой взгляд, построена таким образом, чтобы: 1. научить детей писать-читать-считать /т.е. ликбез/ 2. подготовить к сдаче егэ 3. обеспечивать функционирование системы :) К сожалению, у большой части школ эти принципы неписанно являются главными. Мне такие школы хочется назвать не учебными заведениями, а ИО - исполняющими обязанности. Не претентуя на оригинальность, повторю известное: "Учение" предполагает нечто большее, чем "натаскивание" на результат. Школа - это социум, действующая модель реальной жизни. И наша учительская задача - научить их жить (и выживать) в обществе, применять на практике не только полученный в школе ликбез, но и умение учиться, развиваться, быть толерантными. И многое из того, что должен получить наш выпускник в школе ложится на плечи психолога. Ну, а если таковой отсутствует или просто изображает деятельность, то его груз перекладывается на учителя. И хорошо, если этот учитель - мастер, а не "исполняющий обязанности".

Пономарева Л.Н.: Порозов Г.А. пишет: Да не нужен никакой психолог в школе. Пустая трата денег и времени детей. Реально они ничего не могут. Да, нет, скорей всё-таки, нужен психолог. Почти все проблемы и в воспитании и в обучении из области психологии.

Косивец О.В.: Порозов Г.А. пишет: Да не нужен никакой психолог в школе. Пустая трата денег и времени детей. Реально они ничего не могут. Задушевные беседы вести? Да любой нормальный педагог сделает это нисколько не хуже. Провести анкетирование с построением диаграмм уровня тревожности или удовлетворённости? Дядя с улицы проведёт. Создается впечатление, что вашей школе просто не везло на хороших специалистов. Психолог в школе - это прежде всего аналитик и консультант. А еще лекарь душ, собеседник, "громоотвод", "зодчий" взаимоотношений в коллективе. Можно продолжать и далее. Но однозначно то, что в школе без психолога нельзя. Что же касается дяди с улицы, так ведь он может не только анкетирование провести, но и грамоте научить. А также математике, истории, немного химии и физике. Да чего уж мелочиться, и информатике тоже. Мышь водить сейчас многие дяди и тети могут... Хочется верить что цитируемое мной высказывание было просто провокацией к серьезному разговору, а не частью (уж простите за резкость)профессионального кредо автора.

Матвейчук Н.Н.: Косивец О.В. пишет: Психолог в школе - это прежде всего аналитик и консультант. А еще лекарь душ, собеседник, "громоотвод", "зодчий" взаимоотношений в коллективе. Спасибо, Ольга Васильевна, за ТАКОЙ подход. Можно же и по-другому, попроще посмотреть на профессию психолога, на его задачи в школе. В принципе, противоположный подход не нов. Все мы - политики, все мы - медики, все мы - и психологи тоже. :-) В нашем городе работает методическое объединение "Кафедра психологов". Уже далеко ушли в прошлое те заседания, когда психологи грустили, что администрация не всегда понимает миссию психолога. Без психолога не видится ни одно учреждение города: в лицее - работа с одаренными, в школе-интернате - сопровождение детей без опеки, в массовой школе - вообще проблем целый воз. И ведь такое простое действо, как "поговорить по душам" может стать для конкретного ребенка поворотным в жизни. Можно нажать на такие рычаги, что ребенок жизнь изменить захочет. Это только кажущаяся легкость и простота - поговорить с ребенком. Я думаю, что, возможно, психологи-профессионалы не попали в некоторые школы. И мы просто не знаем, что может Психолог. Чего мы не знаем, того для нас нет! :-))

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Хочется верить что цитируемое мной высказывание было просто провокацией к серьезному разговору, а не частью (уж простите за резкость) автора. Дяди с улицы учить будут совсем другому. Я говорю о том, что за дымкой наукообразия, отдельные (уж помягче постараюсь) психологи создают видимость работы, а реально из школьных психологов - психологов от бога, я не встречал. Как-то не везёт мне с ними. Я улавливаю смутно про резкость. Дядя с улицы - часть профессионального кредо автора? Замысловато. Простите великодушно, но про кредо лучше в другом месте.

Аппаратова М.А.: Мне кажется обсуждать необходимость психолога пустая трата времени, нужно говорить о качестве работы психолога. школьные психологи - многостаночники, обычно у них нет единной профессиональной концепции, обычно их сил хватает только на ребенка. А родители за кадром остаются. И работу его (психолога) можно с большим трудом отследить. Обычно высоквалифицированный психолог имеет свою практику и точно не в школе. Актуальный вопрос для обсуждения - как оптимизировать работу школьного психолога (но это наверное в компетенции самого психолога и школьной администрации.

Пичурова Н.В.: Матвейчук Н.Н. пишет: Достаточно давно работают в школах школьные психологи. Однако до сих пор время от времени поднимается вопрос: нужен ли психолог школе? Очень часто "нужность" проявляется там, где отношения психолога и администрации удовлетворительные. Где отношения не сложились, "нужность", зачастую, оказывается под вопросом. Вот так не сложилось, к сожалению, у некоторых моих коллег. То есть получается, что психолог нужен не системе образования, а конкретному администратору. Что думаете по этому поводу, коллеги? Поделитесь своим опытом общения с психологом. Спасибо. С уважением Наталья Матвейчук. У нас тоже есть должность психолога. Это нужная должность в школе. Психолог постоянно работает с детьми по различным направлениям. Поогает готовить педсоветы. Проводит интересные анкетирования. Работает с выпускниками по поводу экзаменов. Работает с пятиклашками по поводу их перехода из начальной в школы в старшую

БухтееваН.С.: Наверное , психолог все-таки нужен школе. Мы, конечно, можем провести тест на уровень тревожности,адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено и т. д., уровень среднего школьного педагога (коим я и являюсь) позволяет это сделать.Вопрос в другом . По результатам этих тестов надо делать выводы и работать.А вот на это у нас нет времени. Не знаю как в других регионах, но в нашем, с принятием закона Краснодарского Края о мерах по профилактике безнадзорности детей, на первом месте сейчас .кажется, даже не не подготовка к еге. куча бумаг, отчетов, совещаний , бесед с родителями,собраний и т.д. Я сейчас даже элементарные тесты провести не могу :дефицит времени, а вот психолог бы делал бы свою работу. Психолог должен быть профессионалом и любить свою работу, нашей школе не везет , у нас они появляются и быстро исчезают, не проработав и года , на первом месте прчина их ухода -низкая зароботная плата и огромный пласт работы

Алиева А.В.: Здравствуйте! Психолог в школе: нужен или нет? Конечно да! В Тольятти скоро годовщина, как произошёл взрыв автобуса №2. В этом автобусе к сожалению была моя ученица-Бахарева Диана. Девочка очень пострадала,не столько физически, сколько психологически. Несомненно была проведена большая работа специалистов в спец. заведениях по реабилитации в течении многих месяцев,но и мы:учитель и школьный психолог немало работали вместе- рука об руку по восстановлению психологического здоровья девочки. Особенности ребёнка психолог не знает так,как знает их учитель, а учителю не хватает квалифицированной подготовки с точки зрения психолога, а также отсутствие тестов и методик, по которым можно было бы произвести психологический контроль. вот вам и сотрудничество.Отсюда и результат: Диана замечательно себя чувствует, вспоминает об этом дне спокойно, перестала бояться хлопков, спокойно находится в шумной обстановке и стала вновь весёлым ребёнком.

Алиева А.В.: Здравствуйте! Психолог в школе: нужен или нет? Конечно да! В Тольятти скоро годовщина, как произошёл взрыв автобуса №2. В этом автобусе, к сожалению, была моя ученица - Бахарева Диана. Девочка очень пострадала, не столько физически, сколько психологически. Несомненно, была проведена большая работа специалистов в спец. заведениях по реабилитации в течение многих месяцев, но и мы: учитель и школьный психолог немало работали вместе - рука об руку по восстановлению психологического здоровья девочки. Особенности ребёнка психолог не знает так, как знает их учитель, а учителю не хватает квалифицированной подготовки с точки зрения психолога, а также отсутствие тестов и методик, по которым можно было бы произвести психологический контроль. Вот вам и сотрудничество. Отсюда и результат: Диана замечательно себя чувствует, вспоминает об этом дне спокойно, перестала бояться хлопков, спокойно находится в шумной обстановке и стала вновь весёлым ребёнком.

antonyuk: Здравствуйте. Очень здорово, что я оказалась на этом форуме. У меня в отношении психологов сложилось устойчивое убеждение, что это незаменимые люди, особенно в образовании. Провести анкетирование и беседу, может быть, и каждый учитель сможет, хотя я с этим не согласна. Не каждый!!! Проверено! А вот открыть душу ребёнку, суметь вытащить наружу его проблемы и полечить... Мне, наверное, повезло. Да не наверное, а точно повезло. В нашем учреждении очень хорошие психологи работают. Любой совет от них- и ты нашёл варианты решения проблем. Даже если ты просто мимо проходишь, их открытая улыбка и доброе приветствие заряжают какой-то солнечной энергией. А как их любят дети! Готовимся к конференции - с нами работает психолог: как правильно простроить публичное выступление, как правильно держаться, отвечать на вопросы. Едем на творческий конкурс- психолог снова с нами: как справиться с волнением, как работать с публикой, реагировать на критику и другое. Проводим погружения - ну как же мы без психолога? Нам ведь нужна сплочённая команда, мы хотим побольше узнать друг о друге, мы хотим научиться понимать друг друга, договариваться. Психолог - это очень важный человек в нашей жизни. И всю ту работу, которую он проводит и с нами (педагогами и администрацией) и с детьми очень полезны в жизни. Так что деятельность психолога- это не только анкеты и срезы...

Пономарева Л.Н.: antonyuk пишет: Психолог - это очень важный человек в нашей жизни. Я хоть и из советского прошлого и знаю, что к психологии отношение было, мягко говоря, как к чему-то не совсем нужному для здорового, психологически устойчивого советского человека. А сейчас многое из того, что решалось на уровне индивидуума, кстати, понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень близки, свалено на психологов. Может это и не наш путь, а американский, но пусть "пироги печёт пирожник".

Дондокова Т.В.: Матвейчук Н.Н. пишет: нужен ли психолог школе? Безусловно. Проблема только в том - какой: профессионал он или так...получил диплом. На мой взгляд, и не один психолог-профи нужен школе, а целая служба (пусть одни занимаются детьми, а другие - работают с педколлективом). Может, и потому сложилось у некоторых коллег отрицательное мнение о психологах, что не может один человек решать проблемы нескольких сотен человек, отсюда и низкие результаты деятельности психолога.antonyuk пишет: Готовимся к конференции - с нами работает психолог: как правильно простроить публичное выступление, как правильно держаться, отвечать на вопросы. Едем на творческий конкурс- психолог снова с нами: как справиться с волнением, как работать с публикой, реагировать на критику и другое. Проводим погружения - ну как же мы без психолога? Завидую всеми цветами радуги. Что еще сказать? Повезло вам.

antonyuk: Пономарёва Т.Н. пишет: А сейчас многое из того, что решалось на уровне индивидуума, кстати, понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень близки, свалено на психологов. Может это и не наш путь, а американский, но пусть "пироги печёт пирожник". Всегда было интересно, что человек (в частности, ученик) должен решать на своём уровне? По каким вопросам, если они у него вдруг возникли, он не должен обращвться к психологу? Спасибо.

Гриневич Л.А.: antonyuk пишет: " Проблема только в том - какой: профессионал он или так...получил диплом." Кто же будет спорить, что школе нужен хороший психолог? К сожалению, в моей практике таких не встречалось. Чаще всего это педагоги, которые в зрелом возрасте выучились на курсах, так как в своё время ввели в школе эту ставку. Некоторым предложили выучиться в срочном порядке, а некоторые сами почувствовали, что для них это может быть более выгодно, чем учить детей на уроках. Отсюда и нелюбовь к психологам в некоторых школах.

Косивец О.В.: antonyuk пишет: Всегда было интересно, что человек (в частности, ученик) должен решать на своём уровне? Думаю, что решение любой проблемы ребенок должен пытаться найти сам. Однако это далеко не всегда получается. Так вот задача классного руководителя, родителя, любого врослого, заметившего проблему - убедить ребенка в том, что дельный совет не должен отвергаться и консультация психолога может дать решение проблемы или указать путь к нему. Некоторые дети путают психолога с психиатром, и боятся соответственно выглядеть в глазах сверстников. Это уже задача психолога - вести с ребятами регулярную работу, чтобы отношения сложились позитивными.

Васильева И.В.: Матвейчук Н.Н. пишет: нужен ли психолог школе? Бесспорно нужен! Но какой? Грамотный, который может найти подход к детям, человек, которому захочется поведать самые сокровенные чувства, человек, который сможет выслушать в трудную минуту и помочь. Психолог - это помощник учителя в работе с детьми. А у нас порой получается, что психолог набегами забегает в класс, потому что ему надо провести для отчетности какой-то ненужный тест ( я имею в виду для учителя в работе класса). Психолог должен быть правою рукою учителя. Что уж говорить, в нашей школе до сих пор нет психолога. И, если учитель хочет построить работу с детьми правильно, а что греха таит, дети сейчас проблемные ( и у каждого эти проблемы свои), ему приходится осваивать и профессию психолога.

Иванова Г.А.: Васильева И.В. пишет: И, если учитель хочет построить работу с детьми правильно, а что греха таит, дети сейчас проблемные ( и у каждого эти проблемы свои), ему приходится осваивать и профессию психолога. Но хороший учитель не может не быть психологом. Другое дело, что даже у классного руководителя не всегда выкраивается время и для нужных тестов, и опросов - вот в этом и должен помочь школьный психолог. И провести, и проанализировать, и подсказать пути решения проблем. Но, увы, за все годы работы в разных школах ничего подобного никогда не видела.



полная версия страницы